Рабочая программа по предмету «История» (10 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету) История .
Класс - 10
Всего часов на учебный год - 70ч.
Количество часов в неделю - 2ч в неделю
Учебник Загладин Н. В., Симония И. А. История. История России и мира с древнейших времен
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ / Е.А./Швецова
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа курса: " История России и мира с древнейших времен до конца 19в" разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) « Об образовании в РФ", содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской программы Н.В.Загладина, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса история.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения истории в 10 классе из федерального компонента 70 часов из расчёта 2 часа в неделю при 35 учебных неделях.
Ценностные ориентиры в содержании учебных предметов:
. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.
. Расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человече-ского взаимодействия в истории.
. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов временного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить с исторически возникшими мировоззренческими системами.
. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; информационно-коммуникативной деятельности, поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд).
. Формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, картографическими и хронологическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и
содержание курса.
Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт переосмысления.
Вводный урок.
Этапы развития исторического знания. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, формирования национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической науки в России. Проблема истинности исторических знаний. Развитие научного подхода к истории. История и другие гуманитарные, общественно-политические науки.
Персоналии: Гомер, Геродот, Платон, Фукидид, Плутарх, Тит Ливии, Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев.
Понятия и термины: принципы историзма, конкретно-исторического анализа, научной объективности.
Закономерности и случайности в жизни народов Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно-мистические концепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVIII— XIX вв. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория. Вопрос о роли личности в истории, влияние политических интересов на формирование исторических воззрений. Философия истории в XX в. Особенности цивилизационного подхода к истории. Проблемы периодизации всемирной истории Проблема критериев прогресса во всемирной истории.
Раздел 2. Человечество на заре своей истории. У истоков рода человеческого. Неолитическая революция
Раздел 3. Первые государства Древнего мира
Деспотии Востока Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Империя Дария I. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. Расширение ареала цивилизации Новый этап духовной жизни человечества, мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства.
Персоналии: Хаммурапи, Кир II, Камбиз, Дарий, Цинь Шихуанди, Зороастр (Заратуштра), Сиддхартха Гаутама, Конфуций.
Понятия и термины: военная деспотия, варны и касты, зороастризм, буддизм, конфуцианство.
Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества .Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновение городов-государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств - Афин, Спарты и Рима.
Раздел 5. Крупнейшие империи Древнего мира Наступление варваров в Евразии. Закат Римской империи Персоналии: Ромул, Солон, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.
Понятия и термины: архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, пролетарий, народный трибун
Раздел 6. Период раннего Средневековья Раннефеодальные империи в Европе и их распад
Экспансия ислама. Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнение путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками.
Персоналии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь.
Понятия и термины: вече, путь «из варяг в греки», «Повесть временных лет», Русь.
Превращение Руси в крупнейшую державу Европы. Походы Святослава. Причины принятия христианства на Руси. Христианские и языческие верования.
Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. Русь в орбите европейской политики и торговли. Формирование аппарата власти Древнерусского государства.
Персоналии: Святослав, Ярополк, Владимир, Ольга.
Понятия и термины: Волжская Булгария, Хазарский каганат, волхвы, Перун, печенеги, автокефальная церковь.
Раздел 7. Эпоха классического Средневековья
Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. Культура Руси. Западная Европа в 12-13вв.
Крестовые походы и Русь.
Персоналии: Святополк, Ярослав Мудрый, Изяслав, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Изяслав, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Игорь.
Понятия и термины: Русская Правда, бояре, люди, смерды, закупы, рядовичи, челядь.
Монгольские завоевания.Русские земли и монгольское нашествие. Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в вассальной зависимости от Золотой Орды. Церковь, культура, политика. Российские историки о последствиях монгольского нашествия на русские земли.Персоналии: Даниил Галицкий, Батый, Л.Н. Гумилев.Понятия и термины: баскаки, ярлык, монгольское иго.
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. Противостояние золотоорды некому игу. Куликовская битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Роль Русской Православной Церкви в собирании русских земель. Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.
Персоналии: Даниил, Юрий, Иван Калита, Семен Гордый, Иван Красный, Ольгерд, Мамай, Дмитрий Донской, Тохтамыш, Тимур (Тамерлан), Витовт, Иван III.
