12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трунтаева Светлана Юрьевна1360
Россия, Липецкая обл.

Пояснительная записка.

Программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на профильном уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа курса физики профильного уровня среднего (полного) общего образования ориентирована на изучение элементов основных физических теорий: механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, квантовой физики.

Изучение физики на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципа работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснования высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к ученым-физикам, сыгравшим ведущую роль в создании современного мира науки и техники;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

 

В задачи обучения физике входят:

развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.

Обучение физике в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; формировать научное мировоззрение, базовые и ключевые компетенции: информационно-технические и коммуникативные.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Физика является основой естествознания и научно-технического прогресса. Это определяет цели обучения: развитие интереса к физическим знаниям; осознание роли физики в науке и производстве; воспитание экологической культуры; понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

Курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретичсеких моделей, законов, экспериментальных результатов);

систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);

выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования;

оценки достоверности естественнонаучной информации, возможности ее практического использования.

Основной акцент при обучении делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике, являющийся важнейшим вкладом в создание интеллектуального потенциала страны.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по физике.

       Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г, )

Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике рекомендованная Министерством образования и науки РФ 2004 года.

Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «физики)» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017учебном году»;

Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г).

Календарный учебный график МБОУ им.Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч.г. (утвержден приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от).

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г №247)

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике: Физика 10 – 11 кл. профильный уровень / Сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, М.: Дрофа, 2010 г.

Количество часов. Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов из расчета 5 учебных часа в неделю, из них: 11 лабораторных работ, 7 контрольных работ.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Формы занятий: уроки – лекции, уроки – практикумы, зачеты, урок – защита проектов, контрольные работы, уроки – семинары, уроки – игры.

Урок – лекция – излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок – исследование – на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок – предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – игра – на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач – вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач.

Урок – самостоятельная работа – предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа – урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа – проводится с целью комплексного практического применения знаний.

Формы контроля: самостоятельные работы, тесты, карточки, контрольные работы, физический диктант, практические задания, компьютерные тесты, творческие домашние задания. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, частично поисковый, творческий, проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский.

Используется учебник для 11 класса, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: Физика. 11 класс: профильный уровень. А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин. А. Н. Малинин и др.; под ред. А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 2010 г.

Содержание рабочей программы

Электромагнитные колебания и волны (78 ч)

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии, импульса и массы тела. Дефект масс и энергия связи.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Сложение гармонических колебаний.

Генератор переменного тока.

Трансформатор.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

Поляризация электромагнитных волн.

Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Детекторный радиоприемник.

Интерференция света.

Дифракция света.

Полное отражение света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Спектроскоп.

Фотоаппарат.

Проекционный аппарат.

Микроскоп.

Лупа.

Телескоп.

Лабораторные работы

Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.

Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции на щели.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.

Измерение показателя преломления стекла.

Расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы.

Физический практикум (13 ч)

Квантовая физика (45 ч)

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты Лебедева и Вавилова.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучения света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Камера Вильсона.

Фотографии треков заряженных частиц.

Лабораторная работа

Наблюдение линейчатых спектров.

Физический практикум (9 ч)

Строение Вселенной (13 ч)

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Красное смещение в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Демонстрации

Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.

Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.

Фотографии галактик.

Наблюдения

Наблюдение солнечных пятен.

Обнаружение вращения Солнца.

Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик.

Компьютерное моделирование движения небесных тел.

Обобщающее повторение (10 ч)

учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

уроки

контрольные работы

лабораторные, практические работы

зачеты

повторение.

2

2

     

Электромагнитные колебания и волны

78

62

4

8

4

 

Электромагнитные колебания и физические основы электротехники.

28

22

1

4

1

 

Электромагнитные волны и физические основы радиотехники.

13

11

1

 

1

 

Световые волны и оптические приборы.

30

23

2

4

1

 

Элементы теории относительности.

7

6

   

1

Квантовая физика

45

37

2

3

3

 

Световые кванты.

10

8

1

 

1

 

Физика атома.

11

9

 

1

1

 

Физика атомного ядра.

22

18

1

2

1

 

Элементарные частицы.

2

2

     

Строение и эволюция вселенной

13

12

   

1

 

Природа тел Солнечной системы.

6

6

     

 

Звезды и звездные системы.

7

6

   

1

Практикум

22

21

   

1

Итоговое повторение

10

8

2

   

Всего

170

142

8

11

9

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

смысл физических законов, принципов и постулатов(формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля — Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперименты служат основой для выдвижения гипотез и разработки научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

применять полученные знания для решения физических задач;

определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды;

определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Литература и средства обучения

Учебно-методический комплект для учащихся.

Учебник. Физика, 11 класс: профильный уровень. А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др. / под ред. А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 2010 г.

Литература для учителя.

