12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мыльникова Мария Игоревна109

 

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»

 

«Согласовано»

Решение педагогического совета

Протокол № ___от __________

«Утверждаю»

Генеральный директор

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

___________________(Г.Е.Пейсахович)

«____»____________________20__г

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по предмету

история

для 6 классов

на 2019-2020 учебный год

 

 

Составитель:

М.И. Мыльникова,

учитель истории

первой квалификационной категории

 

 

 

 

«Принято»

Протокол заседания предметного

методического объединения учителей

____________________________

(название методического объединения)

____от ________________

_________________________________

(подпись с расшифровкой руководителя МО)

 

 

 

 

 

г. Йошкар-Ола

2019 г

Содержание рабочей программы

 

 

 

Пояснительная записка

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «история»

 

Содержание учебного предмета «история»

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Приложение 1

 



Пояснительная записка

 

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"; Основная образовательная программа общего образования ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;

Примерные программы по учебным предметам. «Стандарты второго поколения. История. 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2010 г. и «Всеобщая история: 5-9-й классы; рабочие программы - предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2011г., «История России: 6-9 классы; рабочие программы — предметная линия учебников А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение» 2011г.; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.)

Рабочие программы - предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы;

Положение ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» «О рабочей программе учителя»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Федеральных перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год».

  1. Рабочая программа по учебному предмету «история» составлена на основе следующих документов и материалов:

 

  1. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организации. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. Москва, Просвещение, 2016г.

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организации. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. Москва, Просвещение, 2018г.

 

  1. Программа рассчитана на 68 ч. в год ( 2 часа в неделю).

 

  1. Рабочая программа имеет целью в процессе освоения учащимися предмета заложить основы знаний об историческом пути народов мира, об особенностях развития средневековых цивилизаций, способствовать формированию у пятиклассников представлений о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, а также формированию толерантного сознания и поведения.

    Задачами реализации программы учебного предмета являются:

определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов мира в эпоху Средних веков

приобретение опыта активного усвоения мирового культурного наследия;

воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;

усвоение базовых общечеловеческих ценностей на основе изучения мирового исторического опыта;

формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных явлений и их оценки;

развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни;

на ступени основного общего образования

 

1.6. Новизна данной программы определяется тем, что раскрытие содержания разделов и тем основывается на учебники из действующего федерального перечня

«История России. 6 класс.» Учебник для общеобразоват. организации. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. Москва, Просвещение, 2016г., «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.» Учебник для общеобразоват. организации. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. Москва, Просвещение, 2018г.

Одним из главных методов в обучении истории является метод проектов. В преподавании истории будут использоваться следующие типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и  истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Данная программа учитывает региональный компонент:

Древнейший период истории Марийского края

Происхождение марийского народа

Марийцы в 9-13 веках.

Марийский край в составе Золотой Орды.

Марийский край в составе Казанского ханства.

 

  1. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий обучения:

- организации проектной деятельности

- организации исследовательской деятельности

- проблемного обучения

- проблемно-диалогового обучения

- развивающего обучения

- диалогового взаимодействия

- «Педагогическая мастерская»

- коллективная система обучения

- организации группового взаимодействия.

 

  1. Внеурочная деятельность по предмету может предусматривать проектную деятельность и экскурсии с целью более глубокого ознакомления с той или иной темой Истории России и Истории средних веков.

    Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» и «Положением о промежуточной аттестации учащихся» ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Россия 6 класс. История средних веков»

Предполагается, что результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

 

Результаты освоения

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Развивать любознательность и формировать интерес к изучению истории какой-либо страны

Развивать интеллектуальные и творческие способности.

Осваивать гуманистические традиций и ценности современного общества, уважение прав и свобод человека

 

Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Понимать культурное многообразие мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Познавательные УУД

учебно-логические:

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

выявлять причинно-следственные связи;

решать проблемные задачи;

анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

качественное и количественное описание объекта;

классификация и организация информации;

создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

на первоначальном уровне понимать особенности исторической науки

Регулятивные УУД

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами

оценивать работу одноклассников

сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.

принимать учебную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике

осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности

делать несложные выводы

следить за действиями других участников в совместной деятельности

Коммуникативные УУД

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

воспринимать мнение и предложения сверстников, учителей

строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства

соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем

обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты

ИКТ-компетентность

использовать в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций и пр.;

выполнять учебные задания с активным использованием ИКТ;

разрабатывать собственные проекты с использованием ИКТ.

Выбирать компьютерные инструменты для презентации учебной информации в виде наглядного, графического, текстового представления;

Выбирать компьютерные инструменты для представления информации в соответствии со спецификой аудитории (возраст, эмоциональный фон, вида мероприятия и т.д.)

Стратегии смыслового чтения

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

находить в тексте требуемую информацию

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

находить способы проверки противоречивой информации

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

вести исследовательскую деятельность

добывать новые знания

объяснить приобретенные знания и описать их

ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

познакомится с элементарными методами исследования.

