Рабочая программа по химии в 9 классе по УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аркинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____2018 Руководитель МО _________ Жаркова Т.И. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________Задорожная Т.И. «_____»__________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________Герасин Е.А. Приказ № ________ от «____»____________2018 |
Рабочая программа
по химии
Программу составил
учитель химии
высшей квалификационной категории
Смирнова Л.А.
2018-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, примерной программы по химии среднего общего образования, Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г. и Региональным базисным учебным планом, на основе «Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», автор Н.Н. Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
- Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» - Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год. Учебно-методический комплект:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
Цели и задачи обучения
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 7 часов. Изменения, внесенные в программу: сокращен раздел органическая химия на 3 часа, за счет которых проводится в начале учебного года повторение основных тем 8 класса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии в 9 классе ученик должензнать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислота и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрация. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получившихся в реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрация. Получение аммиака и растворение его в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с
азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы
Получение аммиака и изучение его свойств.
Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства. Угарный газ, свойства и физиологическое воздействие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрация. Кристаллические решетки алмаза и графита. Ознакомление с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединения.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе химических элементов, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе химических элементов, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли. Железо (II) и железо (III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач по теме « Элементы IA и IIIA –групп периодической таблицы химических элементов».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получившихся в реакции веществ, содержащего определенную долю примесей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4 ч) Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природные газы, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрация. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен и его получение, свойства.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты (2ч)
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин, Применение.
Демонстрация. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2ч)
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрация. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Тема 10. Углеводы (2ч)
Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрация. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (3ч)
Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрация. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп |
Тема |
Количество часов |
В том числе практических работ |
В том числе контрольных работ |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса |
3 |
|||
1 |
Электролитическая диссоциация Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» |
10 |
1 |
1 |
2 |
Кислород и сера Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» |
9 |
1 |
|
3 |
Азот и фосфор Практическая работа 3. Получение аммиака и изучение его свойств Практическая работа 4. Определение минеральных удобрений |
10 |
2 |
|
4 |
Углерод и кремний Практическая работа 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов |
7 |
1 |
1 |
5 |
Общие свойства металлов Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме |
14 |
2 |
1 |
6 |
Первоначальные представления об органических веществах |
2 |
- |
- |
7 |
Углеводороды |
4 |
- |
- |
8 |
Спирты |
2 |
- |
- |
9 |
Карбоновые кислоты. Жиры. |
2 |
- |
- |
10 |
Углеводы. |
1 |
- |
- |
11 |
Белки. Полимеры. |
4 |
- |
1 |
Итого |
68 |
7 |
4 |
Тематическое планирование. Химия 9 класс
№ уро ка |
Название разделов, тем |
Количество уроков |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3 ч) |
||||
1 |
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
3.09 |
|
2 |
Строение атома. Химическая связь |
1 |
3.09 |
|
3 |
Химические свойства веществ различных классов веществ |
1 |
10.09 |
|
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч) |
||||
4 |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах |
1 |
10.09 |
|
5 |
Диссоциация кислот, щелочей и солей |
1 |
17.09 |
|
6 |
Сильные и слабые электролиты |
1 |
17.09 |
|
7 |
