Рабочая программа по физкультуре для 6 класса по УМК под ред. В.И. Ляха
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. Директора по УВР Директор
МБОУ «Уваровщинская сош» МБОУ «Уваровщинская сош»
И.А. Урюпина Е.Н. Хохлова
« » 20 год « » 20 год
Рабочая программа по ученому предмету
«Физическая культура»
для 6 класса
на 2015-2019 учебный год.
Рассмотрена и рекомендована Составитель: Зайцев Ю.И.
к утверждению на МО учителей. Учитель физической культуры
физической культуры и ОБЖ МБОУ «Уваровщинская СОШ»
МБОУ «Уваровщинская сош» филиал в селе Калаис
Протокол №____от________
2015 год
Пояснительная записка
Программа по физической культуре для 6 класса составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2012 год)
- с авторской программой В.И.Лях «Физическая культура 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011 год.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для обучающихся 5 – 7 классов. Физическая культура. Автор М.Я.Виленский, Москва: Просвещение, 2013.
Основная цель курса: формирование разносторонне физически развитой личности ,готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи курса:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцировании основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых. скоростных, выносливости, силы и гибкости);
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными вилами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Описание новизны учебной программы возможно через:
Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности ), «Способы двигательной ( физкультурной ) деятельности» (операциональный компонент деятельности ), «Физическое совершенствование» ( процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура».
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решении вышеназванных задач образования обучающихся 6 классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизацияпедагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности обучающихся в процессе освоения ими содержания предмета.
В основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с образовательно-познавательной направленностью; с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. Эти уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
На уроках с образовательно-познавательной направленностью обучающиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, проведения и контроля. На этих уроках обучающиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются также знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей.
Общая характеристика учебного курса
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования:
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Закона «Об образовании в Российской Федерации;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программы основного общего образования по физической культуре;
• Письмо Минобрнауки РФ от 19.11. 2010 г. № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы. Для повышения двигательной активности широко применяется игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урока-игры, соревнования.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка», «Кроссовая подготовка». Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков. Тема «Плавание» должно изучаться при наличии бассейна, оборудованного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и СанПин. В МКОУ «Побочинская СШ» бассейн отсутствует, поэтому на изучение темы «Плавание» оставлены 3 часа для прохождения теоритического материала.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоении было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.
Задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение «Физическая культура» в 6 классе отводится 3 часа. Предмет «Физическая культура» изучается в 6 классе из расчета 3 часа в неделю, итого 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Рабочая программа предусматривает обучение «Физическая культура» в объеме 3 часов в неделю 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
Предварительный контроль: проводится в начале учебного года.
Текущий: проводится на каждом занятии самими обучающимися (самоконтроль) и учителем.
Оперативный; проводится учителем при возникшей необходимости (пульс, самочувствие, давление).
Этапный: проводится для получения о тренировочном эффекте за месяц.
Итоговый: проводится в конце учебного года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета « Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные )
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвиваюших, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности,
состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультурных пауз.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультурных пауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (15ч). Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком и высоком -1 м).
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика(18ч). Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (16ч). Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися)
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (28 ч)
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами).
Упражнения общей физической подготовки.
.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (мальчики). Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом вперед; кувырок назад через плечо из стойки на лопатках в полушпагат. Акробатическая комбинация(мальчики): кувырок вперед прыжком с места, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок с поворотом (девочки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну(девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Упражнения на низкой и средней перекладине (мальчики): махом одной, толчком другой перемах в вис согнувшись, переворот назад в вис сзади со сходом на ноги.
Упражнения на брусьях: наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь; соскок из седа на бедре (мальчики); смешанные висы и упоры (стоя, лежа, с поворотами); вис на верхней жерди, размахивание, соскок с поворотом вправо и влево (девочки).
