12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Подопригора Наталья160
Учитель информатики в сельской малокомплектной школе
Россия, Ставропольский край, х. Дыдымкин
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно-математического цикла

____________Н.В. Подопригора

__________________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _____________И.М. Жумалакова

__________________ 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 15

____________А.В. Кинасова

Приказ №______ от

____________________ 2016 г.

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«Информатика и ИКТ»

для обучающихся 2 классов

(уровень: общеобразовательный)

 

Учитель информатики: Подопригора Наталья Владимировна

 

Рабочая программа составлена на основе: программы Информатика и ИКТ Бененсона Е.П, Паутовой А.Г , 2 класс / Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011

 

2016/2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по Информатике составлена на основе:

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Авторской программы Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. «Информатика и ИКТ» (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011).

При составлении рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

Федеральный Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 6.10. 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год».

Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Обучающиеся должны иметь представление:

- о понятии «информация»;

- о многообразии источников информации;

- о том, как человек воспринимает информацию;

- о компьютере, как об универсальной машине, предназна­ченной для обработки информации;

- о назначении основных устройств компьютера;

- о том, что компьютер обрабатывает информацию по прави­лам, которые определили люди, а компьютерная программа — на­бор таких правил;

- об алгоритме как последовательности дискретных шагов, на­правленных на достижение цели;

- об истинных и ложных высказываниях;

- о двоичном кодировании текстовой информации и чёрно- белых изображений.

Обучающиеся научатся:

- исполнять правила поведения в компьютерном классе;

- называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).

- приводить примеры: источников информации, работы с ин­формацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнито­фон), полезной и бесполезной информации;

- запускать программы с рабочего стола (при наличии обору­дования);

- выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при на­личии оборудования);

- пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вво­дить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);

- с помощью учителя составлять и исполнять линейные алго­ритмы для знакомых формальных исполнителей; с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать ли­нейные алгоритмы решения поставленных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;

- составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

- определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

«Система оценок» призвана обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех учащихся по различным учебным дисциплинам. В неё устанавливаются:

единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами предметов;

единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

объем различных видов контрольных работ.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе в течение учебного года. В конце года выставляется итоговый бал.

При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

Полнота (соответствие объему программы и информации учебника (пособия)).

Результаты обучения проверяются в процессе устных, тестовых и практических работ обучающихся.

В тестах могут быть использованы задания на:

единичный выбор (можно выбрать только один ответ из нескольких предложенных);

множественный выбор (ответов может быть несколько);

сортировку (предложенный список упорядочивается по заданному критерию);

установление соответствия;

текстовый ввод (ответ в произвольном стиле набирается с клавиатуры).

ОЦЕНКА ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ

При оценке ответов учитывается:

аккуратность работы

работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную почти без ошибок (90-100%)

Оценка «4» ставится, если выполнено 70-89% всей работы.

Оценка «3» ставится, если выполнено 50-69% всей работы.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее 50% всей работы.

Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или если учащийся не приступал к работе.

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

ответ полный и правильный на основании изученного материала;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»

ответ полный и правильный на основании изученного материала;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

При работе с графическим редактором задание включает в себя знания и умения использовать инструменты, умение сохранять в нужную папку, умение работать с выделенным фрагментом, знание расширения графического файла, умение по окончании работы открыть свой рисунок.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ЗА ПК

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся, четкости выполнения практической работы и получения ее практического результата.

Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, получен итоговый результат, сохраненный на внешнем носителе;

работа осуществлена по плану с учетом техники безопасности и правил работы за ПК;

проявлены организационно-трудовые умения.

Отметка «4»

работа выполнена правильно, получен итоговый практический результат, сохраненный на внешнем носителе, но при этом она была выполнена не полностью (процент выполнение не более 70–90%) или были допущены несущественные ошибки в работе, видно, что работа часто исправлялась.

Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину (50–69%) или были допущены 1–2 существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в получении итогового практического результата, в соблюдении правил техники безопасности при работе за ПК, которые исправляются по требованию учителя.

