Рабочая программа по географии «10 класс, УМК: Гладкий Ю.Н.»
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: | География 10 Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина 60 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании: Программы для общеобразовательных учреждений по географии 6 – 9, 10 – 11 классов по линии «Полярная звезда». Авторы: А.И.Алексеев В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 год.
Учебник: Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. География. «Современный мир».10 класс. Москва. Просвещение. 2010 год.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
.Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь: анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную характеристику двух стран;
определять и сравнивать: по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание курса
География. Современный мир. 10-11 класс (70 ч; 2 ч в неделю; 11 ч — резервное время)
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
Тема 2. География населения (5 ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Практикум. 1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.
Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Практикум. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
Тема 4. Политическая карта мира (4 ч)
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
Практикум. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».
Тема 5. География мировой экономики (11 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Практикум. 1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).
Тема 6. Регионы и страны (21 ч)
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическа Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).
Тема 7. Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
Практикум. 1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
1) знать / понимать: этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой; важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду; особенности научно-технической революции; понятие «природопользование», виды природопользования; идеи устойчивого развития общества; особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира; этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира; секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики; номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь: анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; составлять развернутый план доклада, сообщения; составлять картосхемы связей географических процессов и явлений; строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять и презентовать реферат; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, на популярный, учебный, газетный)
3) оценивать: обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами; рекреационные ресурсы мира; современное геополитическое положение стран и регионов; положение России в современном мире; влияние человеческой деятельности на окружающую среду; экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Кол-во часов | Практические работы | |
Тема 1 | Человек и ресурсы Земли | 10 | 3 |
Тема 2 | География населения | 5 | 3 |
Тема 3 | География культуры, религий, цивилизаций | 4 | 1 |
Тема 4 | Политическая карта мира | 4 | 1 |
Тема 5 | География мировой экономики | 11 | 4 |
Тема 6 | Регионы и страны | 21 | 3 |
Тема 7 | Глобальные проблемы человечества | 4 | 2 |
Итого: | 59 часов – 11часов резервное время | 17 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема и тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Текущий и промежуточ-ный контроль | Дата | Деятельность учащихся | Материалы к уроку | ||||||
ЦОР | |||||||||||||
Тема 1. ЧЕЛОВЕК И РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ – 10 часов | |||||||||||||
1. | От древности до наших дней Урок изучения новых знаний | Ойкумена «Общество – природа». Окружающая среда | 1ч | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций | Беседа Практическая .работа № 1 (тренировочная) Выявление изменения характера связей чел. с окружающей природной средой на протяжении истории | 2.09 | Анализируют текст учебника, работают с физ.картой и иллюстрациями Выполняют практическую работу | Презентация «От древности до наших дней» | Физическая карта мира Иллюстрации | ||||
2 | Современное освоение планеты Комбинированный | Культурный и природный ландшафт | 1ч | Различать природные и антропогенные географические объекты. Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли Выявлять особенности современного освоения планеты | Устный опрос Беседа | 6.09 | Анализируют текст учебника, работают с физической картой и иллюстрациями Осуществляют поиск гармоничных основ взаимодействия и природы | Физическая карта мира Иллюстрации | |||||