вести школьное исследование.

 

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам.

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Предметные результаты

.Формировать элементарные исследовательские умения.

Овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве

Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней

Расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

 

Знать хронологию, работа с хронологией

Знать исторические факты, работать с фактами

Работать с историческими источниками

Описывать события

Анализировать, объяснять

Работать с версиями, оценками

Применять знания и умения в общении, социальной среде.

 

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

 

1 . Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

 

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

 

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

 

4. Описание (реконструкция):

последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

 

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

различать причину и следствие исторических событий, явлений;

выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

способность выделять главное в тексте и второстепенное;

способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).

способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.


 


 


 

Содержание учебного предмета

«История России. История средних веков»

Введение. Раннее средневековье (10 часов).

Средние века: хронология и источники. На пороге средневековья. Определение места средневековья на ленте времени. Источники по истории средневековья. Перемещение народов и территорий варварских королевств. Византийская империя в ранее средневековье. Территория Византийской империи. Соседи Византийской империи и отношения с ними. Управление Византией. Внешняя политика. Правление Юстиниана. Культура Византии. Народы Европы в ранее средневековье. Держава Каролингов. Территории европейских государств. Общественный строй народов Европы. Карл Великий и его империя. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Этапы становление Франции, Германии, Италии. Особенности их развития. Феодальные отношения. Начало процесса христианизации Европы. «Духовная» и «светская» культура. Арабы в VI-XI веках. Территория заселения арабов. Занятия и образ жизни. Арабский халифат. Арабская культура и ее вклад в развитие мировой культуры.

История России - часть всемирной истории (2 часа).

Географическое положение России. Исторические источники. Роль природы в жизни общества. Геополитическое положение России.

Древняя Русь в VIII- первой половине XII вв. (12 часов)

 

Восточные славяне и их соседи. Соседи восточных славян. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Древнейший период истории Марийского края. Происхождение марийского народа. Формирование Древнерусского государства славян. Первые киевские князья. Русь и степь. Византия и Русь. Князь Владимир. Крещение Руси. Русь в конце Х – певой трети ХII века. Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Основные итоги развития Древнерусского общества и государства. Марийцы в 9-13 веках.

 

Зрелое средневековье (10 часов)

 

Средневековое европейское общество. Сословный строй Европы. Города – центры ремесла, торговли и культуры. Представители сословий средневекового общества. Аграрное общество и его черты. Феодальная иерархия. Облик и образ жизни городов, деревни, монастырей. Город – центр ремесла, торговли и культуры.

Церковь и духовенство. Крестовые походы. Положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе. Причины, сущность и последствия крестовых походов.

Государства Европы в ХII-XV вв. Образование централизованных государств в средневековой Европе.

Столетняя война, ее причины и последствия. Известные личности Столетней войны. Социальные выступления в Европе и их последствия.

Византийская империя и турки-османы. Причины ослабления и падения Византийской империи. Наступление турок-османов на Балканах. Религия как образ жизни турок-османов.

Культура средневековой Европы. В средневековых школах и университетах. Памятники средневековой культуры и их значение. Идеи гуманизма и Возрождения.

 

Русь удельная в XII- XIII вв. (6 часов)

 

Начало дробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока. Отражение удара с Запада. Русь и Золотая Орда. Марийский край в составе Золотой Орды . Русь и Запад. Русь и Литва. Культура русских земель в XIIXIII вв. Основные итоги развития русского общества и государства в XIIXIII вв.

 

Московская Русь в ХIV- ХV вв. ( 22 часа)

 

Причины и этапы объединения русских земель. Основные центы собирания русских земель. Усиление Московского княжества. Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Деятельность Ивана Калиты. Создание единого Русского государства. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Московское княжество и его соседи в конце XIVсередине XV в. Марийский край в составе Казанского ханства. Создание единого Русского государства. Иван III. Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в становлении и развитии российского государства. Отношения церкви с великокняжеской властью. Религиозные деятели в истории Московской Руси. Культура и быт Руси в ХIV- ХV вв.

 

Страны Востока в Средние века (2 часа)

Османская империя и Монгольская держава. Завоевания монголов и турок-османов и созданные ими государства. Китай и Индия в средние века. Особенности общественного устройства жизни. Положение различных групп населения. Япония в средние века и ее особенности.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Наименование раздела программы

Всего часов

Из них:

Контрольных работ

Лабораторных/практических

1

Введение в Ранее средневековье

12

-

-

2

Предмет отечественной истории

2

-

-

3

Древняя Русь в VIII- первой половине XIIв

12

-

-

4

Зрелое средневековье

10

-

-

5

Русь Удельная в XII-XIII в

6

-

-

6

Московская Русь в XIV-XV вв.

22

-

-

7

Страны Востока в Средние века

2

-

-

8

Повторение

2

-

-

 

Итого:

68

-

-


 


 

 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.