Баканина Л. П. Сборник задач по физике: 10 – 11 кл. с углубл. изуч. физики / Л. П. Баканина, В. Е. Белонучкин, С. М. Козел; под ред. С. М. Козела. — М.: Просвещение, 2001 г.

Кабардин О. Ф. Физика. Задачник: 9 – 11 кл. / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. — М.: Дрофа, 2001 г.

Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002 г.

Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002 г.

Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 11 класс. Ю. С. Куперштейн. – СПб.: Изд. дом «Сентябрь». 2004 г.

Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. Парфентьева Н. А. – М.: Просвещение, 2010 г.

Контрольные и проверочные работы по физике. 10-11 классы. Самойленко П. И. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «мир и образование», 2005 г.

Тесты по физике: уровень В. Ханнанов Н. К., Орлов В. А., Никифоров Г. Г. – М.: Вербум-М, 2003 г.

Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10 – 11 классов. Заботин В. А., Комиссаров В. Н. – М.: Просвещение, 2008 г.

Демонстрационные опыты по электродинамике. Головин П. П. – Ишеевка, Изд-во «Импульс», 2003 г.

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Физика. Авт.-сост. А. В. Берков, В. А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2011 г.

Физика. 11 класс: поурочные планы по учебнику С. В. Громова. Авт.-сост. В. Т. Оськина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Физика. Подготовка к ЕГЭ-2011. / под ред. Л. М. Монастырского – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010 г.

ЕГЭ 2011. Физика: решение задач: Сдаем без проблем! / Н. И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010 г.

Физика. Задачник. 9-11 кл. Рымкевич А. П. – М.: Дрофа, 1997 г.

Физика. Задачник. 10-11 кл. Рымкевич А. П. – М.: Дрофа, 2001 г.

Тесты по физике: 11 класс. Зорин Н. И. – М.: ВАКО. 2010 г.

Физика. 11 класс. Контрольные работы в новом формате. Годова И. В. – М.: «Интеллект-центр». 2011 г.

Контрольно-измерительные материалы. Физика. 11 класс. Сост. Н. И. Зорин. – М.: ВАКО, 2011 г.

Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс. Волков В. А. – М.: ВАКО, 2011 г.

Тематический контроль по физике. Зачеты. 10-11 класс. Ильина Н. В. – М.: Интеллект-Центр, 1999 г.

Физика, 11 класс. Дидактические карточки-задания. М. А. Ушаков, К. М. Ушаков. – М.: Дрофа, 2011 г.

Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. Горлова Л. А. – М.: ВАКО, 2009 г.

100 игр по физике. Ланина И. Я. – М.: Просвещение, 1995 г.

Дополнительная литература.

Домашний эксперимент по физике. Ковтунович М. Г. – М.: ВЛАДОС, 2007 г.

Удивительная физика. Асламазов А. Г., Варламов А. А. – М.: Добросвет, 2002 г.

Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл. Моркотун В. Л. – М.: ВЛАДОС, 2007 г.

Физика в формулах и схемах. Сост. Малярова О. В. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2003 г.

Занимательная физика. Я. И. Перельман. В двух частях. – М.: Наука, 1982 г.

Иллюстрированный Атлас по физике: 11 класс. Касьянов В. А. – М.: «Экзамен». 2010 г.

Занимательные опыты по физике. Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1985 г.

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Журнал «Физика в школе».

Средства обучения.

Персональный компьютер и мультимедийный проектор.

Таблицы по физике 11 класс.

Демонстрационные и лабораторные приборы (номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся).

Компьютерные диски: «Уроки физики КиМ», «Библиотека наглядных пособий по физике», «Физика. 7-11 класс. Практикум».

Перечень демонстрационного оборудования.

Магнит дугообразный демонстрационный.

Магнит полосовой демонстрационный.

Набор демонстрационный «Электричество 1».

Набор демонстрационный «Электричество 2».

Набор демонстрационный «Электричество 3».

Набор демонстрационный «Электричество 4».

Набор для демонстрации объемных спектров постоянных магнитов.

Набор для демонстрации спектров магнитного поля тока.

Источник питания демонстрационный.

Прибор для демонстрации правила Ленца.

Модель перископа.

Набор демонстрационный «Волновая оптика».

Набор демонстрационный «Геометрическая оптика».

Телескоп-рефрактор.

Вакуумная тарелка со звонком.

Генератор звуковой функциональный.

Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи.

Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн.

Набор по передаче электроэнергии.

Осциллограф демонстрационный двухканальный (34 см).

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Комплект лабораторный по электродинамике.

Лабораторный набор «Магнетизм».

Набор лабораторный по электродинамике и полупроводниковым приборам.

Набор «Практикум «Электродинамика».

Лабораторный набор «Оптика».

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Повторение – 2 часа

 

Электрическое поле.

1

   

 

Магнитное поле.