Вольные упражнения (девочки):комбинации из стилизованных общеразвивающих упражнений с элементами хореографии (основные позиции рук в сочетании с движением туловища; передвижения мягким, высоким и широким шагом; пружинистые движения руками и ногами; волнообразные движения руками и туловищем в положении стоя, стоя на коленях с опорой на руки; прыжок выпрямившись; прыжок шагом). Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку; передвижения по гимнастической стенке (вверх и вниз, по диагонали, по горизонтали на разной высоте). Расхождение при встрече на гимнастическом бревне.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Низкий и высокий старт с последующим ускорением. Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с разбега на дальность и в цель. Бег на короткие (30 м и 60 м) и средние учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися); бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки. Попеременный двухшажный и одновременный одношажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Повороты махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, «плугом». Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке. Спуск прямо в низкой стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций с преодолением спусков и подъемов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки. Спортивные игры
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке; передвижения приставным шагом с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения шагом в правую и левую стороны, вперед и назад; прыжки с места в правую и левую стороны, вверх; прыжок вверх толчком двумя с небольшого разбега. Упражнения с мячом: прямая нижняя и верхняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу и от груди в парах (на месте и в движении приставными шагами); передача мяча из зоны в зону. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) по программе |
Класс |
||
6 |
||
1 |
Базовая часть |
76 |
1.1 |
Основы знаний |
В процессе занятий |
1.2 |
Спортивные игры |
18 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
17 |
1.4 |
Легкоатлетические упражнения |
17 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
21 |
1.6 |
Плавание |
3 |
2 |
Вариативная часть |
26 |
2.1 |
Легкоатлетические упражнения |
11 |
2.2 |
Волейбол |
8 |
2.3 |
Баскетбол |
7 |
Итого уроков |
102 |
Учебный план
План-график распределения учебного времени по разделам видам программного материала.
№ п/п |
Вид программного материала |
Класс |
Количество часов |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
1 |
Основы знаний |
В процессе урока |
|||||
2 |
Легкоатлетические упражнения |
6 |
28 |
12 |
16 |
||
3 |
Спортивные игры (волейбол) |
6 |
16 |
4 |
6 |
6 |
|
4 |
Спортивные игры (баскетбол) |
6 |
15 |
15 |
|||
5 |
Гимнастика с элементами акробатики |
6 |
17 |
17 |
|||
6 |
Лыжная подготовка |
6 |
21 |
21 |
|||
7 |
Спортивные игры (футбол) |
6 |
2 |
2 |
|||
8 |
Плавание |
6 |
3 |
3 |
|||
9 |
Всего часов: |
6 |
102 |
27 |
21 |
30 |
24 |
|
Календарно-тематическое планирование по физической культуре на 6 класс при получении
основного общего образования
1четверть – 27 часов
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||
Легкая атлетика - 12 часов |
|||||||||||
1. |
Вводный инструктаж ТБ на уроках легкой атлетики. |
1 |
|||||||||
2 |
Стартовый разгон. Бег с ускорением Бег 30 м в/с |
1 |
|||||||||
3. |
Финальное усилие. Встречная эстафета. |
1 |
|||||||||
4. |
Эстафетный бег, Передача эстафетной палочки Подтягивание- на результат |
1 |
|||||||||
5. |
Правила соревнований в беге. Тестирование бега на 60 м с высокого старта |
1 |
|||||||||
6. |
Метание мяча с 4-5 шагов разбега. Бег до 4мин с ускорениями по 50-60м. |
1 |
|||||||||
7. |
Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Упражнения в броске и ловле набивного мяча. |
1 |
|||||||||
.8 |
Метание мяча с/р на дальность и на заданное расстояние. |
1 |
|||||||||
9. |
Прыжки и многоскоки. Прыжки с/м-на результат. |
1 |
|||||||||
10. |
Прыжки в длину с/р способом «согнув ноги» Гладкий бег по стадиону 6 минут – на результат. |
1 |
|||||||||
11. |
Прыжок с 11-13 ш разбега –на результат |
1 |
|||||||||
12. |