Понятия и термины: Куликовская битва, Грюнвальдская битва, Кревская уния, Стояние на Угре, Судебник Ивана III.
Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени.16-н.17вв .
Эпоха Великих географических открытий. Западная Европа: новый этап развития. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. Смутное время в России. Тридцатилетняя война (1618-1648)
Государства Азии в позднем Средневековье.
Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина 17-18в .
Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
Россия: становление великой державы. Российская империя в период дворцовых переворотов. Россия и Европа во второй половине 18в.Воцарение Екатерины II и политика Просвещения в России. Развитие мануфактурного производства, торговли. Жалованные грамоты дворянству и городам, судебная реформа. Крестьянские восстания. Укрепление международного положения России. Россия в Семилетней войне (1756-1763). Русско-турецкие войны, разделы Польши.
Персоналии: Алексей Петрович, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Э. Бирон, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, П.А. Румянцев, С. Понятовский, Т. Костюшко.
Понятия и термины: дворцовые перевороты, Вольное экономическое общество, фаворитизм, «Манифест о вольности дворянства», «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам», Уложенная комиссия
Промышленный переворот в Англии и его последствия . Мир Востока в XVIII в.:
наступление колониальной системы.
Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец 18-начало 19в.»
Война за независимость в Северной Америке
Великая французская революция и ее последствия для Европы. Успешные войны России против Швеции, Турции, Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги. Реакции и революции в Европе 1820-1840-е гг.
Персоналии: М.И. Кутузов, Ш. Талейран, Людовик XVIII, А. Веллингтон, Г. Блюхер.
Понятия и термины: «Великая армия», Бородинское сражение, Отечественная война, «битва народов» под Лейпцигом, Венский конгресс, «Сто дней Наполеона»
Россия в первой половине 19в. Политика реформ Александра I, поворот к реакции. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I. Формирование официальной идеологии. Славянофилы, западники, революционные демократы.
Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19в
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока
Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. Страны Западного полушария в XIX в. Экономическое положение России в середине XIX в. Начало строительства железных дорог, развитие мануфактур. Проявления кризиса системы крепостничества в России.
Персоналии: Павел I, Александр I, M.M. Сперанский, А.А. Аракчеев, Николай I, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, СМ. Соловьев, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев, М.В. Петрашевский.
Понятие и термины: декабристы, «православие, самодержавие, народность», славянофильство, западничество. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.
Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.
Россия – многонациональная империя.
Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19в. Формирование и развитие идей либерализма. Классическая английская политическая экономия. Учение А. Смита, Д. Рикардо. Консервативные взгляды и их особенности в XIX в. Возникновение и распространение идей утопического социализма. Марксизм, основные его черты. Деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса по распространению марксистской идеологии в рабочем движении. Российские революционеры, их взгляды и деятельность в странах Западной Европы. Наука и искусство в половине 20в. Развитие естественно-научных знаний.
Основные направления в литературе и художественном творчестве.
Персоналии: А. Смит, И. Бентам, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, С. Сисмонди, Т. Карлейль, Р. Оуэн, П. Прудон, Л. Бланк, Ш. Фурье, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров.
Понятия и термины: либерализм, утилитаризм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, I Интернационал, анархизм.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _10_ класса и специфики классного коллектива. В классе после окончания основной школы обучаются 4 детей, из которых мальчиков – 1, девочек - 3. По итогам успеваемости за 9 класс имеют "5" -3, "4"-1, "3"-0. Качество знаний за прошлый год у этих учеников- 100%. Основная масса обучающихся класса имеет возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля . Весь класс обладает высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов
Требования к уровню подготовки выпускников.
должны знать/понимать: Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Периодизацию отечественной и всемирной истории;
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
должны уметь:
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации;
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные.
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные.
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник - Загладин Н. В., Симония И. А. История. История России и мира с древнейших времен 10 класс: учебник. - М.: Русское слово, 2011-13г.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России. М.: Вако 2007.
- Список литературы для учителя
- Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
- Учебные тесты по истории.
Литература, используемая учителем и учениками
Кириллов История Отечества в таблицах и схемах. - М: ЭКСМО, 2010.
Тематические схемы по истории России XX век. - М.:Легион, 2008
«Материалы ЕГЭ» - 2003-2013 годы.
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. в 12т. М.,1987г.
Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. В.,1995г.