3 | Природные ресурсы и экономическое развитие Комбинированный | Природные ресурсы Природно-ресурсный потенциал | 1ч | Знать классификации пр.ресурсов | Устный опрос Беседа | 9.09 | Анализируют текст учебника Работают с физической картой и картой минеральных ресурсов Выявляют методы применения ресурсо- и энергосберегающих технологий в мире и России | Презентация «Природные ресурсы мира» | Физическая карта и карта минеральных ресурсов мира | ||||
4 | Ископаемые ресурсы Комбинированный | Классификация минеральных ресурсов | 1ч | Уметь классифицировать мин.ресурсы: на топливные, рудные и нерудные | Фронтальный опрос Работа с картой и контурной картой | 13.09 | Работают с картой «Строения земной коры и минеральные ресурсы мира» Наносят на к.к. крупные месторождения ПИ Выявляют обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов | Презентация «Минеральные ресурсы мира» | Карта «Строение ЗК и минеральные.ресурсы мира» Учебная коллекция минералов и ГП, контурные карты | ||||
5. | Земельные ресурсы Комбинированный | Структура земельного фонда. Пастбищные ландшафты | 1ч | Знать, что такое рекультивация земель, земледельческие ландшафты | Устный опрос Беседа Анализ физ. и почвенной карты, | 16.09 | Работают с текстом учебника и картами атласа Объясняют невозможность расширения пахотных площадей планеты | Почвенная и физ.карта мира Атлас | |||||
6 | Водные ресурсы Комбинированный | Гидроэнергоресурсы. Мировое водопотребление | 1ч | Оценивать распределение воды на Земле | Фронтальный опрос Беседа Анализ текста учебника, физ.карты и карт атласа | 20.09 | Работают с текстом учебника и картами атласа Выявляют причины различия в обеспечении стран и регионов пресной водой | Презентация «Водные ресурсы мира» | Атлас Физ.карта мира | ||||
7 | Лесные ресурсы Комбинированный | Лесные ресурсы мира, Лесные пояса мира | 1ч | Понимать, что такое лесопользование обезлесение | Беседа Устный опрос Анализ тематических карт | 23.09 | Работают с тематическими картами и текстом учебника Выявляют причины размещения лесных ресурсов по планете. | Презентация «Лесные ресурсы мира» | Атлас Карта «Лесные ресурсы мира», «Зоогеографическая карта мира» | ||||
8 | Ресурсы Мирового океана Комбинированный | Биологические, энергетические и минеральные ресурсы океана | 1ч | Оценивать ресурсы Мирового океана | Фронтальный опрос Беседа Анализ и сопоставление тематических карт | 27.09 | Работают с тематическими картами и текстом учебника Выявляют проблемы использования ресурсов Мирового океана и пути их рационального использования | Презентация «Тайны океанов» | Атлас Физ. карта и карта океанов | ||||
9 | Другие виды ресурсов Практикум | Нетрадиционная энергетика, агроклиматические, рекреационные ресурсы | 1ч | Распознавать нетрадиционные источники энергии. Обсуждать рекреационные ресурсы стран | Беседа Анализ и сопоставление тематических карт Пр.р. №2 (итоговая) Определение ресурсообеспе- ченности стран (страны по выбору) | 30.09 | Работают с тематическими картами и текстом учебника Выделяют ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Выполняют пр.р. | Презентация «Рекреационные ресурсы мира» | Атлас Физ.карта мира | ||||
10 | Природопользование и устойчивое развитие Итоговый | Рациональное природопользование | 1ч | Приводить примеры рационального и нерационального Природопользования на примере отдельных стран | Фронтальный опрос Беседа Анализ информации из материалов пер.печати, Интернета Пр.работа 3 (творческая) Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета | 4.10 | Обсуждают примеры рационального природопользования из материалов периодической печати и Интернета Принимают участие в обсуждении презентации Выполняют пр.работу | Презентация «Рациональное природопользование» | Атлас Информация из материалов пер.печати и Интернета | ||||
Тема 2. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ – 6 часов | |||||||||||||
11 | Рост населения Земли Урок изучения новых знаний | Демографическая политика. Демографический переход | 1ч | Знать понятия: демографическая зима и весна | Беседа Анализ карты «Население мира» | 7.10 | Работают с текстом учебника, картами атласа и «Картой населения мира» Объясняют динамику численности населения и мероприятия демографической политики | Презентация «Народы мира» | Карта «Население мира» Атлас | ||||
12 | Этническая и языковая мозаика Комбинированный | Этнический и языковый состав | 1ч | Классифицировать народы по языковым семьям и группам | Фронтальный опрос Анализ карты народов мира | 11.10 | Работают с текстом учебника и картой народов мира Выделяют наиболее крупные народы и языковые семьи мира. | Презентация «Этническая мозаика» | Атлас Карта народов мира | ||||