Реакции ионного обмена |
1 |
24.09 |
|
8 |
Реакции ионного обмена и условия их протекания |
1 |
24.09 |
|
9 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
1 |
1.10 |
|
10 |
Окисление и восстановление |
1 |
1.10 |
|
11 |
Гидролиз солей |
1 |
8.10 |
|
12 |
Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Элекролитическая диссоциация». Инструктаж по Т.Б. |
1 |
8.10 |
|
13 |
Контрольная работа «Электролитическая диссоциация» |
1 |
15.10 |
|
Тема 2. Кислород и сера (9 ч) |
||||
14 |
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия. Озон – аллотропная модификация кислорода |
1 |
15.10 |
|
15 |
Сера. Аллотропия серы. Свойства и применение |
1 |
22.10 |
|
16 |
Сероводород. Сульфиды |
1 |
22.10 |
|
17 |
Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли |
1 |
29.10 |
|
18 |
Оксид серы(6). Серная кислота и её соли |
1 |
29.10 |
|
19 |
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты |
1 |
12.11 |
2 четв |
20 |
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Инструктаж по Т.Б. |
1 |
12.11 |
|
21 |
Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие |
1 |
19.11 |
|
22 |
Вычисления по химическим уравнениям массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получившихся в реакции веществ |
1 |
19.11 |
|
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч) |
||||
23 |
Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот. Свойства, применение |
1 |
26.11 |
|
24 |
Аммиак. Физические и химические свойства, получение и применение |
1 |
26.11 |
|
25 |
Практическая работа 3. Получение аммиака и изучение его свойств. Инструктаж по Т.Б. |
1 |
3.12 |
|
26 |
Соли аммония |
1 |
3.12 |
|
27 |
Оксид азота(2) и оксид азота(4) |
1 |
10.12 |
|
28 |
Азотная кислота и ее соли |
1 |
10.12 |
|
29 |
Окислительные свойства азотной кислоты |
1 |
17.12 |
|
30 |
Фосфор. Аллотропия и свойства |
1 |
17.12 |
|
31 |
Оксид фосфора(5). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения |
1 |
24.12 |
|
32 |
Практическая работа 4. Определение минеральных удобрений. Инструктаж по Т.Б. |
1 |
24.12 |
|
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч) |
||||
33 |
Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия. Химические свойства углерода. Адсорбция |
1 |
14.01 |
3 четв |
34 |
Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм |
1 |
14.01 |
|
35 |
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли |
1 |
21.01 |
|
36 |
Практическая работа 5. Получение оксида углерода(4) и изучение его свойств. Инструктаж по Т.Б. |
1 |
21.01 |
|
37 |
Кремний и его соединения. Стекло. Цемент |
1 |
28.01 |
|
38 |
Повторение тем кислород и сера, азот и фосфор, углерод и кремний |
1 |
28.01 |
|
39 |
Контрольная работа 2. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний |
1 |
4.02 |
|
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч) |
||||
40 |
Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов |
1 |
4.02 |
|
41 |
Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов |
1 |
11.02 |
|
42 |
Понятие о металлургии. Способы получения металлов |
1 |
11.02 |
|
43 |
Сплавы |
1 |
18.02 |
|
44 |
Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение |
1 |
18.02 |
|
45 |
Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения |
1 |
25.02 |
|
46 |
Жесткость воды и способы её устранения |
1 |
25.02 |
|
47 |
Алюминий: физические и химические свойства |
1 |
4.03 |
|
48 |
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия |
1 |
4.03 |
|
49 |
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач. Инструктаж по Т.Б. |
1 |
11.03 |
|
50 |
Железо, нахождение в природе и свойства. |
1 |
11.03 |
|
51 |
Оксиды, гидроксиды и соли железа(2) и железа(3). |
1 |
18.03 |
|
52 |
Контрольная работа 3. Металлы и их соединения |
1 |
18.03 |
|
53 |
Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач Инструктаж по Т.Б |
1 |
1.04 |
4 четв |
Тема 6. Первоначальные сведения об органических веществах (2ч) |
||||
54 |
Первоначальные сведения об органических веществах. Теория Бутлерова. |
1 |
1.04 |
|
55 |
Изомерия. Классификация органических соединений. |
1 |
8.04 |
|
Тема 7. Углеводороды (4 ч) |
||||
56 |
Предельные углеводороды. |
1 |
8.04 |
|
57 |
Непредельные углеводороды |
1 |
15.04 |
|
58 |
Решение задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. |
1 |
15.04 |
|
59 |
Природные источники углеводородов. |
1 |
22.04 |
|
Тема 8. Спирты (2 ч) |
||||
60 |
Одноатомные спирты. Метанол и этанол: физиологическое действие на организм. |
1 |
22.04 |
|
61 |
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. |
1 |
29.04 |
|
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч) |
||||
62 |
Муравьиная и уксусная кислоты. |
1 |
29.04 |
|
63 |
Высшие карбоновые кислоты. Жиры |
1 |
6.05 |
|
Тема 10. Углеводы (1 ч) |
||||
64 |
Глюкоза, сахароза |
1 |
6.05 |
|
Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч) |
||||
65 |
Белки. Состав и биологическая роль |
1 |
13.05 |
|
66 |
Повторение органической химии |
1 |
13.05 |
|
67 |
Контрольная работа 4. Органические соединения |
1 |
20.05 |
|
68 |
Анализ контрольной работы |
1 |
20.05 |