1

   

Электромагнитные колебания и волны – 78 часов

Электромагнитные колебания и физические основы

электротехники – 28 часов

 

Гармонические колебания.

1

   

 

Сложение колебаний.

1

   

 

Свободные электромагнитные колебания.

1

   

 

Собственная частота электромагнитных колебаний в контуре.

1

   

 

Решение задач «Гармонические колебания».

1

   

 

Автоколебательный генератор незатухающих электромагнитных колебаний.

1

   

 

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток.

1

   

 

Решение задач «Переменный ток».

1

   

 

Активное сопротивление.

1

   

 

Индуктивное сопротивление.

1

   

 

Емкостное сопротивление.

1

   

 

Лабораторная работа № 1 «Измерение силы тока в цепи с конденсатором».

1

   

 

Решение задач «Активное, индуктивное и емкостное сопротивление в цепях переменного тока»

1

   

 

Лабораторная работа № 2 «Измерение индуктивного сопротивления катушки».

1

   

 

Закон Ома для электрической цепи переменного тока.

1

   

 

Решение задач «Закон Ома для переменного тока».

1

   

 

Мощность в цепи переменного тока.

1

   

 

Резонанс в электрических цепях переменного тока.

1

   

 

Решение задач «Мощность в цепи переменного тока. Резонанс».

1

   

 

Зачет № 1 «Электромагнитные колебания».

1

   

 

Трансформатор.

1

   

 

Лабораторная работа № 3 «Изучение явления электромагнитной индукции и принципа действия трансформатора».

1

   

 

Производство и использование электрической энергии.

1

   

 

Лабораторная работа № 4 «Определение числа витков в обмотках трансформатора».

1

   

 

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания».

1

   

 

Контрольная работа № 1 «Электромагнитные колебания».

1

   

 

Решение комбинированных задач.

2

   

 

   

Электромагнитные волны и физические основы радиотехники – 13 часов

 

Открытие электромагнитных волн. Отражение электромагнитных волн.

1

   

 

Преломление электромагнитных волн.

1

   

 

Решение задач «Отражение и преломление электромагнитных волн».

1

   

 

Интерференция электромагнитных волн.

1

   

 

Дифракция электромагнитных волн.

1

   

 

Поляризация волн.

1

   

 

Решение задач «Интерференция, дифракция и поляризация электромагнитных волн».

1

   

 

Принцип радиотелефонной связи.

1

   

 

Телевидение. Развитие средств связи.

1

   

 

Обобщающий урок-семинар «Принципы радиосвязи».

1

   

 

Зачет № 2 «Электромагнитные волны».

1

   

 

Решение задач «Электромагнитные волны».

1

   

 

Контрольная работа № 2 «Электромагнитные волны».

1

   

Световые волны и оптические приборы – 30 часов

 

Электромагнитная природа света. Скорость света.

1

   

 

Интерференция света.

1

   

 

Применение интерференции.

1

   

 

Решение задач «Интерференция света».

1

   

 

Дифракция света.

1

   

 

Лабораторная работа № 4 «Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции от щели».

1

   

 

Дифракционная решетка.

1

   

 

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

1

   

 

Дисперсия света.

1

   

 

Поляризация света.

1

   

 

Решение задач «Дифракция, дисперсия и поляризация света».

1

   

 

Спектр электромагнитных излучений.

1

   

 

Решение задач по теме «Волновая оптика».

1

   

 

Контрольная работа № 3 «Волновая оптика».

1

   

 

Преломление и отражение света. Зеркала.

1

   

 

Лабораторная работа № 6 «Определение показателя преломления стекла».

1

   

 

Решение задач «Преломление и отражение света».

1

   

 

Линзы.

1

   

 

Построение изображений в линзах.

1

   

 

Решение задач «Линзы».

1

   

 

Глаз как оптическая система.

1

   

 

Лабораторная работа № 7 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

1

   

 

Световые величины.

1

   

 

Оптические приборы.

1

   

 

Решение задач «Оптические приборы».

1

   

 

Зачет № 3 «Световые волны».

1

   

 

Решение задач «Световые волны».

1

   

 

Контрольная работа № 4 «Геометрическая оптика».

1

   

 

Решение комбинированных задач.

2

   

 

   

Элементы теории относительности – 7 часов

 

Предельность и абсолютность скорости света.

1

   

 

Постулаты специальной теории относительности.

1

   

 

Решение задач «Относительность времени и расстояний».

1

   

 

Энергия, импульс и масса в релятивистской динамике.

1

   

 

Закон взаимосвязи массы и энергии для системы частиц.

1

   

 

Решение задач «Элементы СТО».

1

   

 

Зачет № 4 «Элементы теории относительности».

1

   

Физический практикум – 13 часов

 

Практическая работа № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

2

   

 

   

 

Решение задач «Свободные электромагнитные колебания».