13 | Возрастно – половой состав и занятость населения Практикум | Возрастно-половой состав, качество и занятость населения | 1ч | Уметь анализировать половозрастные пирамиды | Беседа Пр.работа 4. (итоговая). Анализ и сравнение поло- Возрастных пирамид развитой и развивающейся стран | 14.10 | Работают с текстом учебника, анализируют тематические карты Обсуждают проблемы безработицы и ее географические особенности Выполняют пр.р. | Поло – возрастные пирамиды Атлас Карта народов мира Тематические карты | |||||
14 | Расселение: городское и сельское население Практикум | Урбанизация, ее формы, темпы и уровни | 1ч | Знать: ср.плотность населения, городские агломерации, мегаполис. Факторы, оказывающие влияние на размещение Н. | Беседа Устный опрос Пр.работа 6.(итоговая). Обозначение на к.к. крупнейших агломераций и мегаполисов мира | 18.10 | Анализируют текст учебника и тематические карты Выделяют принципы неравномерности размещения населения на территории Земли. Выполняют пр.работу | Атлас Карта народов мира Контурные карта Тематические карты | |||||
15 | Миграции населения Комбинированный | Миграции Эмиграция и иммиграция | 1ч | Определять виды миграций Выявлять причины миграций. | Беседа Пр.работа 5 (тренировочная) Сравнение показателей качества населения отд. Стран, взятых из различных источников | 21.10 | Анализируют текст учебника и тематические карты Обсуждают виды и причины миграций Определяют виды миграций: маятниковая, сезонная. Утечка умов. Утечка талантов Выполняют пр.работу | Презентация «миграции» | Карта народов мира Атлас Материалы различных источников географической информации | ||||
16 | Итоговый тестовый контроль по теме «География населения» (урок-зачет) | 1ч | 25.10 | ||||||||||
Тема 3. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ- 5 часов | |||||||||||||
17 | География культуры Урок изучения новых знаний | «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО | 1ч | Знать понятие: цивилизация. Традиционные и техногенные цивилизации | Беседа. Пр. работа № 7 (творческая). Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору). | 28.10 | Анализируют текст учебника и карты атласа Выделяют современные цивилизации.. Обсуждают значение памятников Всемирного культурного наследия | Презентация «Египет – страна фараонов | Атлас Источники дополнительной географической информации | ||||
18. | География религий Комбинированный | Мировые и национальные религии. Местные традиционные верования | 1ч | Знать : ареалы распространения мировых религий. Уважать чувства верующих людей | Фронтальный опрос. Беседа Анализ текста учебника и тематических карт | 1.11 | Работают с текстом учебника и картами атласа. Выявляют взаимосвязь культуры и религий | Презентация «Мировые религии» | Атлас Карта «Религии мира» | ||||
19 | Цивилизации Востока Комбинированный | Китайско-конфуцианская, индуистская, японская, исламская, негро-африканская цивилизации | 1ч | Составлять и принимать участие в обсуждении презентаций | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. Участие в обсуждении презентаций | 11.11 | Работают с текстом учебника и картами атласа Обсуждают различные цивилизации Обсуждают презентации | Презентация «Китай – срединное государство» | Атлас Карта «Религии мира» | ||||
20. | Цивилизация Запада Комбинированный | Западноевропейская, латиноамериканская, православная цивилизации Понятие о европоцентризме. | 1ч | Составлять и принимать участие в обсуждении презентаций | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. Участие в обсуждении презентаций | 15.11 | Работают с текстом учебника и картами атласа Обсуждают различные цивилизации и их особенности историко-географического распространения. Обсуждают презентации | Презентация «Греция – страна мифов» | Атлас Карта «Религии мира» | ||||
21 | Культура, цивилизации, религии. Урок – зачет по теме: «География культуры, цивилизации, религий» | Итоговое тестирование | 1ч | 18.11 | Систематизируют и обобщают знания по теме | ||||||||
Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА – 5 часов | |||||||||||||
22 | Формирование политической карты Урок изучения новых знаний | Понятие «политическая карта мира» Политическая карта мира, количественные и качественные сдвиги на карте мира | 1ч | Знать-понимать: Этапы формирования ПК мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира | Беседа. Анализ текста учебника и политической карты мира | 22.11 | Анализируют текст учебника, политическую карту мира Выделяют количественные и качественные сдвиги, многообразие стран по ПК | Презентация «Многообразие стран на политической карте» | Политическая карта мира Атлас | ||||
23 | Государство – главный объект политической карты Комбинированный | Территория государства, государственные границы. Форма правления: монархия, республика, унитарное и федеративное государство | 1ч | Оценивать: современное геополитическое положение стран и регионов | Беседа. Фронтальный опрос Пр.работа 8 (тренировочная). Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления» | 25.11 | Работают с текстом учебника и картами атласа Выделяют различные типы государств и формы правления Выполняют практическую работу. | Презентация «Крупнейшие страны мира» | Полит.карта мира Атлас | ||||
