Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ (7 класс, УМК Л.Л. Босовой)
МБОУ «Верхне-Кубинская школа»
Тематическое планирование предметной линии «Информатика»
в 7 классе на 2016-2017 учебный год
в рамках УМК по информатике для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС)
авторов учебника Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой (34 часа)
п/п |
№ темы |
Тема урока |
Тип урока. Кол-во часов |
Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
|||||||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
|||||||||
1 |
1 |
Техника безопасности и организация рабочего места. |
Беседа, входная контрольная работа. |
Актуализировать материал 6 класса. Знать: требования организации рабочего места и правила поведения в кабинете информатики |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Умение работать по предложенному учителем плану. |
||||
«Информация и информационные процессы» - 8 часов. |
||||||||||||
2 |
1 |
Информация и ее свойства. |
ИКТ объяснительно- иллюстративный |
Общие представления об информации и её свойствах; Знать: сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления: об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. |
Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) |
Умение находить ответы, используя учебник. |
Умение оформлять свою мысль в устной форме (на уровне предложения) |
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
||||
3 |
2 |
Информационные процессы. Обработка информации. |
Комбинированный репродуктивный сопоставление |
Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь Уметь: приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике. |
Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
Умение делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
||||
4 |
3 |
Информацион-ные процессы. Хранение и передача информации |
Урок изучения нового материала Методы: повествование, сопоставление, проблемное изложение |
Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь: приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
5 |
4 |
Всемирная паутина как информацион-ное хранилище. |
Эвристическая беседа, объяснительно- иллюстративный |
Представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы. Уметь: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), Знать: как сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Умение произвольно строить своё речевое высказывание. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
6 |
5 |
Представление информации. |
ИКТ Практикум |
Обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать: сущность понятия «знак». Иметь представления: о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Умение аргументировать свой способ решения задачи. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
7 |
6 |
Дискретная форма представления информации. |
ИКТ объяснительно- иллюстративный |
Представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать: сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать: роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение извлекать информацию |
Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. |
Умение составлять план действий по решению проблемы |
||||
8 |
7 |
Единицы измерения информации. |
Практикум; частично-поисковый |
Знать: единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать: сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт |
Умение слушать и понимать речь других. |
Целеполагание как постановка учебной задачи. |
||||
9 |
8 |
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». |
Контроль |
Иметь представления: об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации |
Формирование мотива к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. |
Умение структурировать знания. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» - 7 часов. |
||||||||||||
10 |
1 |
Основные компоненты компьютера и их функции |
Комбинированный репродуктивный, сопоставление |
Знать: назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь: приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации. |
Умение договариваться, находить общее решение. |
Умение определять и формулировать цель деятельности. |
||||
11 |
2 |
Персональный компьютер |
ИКТ Практикум |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
|||||
12 |
3 |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
Урок изучения нового материала Методы: повествование, сопоставление, проблемное изложение. |
Роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление: о сущности программного управления работой компьютера. Знать: типы программного обеспечения, функции операционной системы, особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь: пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами, оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей. |
Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно. |
||||
13 |
4 |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
Комбинированный репродуктивный сопоставление |
Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление: о программировании. Уметь: называть группы программ прикладного и общего назначения |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно |
||||
14 |
5 |
Файлы и файловые структуры |
ИКТ Практикум |
Знать: определение файла. Иметь представление: об организации файлов, о дереве каталога. Знать: возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов. |
Формирование мотива к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей |
Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала |
||||
15 |
6 |
Пользовательский интерфейс |
ИКТ Практикум |
Уметь: оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации |
Умение договариваться, находить общее решение. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
16 |
7 |
Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». |
Контроль |
Знать: назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств, особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа», типы программного обеспечения, функции операционной системы. Уметь: пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами, оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Умение работать по предложенному учителем плану. |
||||
«Обработка графической информации» - 4 часа. |
||||||||||||
17 |
1 |
Формирование изображения на экране компьютера. |
Урок изучения нового материала повествование проблемное изложение. |
Представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать: принцип дискретного представления графической информации, понятия: пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь: рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, рассчитывать объем графического файла. |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение добывать новые знания. |
Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
Умение осуществлять действия по реализации плана. |
||||
18 |
2 |
Компьютерная графика. |
Комбинированный репродуктивный сопоставление |
Представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать: форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение извлекать информацию |
Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. |
Умение работать по предложенному учителем плану. |
||||
19 |
3 |
Создание графических изображений. |
ИКТ Практикум |
Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Знать: виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь: создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. |
Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
Умение ориентироваться в своей системе знаний. |
Умение выполнять различные роли в группе. |
Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
20 |
4 |
Контрольная работа по теме «Обработка графической информации». |
Контроль |
Знать: принцип дискретного представления графической информации, форматы графических файлов. Иметь представление: о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Уметь: вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты, создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения, рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, рассчитывать объем графического файла. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания.. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
«Обработка текстовой информации» - 9 часов. |
||||||||||||
21 |
1 |
Текстовые документы и технологии их создания. |
Урок изучения нового материала Методы: повествование, сопоставление, проблемное изложение. |
Назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь: создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать: технологию создания и редактирования простейших текстовых документов |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы |
Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Целеполагание как постановка учебной задачи. |
||||
22 |
2 |
Создание текстовых документов на компьютере. |
Практикум; частично-поисковый |
Знать: назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь: запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы). |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Целеполагание как постановка учебной задачи. |
||||
23 |
3 |
Прямое форматирование. |
ИКТ Практикум |
Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании. |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение добывать новые знания. |
Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
24 |
4 |
Стилевое форматирование. |
ИКТ Практикум |
Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь: форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы. Уметь форматировать символы и абзацы |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
Умение слушать и понимать речь других. |
Умение работать по предложенному учителем плану. |
||||
25 |
5 |
Визуализация информации в текстовых документах. |
ИКТ Практикум |
Иметь представление о вставке в документ графических объектов, представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Знать: виды списков (нумерованные и маркированные). Уметь: включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение выделять причины и следствия для получения необходимого результата для создания нового продукта |
Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
Умение определять и формулировать цель деятельности. |
||||
26 |
6 |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода. |
Практикум; частично-поисковый |
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь: переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста), получить с помощью сканера изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате, сохранить документ, вывести на печать на принтере |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. |
Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. |
Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
27 |
7 |
Оценка количественных параметров текстовых документов. |
Практикум; частично-поисковый |
Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать: основные кодировочные таблицы. Уметь: вычислять объем информационного сообщения |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации |
Умение договариваться, находить общее решение. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
28 |
8 |
Оформление реферата «История вычислительной техники» |
Комбинированный репродуктивный сопоставление |
Знать: примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат), основные требования к оформлению учебной публикации. Уметь: создавать оглавление, планировать текст; владеть поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать цитаты и ссылки (гипертекст); использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста.), создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта |
Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы) |
Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
||||
29 |
9 |
Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации». |
Урок контроля знаний, обобщение. |
Знать: назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь: создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение добывать новые знания. |
Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. |
Умение определять и формулировать цель деятельности. |
||||
«Мультимедиа» - 4 часа. |
||||||||||||
30 |
1 |
Технология мультимедиа. |
ИКТ объяснительно- иллюстративный |
Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта |
Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) |
Умение находить ответы, используя учебник. |
Умение оформлять свою мысль в устной форме (на уровне предложения) |
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
||||
31 |
2 |
Компьютерные презентации. |
Комбинированный репродуктивный сопоставление |
Знать: характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь: создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию, вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. |
Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы |
Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
||||
32 |
3 |
Создание мультимедийной презентации. |
ИКТ Практикум, частично-поисковый. |
Знать: характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь: создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию, вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно. |
||||
33 |
4 |
Контрольная работа по теме «Мультимедиа». |
Контроль. |
Знать: характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь: создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера |
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Умение аргументировать свой способ решения задачи. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
||||
«Итоговое повторение» - 1 час. |
«Итоговое повторение» - 2 часа. |
|||||||||||
34 |
1 |
Урок практического применения |
Уметь применять на практике знания, полученные за курс 7 класса. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Умение аргументировать свой способ решения задачи. |
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
ИТОГО: 34 часа