12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Смирнова Лариса Анатольевна1148
Россия, Брянская обл., п. Комаричи
Материал размещён в группе «Учителя химии»

 

                  Аннотация к рабочей программе по химии в 9 классе 

 Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по химии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе Программы по химии для общеобразовательной школы автора Н.Н.Гара;Химия 9» авторов Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2014                                               Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 9 класса.  Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Учебно-методический комплекс (УМК ) : Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.                 Химия 9 класс. М.: Просвещение.                                                                                           Учебный план ( количество часов ) : 8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год; 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.                                                                                         Цели обучения с учетом специфики учебного предмета                                                        Основные цели изучения химии направлены:                                                                        - на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике                                                                                                                            - на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций                                                                                                              - на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии возникающими жизненными потребностями                                                      - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры                                                        - на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования . Рабочая программа разработана на основе примерной программы по химии для общеобразовательных учреждений автора Н.Н.Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно-методический комплект:

1.Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2013. -56с.

2.Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. 3.Учебник. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 8 – М.: Просвещение, 2017

Цели и задачи обучения

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов. Изменения, внесенные в программу; из резервного времени 2 часа добавлено в тему «Первоначальные химические понятия», 1 час в тему «Важнейшие классы неорганических соединений», 2 часа в тему «Строение вещества. Химическая связь».

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

 

                                                                  9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций.

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.            Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

 Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая  диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Раздел 2. Многообразие веществ.

        Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов.  Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

        Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.  Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.  

Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов.  Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.   Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. 

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. 

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома.  Нахождение в природе. Физические и химические  свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

Демонстрации:

Физические свойства галогенов.

Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами  природных нитратов, фосфатов

Модели кристаллических решёток  алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов

  Знакомство с образцами  важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа,   соединениями алюминия.  Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа  в кислороде и хлоре.

Практические работы:

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Получение аммиака и изучение его свойств.

   Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

   Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

  Качественные реакции  сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Качественная реакция на углекислый газ.

Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю  примесей.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

 Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

  Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

 

                                                      Тематическое планирование                                                            химия - 9 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

 

план

факт

 

Раздел 1. Многообразие химических реакций (16 ч)

 

 

 

 

1

Окислительно-восстановительные реакции

 

1

 

 

2

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления

 

1

 

 

3

Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции

 

1

 

 

4

Скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе

 

1

 

 

5

Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. Инструктаж по Т.Б.

 

1

 

 

6

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

 

1

 

 

7

Сущность процесса электролитической диссоциации

 

1

 

 

8

Диссоциация кислот, оснований и солей

 

1

 

 

9

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

 

1

 

 

10

Реакции ионного обмена и условия их протекания

 

1

 

 

11

Химические свойства оксидов и кислот в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных реакций

 

1

 

 

12

Химические свойства оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных реакций

 

1

 

 

13

Гидролиз солей

 

1

 

 

14

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов». Инструктаж по Т.Б.

 

1

 

 

15

Контрольная работа 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

1

 

 

16

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов

 

1

 

 

 

Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч)

 

 

 

 

17

Хлор. Свойства и применение хлора

 

1

 

 

18

Хлороводород: получение и свойства

 

1

 

 

19

Соляная кислота и её соли

 

1

 

 

20

Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств. Инструктаж по Т.Б.

 

1

 

 

21

Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия серы

 

1

 

 

22

Свойства и применение серы

 

1

 

 

23

Сероводород. Сульфиды

 

1

 

 

24

Оксид серы (4). Сернистая кислота и её соли

1

 

 

25

Оксид серы(6). Серная кислота и её соли

 

1

 

 

26

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

 

1

 

 

27

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Инструктаж по Т.Б.

 

1

 

 

28

Решение расчетных задач

 

1

 

 

29

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот: свойства и применение

 

1

 

 

30

Аммиак. Физические и химические свойства, получение и применение

 

1

 

 

31

Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств. Инструктаж по Т.Б.

 

1

 

 

32

Соли аммония

 

1

 

 

33

Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной азотной кислоты

 

1

 

 

34

Свойства концентрированной азотной кислоты

 

1

 

 

35

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения

1

 

 

36

Фосфор. Аллотропия и свойства. Свойства фосфора

 

1

 

 

37

Оксид фосфора (5). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения

 

1

 

 

38

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия.

 

1

 

 

39

Химические свойства углерода. Адсорбция

 

1

 

 

40

Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм

 

1

 

 

41

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе

 

1

 

 

42

Практическая работа 6. Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Инструктаж по Т.Б.

 

1

 

 

43

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

 

1

 

 

44

Обобщение по теме «Неметаллы»

 

1

 

 

45

Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы»

 

1

 

 

46

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов

 

1

 

 

47

Нахождение металлов в природе и общие способы получения

 

1

 

 

48

Химические свойства металлов. Ряд активности металлов

 

1

 

 

49

Щелочные металлы. Нахождение в природе, физические и химические свойства

 

1

 

 

50

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов

 

1

 

 

51

Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы её устранения

 

1

 

 

52

Алюминий: нахождение в природе, физические и химические свойства

 

1

 

 

53

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

1

 

 

54

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа

1

 

 

55

Соединения железа

 

1

 

 

56

Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Инструктаж по Т.Б

 

1

 

 

57

Подготовка к контрольной работе

 

1

 

 

58

Контрольная работа 3 по теме « Металлы»

 

1

 

 

 

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических соединений (9 ч)

 

 

 

 

59

Органическая химия

 

1

 

 

60

Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды

 

1

 

 

61

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды

 

1

 

 

62

Производные углеводородов. Спирты

 

1

 

 

63

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры

 

1

 

 

64

Углеводы

 

1

 

 

65

Аминокислоты. Белки

 

 

1

 

 

66

Полимеры

 

1

 

 

67

Обобщающий урок по теме « Важнейшие органические соединение

 

1

 

 

68

Повторение свойств неметаллов

 

1

 

 

69

Повторение свойств металлов

 

1

 

 

70

Решение расчетных задач

 

1

 

 

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.