24. | Типы государств Комбинированный | Основные типы стран на полит.карте мира. Главные критерии типологии | 1ч | Знать: Главные критерии типологии. Понимать: ВВП – валовый внутренний продукт | Устный опрос Анализ текста учебника и полит.карты | 29.11 | Работают с текстом учебника и анализируют тематические карты Анализируют главные критерии типологии стран | Полит.карта мира Атлас | |||||
25 | Политическая география и геополитика Частично - поисковый | Политические организации мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики | 1ч | Оценивать: современное геополитическое положение стран и регионов | Фронтальный опрос Беседа Анализ текста учебника и тематических .карт | 2.12 | Работают с текстом учебника и тематическими картами Выделяют политические организации мира Определяют значение ООН | Полит.карта мира Атлас | |||||
26. | Урок зачет по теме: «Политическая карта мира» | 1ч | 6.12 | Тест по теме: «Политическая карта мира» | Полит.карта мира Атлас | ||||||||
ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ – 14 часов | |||||||||||||
27 | Мировая экономика: состав, динамика, глобализация Урок изучения новых знаний | Мировая экономика, постиндустриальные страны. Глобализация мировой экономики | 1ч | Знать-понимать: секторы экономики Особенности глобализации мировой экономики. Место России в мировой экономике | Беседа Анализ текста учебника и карт атласа | 9.12 | Работают с текстом учебника и картами атласа Обсуждают глобализацию мировой экономики Выделяют секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный и четвертичный Дают характеристику аграрным, индустриальным и постиндустриальным странам | Атлас Экономическая карта | |||||
28 | Научно-техническая революция Комбинированный | Основное содержание НТР на современном этапе | 1ч | Знать-понимать: Технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ стат.данных, текста учебника и карт атласа | 13.12 | Работают с текстом учебника и стат.данными, картами атласа Выделяют факторы размещения производительных сил | Экономическая карта Атлас Стат.данные | |||||
29. | Международное разделение труда Комбинированный | Международная специализация государств и роль в этом географических факторов | 1ч | Знать-понимать: понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей | Устный опрос. Беседа Анализ текста учебника и карт атласа | 16.12 | Работают с текстом учебника и картами атласа. Анализируют международную специализацию государства и роль в этом географических факторов Характеризуют формы мирохозяйственных связей, роль эк. интеграции. | Экономические карты Атлас | |||||
30 | Промышленность мира Урок изучения новых знаний | Горнодобывающая промышленность | 1ч | Оценивать: обеспеченность отдельных регионов и стран природными ресурсами | Устный опрос. Беседа. Анализ тематических карт Обсуждение презентации | 20.12 | Анализируют текст учебника и карты атласа, тематические карты Определяют факторы размещения ведущих отраслей мира | Презентация «Крупные промышленные районы» | Атлас Карта «Минеральные ресурсы мира». Карта «Мировая добыча нефти и природного газа» | ||||
31 | Электроэнергетика Комбинированный | Топливно-энергетический баланс мира Страны ОПЕК – основные экспортеры нефти | 1ч | Оценивать: обеспеченность отдельных регионов и стран природными ресурсами | Фронтальный опрос Беседа Анализ тематических карт | 23.12 | Работают с текстом учебника и картами атласа, тематическими картами. Объясняют структуру, особенности развития и размещения предприятий | Презентация «Типы электростанций» | Атлас Карта «Минеральные ресурсы мира». Карта «Мировая добыча нефти и природного газа» | ||||
32 | Обрабатывающая промышленность Комбинированный | Металлургия, машиностроение, химическая промышленность и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Новейшие отрасли. Проблемы и перспективы развития промышленности | 1ч | Уметь определять обеспеченность стран отд.видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов | Устный опрос Беседа Анализ карт атласа и тематических карт | 27.12 | Работа ют с текстом учебника и картами атласа, тематическими картами. Наносят на к.к. крупные центры отраслей обрабатывающей промышленности Выделяют новейшие отрасли. Определяют основные промышленные очаги и центры мира | Презентация «Черная и цветная металлургия» | Карты металлургии и химической промышленности Атлас Карты «Машиностроение и металло -обработка». К.к | ||||
