Рабочая программа по истории (6 класс, УМК Н. М. Арсентьева)
ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»
«Согласовано» Решение педагогического совета Протокол № ___от __________ |
«Утверждаю» Генеральный директор ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» ___________________(Г.Е.Пейсахович) «____»____________________20__г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по предмету
история
для 6 классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
М.И. Мыльникова,
учитель истории
первой квалификационной категории
«Принято» Протокол заседания предметного методического объединения учителей ____________________________ (название методического объединения) № ____от ________________ _________________________________ (подпись с расшифровкой руководителя МО) |
|
г. Йошкар-Ола
Содержание рабочей программы
|
|
Пояснительная записка |
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета «история» |
|
Содержание учебного предмета «история» |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы |
|
Приложение 1 |
|
Пояснительная записка
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"; Основная образовательная программа общего образования ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;
Примерные программы по учебным предметам. «Стандарты второго поколения. История. 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2010 г. и «Всеобщая история: 5-9-й классы; рабочие программы - предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2011г., «История России: 6-9 классы; рабочие программы — предметная линия учебников А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение» 2011г.; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.)
Рабочие программы - предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы;
Положение ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» «О рабочей программе учителя»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Федеральных перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год».
-
Рабочая программа по учебному предмету «история» составлена на основе следующих документов и материалов:
-
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организации. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. Москва, Просвещение, 2016г.
Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организации. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. Москва, Просвещение, 2018г.
-
Программа рассчитана на 68 ч. в год ( 2 часа в неделю).
-
Рабочая программа имеет целью в процессе освоения учащимися предмета заложить основы знаний об историческом пути народов мира, об особенностях развития средневековых цивилизаций, способствовать формированию у пятиклассников представлений о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, а также формированию толерантного сознания и поведения.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов мира в эпоху Средних веков
приобретение опыта активного усвоения мирового культурного наследия;
воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;
усвоение базовых общечеловеческих ценностей на основе изучения мирового исторического опыта;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных явлений и их оценки;
развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни;
на ступени основного общего образования
1.6. Новизна данной программы определяется тем, что раскрытие содержания разделов и тем основывается на учебники из действующего федерального перечня
«История России. 6 класс.» Учебник для общеобразоват. организации. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. Москва, Просвещение, 2016г., «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.» Учебник для общеобразоват. организации. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. Москва, Просвещение, 2018г.
Одним из главных методов в обучении истории является метод проектов. В преподавании истории будут использоваться следующие типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Данная программа учитывает региональный компонент:
Древнейший период истории Марийского края
Происхождение марийского народа
Марийцы в 9-13 веках.
Марийский край в составе Золотой Орды.
Марийский край в составе Казанского ханства.
-
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий обучения:
- организации проектной деятельности
- организации исследовательской деятельности
- проблемного обучения
- проблемно-диалогового обучения
- развивающего обучения
- диалогового взаимодействия
- «Педагогическая мастерская»
- коллективная система обучения
- организации группового взаимодействия.
-
Внеурочная деятельность по предмету может предусматривать проектную деятельность и экскурсии с целью более глубокого ознакомления с той или иной темой Истории России и Истории средних веков.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» и «Положением о промежуточной аттестации учащихся» ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Россия 6 класс. История средних веков»
Предполагается, что результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результаты освоения |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД |
Развивать любознательность и формировать интерес к изучению истории какой-либо страны Развивать интеллектуальные и творческие способности. Осваивать гуманистические традиций и ценности современного общества, уважение прав и свобод человека
|
Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе Понимать культурное многообразие мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. |
Познавательные УУД |
учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; качественное и количественное описание объекта; классификация и организация информации; создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д. |
на первоначальном уровне понимать особенности исторической науки |
Регулятивные УУД |
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами оценивать работу одноклассников сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др. |
принимать учебную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности делать несложные выводы следить за действиями других участников в совместной деятельности |
Коммуникативные УУД |
•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; •уметь вести дискуссию, диалог; •находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
воспринимать мнение и предложения сверстников, учителей строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты |
ИКТ-компетентность |
использовать в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций и пр.; выполнять учебные задания с активным использованием ИКТ; разрабатывать собственные проекты с использованием ИКТ. |
Выбирать компьютерные инструменты для презентации учебной информации в виде наглядного, графического, текстового представления; Выбирать компьютерные инструменты для представления информации в соответствии со спецификой аудитории (возраст, эмоциональный фон, вида мероприятия и т.д.) |
Стратегии смыслового чтения |
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов |
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления находить способы проверки противоречивой информации определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
|
Учебно-исследовательская и проектная деятельность |
вести исследовательскую деятельность добывать новые знания объяснить приобретенные знания и описать их ставить проблему, формулировать тему и цель исследования. познакомится с элементарными методами исследования. вести школьное исследование.