Правила соревнований в беге на средние дистанции. Бег 1000 метров. Предварительный контроль (тестирование) |
1 |
|||||||||
Баскетбол -15 часов |
|||||||||||
1. |
Т,Б, на уроках спорт/игр. История возникновения. баскетбола Повторение техники ловли и передач мяча в баскетболе . |
1 |
|||||||||
2. |
Терминология баскетбола. совершенствование техники быстрых передач мяча различными способами со сменой мест в тройках |
1 |
|||||||||
3. |
Проведение игры «Линейный баскетбол» с элементом ведения и передачи мяча. Правила игры . |
1 |
|||||||||
4. |
Броски и ловля мяча |
1 |
|||||||||
5. |
Ведение мяча шагом и бегом |
1 |
|||||||||
6. |
Повторение техники ведения мяча шагом и бегом одной рукой; ведения мяча и броска по кольцу. Эстафета с элементами ведения и передач мяча. |
1 |
|||||||||
7. |
Закрепление броска по кольцу после ведения. Проведение учебной игры по упрощенным правилам 3х3 с выполнением заданий по защите и нападению |
1 |
|||||||||
8. |
Проведение эстафет с элементами баскетбола. |
1 |
|||||||||
9. |
Совершенствование двухсторонней игры по упрощенным правилам 3х3. |
1 |
|||||||||
10. |
Проведение тренировки по подтягиванию на перекладине. Игра по упрощенным правилам в баскетбол. |
1 |
|||||||||
11. |
Проведение игры в баскетбол 3х3 или 4х4 по упрощенным правилам. |
1 |
|||||||||
12. |
. Игра «Линейный Баскетбол»и «Перестрелка». |
1 |
|||||||||
13. |
Проведение эстафет с элементами баскетбола. |
1 |
|||||||||
14. |
Проведение контроля броска баскетбольного мяча в кольцо после ведения Игра «Линейный баскетбол» |
1 |
|||||||||
15. |
Двусторонняя игра в Баскетбол. |
1 |
|||||||||
2 четверть – 21 час Гимнастика с основами акробатики- 17 ч |
|||||||||||
1. |
Техника безопасности на уроках гимнастики. ОРУ с обручами. Два кувырка вперёд слитно (р) |
1 |
|||||||||
2 |
. Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках -комбинация. Развитие координационных способностей. |
1 |
|||||||||
3 |
Два кувырка вперёд слитно. Мост из положения стоя с помощью. Лазание по канату в три приёма (р) |
1 |
|||||||||
4 |
Проверка кувырков назад. Закрепление техники лазания по канату. Разучивание акробатического соединения. Игра с элементами акробатики |
1 |
|||||||||
5 |
Оценивание упражнения «мост», ОРУ типа зарядки. Совершенствование акробатического соединения, лазание по канату. |
1 |
|||||||||
6 |
Совершенствование акробатического соединения, лазание по канату. Проведение игры-эстафеты с гимнастической скакалкой. |
1 |
|||||||||
7 |
Контроль техники исполнения. акробатического соединения и совершенствование лазания по канату в три приёма. Повторение игры-эстафеты |
1 |
|||||||||
8 |
Оценивание техники лазания по канату в три приёма на количество метров. Упражнения в равновесии на бревне (Р) |
1 |
|||||||||
9 |
Упражнения в равновесии на бревне (з), Опорный прыжок через козла «ноги врозь» (р) |
1 |
|||||||||
10 |
Круговая тренировка |
1 |
|||||||||
11 |
Упражнения в равновесии на бревне (з), Опорный прыжок через козла «ноги врозь» (р) |
1 |
|||||||||
12 |
Закрепление техники опорного прыжка ноги врозь через козла. Проведение комбинированной эстафеты с обручами и набивным мячом. |
1 |
|||||||||
13 |
Обучение подъему, переворотам на низкой перекладине и соскок боком назад с поворотом из упора. Совершенствование опорного прыжка: прыжок на колени и соскок махом. |
1 |
|||||||||
14. |
Обучение подъему, переворотом на низкой перекладине и соскок боком назад с поворотом из упора. Совершенствование опорного прыжка: ноги врозь. |
1 |
|||||||||
15 |
Совершенствование подъема, переворотом на низкой перекладине и соскок боком назад с поворотом из упора. Оценивание опорного прыжка: ноги врозь. |
1 |
|||||||||
16 |
Оценивание подъема, переворотом на низкой перекладине и соскок боком назад с поворотом из упора..Круговая тренировка (работа по станциям) |
1 |
|||||||||
17 |
Тестирование подтягиваний и отжиманий Круговая тренировка (работа по станциям) |
1 |
|||||||||
Волейбол – 4 часа |
|||||||||||
1 |
Инструктаж Т/Б по волейболу. Стойки и передвижения в стойке. Эстафеты, игровые упражнения. |
1 |
|||||||||
2 |
Приём и передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед в парах.