33 | Обрабатывающая промышленность Практикум | Машиностроение мира | 1ч | Уметь определять обеспеченность стран отд.видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов | Беседа Анализ тематических карт Пр.работа 9 (итоговая). Характеристика отрасли промышленности (по выбору) по плану | 30.12 | Работают с текстом учебника и картами атласа, с тематическими картами Выполняют практическую работу Наносят на к.к. крупные. центры отраслей обрабатывающей промышленности | Атлас Карты «Машиностроение и металло- обработка». К.карты | |||||
34. | Обрабатывающая промышленность Практикум | Химическая промышленность мира | 1ч | Уметь находить на карте крупнейшие центры химической промышленности | Фронтальный опрос Беседа Пр.работа 10 (итоговая). Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору) | Работают с текстом учебника и картами атласа, тематическими картами Выполняют практическую работу Наносят на к.к. крупные центры отраслей обрабатывающей промышленности | Презентация «Химическая промышленность мира» | Атлас Карта «Химическая промышленность мира» Контурная карта | |||||
35. | Обрабатывающая промышленность Практикум | Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая отрасли мира | 1ч | Уметь находить на карте крупнейшие центры изучаемых отраслей промышленности | Устный опрос. Беседа. Пр.работа 11 (творческая). Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы» Анализ тематических карт | Работают с текстом учебника и картами атласа и тематическими картами. Наносят на к.к. крупные центры отраслей обрабатывающей промышленности Выполняют практическую работу | Презентация «Развитие промышленности и экологические проблемы» | Атлас К.карта Карта лесной промышленности | |||||
36. | Сельское хозяйство мира. Урок изучения новых знаний | Сельское хозяйство - его роль в мировой экономике. Главные сельско- хозяйственные районы мира Потребительское сельское хозяйство. | 1ч | Знать-понимать: внутриотраслевой состав и межотраслевые связи Отрасли растениеводства и животноводства | Беседа «Сельское хозяйство мир а» Анализ тематических карт | Работают с текстом учебника и картами атласа, тематическими картами Определяют роль сельского хозяйства в мировой экономике | Презентация «Отрасли животноводства» | «Сельское хозяйство мира» Карты «Растительность мира». «Животноводство мира» «Зерновые культуры Атлас | |||||
37 | Транспорт и сфера услуг Урок изучения новых знаний | Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР | 1ч | Знать: основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Грузооборот, пассажирооборот | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ тематических карт | Работают с текстом учебника и картами атласа Работают с тематическими картами Выделяют основные показатели развития мирового транспорта | Презентация «Транспортные системы мира» | Карта транспорта мира Атлас | |||||
38 | Мировые экономические связи Урок изучения новых знаний | Формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция | 1ч | Понимать, что такое конвертируемость, импорт и экспорт капитала | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ тематических карт | Работают с текстом учебника и картами атласа Анализируют тематические карты. Выделяют эк. интеграции мира и России | Политическая карта мира Атлас | ||||||
39. | Мировой туризм Практикум | Основные районы отдыха в мире | 1ч | Уметь классифицировать основные районы отдыха | Беседа Пр.работа 12 (творческая). Проложение на контурной карте маршрута международного туризма» (по выбору). | Выполняют практическую работу Участвуют в обсуждении презентаций Выделяют крупнейшие центры мирового туризма | Презентации «Основные районы отдыха» | «Мировой туризм» Основные районы отдыха» Атлас Контурные карты | |||||
40 | Итоговый тестовый контроль по теме: «География мировой экономики» | 1ч | Итоговое т тестирование | ||||||||||
ТЕМА 6. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ – 25 часов | |||||||||||||
41 | Регион и региональная география. Как поделить земное пространство Урок изучения новых знаний | Культурно-исторические регионы мира. | 1 ч | Знать принцип построения культурно-исторических регионов | Беседа. Анализ текста учебника, карт атласа и политической карты мира | Анализируют текст учебника, карты атласа и полит. карту мира Выявляют уровень экономического и социального развития | Атлас Политическая карта мира | ||||||
42. | Центры экономической мощи и «полюсы» бедности Комбинированный | Центры экономической мощи и «полюсы» бедности | 1ч | Знать классификацию стран по уровню развития | Беседа. Анализ текста учебника, карт атласа и политической карты мира | Работают с текстом учебника, картами атласа и полит. картой мира Выделяют центры эк.мощи и «полюсы» бедности | Атлас Политическая карта мира | ||||||
