Рабочая программа по истории (7 класс, УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории для 7класса составлена в соответствии с:
1) Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
2) Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «ОБ утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3)Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
4) Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
С учетом
- Примерной программы по учебным предметам История 5-9 классы 2-е издание перераб.-М.:Просвещение,2011(Стандарты второго поколения)
- Авторских программ по истории:
- Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко –Цюпы. 5-9 классы. М.: Просвещение,2014г.
- История России. Рабочие программы к предметной линии учебников Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под ред. А.В. Торкунова в основной школе (6-9классы).
- Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах( Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253)
- образовательной программы основного общего образования МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева».
- учебного плана МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева» на 2016-2017 учебный год.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (7 класс).
УМК:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 — 1800. 7 класс .М., «Просвещение», 2015.
2) «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова М., «Просвещение», 2015.
Общая характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Цели изучения курса "История России"
в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане
Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.
На изучение истории в 7 классе отводится 68часов. Курс «История России» в 7 кл. в объеме не менее 42 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по Всеобщей истории, исходя из параллельного изучения истории России и Всеобщей истории).
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2016-2017 учебном году в МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева» в общеобразовательных классах и предполагает изучение истории на базовом уровне в объеме 68 часов(2 часа в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Планируемые результаты изучения Истории Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»)
7 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Основные события и даты
7 класс
1505—1533 гг. — княжение Василия III
1510 г. — присоединение Псковской земли
1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства
1521 г. — присоединение Рязанского княжества
1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской
1538—1547 гг. — период боярского правления
1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
1549 г. — первый Земский собор
1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
1552 г. — взятие русскими войсками Казани
1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе
1558—1583 гг. — Ливонская война
1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги
1565—1572 гг. — опричнина
1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком
1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича
1589 г. — учреждение в России патриаршества
1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова
1604—1618 гг. — Смутное время в России
1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I
1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского
1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова
1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II
1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск
1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова
1617 г. — Столбовский мир со Швецией
1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой
1632—1634 гг. — Смоленская война
1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича
1648 г. — Соляной бунт в Москве
1648 г. — поход Семёна Дежнёва
1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова
1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви
8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины
1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой
1656—1658 гг. — война со Швецией
1662 г. — Медный бунт
1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой
1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина
1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича
1682 г. — отмена местничества
Основные понятия и термины
7 класс
Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.
«Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство.
Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.
Основные источники
7 класс
Лицевой летописный свод. «Новый летописец». «Повесть о Казанском царстве». Судебник 1550 г. «Государев родословец». Писцовые и переписные книги. Посольские книги. Таможенные книги. Челобитные И. С. Пересветова. «Уложение о службе». «Стоглав». «Домострой». Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Указ о «заповедных летах» и указ об «урочных летах». «Сказание» Авраамия Палицына. «Временник» Ивана Тимофеева. Столбовский мирный договор со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Челобитные русских купцов. Соборное уложение 1649 г. Торговый устав. Новоторговый устав. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Речью Посполитой. «Калязинская челобитная». «Повесть об Азовском осадном сидении». Газета «Вести-Куранты». Сочинения иностранных авторов о России XVI—XVII вв. (Сигизмунда Герберштейна, Джона Флетчера, Исаака Массы, Адама Олеария).
Основные исторические персоналии
7 класс
Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фёдорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов, А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайлович Романов, Михаил Фёдорович Романов, Фёдор Алексеевич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин, Сильвестр (Медведев), И. Ю. Москвитин, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопоп Сильвестр, Епифаний Славинецкий, С. Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.
СТРУКТУРА КУРСА
№ |
Модуль (глава) |
Примерное количество часов |
Сроки изучения |
7 класс |
|||
1 |
Россия в XVI веке. |
20 |
|
2 |
Смутное время. Россия при первых Романовых |
20 |
|
Повторение |
2 |
||
Итого |
42 |
||
3 |
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация. |
11 |
|
4 |
Первые революции Нового времени. Международные отношения. |
4 |
|
5 |
Эпоха Просвещения. Время преобразований. |
7 |
|
6 |
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. |
4 |
|
Итого |
26 |
||
Всего 7 класс |
68 |
Календарно-тематическое планирование курса истории
для 7 класса (68 часов)
Новая история (26 ч.)