Отметка «2»

работа не была выполнена в нужном объеме (менее 50%) или были допущены три (и более) существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в получении итогового практического результата, в соблюдении правил техники безопасности при работе за ПК, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, при этом работа не была сохранена на внешнем носителе.

ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) РАБОТ

При оценивании лабораторных (практических) компьютерных работ выставляется оценка:

«5», если выполнены все этапы лабораторной работы и сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;

«4», если выполнены все этапы лабораторной работы, но не сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;

«3», если выполнены не все этапы лабораторной работы, нет выводов, учащийся не уложился во временные рамки;

«2», если работа не выполнена

 

Содержание курса

Информатика и ИКТ во 2 классе состоит из следующих разделов:

, п/п

Раздел

Количество часов по программе

1

Информационная картина мира

10

2

Компьютер — универсальная машина для обработки информа­ции

10

3

Алгоритмы и исполнители

11

4

Объекты и их свойства

2

5

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

1

 

Итого:

34

 

 


 


 


 


 


 


 


 

Информационная картина мира (10 ч)

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, пере­дача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьюте­ром. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование тек­стовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изобра­жения.

Компьютер — универсальная машина для обработки информа­ции (10 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиа­тура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).

Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы за компьютером

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудо­вания).

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабо­чего стола, закрытие программы.

Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование кла­виш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Алгоритмы и исполнители (11ч)

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятель­ности.

Формальность исполнения алгоритма. Влияние последова­тельности шагов на результат выполнения алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд испол­нителя.

Создание и исполнение линейных алгоритмов для фор­мальных исполнителей. Управление формальными исполнителя­ми (при наличии компьютера).

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.

Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.

Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых вы­сказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отри­цание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».

Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

Объекты и их свойства (2 ч)

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предме­тов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета. Выявление закономерности в последовательностях. Продолже­ние последовательности с учетом выявленной закономерности.

Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Компьютерный класс как информационная система коллек­тивного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в ком­пьютерном классе.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Информация – 9 ч.

1

Информация и источники информации

1

 

2

Действия с информацией

1

 

3

Отбор полезной информации

1

 

4

Кодирование информации

1

 

5

Двоичное кодирование текстовой информации

1

 

6

Обработка информации человеком

1

 

7

Обработка информации компьютером

1

 

8

Информация вокруг нас

1

 

9

Повторение. Контрольная работа № 1 по теме «Информация»

1

 

Устройство компьютера – 7 ч.

10

Устройство ПК. Процессор и материнская плата

1

 

11

Оперативная и постоянная память

1

 

12

Устройства ввода информации

1

 

13

Устройства вывода информации

1

 

14

Внешняя память

1

 

15

Обобщение материала по теме «Устройство компьютера»

1

 

16

Повторение. Контрольная работа № 2 по теме «Устройство компьютера»

1

 

Алгоритмы и исполнители – 18 ч.

17

Алгоритмы и исполнители

1

 

18

Составление и исполнение алгоритмов

1

 

19

Последовательность действий и результат выполнения алгоритма

1

 

20

Составление и выполнение алгоритмов

1

 

21

Исполнитель алгоритмов «Мышка-художник»

1

 

22

Адрес клетки

Контрольная работа №3 «Устройство ПК, исполнители»

1

 

23

Энтик и Мышка на одном поле

1

 

24

Выполнение и составление алгоритмов

1

 

25

Составление алгоритмов

1

 

26

Запись алгоритмов в словесной форме

1

 

27

Исполнитель алгоритмов «Перемещайка»

1

 

28

Составление алгоритмов

1

 

29

Алгоритмы Перемещайки

1

 

30

Истинные и ложные высказывания

1

 

31

Массовость алгоритмов

1

 

32

Повторение пройденного материала. Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмы и исполнители»

1

 

33

Компьютерные программы

1

 

34

Обобщение и систематизация знаний

1

 
Опубликовано в группе «ФГОС конспект»

Комментарии (1)

Елена Владимировна, 24.03.17 в 12:23 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу публикацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.