43 | Англоязычная Америка. Соединенные штаты Америки Урок изучения новых знаний | ГП. Природные условия и ресурсы. Государственный строй Население. Экономика | 1ч | Знать понятия: «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло» | Беседа Анализ текста учебника и тематических карт | Анализируют текст учебника, карты атласа и тематические карты Выделяют внутренние различия США: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад Наносят на к.к. изучаемые объекты | Презентация «США» | Атлас Физическая и эк.карта США К.к. | |||||
44 | Соединенные штаты Америки Комбинированный | Сельское хозяйство. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия США: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад | 1ч | Знать и оценивать природные предпосылки для развития с-х. | Фронтальный опрос. Беседа Анализ текста учебника и тематических карт | Выделяют природные предпосылки для развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами | Презентация «Внутренние различия США» | Атлас Физическая и эк.карта США | |||||
45. | Канада Урок изучения новых знаний | Территория, природа, ресурсы, население, экономика Канады | 1ч | Знать и оценивать природные предпосылки для развития сельского хозяйства и промышленности | Фронтальный опрос. Беседа Анализ текста учебника и тематических карт | Выявляют особенности развития экономики Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами | Атлас Карта «Сев. Америка хозяйственная деятельность человека» | ||||||
46 | Латинская Америка Урок изучения новых знаний | Географическое положение, природа, ресурсы, население Латинской Америки | 1ч | Знать и оценивать природные предпосылки для развития сельского хозяйства и промышленности | Фронтальный опрос. Беседа Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Выделяют страны и наносят на к.к. крупные страны региона и их столицы | Презентация «Государства Латинской Америки» | Атлас Физ. и экономические .карты Латинской Америки Карта «Южная Америка – хозяйственная деятельность человека» К.к | |||||
47 | Регионы Латинской Америки Комбинированный | Карибский, Атлантический, регион Андских стран Особенности их развития | 1ч | Знать понятие: регион. Оценивать регион, как крупнейший экспортер сырьевых товаров | Фронтальный опрос. Беседа Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами. Наносят на к.к. крупные регионы Латинской Америки Обсуждают презентации | Презентация «Аргентина. По безбрежным пампасам | Атлас Физ. и эк.карты Латинской Америки Карта «Южная Америка – хозяйственная деятельность человека» Контурная карта | |||||
48 | Западная Европа Урок изучения новых знаний | Состав региона. Природные условия и ресурсы, население, экономика Западной Европы | 1ч | Знать современное геополитическое положение регионов | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Выделяют традиционные субрегионы Западной Европы | Презентация «Суб - регионы Западной Европы» | Физ. и эк.карты Европы. Карта хозяйственной деятельности человека в Зарубежной Европе Атлас | |||||
49. | Германия Урок изучения новых знаний | ГП. Природные условия и ресурсы, Государственный строй. Экономика. Отрасли международной специализации | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт |
| Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Анализируют природные условия и ресурсы Определяют, что Германия – страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. | Презентация «Германия» | Физ. и эк.карты Европы. Карта хозяйственной деятельности человека в Зарубежной Европе Атлас | ||||
50 | Великобритания Урок изучения новых знаний | Гео.пол. Влияние островного положения на развитие страны Внутренние различия | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, гео.пол., основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Выделяют особенности развития экономики Участвуют в обсуждении презентации | Презентация «Англия и Уэльс – под одной крышей» | Ф.карты Европы. Карта хозяйственной деятельности чел. в Зарубежной Европе Атлас | |||||
51. | Франция Урок изучения новых знаний | ГП. Территория и природные ресурсы. Население. Крупные промышленные центры | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое пол., основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Выделяют отрасли специализации. Участвуют в обсуждении презентации | Презентация «Достопримечательности Франции» | Ф.карты Европы. Карта хозяйственной деят-ельности человека вЗарубежной Европе Атлас | |||||
52 | Италия Урок изучения новых знаний | ГП. Территория и природные ресурсы Население. Крупные. промышленные центры Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Анализируют внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг. | Презентация «Италия» | Ф.карты Европы. Карта хозяйственной деятельности чел. в Зарубежной Европе Атлас | |||||
53 | Центрально – Восточная Европа. Частично - поисковый | Состав региона. Пр. условия и ресурсы. Экономика. Специализация. Внутренние различия | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Характеризуют внутренние различия Наносят на к.к. крупные страны и их столицы | Презентация «Крупные страны региона» | Ф.карты Европы. Атлас К.к. | |||||