№ п/п |
Тема урока |
§ учебника |
Тип занятия |
Предполагаемые результаты |
Дата |
|
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||||
|
Вводный инструктаж по охране труда и ТБ. Что изучает история нового времени |
С.4 - 7 |
лекция |
Имеет представление о том, что изучает новая история, хронологических рамках нового времени, человеке Нового времени, чертах нового общества. |
Использует ранее изученный материал; анализирует источники. |
|
|
Эпоха Великих географических открытий |
§1-2 |
лекция |
Имеет представление о новых изобретениях и усовершенствованиях, новом в военном деле и судостроении, путешествиях В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана, об открытии европейцами Америки, торговых путей в Азию, начале создания колониальных империй. |
Работает с картой (показывает маршрут путешествий); выделяет главное в тексте; анализирует документы. |
|
|
Абсолютизм в Европе |
§ 3 |
Комбинированный |
Знает понятия: абсолютизм, парламент, регент, меркантилизм. |
Выделяет главное в рассказе учителя и в тексте; составляет схемы; составляет устный рассказ по сюжету. |
|
|
Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв. |
§ 4 |
Комбинированный |
Имеет представление о зарождении капиталистических отношений, совершенствовании техники, возникновении мануфактур, развитии товарного производства, торговых компаниях. Знает понятия: буржуазия и наемные рабочие, монополия, биржа, мануфактура. |
Устанавливает причинно-следственные связи; работает с учебником. |
|
|
Европейское общество в раннее новое время |
§ 5-6 |
Комбинированный |
Имеет представление о Закона о нищих, главных бедах – эпидемии, голод и войны, изменениях в структуре питания и в моде. Знает понятия: новое дворянство, огораживание, откупщик, капиталист, батрак |
Самостоятельно работает с учебником и документами; пользуется иллюстрациями. |
|
|
Философия гуманизма |
§7 |
Комбинированный |
Знает понятия: гуманизм, гуманист, Возрождение |
Сравнивает особенности развития культуры разных периодов, делает выводы. |
|
|
Живопись Высокого Возрождения. |
§ 8-9 |
Комбинированный |
Имеет представление о новых тенденциях в изобразительном искусстве, «Титанах Возрождения» |
Готовит сообщение на основе источников разных видов; |
|
|
Зарождение европейской науки |
§ 10 |
Комбинированный |
Имеет представление о новых тенденциях в изобразительном искусстве, «Титанах Возрождения» |
выполняет художественно-творческие задания |
|
|
Начало Реформации в Европе |
§ 11 |
Комбинированный |
Имеет представление о причинах Реформации и её распространении в Европе, об основных положения учения Лютера, народной Реформации и крестьянской войне. Знает понятия: реформация, лютеранская церковь, пастор, протестант |
Составляет план ответа на вопрос; объясняет термины и понятия. |
|
|
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация |
§ 12 |
Комбинированный |
Имеет представление о Ж.Кальвине и его учение о предопределении человека, Кальвинистской церкви, Игнатии Лойоле и ордене иезуитов, борьбе католической церкви с реформацией Знает понятия: Контрреформация, кальвинизм, орден иезуитов. |
Использует документы при ответе на вопрос. |
|
|
Англия в XVI веке |
§ 13 |
Комбинированный |
Имеет представление о правлении Генриха VIII, Марии Кровавой, Елизаветы Знает понятия: Непобедимая армада, англиканская церковь. |
Делает сравнительный анализ. |
|
|
Франция в XVI- первой половине XVII в. |
§ 14 |
Комбинированный |
Имеет представление о борьбе между католиками и гугенотами, Варфоломеевской ночи, Войне трех Генрихов, Нантском эдикте, реформах Ришелье, усилении Франции к середине XVII века. |
Составляет характеристику историческим деятелям; оценивает явления |
|
|
Нидерландская революция. |
§ 15 |
Комбинированный |
Знает понятия: революция, террор, гёзы, уния, штатгальтер. |
Выделяет главное в тексте; работает с документами |
|
|
Великая английская революция |
§ 16, 17 |
Комбинированный |
Знает понятия: джентри, пуритане, Долгий парламент, гражданская война, «круглоголовые», «кавалеры», «Прайдова чистка», парламентская монархия, республика, левеллеры, диггеры, протекторат, военная диктатура, Билль о правах, тори, виги. |
Составляет характеристику историческим деятелям. |
|
|
Международные отношения в XVI – XVIII вв. |
§ 18- 19 |
Комбинированный |
Имеет представление о причинах, ходе и последствиях Тридцатилетней войны, восточном вопросе. |
Самостоятельно готовит сообщения по заданной теме; работает с картой. |
|
|
Повторение темы: Европа и мир в начале нового времени |
§ 1-19 |
Комбинированный |
|||
|
Век просвещения. Культура эпохи просвещения. |
§20-21 |
Комбинированный |
Имеет представление о просветителях XVIII в., идеях просвещения, художественной культуре, особенностях развития литературы и музыки. Знает понятия: Просвещение, разделение властей, народный суверенитет, энциклопедисты, классицизм |
Выделяет главное и систематизирует выделенное в таблицу. |
|
|
Промышленный переворот в Англии. |
§22 |
Комбинированный |
Знает понятия: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм |
выделяет главное в тексте, составляет план ответа на вопрос |
|
|
Английские колонии в Северной Америке. |
§23 |
Комбинированный |
Знает понятия: бостонское чаепитие Имеет представление о первых колониях в Северной Америке |
Работает с текстом учебника и дополнительными источниками |
|
|
Война за независимость. Образование США. |
§24 |
Комбинированный |
Имеет представление о причинах, начале и зоде войны за независимость. Знает понятия: декларация, патриоты, лоялисты. |
Составляет схему. |
|
|
Начало Великой Французской революции. |
§25 |
Комбинированный |
Имеет представление о Франции в середине XVIII в, начале Великой Французской революции.Знает понятия: сословия, санкюлот, декрет, «хлебный бунт». |
Устанавливает причинно-следственные связи; оперирует терминами и понятиями |
|
|
Великая Французская революция |
§26-27 |
Комбинированный |
Знает понятия: жиронтисты, якобинцы, «Марсельеза», монтаньяры, якобинская диктатура, закон о «подозрительных», правые, левые, белая эмиграция, максимум, гильотина, «бешеные», термидорианцы, Директория. |
Анализирует текст документа; выделяет главное. Самостоятельно готовит сообщения по заданной теме |
|
|
Повторение темы: Эпоха просвещения. Время преобразований |
§ 20-27 |
Комбинированный |
|||
|
Государства Востока в эпоху раннего нового времени. |
§ 28 |
Комбинированный |
Знает понятия: самураи, бусидо, харакири, конфуцианство, буддизм, синтоизм, индуизм. |
Использует ранее изученный материал для решения проблемных задач. Обобщает изученный материал; делает выводы |
|
|
Государства Востока: начало европейской колонизации |
§ 29-30 |
Комбинированный |
Знает понятия: падишах, деспотия, сёгун. |
||
|
Повторение темы: Традиционные общества в раннее новое время |
§ 28-30 |
Лаборат. |
История России
7 класс (42 часа)
№ |
Тема |
Кол-во уроков |
Основное содержание по темам |
Планируемые результаты учащихся (на уровне учебных действий) |
Дата |
Домашнее задание (инвариантная часть) |
||
Тема 1. Россия в XVI веке (21ч.) |
||||||||
1 |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий |
1 |
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках; Работать с исторической картой: - показывать пути движения экспедиций первооткрывателей; - показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный; - показывать на карте географические объекты, открытые поморами; Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы; Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§1 |