|
1 |
|||||||||
3 |
Приём и передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд. Встречные эстафеты. П/и «Летучий мяч»; |
1 |
|||||||||
4 |
Правила и организация игры. Нижняя прямая подача. Игра «Мяч над сеткой». Игра в мини-волейбол . |
1 |
|||||||||
3 четверть - 30 часов Лыжная подготовка- 21час |
|||||||||||
1. |
Т.Б. на уроках лыжной подготовки. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок |
1 |
|||||||||
. 2. |
Скользящий шаг, Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Поворот махом. |
1 |
|||||||||
3. |
Попеременный двухшажный ход на лыжах. Повороты на лыжах прыжком |
1 |
|||||||||
4. |
Попеременный и одновременный двух щажный ход на лыжах |
1 |
|||||||||
5. |
Одновременный безшажный и одношажный ход на лыжах |
1 |
|||||||||
6. |
Одновременный безшажный и одношажный ход на лыжах(з) |
1 |
|||||||||
7. |
Применение попеременного и одновременных ходов на дистанции 1,5 км. |
1 |
|||||||||
8. |
Подъем на склон скользящим шагом, торможение «плугом» |
1 |
|||||||||
9. |
Прохождение дистанции 2 км на лыжах |
1 |
|||||||||
10. |
Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» |
1 |
|||||||||
11. |
Поворот в право, лево при спуске. Подвижная игра на лыжах «Накаты» |
1 |
|||||||||
12. |
Встречные эстафеты с использованием склона до 150м. |
1 |
|||||||||
13. |
Подвижные игры на спуске «Подними предмет», «Не задень ворота» |
1 |
|||||||||
14. |
Прохождение дистанции 3 км на лыжах |
1 |
|||||||||
15. |
Подвижные игры на спуске «Подними предмет», «Не задень ворота» |
1 |
|||||||||
16. |
Игра «Гонка с выбыванием» по кругу 200 м. Прохождение дистанции 2 км на лыжах |
1 |
|||||||||
17. |
Прохождение дистанции 3 км на лыжах |
1 |
|||||||||
18. |
Подвижные игры на спуске «Слалом гигант», «Не задень ворота» |
1 |
|||||||||
19. |
Скоростная выносливость. Прохождение дистанции 2 км на резульнат |
1 |
|||||||||
20. |
Скоростно- силовая выносливость. Прохождение дистанции 3 км на лыжах |
1 |
|||||||||
21. |
Контрольный урок по лыжной подготовке |
1 |
|||||||||
Плавание – 3 часа |
|||||||||||
1. |
Организационно-методические требования, применяемые на уроках плавания Скольжение на груди и на спине |
1 |
|||||||||
2. |
Имитация техники плавания кролем на груди |
1 |
|||||||||
3. |
Прыжки вводу с тумбы и плавание кролем на спине |
1 |
|||||||||
Волейбол – 6 часов |
|||||||||||
1. |
Т.Б. на уроках спорт.игр.Разучивание стойки волейболиста. Техника набрасывание мяча над собой. Техника приема и передачи мяча сверху. |
1 |
|||||||||
2. |
Волейбольные упражнения. Подача мяча снизу. |
1 |
|||||||||
3. |
Закрепление приёма и передачи мяча через сетку после подбрасывания. Подача мяча снизу |
1 |
|||||||||
4. |
Закрепление подачи мяча снизу. Обучение приёму мяча снизу |
1 |
|||||||||
5. |
Совершенствовать подачу мяча снизу. Закрепление приёму мяча снизу |
1 |
|||||||||
6. |
Контрольный урок по волейболу. Игра «Мини-волейбол» |
1 |
|||||||||
4 четверть -24 часа Легкая атлетика -4 часа |
|||||||||||
1. |
Т.Б. на уроках лёгкой атлетики при прыжках в высоту. Прыжок в высоту с прямого разбега с места и трёх шагов разбега |
1 |
|||||||||
2. |
Прыжок в высоту способом «перешагивание» (з) |
1 |
|||||||||
3. |
Прыжок в высоту способом «перешагивание» (с) |
1 |
|||||||||
4. |
Прыжок в высоту способом «перешагивание» (к) |
1 |
|||||||||
Волейбол – 6 часов |
|||||||||||
1. |
Т.Б. на уроках спортивных игр. Разучивание стойки волейболиста. Техника набрасывание мяча над собой. Техника приема и передачи мяча сверху. |
1 |
|||||||||
2. |
Волейбольные упражнения. Подача мяча снизу. |
1 |
|||||||||
3. |
Закрепление приёма и передачи мяча сверху через сетку Подача мяча снизу |
1 |
|||||||||
4. |
Закрепление подачи мяча снизу. Обучение приёму мяча снизу |
1 |
|||||||||
5. |
Совершенствовать подачу и приёмы мяча. Игра в пас через игрока третьей зоны. |
1 |
|||||||||
6. |
Контрольный урок по волейболу. Игра «Мини-волейбол» |
1 |
|||||||||
Футбол – 2 часа |
|||||||||||
1. |
Техника паса в футболе. |
1 |
|||||||||
2. |
Спортивная игра «Футбол» |
1 |
|||||||||
Легкая атлетика -12 часов |
|||||||||||
1 |
Т.Б. на уроках лёгкой атлетики. Тестирование метания малого мяча на точность |
1 |
|||||||||
2. |
Тестирование прыжка в длину с места |
1 |
|||||||||
3. |
Высокий старт, стартовый разгон. Беговые упражнения. Бег 30м. |
1 |
|||||||||
4. |
Тестирование бега на 60 м с высокого старта |
1 |
|||||||||
5. |
Тестирование челночного бега 3х10м. Итоговый контроль (тестирование) |
1 |
|||||||||
6. |
Техника прыжка в длину с разбега |
1 |
|||||||||
7. |
Прыжок в длину с разбега (совершенствование).. Обучение метания мяча на дальность |
1 |
|||||||||
8. |
Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега |
1 |
|||||||||
9. |
Обучение метания мяча на дальность с 5-7 шагов разбега |