54 | Страны Восточной Европы Урок изучения новых знаний | ГП. Природные условия и ресурсы. Международная специализация. Экономика. Население | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Определяют факторы размещения ведущих отраслей пр. и сельского хозяйства. Наносят на к.к. крупные страны и их столицы Участвуют в обсуждении презентации | DVD «Хорватия», | Ф.карты Европы. Карта хозяйственной деятельности человека в Зарубежной Европе Атлас Контурные карты | |||||
55 | Постсоветский регион (без России и стран Балтии) Комбинированный | ГП. Природные условия и ресурсы. Международная специализация. Экономика. Население | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт Пр.р. 13 (итоговая). Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека | Участвуют в обсуждении презентации Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Обсуждают образование СНГ и другие межгосударственные объединения Выполняют практическую работу | Ф.карты Европы. Карта хозяйственной деятельности чел. в Зарубежной Европе Атлас | ||||||
56. | Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Урок изучения новых знаний | ГП. Природные условия и ресурсы. Международная специализация. Экономика. НИС. Родина мировых религий. Охрана окружающей среды и экологические проблемы | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое .положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Определяют особенности развития экономики | Презентация «Государства Зарубежной Азии» | Физическая и экономическая карта Азии. Карта хозяйственной деятельности человека в Зарубежной Азии. Атлас | |||||
57 | Китайская народная республика Урок изучения новых знаний | ГП. Природные условия и ресурсы. Международная специализация. Экономика. Крупная страна по численности населения. Демографическая политика. Внутренние различия | 1ч | Знать внутренние различия. Специфику экономики и сельского хозяйства. Крупные промышленные центры | Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Наносят на к.к. крупные промышленные и сельскохозяйственные центры Анализируют природные условия и ресурсы | DVD »Китай – срединное государство» | Атлас Контурные Карты Физическая и экономическая карта мира | |||||
58 | Япония Урок изучения новых знаний | Особенности ГП. Пр. условия и ресурсы. Высокоурбанизированная страна мира. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия | 1ч | . Знать внутренние различия. Специфику экономики и сельского хозяйства. Крупные промышленные центры | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Участвуют в обсуждении презентации Работают с текстом учебника, картами атласа и тематическими картами Выделяют крупные промышленные центры и наносят их на контурную карту | Презентация «Япония – страна восходящего солнца» | Физическая и экономическая карта Азии. Карта хозяйственной деятельности человека в ЗарубежнойАзии. Атлас | |||||
59 | Юго – Восточная Азия Урок изучения новых знаний | ГП. Состав региона. Пр. условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики НИС. Отрасли промышленности и сельского хозяйства | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Анализируют текст учебника и тематические карты Характеризуют НИС Отрасли промышленности и сельского хозяйства Участвуют в обсуждении презентации | Презентация «Таиланд» | Физическая и экономическая карта Азии. Карта хозяйственной деятельности чел. в Зарубежной Азии. Атлас | |||||
60 | Южная Азия Урок изучения новых знаний | ГП. Состав региона. Пр. условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики Отрасли промышленности и сельского хозяйства | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Анализируют текст учебника и тематические карты Обсуждают пестроту этнического и религиозного состава, как почву для сепаратизма и экстремизма Участвуют в обсуждении презентации | Презентация «Индия – наиболее развитая страна региона» | Физическая и экономическая карта Азии. Карта хозяйственной деятельности человека в Зарубежной Азии. Атлас | |||||
61 | Юго – Западная Азия. Урок изучения новых знаний | ГП. Состав региона. Пр. условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение, основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Работают с тематическими картами, текстом учебника Анализируют исламскую цивилизацию, как связующий элемент, позволяющий объединять государства этих территорий в один регион. | Презентация «Национальные ремесла» | Физическая и экономическая карта Азии. Карта хозяйственной деятельности человека в зарубежной Азии. Атлас | |||||