|||
2 |
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
1 |
Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях; Работать с исторической картой: - показывать на карте территории расселения казачества в XVI в ; Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период; Решать проблемные задания; Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике); Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§2 |
|||
3 |
Формирование единых государств в Европе и России |
1 |
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Формирование единого Российского государства при Иване III. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма; Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III; Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.; - выделять главное; Соотносить события российской и европейской истории; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
|
§3 |
||
4 |
Российское государство в первой трети XVI в. |
1 |
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§4 |
|||
5 |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
1 |
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.; Раскрывать смысл понятий: сейм, острог; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»; Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§5, таблица |
|||
6 |
Урок-практикум «Начало правления Ивана IV» |
1 |
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Принятие Иваном IV царского титула. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV; Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его; Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»; Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV; Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48; Осуществлять самооценку. |
С. 42-44, с. 47-49 |
|||
7 |
Урок-практикум «Реформы Избранной Рады» |
1 |
Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы; Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника); Выделять характерные черты сословно-представительной монархии; Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»; Давать оценку значению реформ Избранной рады; Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника); Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы); Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
С.44-50 |
|||
8 |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
1 |
Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.; Работать с исторической картой: - показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ; - используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 50-58, проект |
|||
9 |
Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» |
1 |
Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» |
Представлять и защищать проекты по теме: «Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.); ! Может быть выбрана другая тематика |
повторить §5 |
|||
10 |
Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления» |
1 |
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак; Работать с исторической картой: - показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань; Работать с текстом учебника, историческими документами: - составлять сложный план; - пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии; Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
с. 58-64, 68-70 |
|||
11 |
Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война» |
1 |
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать с исторической картой: - показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы; Работать с текстом учебника, историческими документами: - сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное; - показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне; - на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
с. 64-70 |
|||
12 |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
1 |
Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III; Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§8 |
|||
13 |
Народы России во второй половине XVI в. |
1 |
Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов; Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси; Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 76-81 |
|||
14 |
Урок-практикум «Опричнина» |
1 |
Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Работать с исторической картой: -показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского); Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 81-55, 87. |
|||
15 |
Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» |
1 |
Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления; Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.): - занимать определенную позицию в дискуссии; - формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты; - формулировать контраргументы; - участвовать в деятельности группы, т.д. Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 85-89 |
|||
16 |
Россия в конце XVI в. |
1 |
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю; Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - решать проблемные задачи; Соотносить события российской и европейской истории; Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§ 11 |
|||
17 |
Церковь и государство в XVI в. |
1 |
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»; Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами; Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§ 12 |
|||
18 |
Культура и народов России в XVI в. |
1 |
Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - составлять схему «Литературный жанры XVI в»; Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира; Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России; Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
С. 100-108 |
|||
19 |
Повседневная жизнь народов России в XVI в. |
1 |
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России; Сравнивать повседневную жизнь различных народов России; Рассказывать о том, как складывалась единая культура России; Приводить примеры культурных связей стран Европы и России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
С.108-111 |
|||
20 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» |
1 |
Повторение и обобщение по теме «Россия в XVI в.» |
Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; Характеризовать особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре; Высказывать суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира; Решать проблемные задания; Участвовать в дидактической игре; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
повторить…., с. 112 |
|||
21 |
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» |
1 |
Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.» |
Планировать свою работу на уроке; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода; Осуществлять коррекцию знаний; Осуществлять самооценку. |
повторить… |
|||
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (21 ч) |
||||||||
22. |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. |
1 |
Россия и Европа в начале XVII в. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.; Раскрывать смысл понятий: шляхта; Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§13 |
|||
23 |
Смута в Российском Государстве: причин, начало |
1 |