1 |
|||||||||
10. |
Контроль метания мяча на дальность |
1 |
|||||||||
11. |
Бег на 1000 м |
1 |
|||||||||
12. |
Подвижные и спортивные игры |
1 |
Критерии оценивания подготовленности ОБучаЮщихся
по физической культуре
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности обучающихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
И т о г о в а я оценка выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные обучающимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я у с п е в а е м о с т и по базовым составляющим физической подготовки обучающихся:
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка 5 |
Оценка 4 |
Оценка 3 |
Оценка 2 |
За ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности |
За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки |
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике |
За незнание материала программы |
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Оценка 5 |
Оценка 4 |
Оценка 3 |
Оценка 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив |
При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок |
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Обучающийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях |
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка |
III. Владение способами
и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5 |
Оценка 4 |
Оценка 3 |
Оценка 2 |
Обучающийся умеет: – самостоятельно организовать место занятий; – подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; – контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги |
Обучающийся: – организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; – допускает незначительные ошибки в подборе средств; – контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги |
Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов |
Обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов |
IV. Уровень физической подготовленности обучающихся
Оценка 5 |
Оценка 4 |
Оценка 3 |
Оценка 2 |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и вы-сокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени |
Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста |
Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту |
Обучающийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности |
(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого обучающегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лыжной подготовке, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (для каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Кол-во |
Примечание |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
|||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
Д |
|
1.2 |
Примерная программа по физической культуре основного общего образования |
Д |
|
1.3 |
Виленский М. Я. Физическая культура : 5–6-7 классы. – М.: Просвещение 2013 |
Д |
|
Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9классы : Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.– М.: ВАКО, 2013 |
|||
Физическая культура. Методические рекомендации 5-6-7 классы Виленский М.Я. М.Просвещение 2013 |
|||
2.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
|||
2.1 |
Щит баскетбольный игровой |
Д (2) |
|
2.2 |
Стенка гимнастическая |
Г (4) |
|
2.3 |
Скамейки гимнастические |
Г (3) |
|
2.4 |
Стойки волейбольные |
Д (1) |
|
2.5 |
Барьеры легкоатлетические |
Д (4) |
|
2.6 |
Планка для прыжков в высоту |
Д(1) |
|
2.7 |
Стойки для прыжков в высоту |
Д(2) |
|
2.8 |
Перекладина гимнастическая навесная |
Ф(6) |
|
2.9 |
Перекладина гимнастическая пристенная |
Д (1) |
|
2.10 |
Канат для лазания |
Д (1) |
|
2.11 |
Козел гимнастический |
Д (1) |
|
2.12 |
Обручи гимнастические |
Г (10) |
|
2.13 |
Палки гимнастические |
К(20) |
|
2.14 |
Скакалки |
К (35) |
|
2.15 |
Маты гимнастические |
Г (7) |
|
2.16 |
Коврики гимнастические |
Ф (25) |
|
2.17 |
Гантели |
Ф(10) |
|
2.18 |
Аптечка медицинская |
Д (1) |
|
2.19 |
Лыжи |
К(26) |
|
2.20 |
Ракетки бадминтонные |
К(20) |
|
2.21 |
Воланы перьевые |
К(20) |
|
2.22 |
Стол для настольного тенниса |
Д (1) |
|
2.23 |
Комплект для настольного тенниса |
Г (1) |
|
2.24 |
Мячи малые |
Г (15) |
|
2.25 |
Мячи набивные |
Г (13) |
|
2.26 |
Мячи футбольные |
Г (10) |
|
2.27 |
Мячи баскетбольные |
Г (20) |
|
2.28 |
Мячи волейбольные |
Г (12) |
|
2.29 |
Сетка волейбольная |
Д (2) |
|
2.30 |
Рулетка измерительная |
Д(1) |
|
3.СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ (КАБИНЕТЫ) |
|||
3.1 |
Спортивный зал игровой (гимнастический) |
Д (1) |
С раздевалками для мальчиков и девочек |
3.2 |
Кабинет учителя |
Д(1) |
Включает в себя: рабочий стол, стулья шкаф книжный (полки). |
3.3 |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
Д (2) |
Включает в себя стеллажи. |