Ключевский Русская история. – М, 1997
Н. Кончаловская Наша древняя столица. –М,1986.
Школьная энциклопедия –М, 2003
История России в лицах. М., 1997
История. Экспресс-репетитор. АСТ. М,2008
Единый государственный экзамен 2007. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,. 2007.
Единый государственный экзамен 2008. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,. 2008.
История России. Контрольные измерительные материалы единого государственногог экзамена в 2004г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.
История России. Контрольные измерительные материалы единого государственногог экзамена в 2007г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2007.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||||
Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт переосмысления. (4ч) |
||||||||
1 |
Вводный урок. |
1 |
Вводный урок. |
Краткая характеристика содержания курса. Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории. Место исторической науки в познании общества. |
||||
2 |
Этапы развития исторического знания. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития. Религиозно-мистические взгляды на историю. Историческая наука в Средние века и Новое время. Историческая наука в 20в. |
||||
3 |
Закономерности и случайности в жизни народов. |
1 |
Комбинированный |
Религиозно-мистические взгляды на историю. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. Теории исторического развития. Философия истории в 20в. |
||||
4 |
Проблемы периодизации всемирной истории. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Подходы к периодизации всемирной истории. Ее принципы. Этапы развития Человечества. Периодизация Новейшей истории. |
||||
Раздел 2. Человечество на заре своей истории.(2ч) |
||||||||
5 |
У истоков рода человеческого. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Человеческое общество и природные сообщества, этапы становления человека, происхождение человеческих рас. Человек осваивает планету. |
||||
6 |
Неолитическая революция. |
1 |
Комбинированныи |
Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. Переход к неолиту. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе |
||||
Раздел 3. Первые государства Древнего мира.(2ч) |
||||||||
7 |
Деспотии Востока. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура |
||||
8 |
Расширение ареала цивилизации. |
1 |
Комбинированный |
Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. Военные деспотии. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Духовные ценности, философия |
||||
Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества. (3ч) |
||||||||
9 |
Города государства Греции и Италии. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций |
||||
10 |
Борьба за господство над Средиземноморьем. |
1 |
Комбинированный |
Греко-персидские войны, возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры |
||||
11 |
Возвышение Рима. |
1 |
Комбинированный |
Римская республика и империя. Пунические войны. Римское право. Демократия и тирания. Ментальные особенности античного общества |
||||
Раздел 5. Крупнейшие империи Древнего мира(3ч) |
||||||||
12 |
Наступление варваров в Евразии. |
1 |
Комбинированный |
Народы Европы в начале новой эры, зарождение иудео-христианской духовной традиции, ранняя христианская церковь. Кочевые племена Азии и Китая4 |
||||
13 |
Закат Римской империи. |
1 |
Урок применения знаний |
Рим: от золотого века к упадку, падение Западной Римской империи. Цивилизационное наследие Древнего мира |
||||
14 |
Обобщающее занятие по теме: «Античная эпоха в истории человечества». |
1 |
Обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Раздел 6. Период раннего Средневековья.(7ч) |
||||||||
15 |
Раннефеодальные империи в Европе и их распад. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Облик феодального общества. Роль христианства в раннем средневековье. Империя Карла Великого и ее распад. Норманнские завоевания. Священная Римская империя германской нации. |
||||
16 |
Экспансия ислама. |
1 |
Комбинированный |
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе |
||||
17 |
Славянские земли в 5-9вв. |
1 |
Комбинированный |
Источники изучения. Расселение и занятия славян. Западнославянские и южнославянские государства. |
||||
18 |
Возникновение Древнерусского государства. |
1 |
Комбинированный |
Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство, быт и религия славян. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. |
||||
19 |
Византия и Восточная Европа. |
1 |
Комбинированный |
Византия после крушения Западной Римской империи. Социокультурное и политическое влияние Византии |
||||
20 |
Русь и Византия. |
1 |
Комбинированный |
Русь в орбите европейской политики и торговли. Принятие христианства на Руси. Укрепление основ государственности на Руси. |
||||
21 |
Обобщающее занятие по теме: «Период раннего Средневековья. 5-10вв.» |
1 |