1

   

 

Решение задач «Переменный ток».

1

   

 

Практическая работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

   

 

Решение задач «Свойства электромагнитных волн».

1

   

 

Практическая работа № 3 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы».

1

   

 

Решение задач «Геометрическая оптика».

1

   

 

Практическая работа № 4 «Сборка модели радио FM».

2

   

 

   

 

Практическая работа № 5 «Определение заряда электрона».

2

   

 

   

 

Решение задач «Элементы теории относительности».

1

   

Квантовая физика – 45 часов

Световые кванты – 10 часов

 

Возникновение учения о квантах.

1

   

 

Фотоэлектрический эффект.

1

   

 

Фотоэлементы. Применение фотоэффекта.

1

   

 

Решение задач «Фотоэффект».

1

   

 

Химическое действие света.

1

   

 

Световое давление. Импульс фотона.

1

   

 

Опыты, обнаруживающие корпускулярные свойства света.

1

   

 

Зачет № 5 «Световые кванты».

1

   

 

Решение задач «Световые кванты».

1

   

 

Контрольная работа № 5 «Световые кванты».

1

   

Физика атома – 11 часов

 

Ядерная модель атома.

1

   

 

Квантовые постулаты Бора.

1

   

 

Объяснение происхождения линейчатых спектров.

1

   

 

Лабораторная работа № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

1

   

 

Решение задач «Постулаты Бора».

1

   

 

Опыт Франка и Герца.

1

   

 

Волновые свойства частиц вещества.

1

   

 

Соотношение неопределенностей.

1

   

 

Лазер.

1

   

 

Решение задач «Физика атома».

1

   

 

Зачет № 6 «Физика атома».

1

   

Физика атомного ядра – 22 часа

 

Атомное ядро. Состав атомных ядер.

1

   

 

Энергия связи ядра.

1

   

 

Ядерные спектры.

1

   

 

Решение задач «Состав ядра, энергия связи».

1

   

 

Радиоактивность.

1

   

 

Закон радиоактивного распада.

1

   

 

Решение задач «Радиоактивность».

1

   

 

Лабораторная работа № 10 «Моделирование радиоактивного распада».

1

   

 

Свойства ионизирующих излучений.

1

   

 

Методы регистрации ионизирующих излучений.

1

   

 

Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям».

1

   

 

Решение задач «Ионизирующие излучения».

1

   

 

Ядерные реакции.

1

   

 

Цепные ядерные реакции.

1

   

 

Решение задач «Ядерные реакции».

1

   

 

Ядерный реактор.

1

   

 

Ядерная энергетика.

1

   

 

Зачет № 7 «Атомное ядро».

1

   

 

Решение задач «Физика атомного ядра».

1

   

 

Контрольная работа № 6 «Строение атома и атомного ядра».

1

   

 

Решение комбинированных задач.

2

   

 

   

Элементарные частицы – 2 часа.

 

Классификация элементарных частиц.

1

   

 

Обобщающий урок «Физическая картина мира».

1

   

Физический практикум – 9 часов

 

Практическая работа № 6 «Изучение законов фотоэффекта».

1

   

 

Решение задач «Законы фотоэффекта».

1

   

 

Решение задач «Атомное ядро».

1

   

 

Решение задач «Радиоактивность. Ядерные реакции».

1

   

 

Практическая работа № 7 «Исследование естественной радиоактивности продуктов питания».

2

   

 

   

 

Итоговый зачет.

1

   

 

Решение комбинированных задач.

2

   

 

   

Строение и эволюция Вселенной – 13 часов

Природа тел Солнечной системы – 6 часов

 

Планеты Солнечной системы.

1

   

 

Законы движения планет.

1

   

 

Малые тела Солнечной системы.

1

   

 

Солнце.

1

   

 

Происхождение Солнечной системы.

1

   

 

Обобщающий урок «Солнечная система».

1

   

Звезды и звездные системы – 7 часов

 

Физические характеристики звезд.

1

   

 

Эволюция звезд.

1

   

 

Млечный Путь – наша Галактика.

1

   

 

Галактики.

1

   

 

Строение и эволюция Вселенной.

1

   

 

Обобщающий урок «Звездные системы».

1

   

 

Зачет № 8 «Строение и эволюция Вселенной».

1

   

Обобщающее повторение – 10 часов

 

Повторение. Механика.

1

   

 

Повторение. Молекулярная физика и термодинамика.

1

   

 

Повторение. Электрический ток.

1

   

 

Повторение. Электромагнитные колебания.

1

   

 

Повторение. Электромагнитные волны.

1

   

 

Повторение. Квантовая физика.

1

   

 

Решение комбинированных задач.

1

   

 

Итоговая контрольная работа.

2

   

 

   

 

Физика и научно-технический прогресс.

1

   

Всего – 170 часов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.