12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барышников Денис Вадимович505
Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья

Пояснительная записка. 10 класс.

Рабочая программа составлена на основе:

Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;

Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;

Программы по истории для общеобразовательных учреждений «История. Обществознание 5-11 классы». - М.: «Просвещение». - 2007 г.;

Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.

Уровень усвоения программы: базовый.

Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов: всеобщая история – 24 часа; история России – 44 часа.

Принцип обучения: концентрический.

Преподавание ведется по учебникам:

Н.С. Борисов. История. История России. С древнейших времён до конца XVII века. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. Под ред. С.П. Карпова. – М.: «Просвещение». – 2009 г.

А.А. Левандовский История. История России XVIII – XIX веков. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. Под ред. С.П. Карпова. – М.: «Просвещение». – 2008 г.

Т.В. Коваль, Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. История с древнейших времён до конца XIX в. Поурочные разработки. 10 класс. – М.: «Просвещение». – 2007 г.

Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. (Н.В. Загладин, Н.А.Симония. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011).

История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века». Ч.1, 2 (авт.-сост. Н.В.Зайцева), - Волгоград: Учитель, 2012.

Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:

- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 10 класса.

- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 10 класса.

- Электронное приложение для 10 класса ( www.drofa.ru ).

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Описание особенностей рабочей программы

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении историческим терминам. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Возможные изменения

Пути внесения изменений

1.

Нет изменений в общем количестве часов.

Полное соответствие с примерной базовой программой.

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.

Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Используемая литература:

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России: с древнейших времён до конца XVII века: учебник для 10 класса - М.: Просвещение, 2004.

3агладин Н.В. Всеобщая история. 10 класс: учебник для 10 кл. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.

Фортунатов В.В., Снигирёв С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.

Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: практическое пособие для учителей: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

История. 10 класс. Поурочные планы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в XX веке». 10 кл. В 3-х ч. Часть 1-3. / Сост. Е.Н. Сорокина. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.

Нестандартные уроки истории. 10 класс. / Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Наглядные пособия по истории (карты, картины, схемы):

Древний Восток (Египет и Передняя Азия).

Древняя Греция - 5 век до н. э.

Древний Восток - Индия и Китай - III тыс. до н. э. - III век н.э.

Завоевания А. Македонского в IV веке до н. э.

Древняя Греция до середины V века до н. э.

Саламинский бой.

Народное собрание в Афинах в V веке до н. э.

Восстание желтых повязок.

Тиберий Гракх изгоняет Октавия с народного собрания.

На вилле римского рабовладельца.

Бой спартанцев с римским отрядом.

Триумф римского императора.

Греческий театр.

Европа в V - VII вв.

Народы и их передвижения в IV - VII вв.

Европа в VIII - начале XI вв.

Франкское государство в V - сер. IX в.

Византийская империя и славяне в VI - XI вв.

Арабы в VII - XI вв. (в 2-х экземплярах).

Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы (в 2-х экземплярах).

Европа XIV - XV вв.

Индия и Китай в средние века.

Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX века.

Европа в 1870-1914 гг. (Парижская коммуна; Балканские войны; Русско-турецкая война 1877-1878 гг.).

Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг.

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны.

Древнейшие племена и государства на территории нашей страны.

Киевская Русь в IX - XI вв.

Киевская Русь в IX - начале XII в.

Образование Российского централизованного государства.

Русское государство в XVI веке, (при Иване IV).

Русское государство в период Крестьянской войны и борьбы с интервенцией польско-литовских и шведских феодалов в начале XVII века.

Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века.

Отечественная война 1812 года.

Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 года по 1900 год.).

Россия XIX - начала XX столетия.

Схемы:

Древняя Русь в IX - XIII вв.

Становление Московского государства в XIII - начале XVI в.

Формирование Русского централизованного государства в XVI - начале XVIII в.

Развитие российской абсолютной монархии в 1725-1855 гг.

Структура управления Российской Империи в первой четверти XIX века.

Сословия в России в первой половине XIX века.

Крестьянская реформа в 1861 году.

Судебная система в России после 1864 года

Земская реформа 1864 года.

Россия в 1855-1917 гг.

Политические партии России в конце XIX - начале XX века.

Интернет ресурсы:

https://www.google.ru/

http://www.yandex.ru/

https://ru.wikipedia.org

http://otvet.mail.ru /

Календарно-тематическое планирование

Дата

Последовательность тем в предмете

Последовательность уроков в теме

Минимальный объём содержания

ЭОР

1.

 

Человечество на заре своей истории. (5 часов)

Урок 1. История как наука.

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

 

2.

   

Урок 2. Первобытная эпоха. Первые государства Древнего мира.

Древнейшая стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Источники по истории первобытной эпохи. Человек и человеческое сообщество первобытной эпохи. Места расселения древнейших людей. Неолитическая революция. Причины, сущность и результаты неолитической революции. Предпосылки возникновения государства. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе.

 

3.

   

Урок 3. Города-государства Греции и Италии

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира. Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Греко-персидские войны. Завоевания Александра Македонского. Римская республика и империя. Римское право.

 

4.

   

Урок 4. Изменение условий развития народов Евразии.

Народы Европы. Кочевые племена Азии и Китая. Великое переселение народов. Начало Великого переселения народов. Возникновение христианства.

 

5.

   

Урок 5. Закат Римской империи.

Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, её религиозно – мировоззренческие особенности. Культура Древнего Рима.

 

6.

 

Древнерусское государство в IX-XIII вв. (8 часов)

Урок 1. Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства.

Восточнославянские племенные союзы и соседи. Территория расселения восточных славян. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Жизнь и быт, верования славян. Причины и время образования Древнерусского государства. Язычество, вече, народное ополчение, дань, государство, князь, дружина, полюдье. Происхождение государственности у Восточных славян.