Обобщающий урок. |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Раздел 7. Эпоха классического Средневековья.(10ч) |
||||||||
22 |
Феодальная раздробленность Руси. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. Варианты исторического развития русских земель. |
||||
23 |
Западная Европа в 12-13вв. |
1 |
Урок применения знаний |
Светская власть и римско-католическая церковь в Западной Европе. Рост городов и распространение еретических вероучений в Европе. Создание рыцарских орденов и учреждение инквизиции. Крестовые походы и Византия. |
||||
24 |
Крестовые походы и Русь. |
1 |
Комбинированный урок |
Причины крестовых походов немецких рыцарей на восток. Борьба северо-западной Руси с крестоносцами. Роль Александра Невского в организации защиты русских земель. |
||||
25 |
Монгольские завоевания. |
1 |
Урок применения знаний |
Монгольские племена, их быт, образ жизни. Начало монгольских завоеваний в Азии. Причины военных побед монголов. |
||||
26-27 |
Русские земли и монгольское нашествие. |
2 |
Комбинированный урок |
Монгольское нашествие на русские земли. Русь между Востоком и Западом. Итоги монгольского завоевания. |
||||
28 |
Образование централизованных государств в Западной Европе. |
1 |
Комбинированный урок |
Рост городов и сословный строй в Европе. Династические войны. Столетняя война. Светская и церковная власть в Западной Европе. |
||||
29-30 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. |
2 |
Комбинированный урок |
Предпосылки образования централизованного Русского государства. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы и Твери. Противостояние золотоордынскому игу. Куликовская битва. Ослабление и распад Монгольской державы. Русская Православная Церковь в 14в. |
||||
31 |
Обобщающее занятие по теме: «Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.11-15вв. |
1 |
Обобщающее занятие |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени.16-н.17вв.(8ч) |
||||||||
32 |
Эпоха Великих географических открытий. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Мировая торговля и создание колониальных империй. |
||||
33 |
Западная Европа: новый этап развития. |
1 |
Комбинированный |
Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Становление культуры Ренессанса Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Цеховая и мануфактурная стадии производства и новый облик городов. |
||||
34 |
Абсолютистские монархии в Западной Европе. |
1 |
Урок применения знаний |
Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы. Религиозные войны во Франции. Установление господства Англии на морях. |
||||
35 |
Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. |
1 |
Комбинированный урок |
Утверждение абсолютизма в России и его особенности. Реформы армии, системы управления. Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Учреждение опричнины и ее итоги. |
||||
36 |
Смутное время в России. |
1 |
Урок применения знаний |
Причины кризиса власти в России в к.16-н.17вв. Польско-литовская и шведская интервенция в России. Преодоление Смуты. Избрание М.Романова на престол. |
||||
37 |
Тридцатилетняя война (1618-1648) |
1 |
Комбинированный урок |
Общеевропейские узлы противоречий. Политика контрреформации Габсбургов и революция в Нидерландах. Начало Тридцатилетней войны. Влияние Смуты в России, войн России со Швецией и Польшей на ход Тридцатилетней войны. Вестфальский мир 1648г. И его значение для европейской политики. |
||||
38 |
Государства Азии в позднем Средневековье. |
1 |
Комбинированный урок |
Китай под властью маньчжурской династии. Государство Великих Моголов в Индии. Падение Византии и возвышение Османской империи. Проникновение европейцев в Азию. |
||||
39 |
Обобщающее занятие по теме: «Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени". |
1 |
Обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина 17-18в.(9ч) |
||||||||
40 |
Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. |
1 |
Комбинированный урок |
Причины английской буржуазной революции. Религиозный фактор в гражданской войне в Англии. Режим Кромвеля и Реставрация. Итоги революции в Англии. |
||||
41 |
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. |
1 |
Урок применения знаний |
Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Особенности Просвещения во Франции. Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ сверху. |
||||
42-43 |
Россия: становление великой державы. |
2 |
Урок применения знаний |
Укрепление основ российской государственности в середине 17в. Войны России с Польшей, Турцией и Швецией. Реформы Петра Первого. Северная война и ее итоги. |
||||
44-45 |
Россия и Европа во второй половине 18в. |
2 |
Комбинированный урок |
Просвещенный абсолютизм в России и его особенности. Россия в Семилетней войне. Особенности развития Польши и ее раздел великими державами. |
||||
46 |
Промышленный переворот в Англии и его последствия. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Промышленный переворот в Англии и его последствия для Европы Урок изучения нового материала Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма |
||||
47 |
Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. |
1 |
Комбинированный |
Начало завоевания Индии. Китайское общество: политика изоляционизма. Развитие кризиса Османской империи. |
||||
48 |
Обобщающее занятие по теме: « Западная Европа и Россия в 17-18вв.». |
1 |
Комбинированный урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец 18-начало 19в.» (8ч) |
||||||||
49 |
Война за независимость в Северной Америке. |
1 |
Комбинированный |
Особенности развития североамериканских колоний Англии. Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке. Конституциализм. Влияние демократии на идейно-политическое развитие государств Европы |
||||
50 |
Великая французская революция и ее последствия для Европы. |
1 |
Комбинированный урок |
Причины революции во Франции. Установление якобинской диктатуры и ее итоги. Термодорианский режим и истоки его слабости. |
||||
51 |
Наполеоновские войны. |
1 |
Урок применения знаний |
Переворот во Франции и создание империи Наполеона. Войны Франции в континентальной Европе. Кризис экономической политики империи и освободительная борьба народов. |
||||
52 |
Отечественная война 1812г. И крушение империи Наполеона. |
1 |
Комбинированный урок |
Вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война 1812г. Поход русских войск в Европу и крушение империи во Франции. «Сто дней» Наполеона Бонапарта и Венский мир 1815г. |
||||
53 |
Реакции и революции в Европе 1820-1840-е гг. |
1 |
Комбинированный урок |
Духовный климат в Европе после наполеоновских войн. Создание Священного союза и роль России в нем. Кризис политики Священного союза. Революции 1830-1840-х гг. в Европе. |
||||
54 |
Россия в первой половине 19в. |
1 |
Комбинированный урок |
Кризис политики просвещенного абсолютизма. Восстание декабристов в 1825г. И внутренняя политика Николая I. Формирование славянофильских, западнических, официальных взглядов в России. Самодержавие и общество к середине 19в. |
||||
55 |
Россия и «восточный вопрос». |
1 |
Урок практического применения знаний,умений. Практикум |
Причины возникновения «восточного вопроса». Отставания России от стран Запада в социально-экономическом развитии. Причины поражения России в Крымской войне и его влияние на российское общество. |
||||
56 |
Обобщающее занятие по теме: «Меняющийся облик мира и России». |
1 |
Обобщающий урок. |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19в (12ч) |
||||||||
57 |
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. |
1 |
Комбинированный |
Особенности динамики развития стран «старого капитализма». Промышленный переворот в странах Западной и Центральной Европы. Новый характер и требования рабочего движения. |
||||
58 |
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. |
1 |
Урок применения знаний |
Завершение покорения Индии. «Опиумные войны» в Китае и его подчинение индустриальным державам. Реставрация Мэйдзи в Японии. Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона» |
||||
59 |
Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. |
1 |
Урок применения знаний |
Революционное движение в Италии и создание единого Итальянского государства. Возвышение Пруссии. Франко-прусская война, парижская Коммуна и создание Германской империи. |
||||
60 |
Страны Западного полушария в XIX в. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Освободительное движение и революции в странах Латинской Америки. Гражданская война в США |
||||
61-62 |
Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. |
2 |
Урок применения знаний |
Реформы Александра II и их значение. Формирование либеральной и революционной оппозиции курсу реформ. Особенности политики Александра II. Итоги реформ конца 19в. |
||||
63 |
Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. |
1 |
Комбинированный урок |
Колониальная политика Великобритании. Захваты на юге Африки. Обострение соперничества колониальных держав. Итоги колониальной политики. |
||||
64 |
Россия – многонациональная империя. |
1 |
Комбинированный урок |
Формирование этнической карты Российской империи. Национальная политика самодержавия. |
||||
65 |
Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19в. |
1 |
Комбинированный урок |
Либерализм 19в. Консервативная идеология и ее особенности. От утопического социализма к марксизму. |
||||
66-67 |
Наука и искусство во второй половине 20в. |
2 |
Комбинированный урок |
Развитие естественно-научных знаний. Основные направления в литературе и художественном творчестве. |
||||
68 |
Обобщающее занятие по теме: «Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19в.». |
1 |
Обобщающий урок. |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
69-70 |
Итоговое повторение по теме: "История России и мира с древнейших времен до конца 19в" |
2 |
Обобщающий урок. |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду. |