62 | Страны Северной Африки. Комбинированный | ГП. Состав региона. Пр. условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Национальные ремесла. Регион – мировой центр туризма. | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое пол., основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. Пр.р.14 итоговая Экономико-географическая характеристика одной из стран | Выполняют практическую работу. Участвуют в обсуждении презентации Анализируют ГП, природные условия и ресурсы | Презентация «Египет – крупный туристический центр» | Атлас Карты: физ. и экономическая Африки | |||||
63 | Тропическая Африка и ЮАР. Урок изучения новых знаний | ГП. Состав региона. Пр. условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. ЮАР – единственное экономически . развитое государство Африки | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. | Работают с текстом учебника и тематическими картами Определяют, что Тропическая Африка – регион с самым низким качеством жизни населения. Обсуждают презентации | Презентация «ЮАР – экономически развитое государство» | Атлас Карты: физ. и экономическая Африки | |||||
64 | Австралия и Океания Комбинированный | Особенности ГП. Размеры и состав региона. Отрасли международной специализации | 1ч | Знать крупнейшие по площади и уровню развития страны, их столицы, географическое положение основные пр.ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и тематических карт. Пр.р. 15 (итоговая). Сравнительная характеристика двух стран | Работают с текстом учебника и тематическими картами Выделяют ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства Выполняют практическую работу Обсуждают презентацию | Презентация «80 чудес света» | Атлас Физ. и экономическая карты Австралии и Океании | |||||
65 | Итоговый тестовый контроль по теме «Регионы и страны» | 1ч | Физическая и экономическая карты Евразии, Африки, Австралии и Океании | ||||||||||
Тема 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 5 часов | |||||||||||||
66 | Глобальные проблемы Урок изучения новых знаний | Понятие о гл. проблемах и их взаимосвязь. Глобалистика | Знать-понимать понятие «глобальные проблемы человечества» | Беседа Анализ карт и текста учебника | Обсуждают презентацию. Работают с текстом учебника и тематическими картами Выявляют взаимосвязи глобальных проблем человечества. | Презентация «Глобальные проблемы человечества» | Политическая карта мира Атлас | ||||||
67. | Отсталость, голод, болезни Комбинированный | Проблема отсталости, продовольственная проблема, проблема здоровья и долголетия | 1ч | Уметь устанавливать взаимосвязи глобальных проблем человечества Знать экономически отсталые страны | Беседа Анализ карт и текста учебника Пр.р. 16. тренировочная На примере одной из глобальных проблем человечества, раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения | Работают с текстом учебника и тематическими картами Выделяют экономически отсталые страны Выполняют практическую работу | Политическая карта мира Атлас | ||||||
68. | Энергетическая и сырьевая проблемы Комбинированный | Причины проблем | 1ч | Уметь устанавливать взаимосвязи глобальных проблем человечества | Беседа Анализ карт и текста учебника Пр.р. 17 творческая. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества | Работают с текстом учебника и тематическими картами Анализируют необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду Выполняют практическую работу | Презентация «Сырьевая проблема» | Политическая карта мира Атлас | |||||
69. | Экологические проблемы Комбинированный | Кризис взаимоотношений общества и природы, деградация глобальной экологической проблемы | 1ч | Оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду | Фронтальный опрос Беседа Анализ тематических карт | Анализируют текст учебника, приводят примеры экологических проблем отдельных регионов Осуществляют прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире | Презентация «Экологические проблемы человечества» | Политическая карта мира Атлас «Экологические проблемы мира» | |||||
70. | География современного мира Итоговый урок | Мир сегодня | 1ч | Итоговое тестирование |
В программе по географии 10 класса 11 часов остаются резервными. Я считаю, что для более глубокого изучения отдельных тем необходимо эти 11 часов распределить на изучение следующих тем:
География населения – 6 часов (по программе 5 часов, добавляю 1 час)
География культуры, религий, цивилизаций – 5 часов (по программе 4 часа, добавляю 1 час)
Политическая карта мира – 5 часов (по программе 4 часа, добавляю 1 час)
Политическая карта мира – 5 часов (по программе 4 часа, добавляю 1 час)
География мировой экономики – 14 часов ( по программе 11 часов, добавляю 3 часа, так как эта тема достаточно сложная т требует доскональной отработки знаний, умений и навыков)
Регионы и страны – 25 часов (по программе 21 час, добавляю 4 часа, так как эти часы добавлены на изучение отдельных стран и регионов)
Глобальные проблемы человечества – 5 часов (по программе 4 часа, добавляю 1 час)