12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Киселева Надежда Владимировна576
Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района
Материал размещён в группе «Учителя физики»


 


 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Физика» разработана для обучающихся 10 -

11 классов МОУ « Талицкая СОШ».

Программа составлена на основе:

федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования 2004 года ( http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288 ),

примерной Программы основного общего образования по физике 10 – 11(базовый уровень)

авторской программы С. А. Тихомировой

Программы среднего общего образования МОУ «Талицкая СОШ»


 

Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника
научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


 

Цели изучения физики:

    • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

      овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

      воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

      использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:

      • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

        формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

        овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

        приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел

отличать гипотезы от научных теорий

делать выводы на основании экспериментальных данных

приводить примеры практического использования полученных знаний

воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


 

Изучение физики на ступени среднего образования на базовом уровне направлено

на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели (в том числе с использованием ИКТ),

применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественно-научной информации;

Развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике; воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо человеческого общества;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и

процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения

теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Основная форма организации учебного процесса – урок.

Виды и формы контроля

Вид контроля

Форма контроля

устный

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

письменный

физический диктант

контрольная работа

самостоятельная работа

тест

конспект

решение задач

рабочая тетрадь на печатной основе

практический

лабораторная работа

физический опыт

фронтальный эксперимент

графический

таблица

наблюдение

 

самоконтроль

 


 

Используемые технологии: ИКТ, системно- деятельностный подход, компетентностно -ориентированные технологии, разноуровневое обучение.


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Физика 10-11 класс (68ч + 68 ч.). Тихомирова С.А.

10 класс (68ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

лаб. работы

контр. работы

   

1

Введение

1

   

2

Механика

30

2

2

3

Термодинамика

20

2

2

4

Электродинамика

21

2

3

       

итоговая

 

Итого:

70

6

8


 


 

Физика и методы научного познания. 1 ч

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика. 29 ч

Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.

Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчёта

Падение тел в воздухе и в вакууме

Явление инерции

Сравнение масс взаимодействующих тел

Второй закон Ньютона

Измерение сил

Сложение сил

Зависимость силы упругости от деформации

Силы трения

Условия равновесия тел

Реактивное движение

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно

Лабораторные работы

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Изучение движения по окружности под действием силы тяжести и силы упругости


 

Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Демонстрации

Механическая модель броуновского движения

Изменение давления газа с изменение температуры при постоянном объёме

Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении

Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре

Кипение воды при пониженном давлении

Устройство психрометра и гигрометра

Явление поверхностного натяжения жидкости

Кристаллические и аморфные тела

Объёмные модели строения кристаллов

Модели тепловых двигателей

Лабораторные работы

Опытная проверка закона Гей-Люссака

Измерение относительной влажности воздуха

Электродинамика. 60 ч

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах. Демонстрации

Электрометр

Проводники в электрическом поле

Диэлектрики в электрическом поле

Энергия заряженного конденсатора

Электроизмерительные приборы л

Лабораторные работы

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников


 


 

11 класс (68ч)


 

п/п

Тема

Кол-во часов

лаб. работы

контр. работы

       

входная

1

Электродинамика (продолжение)

40

6

3

2

Квантовая физика и элементы астрофизики

28

1

1

       

итоговая

 

итого

68

7

6

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.

Механические и электромагнитные колебания. Переменный ток. Электромагнитное поле.

Механические и электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Оптические приборы. Волновые свойства света. Виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Постулаты специальной теории относительности. Закон взаимосвязи массы и энергии. Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов

Отклонение электронного пучка магнитным полем

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока

Свободные электромагнитные колебания

Осциллограмма переменного тока

Генератор переменного тока

Излучение и приём электромагнитных волн

Отражение и преломление электромагнитных волн

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света

Оптические приборы

Интерференция света

Дифракция света

Получение спектра с помощью призмы

Получение спектра с помощью дифракционной решётки

Поляризация света

Лабораторные работы

Изучение явления электромагнитной индукции

Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника

Измерение показателя преломления стекла

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Наблюдение интерференции и дифракции света

Определение длины световой волны

Физика XX века. Строение Вселенной. 28 ч

СТО. Фотоэффект. Гипотеза Планка о квантах. Уравнение фотоэффекта. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект

Линейчатые спектры излучения

Лазер

Счётчик ионизирующих частиц

Лабораторные работы

Изучение треков заряженных частиц

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление,

гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, фотон, ионизирующее излучение

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период , частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила, магнитная индукция, энергия магнитного поля, показатель преломления;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

применять полученные знания для решения несложных задач;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

для рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2013.

    Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-11. – М.: Мнемозина, 2013.

    Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2013.

    Тихомирова С.А. Физика-11. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2013.

    Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.

    Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах

    Тихомирова С.А. Контрольные работы по физике в 10-11 классах Мнемозина, 2008.

    А.Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. Дидактические материалы. 10 класс. М.: Дрофа, 2005

    А.Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. Дидактические материалы. 11 класс. М.: Дрофа, 2008

    А. П. Рымкевич. Физика. Задачник. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2007

    Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс. /Сост. Н. И. Зорин. – М.: ВАКО, 2010

    Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс/ Сост. Н. И. Зорин. – М.: ВАКО, 2011


 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.