12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Подопригора Наталья170
Учитель информатики в сельской малокомплектной школе
Россия, Ставропольский край, х. Дыдымкин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № _____ от

____________Н.В. Подопригора

__________________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _____________И.М. Жумалакова

__________________ 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 15

____________А.В. Кинасова

Приказ №______ от

____________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Информатика»

для обучающихся 8 классов

(уровень: общеобразовательный)

Составитель:

учитель информатики

Подопригора Наталья Владимировна

2016-2017 г

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ 2013г.

Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень);

Учебного плана МОУ СОШ № 15 на текущий учебный год.

Авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов средней общеобразовательной школы» 2013 г.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;

развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные авторской программой. Практические работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение практических работ и защиты проектов.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно – деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий(технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстрированный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. Курс информатики основной школы, опирается на опыт имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния уточняют и конкретизируют общее понимание личност­ных, метапредметных и предметных результатов как с пози­ции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому раз­делу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учеб­ных действий в отношении опорного учебного материала, раз­мещены в рубрике «Выпускник научится ...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожида­ется от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего разви­тия).

Планируемые результаты, характеризующие систему учеб­ных действий в отношении знаний, умений, навыков, расши­ряющих и углубляющих опорную систему, размещены в руб­рике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами уча­щихся в повседневной практике, но могут включаться в мате­риалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

оперировать единицами измерения количества информа­ции;

оценивать количественные параметры информацион­ных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

анализировать информационные модели (таблицы, графи­ки, диаграммы, схемы и др.);

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (ви­зуализацию) числовой информации;

выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной зада­чей;

строить простые информационные модели объектов и про­цессов из различных предметных областей с использовани­ем типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объек­ту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных по­нятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную си­стему счисления;

познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием тек­стов, графических изображений, звука;

научиться решать логические задачи с использованием та­блиц истинности;

научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использова­нием основных свойств логических операций;

сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их исполь­зовании для исследования объектов окружающего мира;

познакомиться с примерами использования графов и дере­вьев при описании реальных объектов и процессов;

научиться строить математическую модель задачи — вы­делять исходные данные и результаты, выявлять соотно­шения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последователь­ности команд на предмет наличия у них таких свойств ал­горитма как дискретность, детерминированность, понят­ность, результативность, массовость;

оперировать алгоритмическими конструкциями «следова­ние», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

понимать термины «исполнитель», «формальный испол­нитель», «среда исполнителя», «система команд исполни­теля» и др.; понимать ограничения, накладываемые сре­дой исполнителя и системой команд, на круг задач, решае­мых исполнителем;

исполнять линейный алгоритм для формального исполни­теля с заданной системой команд;

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгорит­мическом языке;

исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алго­ритмическом языке;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, со­держащих цикл с параметром или цикл с условием продол­жения работы;

определять значения переменных после исполнения про­стейших циклических алгоритмов, записанных на алго­ритмическом языке;

разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмиче­ские конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторе­ния, для формального исполнителя с заданной системой команд;

составлять все возможные алгоритмы фиксированной дли­ны для формального исполнителя с заданной системой ко­манд;

определять количество линейных алгоритмов, обеспечива­ющих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной си­стемой команд;

подсчитывать количество тех или иных символов в цепоч­ке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

по данному алгоритму определять, для решения какой за­дачи он предназначен;

исполнять записанные на алгоритмическом языке цикли­ческие алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммиро­вание элементов массива, с заданными свойствами; опре­деление количества элементов массива с заданными свой­ствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов мас­сива и др.);

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические кон­струкции;

разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритми­ческие конструкции.

