Рабочая программа по истории, 7 класс, УМК: Данилов А.А.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | История 7 Данилов А.А. / Юдовская А.Я. 68 |
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «История» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утверждённая приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003г. №2783;
федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебного года», утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2010г. №379.
Цель изучения учебного предмета:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека. Демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, тотолетарного отношения к представителям других народов и стран.
Особенность курса Истории России в основной школе в том, большое внимание уделяется воспитательному потенциалу курса, на развитие патриотических чувств школьников, формирование у них гражданских качеств. Следует отметить аксиологическую направленность курса, состоящую в следующем: неоднозначность оценок значения событий и деятельности исторических персоналий; характеристика разносоциального, многонационального состава населения России, что способствует осознанию состояния российского общества периода конец XVI –XVIII вв, содействует формированию толерантности; введение сюжетов о жизни деятельности не только государственных, но и типичных представителей слоёв населения – создателей историко-культурного наследия эпохи, что способствует формированию у учащихся представлений о Мире Человека, ценностно-эмоционального отношения к деятельности предшествующих поколений россиян; развёрнутая характеристика культурного наследия каждой эпохи, что позволяет оценить вклад каждого исторического периода в современное наследие России.
Учащиеся узнают о важнейших событиях прошлого, которые достаточно актуальны и для нашего времени. Они могут «прожить» эти сюжеты, запомнить их, соотнести с днём сегодняшним. Предъявленное образовательное пространство может способствовать формированию у семиклассников ценностных ориентаций и убеждений, основанных на личностном осмыслении опыта истории XVI-XVIII вв.
Общий объём часов на изучение дисциплины 68, предусмотренный учебным планом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории ученик должен
Знать
основные виды исторических источников;
основные этапы и ключевые события истории России , выдающихся деятелей;
важнейшие достижения
Уметь
работать с хронологией (соотносить даты событий; определять последовательность, длительность важнейших событий)
работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях, сравнивать свидетельства разных источников)
работать с исторической картой (показывать на картах России территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий)
описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений)
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических событий)
осуществлять самоконтроль и самооценку
обобщать и систематизировать полученную информацию
Тематическое планирование
№ | Учебная тема | Количество часов | ||
Всего | теоретические | практические | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Великие географические открытия | 1 | 1 | - |
3 | Эпоха Возрождения | 5 | 5 | - |
4 | Реформация. Утверждение абсолютизма | 4 | 4 | - |
5 | Первые буржуазные революции | 3 | 2 | 1 |
6 | Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. | 10 | 10 | - |
7 | Мир в эпоху раннего Нового времени | 2 | 1 | 1 |
8 | Россия на рубеже XVI-XVII веков. | 3 | 3 | - |
9 | Россия в XVII веке. | 11 | 10 | 1 |
10 | Преобразования Петра Великого | 8 | 8 | - |
11 | Эпоха дворцовых переворотов | 5 | 4 | 1 |
12 | Россия во второй половине XVIII века | 8 | 8 | - |
13 | Русская культура во второй половине XVIII века | 4 | 4 | - |
14 | Россия во второй половине XVIII века | 1 | - | 1 |
15 | Россия и мир на рубеже XVII-XVIII веков | 2 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 62 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Великое открытие мира (3часа)
Что изучает новая история. Понятие «Новая история». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека срендневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Почему манили новые земли. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Тордесильский договор.
Фернан Магеллан.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. Мировая торговля. Перемещение торговых путей. Развитие капитализма. Товарные и фондовые биржи. Революция цен и её последствия. Сословия и классы.
Возрождение (5 часов)
Что такое Возрождение. Интерес к античному наследию. Тяга к знаниям. Возрождение в Италии и в Европе. Гуманисты. Эразм Роттердамский. Томас Мор. Влияние античности. Индивидуализм. Макиавелли. Рабле. Монтень. Сервантес. Леонардо да Винчи. Культ красоты. Флорентийская школа живописи. Северное Возрождение. Возрождение во Франции.
Революция и Контрреформация (4 часа)
Реформация – борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и распространение её идей в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер – вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Религиозная борьба в Германии. Распространение лютеранства. Кальвинизм. Особенности Реформации в Англии. Значение Реформации. Католицизм переходит в наступление. Орден иезуитов. Инквизиция. Англиканская церковь. Религиозные войны во Франции. Итоги Контрреформации.
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения ( 10 часов)
Сущность абсолютизма. Монархия и дворянство. Абсолютизм в Англии. Особенности испанского абсолютизма. Карл V и монархия Габсбургов. Гибель Непобедимой армады. Абсолютизм во Франции.
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды – «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов вXVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гезы.