|
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. |
Предметные результаты |
.Формировать элементарные исследовательские умения. Овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней Расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
|
Знать хронологию, работа с хронологией Знать исторические факты, работать с фактами Работать с историческими источниками Описывать события Анализировать, объяснять Работать с версиями, оценками Применять знания и умения в общении, социальной среде. |
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
—указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
—соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
—характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
—группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
—читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
—осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
—различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
—соотносить единичные исторические факты и общие явления;
—различать причину и следствие исторических событий, явлений;
—выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
—раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
—сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
—излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
—приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
—определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
—применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
—использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
—способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
—способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
—способность выделять главное в тексте и второстепенное;
—способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
—способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
—способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
—способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
—способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
—способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
—способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
—способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
—способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Содержание учебного предмета
«История России. История средних веков»
Введение. Раннее средневековье (10 часов).
Средние века: хронология и источники. На пороге средневековья. Определение места средневековья на ленте времени. Источники по истории средневековья. Перемещение народов и территорий варварских королевств. Византийская империя в ранее средневековье. Территория Византийской империи. Соседи Византийской империи и отношения с ними. Управление Византией. Внешняя политика. Правление Юстиниана. Культура Византии. Народы Европы в ранее средневековье. Держава Каролингов. Территории европейских государств. Общественный строй народов Европы. Карл Великий и его империя. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Этапы становление Франции, Германии, Италии. Особенности их развития. Феодальные отношения. Начало процесса христианизации Европы. «Духовная» и «светская» культура. Арабы в VI-XI веках. Территория заселения арабов. Занятия и образ жизни. Арабский халифат. Арабская культура и ее вклад в развитие мировой культуры.
История России - часть всемирной истории (2 часа).
Географическое положение России. Исторические источники. Роль природы в жизни общества. Геополитическое положение России.
Древняя Русь в VIII- первой половине XII вв. (12 часов)
Восточные славяне и их соседи. Соседи восточных славян. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Древнейший период истории Марийского края. Происхождение марийского народа. Формирование Древнерусского государства славян. Первые киевские князья. Русь и степь. Византия и Русь. Князь Владимир. Крещение Руси. Русь в конце Х – певой трети ХII века. Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Основные итоги развития Древнерусского общества и государства. Марийцы в 9-13 веках.
Зрелое средневековье (10 часов)
Средневековое европейское общество. Сословный строй Европы. Города – центры ремесла, торговли и культуры. Представители сословий средневекового общества. Аграрное общество и его черты. Феодальная иерархия. Облик и образ жизни городов, деревни, монастырей. Город – центр ремесла, торговли и культуры.
Церковь и духовенство. Крестовые походы. Положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе. Причины, сущность и последствия крестовых походов.
Государства Европы в ХII-XV вв. Образование централизованных государств в средневековой Европе.
Столетняя война, ее причины и последствия. Известные личности Столетней войны. Социальные выступления в Европе и их последствия.
Византийская империя и турки-османы. Причины ослабления и падения Византийской империи. Наступление турок-османов на Балканах. Религия как образ жизни турок-османов.
Культура средневековой Европы. В средневековых школах и университетах. Памятники средневековой культуры и их значение. Идеи гуманизма и Возрождения.
Русь удельная в XII- XIII вв. (6 часов)
Начало дробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока. Отражение удара с Запада. Русь и Золотая Орда. Марийский край в составе Золотой Орды . Русь и Запад. Русь и Литва. Культура русских земель в XII – XIII вв. Основные итоги развития русского общества и государства в XII – XIII вв.
Московская Русь в ХIV- ХV вв. ( 22 часа)
Причины и этапы объединения русских земель. Основные центы собирания русских земель. Усиление Московского княжества. Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Деятельность Ивана Калиты. Создание единого Русского государства. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Марийский край в составе Казанского ханства. Создание единого Русского государства. Иван III. Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в становлении и развитии российского государства. Отношения церкви с великокняжеской властью. Религиозные деятели в истории Московской Руси. Культура и быт Руси в ХIV- ХV вв.
Страны Востока в Средние века (2 часа)
Османская империя и Монгольская держава. Завоевания монголов и турок-османов и созданные ими государства. Китай и Индия в средние века. Особенности общественного устройства жизни. Положение различных групп населения. Япония в средние века и ее особенности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
Из них: |
|
Контрольных работ |
Лабораторных/практических |
|||
1 |
Введение в Ранее средневековье |
12 |
- |
- |
2 |
Предмет отечественной истории |
2 |
- |
- |
3 |
Древняя Русь в VIII- первой половине XIIв |
12 |
- |
- |
4 |
Зрелое средневековье |
10 |
- |
- |
5 |
Русь Удельная в XII-XIII в |
6 |
- |
- |
6 |
Московская Русь в XIV-XV вв. |
22 |
- |
- |
7 |
Страны Востока в Средние века |
2 |
- |
- |
8 |
Повторение |
2 |
- |
- |
|
Итого: |
68 |
- |
- |