 

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

описывать виды и состав программного обеспечения совре­менных компьютеров;

подбирать программное обеспечение, соответствующее ре­шаемой задаче;

оперировать объектами файловой системы;

применять основные правила создания текстовых доку­ментов;

использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

работать с формулами;

визуализировать соотношения между числовыми величи­нами;

осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

основам организации и функционирования компьютерных сетей;

составлять запросы для поиска информации в Интернете;

использовать основные приемы создания презентаций в ре­дакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

научиться систематизировать знания о принципах органи­зации файловой системы, основных возможностях графи­ческого интерфейса и правилах организации индивидуаль­ного информационного пространства;

научиться систематизировать знания о назначении и функ­циях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятель­ности с применение средств информационных технологий;

научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

расширить представления о компьютерных сетях распро­странения и обмена информацией, об использовании ин­формационных ресурсов общества с соблюдением соответ­ствующих правовых и этических норм, требований инфор­мационной безопасности;

научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

познакомиться с подходами к оценке достоверности инфор­мации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

закрепить представления о требованиях техники безопас­ности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при ра­боте со средствами информационных и коммуникацион­ных технологий;

сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определе­на тремя укрупненными разделами:

введение в информатику;

алгоритмы и начала программирования;

информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зави­сящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «до­стоверность», «актуальность» и т. п.

Представление информации. Формы представления инфор­мации. Язык как способ представления информации: естест­венные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодиро­вания. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счис­ления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Ко­довые таблицы. Американский стандартный код для обме­на информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуаль­ных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, му­зыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержа­щейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информа­ции. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, пе­редача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современ­ном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и коли­чественные характеристики современных носителей информа­ции: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сете­вое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Про­пускная способность канала. Передача информации в совре­менных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получе­нием новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, пря­мая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информа­ционной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра­фик, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделирова­нии природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических за­дач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализа­ция, проведение компьютерного эксперимента, анализ его ре­зультатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логиче­ские значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные испол­нители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последова­тельности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмиче­ском языке. Непосредственное и программное управление ис­полнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Раз­работка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещест­венные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массива­ми). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из про­цедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваива­ние, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению про­грамм в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки ин­формации.

Основные компоненты персонального компьютера (процес­сор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристи­ки (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использо­вания программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, орга­низация их семейств. Стандартизация пользовательского ин­терфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и за­мена символов, работа с фрагментами текстов, проверка право­писания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный ин­тервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над докумен­том. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматиро­вание страниц документа. Ориентация, размеры страницы, ве­личина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Ком­пьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графи­ческих редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы дан­ных, системы управления базами данных и принципы рабо­ты с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ком­пьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возмож­ные неформальные подходы к оценке достоверности инфор­мации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Фор­мальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электрон­ная подпись, центры сертификации, сертифицированные сай­ты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследо­вания, управление производством и проектирование промыш­ленных изделий, анализ экспериментальных данных, образо­вание (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, об­щества. Защита собственной информации от несанкциониро­ванного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная про­филактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (меди­цинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в со­временном обществе.

 

Тематическое поурочное планирование учебного материала в 8 классе

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Подготовка к ОГЭ

Дата

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техни­ка безопасности и организация рабочего места. Вводный контроль.

1

   

Тема «Математические основы информатики»

2

Общие сведения о системах счисления

1

   

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №1. Интерактивный задачник.

1

   

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

   

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

   

6

Представление целых чисел

1

   

7

Представление вещественных чисел

1

   

8

Высказывание. Логические операции

1

   

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

   

10

Свойства логических операций

1

   

11

Решение логических задач

1

   

12

Логические элементы. Практическая работа №2. Работа с тренажером «Логика»

1

   

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1.

1

   

Тема «Основы алгоритмизации»

14

Алгоритмы и исполнители

1

   

15

Способы записи алгоритмов

1

   

16

Объекты алгоритмов

1

   

17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

   

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление» Полная форма ветвления. Практическая работа №3. Построение ветвлений.

1

   

19

Сокращенная форма ветвления

1

   

20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №4. Построение цикла-ПОКА

1

   

21

Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №5. Построение цикла-ДО

1

   

22

Цикл с заданным числом повторений

1

   

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1

   
 

Тема «Начала программирования»

24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

   

25

Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №5. Первая программа на языке Паскаль

1

   

26

Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №6. Вычисление площади треугольника.

1

   

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

   

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №7. Решение квадратного уравнения.

1

   

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №8. Алгоритм получения частного и остатка.

1

   

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

   

31

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

   

32

Различные варианты программирования цикличе­ского алгоритма. Практическая работа №9. Подсчет количества чисел.

1

   

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа №2.

1

   
 

Итоговое повторение

34

Основные понятия курса

1

   

35

Дополнительные задания.

1

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.