Англия в первой половине XVIIв. Преследование пуритан. Короли и парламент. Война с Шотландией. КарлI Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии – создание условий для развития индустриального общества.
Причина войны. Общеевропейский характер войны. Начало войны. Вступление в войну Дании. Наёмные армии. Вступление в войну Швеции. Итоги войны. Вестфальский мир.
Причины международных конфликтов. Войны Людовика XIV. Англо-французские противоречия. Война за испанское наследство 1701-1714гг. «Новые державы». Война за австрийское наследство 1740-1748гг. Колониальное соперничество. Семилетняя война.
Научная революция в XVII в. Коперник и Галилей. Философский рационализм. Ньютон. Классицизм. Барокко. Итальянское барокко. Рембрандт. Веласкес. Ватто. Просветители XVIII в. – наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве
П. Бомарше, Ф. Шиллера. И.Гете. Придворное искусство. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Просвещение на национальной почве. Реформы Фридриха II. Реформы Марии-Терези и Иосифа II. Реформы Тюрго во Франции.
Сельское хозяйство в Европе в XVII-XVIIIвв. Дворяне и крестьяне. Огораживание в Англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Торговля. Промышленность. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети – дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения проста (луддизм). Цена технического прогресса.
Европейский и восточный пути развития. Образование Османской империи. Военная организация. Христианские народы под властью турков. Египет под османским господством. Государство Сефевидов . Шах АббасI. Кризис и распад империи Великих Монголов в Индии. Создание империи Великих Монголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Китай и Европа: политическая отстранённость и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества.
Революции конца XVIII в. (3 часа)
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование северо-американской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин. Причины войны северо-американских колоний за независимость. Дж.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Историческое значение образования США. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. Попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789г.-начало революции. Плебейский террор . Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королём и казнь ЛюдовикаXVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799г. и установление консульства
Европейский и восточный пути развития. Образование Османской империи. Военная организация. Христианские народы под властью турков. Египет под османским господством. Государство Сефевидов . Шах АббасI. Кризис и распад империи Великих Монголов в Индии. Создание империи Великих Монголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Китай и Европа: политическая отстранённость и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества.
Россия на рубеже XVI-XVII вв.(3 часа)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Попытки преодоления хозяйственной «порухи» 70-80-х гг. XVI в. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в первой половине XVII в.(11 часов)
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Патриарх Филарет. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Перерастания ремесла в мелкотоварное производство. Мануфактуры.
Россия во второй половине XVIII в.(8 часов)
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Усиление самодержавной власти. Городские восстания. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Брестская церковная уния. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Преобразования Петра Великого (конец XVII - первая четверть XVIII в.) (8 часов)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. «Вечный мир» с
Польшей.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко. В. Растрелли. Портретная живопись. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) (5 часов)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Расширение прав и привилегий дворянства. Фаворитизм. Бироновщина. Усиление режима крепостного права. Манифест о вольности дворянства.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия, Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной баршине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья. Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши в вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев, А. Суворов, Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в. ( 4 часа)
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Ф. Волков и возникновение профессионального театра. Крепостной театр. Классицизм в зодчестве. Живопись. Скульптура. Музыка. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.
Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, темы | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
1 | Что изучает история нового времени. | Урок изучении нового материала | 1 | Индивидуальный | ||
2 | Великие географические открытия. Эпоха Великих географических открытий. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
3 | Эпоха Возрождения. Абсолютизм в Европе. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
4 | Хозяйственная жизнь Европы в XV-XVII веках | Комбинированный урок | 1 | Групповой | ||
5 | Социальная структура европейского общества | Комбинированный урок | 1 | Фронтальный | ||
6 | Философия гуманизма | Лекция | 1 | Индивидуальный | ||
7 | Живопись Высокого Возрождения. Наука. | Комбинированный урок | 1 | Индивидуальный | ||
8 | Реформация. Утверждение абсолютизма. Начало реформации в Европе | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с картой | ||
9 | Распространение реформации в Европе. Контрреформация | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
10 | Англия в XVI веке | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
11 | Франция в XVI – первой половине XVII века. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
