Рабочая программа по информатике для детей с ОВЗ (5 класс, УМК Л.Л. Босова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу « ИНФОРМАТИКА »
для 5 класса ( вариант 7.1)
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Макарова В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2015 №1577).
Рабочая программа для класса с ОВЗ составляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой основного общего образования МБОУ , с учетом авторской программы «Информатика. 5 класс» (авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова) и предназначена для учащихся 5 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития), составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель: обеспечение усвоения на уровне основного общего образования учащимися с ОВЗ федерального государственного образовательного стандарта по информатике.
В связи с этим:
1. Цели изучения информатики и требования к уровню подготовки сохраняются. Изменения вносятся в структуру организации урока и учебного материала.
2. Структура лабораторных ,тестовых и контрольных работ остаётся без изменения.
Задачи:
1. Адаптированные образовательного процесса в соответствии с особенностями развития учащихся с ОВЗ.
2. Стимулирование интереса учащихся к познавательной и учебной деятельности.
3. Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Дифференцированный подход выделен как один из основных педагогических методов. Обучение в таких классах предполагает использование разных по трудности и сложности заданий для достижения уровня знаний не ниже стандарта. Для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся используется применение метода проблемного изложения. Основными методами обучения классов с АООП являются объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, а основными принципами обучения – принципы доступности, от простого к сложному, от частного к общему, многократности повторения и системности обучения. Комбинированный тип урока, на котором ставится несколько дидактических целей, является основным при обучении в классах с адаптированной образовательной программой.
Смена видов учебной деятельности, чередование поз учащихся, проведение физкультминуток, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, использование эмоциональных разрядок предполагают снизить напряжение и утомляемость учащихся, улучшить эмоциональный климат на уроках и повысить мотивацию к изучению предмета.
При составлении рабочей программы отдельной графой выделены приемлемые для классов средства адаптации:
• Изменение темпа изложения материала
• Организация повторения (вводное, текущее, периодическое, заключительное)
• Использование наглядных материалов, средств ТСО.
• Приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля
• Приемы поиска дополнительной информации
• Частая смена видов учебной деятельности (слушание, пение, наблюдение)
• Обучение порциями
Таким образом, цели и задачи коррекционных занятий сформулированы как система задач трёх уровней – коррекционного (исправление отклонений, нарушение развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач могут обеспечить успех и эффективность коррекционных занятий и усвоение программного материала.
К числу важнейших направлений коррекционно-воспитательного воздействия на учащихся с ограниченными возможностями здоровья относятся:
• коррекция недостатков развития познавательных процессов;
• коррекция речевого развития;
• коррекция эмоционально-волевой сферы;
• коррекция нарушения моторики, физического развития;
• коррекция социального поведения.Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
|||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
коммуникативные |
регулятивные |
познавательные |
|||
Ученик научится |
Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном кабинете; Представление о роли компьютеров в жизни современного человека, способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати; Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере; Самооценка на основе критерия успешности; Осознание ответственности за общее дело; Нравственно-этическое оценивание усваимового содержания; Осознание ответственности за общее дело; Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; Понимание значения различных кодов в жизни человека; Самооценка на основе критерий успешности; Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Взаимопомощь и сотрудничество; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Самооценка на основе критерия успешности; Следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Управление поведением партнера, постановка вопросов; Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Использование критериев для обоснования своего рассуждения; |
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Контроль, коррекция, оценка; Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Целепологание; Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выделять существенную информацию, различать способ и результат действия. |
Использование знаково-символических средств; Постановка и формулирование проблемы; Построение логической цепи рассуждений, доказательство; Структурирование знаний; Определение основной и второстепенной информации; Постановка и формулирование проблемы; Обобщение, аналогия, сравнение, классификация, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Выдвижение гипотез и их обоснование; Извлечение необходимой информации из текстов; |
Включать и выключать компьютер, называть основные устройства и понимать их назначение. Различать устройства ввода и использовать в работе. Использовать клавиатуру для ввода информации, вводить прописные и строчные буквы, переключать режимы ввода русских и латинских букв. Запускать программы через главное меню, выделять значок на рабочем столе Использовать мышь при управлении компьютером, перемещать окно, сворачивать и разворачивать, изменять размер окна, пользоваться полосами прокрутки, закрывать окно. Строить схему передачи информации. Работать с электронной почтой. Выполнять кодирование и декодирование информации. Строить по координатным точкам объект. Представлять информацию в текстовой форме. Умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя текстовый процессор, Умение соблюдать нормы информационной грамотности, избирательности, этики и этикета. Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов. Усовершенствование навыков по редактированию текста. Составлять и пользоваться таблицами. Создавать диаграммы, схемы.Использовать инструменты графического редактора Знание прикладного программного обеспечение WordPad, Paint. Умение применить полученные знания для решения прикладных задач Использовать компьютер для обработки числовой информации. Представление о списках как способе упорядочения информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки Использование умений работы в текстовом редакторе для поиска информации, замены информации |
Ученик получит возможность научиться |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;Чувство личной ответственности за качество окружающей среды;Формирование мотивов достижения; Осознание ответственности за общее дело;Формирование картины предметно-преобразующей деятельности, развитие познавательных интересов, мотивов, развитие интереса к информационному творчеству; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Использование критериев для обоснования своего рассуждения; Передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебных предметов; |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с поставленной задачей;
|
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение осуществлять сравнения, классификацию, анализ объектов; |
Правила безопасности при работе с компьютером; Устройство компьютера; Устройства ввода, назначение клавиш на клавиатуре. Правила квалифицированного ввода текстовой информации; Существовании операционной системы, прикладной программы ; Назначение пиктограмм; Понятие меню, окно, элементы окна, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки; Предназначение мыши, устройство компьютера; Информационные процессы, внутренняя и внешняя память; Различать информацию, процессы и виды памяти; Способы передачи информации; Понятие электронная почта. Понятие кода, кодирование. Числовая ось, прямоугольная система координат, начало координат. Формы представления информации. Понятие таблицы, граф, строк таблицы. Понятия схемы, диаграммы, когда используются наглядные способы представления информации. |
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Из них практическая часть |
Краткое содержание раздела |
1 |
Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса |
8 |
5 |
Рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. |
2 |
Информация и информационные процессы |
12 |
8 |
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. |
3 |
Обработка информации средствами текстового и графического редакторов |
8 |
6 |
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Фрагмент. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. |
4 |
Элементы алгоритмизации |
5 |
5 |
Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Разрабатывать в среде формального исполнителя Кузнечик в системе КуМир , содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы. Преобразование информации путем рассуждений. |
5 |
Теоретическая информатика |
2 |
1 |
Создание итогового мини-проекта. Понятия: анимация, настройка анимации. Мини-проект «Пожелания будущим пятиклассникам» |
Итого: |
35 |
Календарно-тематический план по информатике 5 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Тип урока |
Содержание, основные понятия |
Средства адаптации учащихся |
|||||
план |
факт |
||||||||||
Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса - 8ч. |
|||||||||||
1 |
Водный инструктаж по технике безопасности и поведения в кабинете информатики Информация вокруг нас |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Познакомить учащихся с учебником, дать представление о предмете изучения сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, дать представление о информации, видах информации и действиях с информацией. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
2 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Стартовая диагностика |
1 |
Урок развивающего контроля |
Познакомить с устройством компьютера, дать представление об аппаратном обеспечении |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
3 |
Ввод информации в память компьютера |
1 |
Открытие новых знаний |
Закрепить знания об устройстве компьютера; познакомить с различными устройством ввода: клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
4 |
Основная позиция пальцев на клавиатуре |
1 |
Открытие новых знаний |
Дать представление о программном обеспечении компьютера, вспомнить способы управления компьютером с помощью меню Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
5 |
Управление компьютером |
1 |
Открытие новых знаний |
Дать общее представление о программном обеспечении компьютера; ввести на интуитивном уровне понятие документ. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
6 |
Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. |
1 |
Открытие новых знаний |
Ввести на интуитивном уровне первые понятия графического интерфейса – рабочего стола, значка, ярлыка; показать, что пользователь взаимодействует с программами и устройствами компьютера с помощью мыши. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
7 |
Главное меню. Запуск программ. |
1 |
Открытие новых знаний |
Дать представление о компьютерных меню; познакомить с возможностью запуска программ через главное меню; ввести понятие окно. Проверить знания по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
8 |
Управление компьютером с помощью меню. Контрольная работа по теме: «Устройство компьютера». |
1 |
Урок развивающего контроля |
Расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Использование адаптированных заданий |
||||||
Информация и информационные процессы - 12 ч |
|||||||||||
9 |
Хранение информации. |
1 |
Открытие новых знаний |
Акцентировать внимание на действиях с информацией (информационных процессах); раскрыть суть информационного процесса хранения информации. Логическая игра (тренировка памяти). Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
10 |
Передача информации. |
1 |
Открытие новых знаний |
Дать представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
11 |
Электронная почта |
1 |
Открытие новых знаний |
Дать представление учащимся о системе обмена сообщениями Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
12 |
Кодирование информации |
1 |
Открытие новых знаний |
Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, отметить роль кодирования информации. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
13 |
Метод координат |
1 |
Открытие новых знаний |
Систематизировать и обобщить сведения, полученные уч-ся на предыдущем уроке; объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования; познакомить учащихся с методом координат. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
14 |
Текст как форма представления информации |
1 |
Открытие новых знаний |
Углубить представление учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации. Логическая игра. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
15 |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. |
1 |
Урок рефлексии |
Представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах; ввод понятия документа. Понятия: документ, текстовый процессор Практическая работа №5 «Вводим текст» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
16 |
Редактирование текста. |
1 |
Открытие новых знаний |
Расширение представления о возможностях компьютера по обработке текстовой информации; о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов. Понятия: проверка орфографии, форматирование, редактирование. Практическая работа №6 «Редактируем текст» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
17 |
Водный инструктаж по технике безопасности. Работа с фрагментами |
1 |
Открытие новых знаний |
Дать учащимся представление о фрагменте текстового документа. Понятия: буфер обмена, фрагмент, текстовый документ Практическая работа №7 «Работа с фрагментами текста» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
18 |
Форматирование текста |
1 |
Открытие новых знаний |
Представление о фрагменте текстового документа и правилах работы с ним Понятия: абзац, фрагмент Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
19 |
Представление информации в форме таблиц |
1 |
Открытие новых знаний |
Акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации; дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
20 |
Наглядные формы представления информации. Контрольная работа по теме: «Информационные процессы» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Подчеркнуть роль наглядных форм представления информации; осуществить проверку знаний учащихся по всей теме. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Использование адаптированных заданий |
||||||
Обработка информации средствами текстового и графического редакторов – 8 ч. |
|||||||||||
21 |
Компьютерная графика. Графический редактор. |
1 |
Открытие новых знаний |
Обобщение представления об этапах создания текстовых документов; расширение представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики; графические возможностях компьютера. Понятия: компьютерная графика, графический редактор, обработка информации, систематизация, поиск, кодирование, компьютерная графика, графический редактор, инструменты графич. редактора. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
22 |
Обработка графической информации. |
1 |
Открытие новых знаний |
Представление об устройствах ввода графической информации; расширение представления о возможностях графического редактора. Понятия: обработка информации (систематизация, поиск, кодирование); текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
23 |
Создание графических изображений |
1 |
Открытие новых знаний |
Знать: о процессе обработки информации; Уметь: использовать компьютер для обработки числовой информации. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
24 |
Систематизация информации. |
1 |
Открытие новых знаний |
Акцентирование внимания на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания; элементарное представление о систематизации информации. Понятия: информация, обработка информации, систематизация, сортировка (упорядочивание) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности. Практическая работа №14 «Создаем списки» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
25 |
Списки – способ упорядочения информации |
1 |
Открытие новых знаний |
Расширение представления учащихся о систематизации информации, дать представление о списках как инструментах структурирования и систематизации информации. Уметь: приводить примеры целесообразного использования нумерованных и маркированных списков. Понятия: информация, обработка информации, упорядочение информации Практическая работа №14 «Создаем списки» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
26 |
Поиск информации. |
1 |
Урок рефлексии |
Расширение представления по редактированию документов; акцентирование внимания на поиске информации как разновидность обработки информации. Понятия: редактирование, поиск, замена Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
27 |
Кодирование как изменение формы представления документов. |
1 |
Урок рефлексии |
Кодирование, возможности компьютера по обработке текстовой информации. Понятия: Кодирование, выравнивание (влево, вправо, по центру); шрифт, начертание |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |
||||||
28 |
Контрольная работа по теме: «Текстовый и графический редакторы». |
1 |
Урок развивающего контроля |
Проверка качества усвоения изученного материала. |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Использование адаптированных заданий |
||||||
Элементы алгоритмизации -5 ч. |
|||||||||||
29 |
Преобразование информации по заданным правилам. |
1 |
Открытие новых знаний |
Углубление представления о задачах обработки информации; знакомство с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации. Понятия: входная информация, выходная информация, правила преобразования (обработки) информации Практическая работа №16 «Выполняем вычесления с помощью программы Калькулятор» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
30 |
Преобразование информации путем рассуждений. |
1 |
Открытие новых знаний |
Расширение представления о задачах обработки информации, представление о преобразовании информации путем рассуждения как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации. Понятия: входная информация, выходная информация, логические рассуждения. Практическая работа №17 «Знакомство с КуМиром» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
31 |
Разработка плана действий. Задача о переправах |
1 |
Открытие новых знаний |
Представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; некоторые формы записи плана действий. Логическая игра «Черный ящик».Понятия: Информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий. Практическая работа №18 «Команды исполнителя Черепашка» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
32 |
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
1 |
Открытие новых знаний |
Закрепление представления о задачах обработки информации;Расширение представления о способах записи плана действий. Логическая игра «Переправа».Понятия: информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий. Практическая работа №19 «Черепашка в системе КуМир» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
33 |
Контрольная работа по теме: «Теоретическая информатика и информационные технологии». Создание движущихся изображений. |
1 |
Урок развивающего контроля |
Обобщение материала, касающегося получения новой информации; проверка уровня усвоения основных теоретических положений, изученных в течение учебного года; представление о простейших способах создания движущихся изображений. Понятия: сюжет, видеосюжет Практическая работа №20 «Создаем анимацию» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Использование адаптированных заданий |
||||||
Теоретическая информатика - 2 ч. |
|||||||||||
34 |
Создание движущихся изображений Создание итогового мини-проекта |
1 |
Урок развивающего контроля |
Закрепление навыков обработки графической информации, представление о программном средстве для создания движущихся изображений. Создание итогового мини-проекта. Понятия: анимация, настройка анимации. Практическая работа №21 «Создаем слайд-шоу» |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности Практическая деятельность |
||||||
35 |
Обобщение изученного материала по теме: «Информационные технологии» |
1 |
Урок рефлексии |
Обобщение материала. Мини-проект «Пожелания будущим пятиклассникам» Понятия: информационные технологии |
Использование наглядных материалов, средств ТСО. Частая смена учебной деятельности |