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство; Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова; Называть причины и предпосылки Смутного времени; Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 10-15, 18-20 |
|||
24 |
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами |
1 |
Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия темы: интервенция; Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С15-21 |
|||
25. |
Окончание Смутного времени |
1 |
Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина; Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким; Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине); Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты; Сравнивать Первое и Второе ополчения; Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§16 |
|||
26. |
Экономическое развитие России в XVII в. |
1 |
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник; Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.; Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке; Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; Объяснять значение создания единого Русского государства; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы; - делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке; Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года; Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§17 |
|||
27. |
Россия при первых Романовых: перемены в государствен- ном устройстве |
1 |
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Начать составление схемы «Династия Романовых»; Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке» Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение; Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений; Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§18 |
|||
28. |
Изменения в социальной структуре российского общества |
1 |
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»; Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества; Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства; Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении); Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§19 |
|||
29. |
Народные движения в XVII в. |
1 |
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы; Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника); Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов); Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их; Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§20 |
|||
30 |
Россия в системе Международ-ных отношений: отношения со странами Европы |
1 |
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке; Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой; Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия; Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 57-62, с. 66-67 |
|||
31 |
Россия в системе Международ-ных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем |
1 |
Войны с Османской империей, Крымским ханством. Отношения России со странами Востока. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке; Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»; Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681; Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 62-67 |
|||
32 |
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России |
1 |
Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой; Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой; Выделять главное в части параграфа, в параграфе; Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником); Работать с документом: - отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§23 |
|||
33. |
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол |
1 |
Раскол в Русской православной церкви. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть причины церковной реформы; Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество; Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником); Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума; Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
§ 24 |
|||
34. |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. |
1 |
Русские географические открытия XVII в. Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их; Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»; Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами; Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§25 |
|||
35. |
Культура народов России в XVII в. |
1 |
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты шатрового стиля; Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях; Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
§26 |
|||
36 |
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. |
1 |
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 81-87, С. 103-113 |
|||
37. |
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. |
1 |
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
С. 113-121 |
|||
38 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» |
1 |
Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.» |
Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в XVII в.»; Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в. ; Выполнять проблемные задания по истории России данного периода; Работать в парах; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
повторить…, с.121 |
|||
39 |
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» |
1 |
Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVII в.» |
Выполнять тестовые контрольные задания по «Россия в XVII в.»4 Осуществлять коррекцию знаний и умений. |
повторить…, с. 122 |
|||
40 |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» |
1 |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России в XVI - XVII вв.» |
Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»; Принимать участие в групповой игре по данному периоду; Анализировать результаты игры. |
проекты |
|||
41 |
Защищаем проекты |
1 |
Защита проектов по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» |
Защищать проекты по курсу «История России в XVI - XVII вв.» (могут быть использованы темы проектов, предложенные в учебнике – с. 122); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
||||
42 |
Защищаем проекты |
1 |
Защита проектов по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» |
Защищать проекты по курсу «История России в XVI - XVII вв.» (могут быть использованы темы проектов, предложенные в учебнике – с. 122); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Программно-нормативное обеспечение:
- ФГОС: основное общее обра зование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
- Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
- Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Учебники, реализующие рабочую программу:
1. «История России. 7 класс»
. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016Состав учебно-методического комплекта:
- Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
- Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.
- Рабочая тетрадь. История России. 7 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
- Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
- Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
- Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
- Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
1. Проектор
2. Компьютер
3. Экран.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал