Рабочая программа по информатике для 5 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), на основании Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, рабочей программы предмета «Информатика» для 5 класса авторской учебной программы по информатике для 5-6 классов Л.Л. Босовой
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики
Отличительной особенностью стандарта второго поколения (ФГОС) от стандарта первого поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечивать:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Целью обучения информатике в 5 классе является введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение курса информатики в 7-9 классах.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
- расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
- базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
- углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два часа в неделю, всего 105 часов).
В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше вариантов учебного плана.
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в V–IX классах.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
5. Содержание учебного предмета
Информация вокруг нас. (19 ч.)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы».
Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа № 5 «Вводим текст».
Практическая работа № 6 «Редактируем текст».
Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа № 8 «Форматируем текст».
Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы».
Практическая работа № 10 «Строим диаграммы».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Информация вокруг нас».
Обработка информации (15 ч.)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа № 13 «Планируем работу с графическим редактором».
Практическая работа № 14 «Создаем списки».
Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет».
Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».
Практическая работа № 17 «Создаем анимацию».
Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Обработка информации».
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Босова Л.Л., Б осова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
- Литература основная и дополнительная для учащихся
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Ресурсы Единой коллеhttp://school-collection.edu.ru/) кции цифровых образовательных ресурсов (
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
7. Система оценки планируемых результатов
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Календарно-тематический план (5 класс)
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Домаш. задание |
|||||
Предметные УУД |
Личностные УУД |
Метапредметные УУД |
||||||||
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||||
Информация вокруг нас (19 часов) |
||||||||||
1 |
Техника безопасности на уроках информатики |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 5, 9 |
Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе |
Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. |
Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. |
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью |
Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
§2 с. 13-15 |
||
2 |
Информация вокруг нас. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 5, 9 |
Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. |
Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира |
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью |
Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
§1 с. 5-9 в. 3,4,5 на с. 9 |
||
3 |
Компьютер – универсальная машина. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Знать основные устройства компьютера и их функции |
Смыслообразование представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). |
Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров |
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. |
Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
§2 с. 10-13 в. 5,7,8 на с. 16 |
||
4 |
Ввод информации. Пр. №1 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. |
Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати |
Общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры; |
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
§ 3 с. 17-24 в. 5,6,7 на с. 24 |
||
5 |
Управление компьютером. Пр. №2 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними. |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
Общеучебные – актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,. иметь навыки управления компьютером. |
Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную |
§ 4 с. 25-34 в. 7,9,14,17 на с. 33 |
||
6 |
Хранение информации. Пр. №3 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке. |
Самоопределение – готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
Общеучебные – ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве |
Инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия |
Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; коррекция – вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения |
§ 5 с. 35-39 в. 1-6 на с. 39 |
||
7 |
Передача информации. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться определять источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества. |
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
Формулировать собственное мнение, слушать собеседника |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известноо передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно |
§ 6 с. 41-42 в. 1,2,3 на с. 44 |
||
8 |
Электронная почта. Пр. №4 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме |
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания |
Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. |
§ 6 с.43 в. 7,8,9 на с. 45 |
||
9 |
Кодирование информации. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться кодировать и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики. |
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. установка на здоровый образ жизни. |
Знаково-символические – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. |
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника |
Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; |
§ 7 с.46-49 в. 1,2,3 на с. 53 |
||
10 |
Метод координат. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат |
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. |
Планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь |
Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью. |
§ 7 с. 50-52 в. 7,8,9 на с. 53 |
||
11 |
Текстовая информация. Ввод текста. Пр. №5 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке |
Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. |
§ 8 с. 55-59 в. 2,5,6 на с. 63 |
||
12 |
Редактирование текста. Пр.№6 «Редактируем текст» |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; |
