12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Поспелова Галина Васильевна2845
Учитель информатики высшей категории
Россия, Тульская обл., Новомосковск
Материал размещён в группе «Урок информатики и ИКТ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №20»



Рассмотрено


на заседании ШМО


протокол №____________


от ____»__________2015г.


Принято


на заседании


Педагогического совета


протокол №____________


от «____»__________2015г.


Утверждаю


директор


МБОУ «СОШ №20»


И.В. Ларина_______________


Приказ №_________________


от «_____»___________2015г.








Рабочая программа



По информатике

Ступень обучения: II (8-9 классы)

Количество часов: 103 часа

Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Панина Г. В., учитель информатики высшей квалификационной категории, Сергибаева Е. Д., учитель информатики высшей квалификационной категории,

Поспелова Г. В., учитель информатики высшей квалификационной категории.













Новомосковск, 2015 год


Пояснительная записка



Рабочая программа по информатике составлена с учётом федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 (с изменениями на 23 июня 2015 года) и на основе авторской программы курса информатики для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Л.Л. Босовой (М: БИНОМ, 2011г.).

Изучение информатики в 8-9 классах на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Изучение информатики и ИКТ в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Рабочая программа предназначена для изучения информатики в 8-9 классах средней общеобразовательной школы по учебникам:

Л.Л. Босова. 8 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Л.Л. Босова. 9 класс: в 2ч. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Л.Л. Босова. 9 класс: в 2ч. Ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение информатики выделено 103 часа (8 класс — 35 учебных часов, 9 класс - 68 учебных часов (из расчета по 2 ч/нед.).В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №20» данная программа рассчитана на 103 часа преподавания курса химии в 8 классе в объёме 1 час в неделю, 9 класс - в объеме 2 часа в неделю:

8 класс – 35 часов,

9 класс – 68 часов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические и контрольные работы.

Плановое количество практических работ – 35:

8 класс (18 работ)

Практическая работа №1. «Равномерные и неравномерные коды»

Практическая работа №2. «Алфавитный подход к измерению информации»

Практическая работа №3. «Обработка информации двумя типами»

Практическая работа №4. «Поиск информации с помощью компьютерных каталогов, поисковых машин, запросов по одному и нескольким признакам».

Практическая работа №5. «Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие опе­рации по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и не­поладке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материа­лов».

Практическая работа №6. «Работа с файлами»

Практическая работа №7. «Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов».

Практическая работа №8. «Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе»

Практическая работа №9. «Запись изображений и звука с использованием различных устройств».

Практическая работа №10. «Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе»

Практическая работа №11. «Форматирование документов»

Практическая работа №12. «Визуализация информации»

Практическая работа №13. «Сканирование и распознавание текста».

Практическая работа №14. «Основные этапы развития средств информационных технологий»

Практическая работа №15. «Оценка количественных параметров текстовых документов»

Практическая работа №16. «Создание gif- uflash-анимации»

Практическая работа №17. «Запись звука»

Практическая работа №18. «Захват цифрового фото и видео»



9 класс (17 работ)

Практическая работа №1. «Перевод чисел в десятичную систему счисления».

Практическая работа №2. «Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q».

Практическая работа №3. «Построение таблиц истинности для логических выражений».

Практическая работа №4. «Использование графов при решении задач»

Практическая работа №5. «Создание записей в базе данных»

Практическая работа №6 «Конструирование алгоритмов»

Практическая работа №7. «Задача на линейный алгоритм»

Практическая работа №8. «Условный оператор».

Практическая работа №9. «Различные варианты программирования циклического алгоритма»

Практическая работа №10. «Обработка массивов»

Практическая работа №11. «Вычисления в ЭТ».

Практическая работа №12. «Построение диаграмм различных типов»

Практическая работа №13. «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Практическая работа №14. «Решение задач на скорость передачи данных»

Практическая работа №15. «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат».

Практическая работа №16. «Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения».

Практическая работа №17. «Сохранение для индивидуального использования ин­формационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них».


Плановое количество контрольных работ – 5:

8 класс (2 работы)

Контрольная работа №1. «Информация и информационные процессы»

Контрольная работа №2. «Создание и обработка информационных объектов»


9 класс (4 работы)

Контрольная работа №1. «Математические основы информатики».

Контрольная работа №2. «Моделирование и формализация».

Контрольная работа №3. «Основы алгоритмизации».

Контрольная работа №4 «Начала программирования».






Содержание тем учебного курса «Информатика. 8-9 класс»


8 класс


Общее число часов – 35 ч.


1. Введение (1 ч).

2. Информация и информационные процессы (9 часов).

Информация, основные информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Дискретная форма представления информации. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Единицы измерения информации. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Практические работы

Практическая работа №1. «Равномерные и неравномерные коды»

Практическая работа №2. «Алфавитный подход к измерению информации»

Практическая работа №3. «Обработка информации двумя типами»

Практическая работа №4. «Поиск информации с помощью компьютерных каталогов, поисковых машин, запросов по одному и нескольким признакам».

Контрольная работа №1. «Информация и информационные процессы»

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;


3. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч).

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие опе­рации по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и не­поладке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материа­лов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании. Архивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графичес­кой форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Практические работы

Практическая работа №5. «Скорость передачи данных по каналу связи».

Практическая работа №6. «Работа с файлами»

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;

получать информацию о характеристиках компьютера;

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

упорядочивать информацию в личной папке;

оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы-архиваторы;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.




4. Обработка графической информации (4 ч).

Ввод изображений с помощью инструментов графического ре­дактора, сканера, графического планшета. Геометрические и стилевые преобразования. Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Использование примитивов и шаблонов. Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: запись изображений, текста, музыки, таблиц результатов измерений.

Практические работы

Практическая работа №7. «Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов».

Практическая работа №8. «Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе».

Практическая работа №9. «Запись изображений и звука с использованием различных устройств».

Аналитическая деятельность:

выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;


5. Обработка текстовой информации (8 ч).

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Стра­ница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Примеры деловой переписки, учебной публикации. ключение в текст формул, списков, изображений таблиц, диаграмм. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать текста. Примеры деловой переписки, учебной публикации. Компьютерное представление текстовой информации.

Практические работы

Практическая работа №10. «Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе».

Практическая работа №11. «Форматирование документов».

Практическая работа №12. «Визуализация информации».

Практическая работа №13. «Сканирование и распознавание текста».

Практическая работа №14. «Основные этапы развития средств информационных технологий».

Практическая работа №15. «Оценка количественных параметров текстовых документов».

Аналитическая деятельность:

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

создавать гипертекстовые документы;

переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;

сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;

выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251);


6. Мультимедиа (4 ч)

Компьютерные презентации. Растровая и векторная анимация. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы

Практическая работа №16. «Создание gif- u flash-анимации»

Практическая работа №17. «Запись звука»

Практическая работа №18. «Захват цифрового фото и видео»

Аналитическая деятельность:

планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);

монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.



9 класс


Общее число часов – 68 ч.

Математические основы информатики (12 ч)

Техника безопасности. Инструкция ИОТ №015/016 от 2013г. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Выражения. Высказывания. Логические значения. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы

Практические работы.

Практическая работа №1. «Перевод чисел в десятичную систему счисления».

Практическая работа №2. «Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q».

Практическая работа №3. «Построение таблиц истинности для логических выражений».

Контрольная работа №1. «Математические основы информатики».

Аналитическая деятельность:

анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

анализировать логическую структуру высказываний;

анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения.

Моделирование и формализация (8 ч)

Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графические модели. Табличные модели. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Поиск данных в готовой базе.

Практические работы.

Практическая работа №4. «Использование графов при решении задач».

Практическая работа №5. «Создание записей в базе данных»

Контрольная работа №2. «Моделирование и формализация».

Аналитическая деятельность:

различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Алгоритм, свойства алгоритма. Обрабатываемые объекты цепочки символов, деревья. Способы записей алгоритма; блок-схемы. Объекты алгоритмов. Алгоритмические конструкции. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Управление, обратная связь. Алгоритм управления.

Практические работы.

Практическая работа №6 «Конструирование алгоритмов».

Контрольная работа №3. «Основы алгоритмизации».

Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования на языке Паскаль (16 ч).

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование как этап решения задачи на компьютере. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

Практические работы.

Практическая работа №7. «Задача на линейный алгоритм».

Практическая работа №8. «Условный оператор».

Практическая работа №9. «Различные варианты программирования циклического алгоритма».

Практическая работа №10. «Обработка массивов».

Контрольная работа №4 «Начала программирования».

Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

нахождение суммы всех элементов массива;

нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч).

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблицы как средство моделирования. Абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним. Логические функции. Представление формульной зависимости на графике. Сортировка и поиск данных

Практические работы.

Практическая работа №11. «Вычисления в ЭТ».

Практическая работа №12. «Построение диаграмм различных типов».

Практическая работа №13. «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии (11 ч).

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: всемирная паутина, электронная почта, файловые архивы, интерактивное общение. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Организация информации в среде коллективного использования информационных ре­сурсов. Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии».

Практические работы.

Практическая работа №14. «Решение задач на скорость передачи данных».

Практическая работа №15. «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат».

Практическая работа №16. «Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения».

Практическая работа №17. «Сохранение для индивидуального использования ин­формационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них».

Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;

проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

Резерв (3 часа).


Учебно-тематический план

8 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

Контрольные

1

Введение

1

1



2

Информация и информационные процессы

9

4

4

1

3

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

5

2


4

Обработка графической информации

4

2

2


5

Обработка текстовой информации

8

4

4


6

Мультимедиа

4

1

2

1

7

Резерв, итоговый контроль

1

2




Итого:

35

19

14

2


9 класс

п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

Контрольные

1

Математические основы информатики

12

8

3

1

2

Моделирование и формализация

8

5

2

1

3

Основы алгоритмизации

12

10

1

1

4

Начала программирования

16

11

4

1

5

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

3

3


6

Коммуникационные технологии

11

7

4


7

Резерв, итоговый контроль

3

3




Итого:

68

47

17

4



Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип диск­ретного (цифрового) представления информации;

программный принцип работы компьютера;


уметь:

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, спис­ками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: от­крывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информа­цию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры ан­тивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памя­ти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справоч­никах и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (прин­тером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, циф­ровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргоно­мики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуни­кационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной пе­реписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соот­ветствующих правовых и этических норм.

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и черте­жей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учеб­ной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной пе­реписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соот­ветствующих правовых и этических норм.


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся, применительно к различным формам контроля знаний


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

Отлично

80-94%%

Хорошо

66-79%%

Удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Перечень учебно-методического обеспечения (НУЖНО?)

Аппаратные средства

Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся

Мультимедиапроектор

Интерактивная доска

Устройства вывода звуковой информации( колонки)

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран­ными объектами (клавиатура и мышь)

Программные средства

Комплекты презентаций по всем разделам курсов

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).



Список литературы


Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 8 класса: методическое пособие [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний , 2011.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 кл. [Текст] / Л. Босова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8-го класса [Текст] / Л. Л. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 9 класса: методическое пособие [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 кл. [Текст] / Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9-го класса. 1 часть [Текст] / Л. Л. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9-го класса. 2 часть [Текст] / Л. Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс».

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс».

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).










Опубликовано в группе «Урок информатики и ИКТ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.