12 | Первые буржуазные революции. Нидерландская революция. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
13 | Великая английская революция | Комбинированный урок | 1 | Работай с картой | ||
14 | Международные отношения в XVI – XVII веках. | Контрольная работа | 1 | Индивидуальный | ||
15 | Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Век Просвещения. Культура эпохи Просвещения. | Урок изучения нового материала. | 1 | Групповой | ||
16 | Промышленный переворот в Англии. | Комбинированный урок | 1 | Фронтальный | ||
17 | Английские колонии в Северной Америки. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
18 | Война за независимость и образование США. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
19 | Франция в начале XVIII века. Начало Великой Французской революции. | Комбинированный урок | 1 | Работа с историческим источником | ||
20-21 | Великая Французская революция | Комбинированный урок | 2 | Работа с историческим источником | ||
22 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
23 | Государства Востока в эпоху раннего нового времени. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
24-25 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | Комбинированный урок | 2 | Работа с картой | ||
26 | Международные отношения в конце XVII - начале XVIII веков. | Семинар | 1 | Индивидуальный | ||
27-28 | Мир в эпоху раннего Нового времени. | Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа. | 2 | Индивидуальный | ||
29 | Россия на рубеже XVI-XVII веков. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Мордовский край в структуре Российского государства в XVII веке. | Урок изучения нового материала. | 1 | Работа с картой | ||
30 | Смута. Мордовский край в годы Смуты. | Лекция | 1 | Работа с картой | ||
31 | Окончание Смутного времени. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
32 | Россия в XVII веке. Новые явления в экономике. Крестьянское хозяйство мордовского края. | Лекция | 1 | Работа с историческим источником | ||
33 | Основные сословия российского общества. | Комбинированный урок | 1 | Групповой | ||
34 | Политическое развитие страны. Управление краем в XVII веке. | Лекция | 1 | Индивидуальный | ||
35 | Власть и церковь. Церковный раскол. | Комбинированный урок | 1 | Групповой | ||
36 | Народные движения. Крестьянская война под предводительством Степана Разина в мордовском крае | Лекция | 1 | Работа с картой | ||
37 | Внешняя политика | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
38 | Образование и культура в XVII веке. | Комбинированный урок | 1 | Работа с историческим источником | ||
39 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | Систематизация и обобщение знаний | 1 | Индивидуальный | ||
40 | Россия в XVII веке. | Контрольная работа | 1 | Индивидуальный | ||
41 | Преобразования Петра Великого. Предпосылки петровских преобразований. | Урок изучения нового материала. | 1 | Групповой | ||
42 | Пётр I. Россия на рубеже веков. | Комбинированный урок | 1 | Работа с историческим источником | ||
43 | Северная война | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
44 | Реформы Петра I. Мордовский край в годы Петровских преобразований. | Лекция | 1 | Индивидуальная | ||
45 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | Комбинированный урок | 1 | Групповая | ||
46 | Народные движения первой четверти XVIII века. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
47-48 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. Культура народов Мордовского края. | Лекция | 1 | Работа с историческим источником | ||
49-50 | Эпоха дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты | Комбинированный урок | 2 | Работа с историческим источником | ||
51 | Внутренняя политика в 1725-1762 годах. | Комбинированный урок | 1 | Групповая | ||
52 | Внешняя политика России в 1725 – 1762 годах. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
53 | Россия во второй четверти XVIII века. | Контрольная работа | 1 | Индивидуальный | ||
54-55 | Россия во второй половине XVIII века. Внутренняя политика Екатерины II. | Урок изучения нового материала. | 2 | Групповой | ||
56 | Крестьянская война под предводительством Пугачёва. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
57-58 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. | Комбинированный | 2 | Индивидуальный | ||
59-60 | Внешняя политика Екатерины II | Комбинированный урок | 2 | Работа с картой | ||
61 | Россия при Павле I | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
62 | Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование. | Комбинированный урок | 1 | Работа с историческими источниками | ||
63-64 | Художественная культура. | Комбинированный урок | 2 | Индивидуальный | ||
65 | Быт и обычаи | Комбинированный урок | 1 | Групповой | ||
66 | Россия во второй половине XVIII века. | Обобщение и систематизация знаний | 1 | Зачёт | ||
67-68 | Россия и мир на рубеже XVIII-XIX веков | Контрольная работа | 2 | Индивидуальный |
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Экран проекционный
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Учебно-методическое обеспечение
Юдовская А.Я, Всеобщая история: История Нового времени: 1500-1800: учеб. Для 7 кл./А.Я. Юдовская, -М.: Просвещение, 2011г.
Юдовская А.Я, Баранов П.А. Всеобщая история: История Нового времени: 1500-1800, 7класс: Методические рекомендации. М.:Просвещение 2010г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец1XVI-XVIII век. 7 класс. –М.: Просвещение, 2012г.
Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России XVI-XVIII веков: 7 класс. -М.: Экзамен, 2006г.
Данилов А.А. Методические рекомендации по Истории России. 7 класс. –М.: Просвещение, 2011г.
Карта «Великие географические открытия».
Карта «Реформация в Европе».
Карта «Смутное время в России».
Карта « Война за независимость США».
Карта « Северная война».