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач , вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия |
§ 8 с. 59-60 в. 12,13,14 на с. 63 |
||
13 |
Текстовый фрагмент. Пр. №7 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов |
Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности |
Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы. |
§ 8 с. 59-60 в. 15 на с. 63 |
||
14 |
Форматирование текста. Пр. №8 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы; |
Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия |
§ 8 с. 61-63 в. 2,3 на с. 63 |
||
15 |
Представление информации в форме таблиц. Пр. №9 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать простые таблицы. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
Умение применятьтаблицы для представления разного рода однотипной информации |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль |
§ 9 с. 64-66 в. 1,2 на с. 68 |
||
16 |
Табличный способ решения логических задач. Пр. №9 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом |
Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами; |
Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
§ 9 с. 66-68 в. 3,4 на с. 68 |
||
17 |
Наглядные формы представления информации. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей. |
Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Формирование умений формализации и структурирования информации Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. |
Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата |
§ 10 с. 69-71 в. 1,2 на с. 73 |
||
18 |
Диаграммы. Пр. №10 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Постановка учебной задачи, - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном |
§ 10 с. 71-73 в. 3,4,5 на с. 73 Подготовка к контрольной |
||
19 |
Контрольная работа №1 по теме: «Информация вокруг нас». |
Итоговый контроль и учет знаний и навыков 5,10, 6 или 7 |
Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе |
Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», |
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении |
Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала |
Работа со словарем |
||
20 |
Компьютерная графика. Пр. №11 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений |
Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы |
§ 11 с. 74-81 в. 1,2 на с. 82 |
||
21 |
Преобразование графических изображений. Пр. №12 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации. |
Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Постановка учебной задачи, планирование путей достижения цели |
§ 11 с. 81 в. 3,4 на с. 82 |
||
22 |
Создание графических изображений. Пр. №13 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9Комбинированный |
Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации |
Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых |
Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника |
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
§ 11 с. 74-82 |
||
23 |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации |
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей |
Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации |
Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
§ 12 с. 83-85 в. 1 на с. 95 |
||
24 |
Списки. Пр. №14 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
§ 12 с. 83-85 в. 2,3 на с. 95 |
||
25 |
Поиск информации. Пр. №15 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче. |
Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования |
Умения поиска и выделения необходимой информации ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации |
Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. |
Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата |
§ 12 с. 85-86 в. 5,6 на с. 95 |
||
26 |
Изменение формы представления информации. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации |
Понимание роли информационных процессов в современном Мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию |
Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью |
Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
§ 12 с. 86 в. 7 на с. 95 |
||
27 |
Преобразование информации по заданным правилам. Пр. №16 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. готовность и способность обучающихся к саморазвитию |
Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
§ 12 с. 87-88 в. 7 на с. 95 |
||
28 |
Преобразование информации путем рассуждений. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений |
Понимание роли информационных процессов в современном мире , готовность и способность обучающихся к саморазвитию |
Умение анализировать и делать выводы |
Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками |
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ |
§ 12 с. 88-90 в. 8 на с. 95 |
||
29 |
Разработка плана действий. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Представление об обработке информации путѐм разработки плана действий |
Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире |
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. |
§ 12 с. 90-93 в. 9 на с. 95 |
||
30 |
Табличная форма записи плана действий. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Представление об обработке информации путѐм разработки плана действий; |
Понимание роли информационных процессов в современном мире |
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,. оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
§ 12 с. 90-93 в. 10,11,12 на с. 95 |
||
31 |
Создание движущихся изображений. Пр. №17 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определѐнному плану |
Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить |
Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности |
§ 12 с. 93-94 в. 14,15 на с. 95 |
||
32 |
Создание анимации по собственному замыслу. Пр. №17 |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации |
Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире |
Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий |
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. |
|||
33 |
Выполнение итогового мини-проекта. Пр. №18 |
Обобщение и систематизация знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе. |
Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире |
Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов |
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Подготовится к контрольной работе |
||
34 |
Контрольная работа №2 по теме: «Обработка информации» |
Итоговый контроль и учет знаний и навыков 5,10, 6 или 7 |
Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе |
Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», |
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении |
Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала |
|||
35 |
Резерв |