Презентация «Восточные славяне»

7.

   

Урок 2. Киевская Русь.

Территория Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Деятельность первых русских князей. «Повесть временных лет». Главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX века.

 

8.

   

Урок 3. Расцвет древнерусского государства.

Князь Владимир. Принятие христианства. Князь Ярослав Мудрый. Право на Руси. Возникновение христианства и его основные постулаты. Значение принятия христианства на Руси. Давать ее оценку. Раннефеодальные отношения в Киевской Руси и их особенности. Категории населения.

 

9.

   

Урок 4. Русские земли в XII-начале XIII вв.

Хронологические рамки периода раздробленности. Причины и последствия распада Древнерусского государства и усиления экономической и политической самостоятельности русских князей. Крупнейшие земли и княжества. Характеристика княжеств. Альтернативы политического развития в период раздробленности. Монархии и республики. Русь и степь. Идея единства русской земли.

 

10.

   

Урок 5. Наследники Киевской Руси.

Княжеские усобицы. «Самовластец Русской земли». «Русская» правда. Международная торговля и денежное обращение. Вечевое устройство. Княжеская власть. Свободное и зависимое население: люди смерды, холопы, рядовичи, закупы. Половецкая опасность. Ярославичи. Любечский съезд. Владимир II Мономах.

 

11.

   

Урок 6. Культура Руси в IX-начала XIII века.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами стран Запада и Востока. Достижения Киевской Руси. Архитектурные памятники Киевской Руси. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской государственности. Отрывки из исторических источников. Язык и письменность. Древнерусские города. Живопись и прикладное искусство. Народное творчество. Литература.

Презентация «Культура Древней Руси»

12.

   

Урок 7. Монгольское нашествие.

Монгольское государство. Образование Монгольского государства и завоевания Чингисхана. Причины завоевания Руси татаро-монголами. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Первый поход Батыя. Второй поход Батыя.

 

13.

   

Урок 8. Русские земли под властью Золотой Орды.

Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Государство Золотая Орда. Образование Золотой Орды: ее территория и население. Государственное устройство. Города, культура и быт. Зависимость русских земель от Золотой Орды, повинности населения. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Завоевательные походы татаро-монголов, немцев, шведов, места сражений. Вторжение шведов и немцев в Прибалтику. Экспансия с Запада. Невская Битва. Александр Невский. Ледовое побоище. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе великого княжества Литовского.

 

14.

 

Средневековье. (6 часов)

.

Урок 1. Мир эпохи средневековья.

Принципы периодизации Средних веков. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки. Другие цивилизации Африки. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

 

15.

   

Урок 2. Экспансия ислама.

 

Арабский халифат. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Изменение политической карты исламского мира.

 

16.

   

Урок 3. Период раннего феодализма в Западной, Восточной и Центральной Европе.

 

Особенности феодальных отношений. Норманнские завоевания. Социально – экономические отношения в Европе. Религиозная и светская власть в Европе. Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв. Создание Священной Римской империи. Особенности развития Византийской империи. Раскол христианской церкви. Расселение славян.

 

17.

   

Урок 4. Западная Европа в X-XIII вв.

Рыцарские ордена. Крестовые походы и инквизиция. Рост городов, конфликт светской и духовной власти. Рыцарские ордена и инквизиция.

 

18.

   

Урок 5. Общественно-политическое развитие государств Европы и Азии.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Создание органов сословного представительства. Феодальная раздробленность на землях Священной Римской империи германской нации.

 

19.

   

Урок 6. Духовная жизнь европейского Средневековья

 

Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Варвары и культура Античности. Христианство и язычество. Народное христианство. Образование в средневековой Европе. Книжное дело. «Каролингское возрождение». Архитектура и скульптура романского стиля. Готическая архитектура. Средневековая литература. Возникновение культуры Возрождения. Гуманизм. Данте – предвестник Возрождения. Искусство раннего Возрождения.

 

20.

 

Образование единого Русского государства в XIV-XV вв. (5 часов)

Урок 1. Усиление Московского княжества в XIV веке.

Борьба за гегемонию в северо-восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Рост территории Московского княжества. Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Русь накануне Куликовской битвы. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша.

 

21.

   

Урок 2. Усиление Московского княжества в первой половине XV века.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Княжение великого князя Василия I. Война за московский престол. На страже православия. Деятельность московских князей Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.

 

22.

   

Урок 3. Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV в.).

Завершение объединения русских земель и образование российского государства. Хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Значение создания единого Русского государства.

 

23.

   

Урок 4. Завершающий этап создания единого Русского государства (начало XVI в.).

Принятие ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви. Свержение золотоордынского ига. Роль церкви в государственном строительстве. Сущность и особенности нового централизованного государства. Государственная деятельность Ивана III. Ивана III как первый «великий князь Всея Руси». Присоединение к Москве Великого Новгорода, Твери и других земель. Ликвидация Ордынского владычества. Государственное управление. Судебник 1497 года. Русское общество.

 

24.

   

Урок 5. Культура Руси в XIV-XV вв.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. «Москва – третий Рим». Общая характеристика состояния русской культуры в рассматриваемый период. Влияние ордынского нашествия на развитие культуры. Памятники культуры. Основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV-XV вв.

 

25.

 

Россия в XVI-XVII вв.

(6 часов)

Урок 1. Россия в XVI столетии.

Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVI в. Изменения в социальной структуре общества. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Личность Ивана IV. Причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Реформы Избранной рады. Создание единой системы центрального и местного самоуправления: приказы, Губные и земские избы. Судебник 1550 года. Стоглавый собор. «Уложение о службе», начало формирования стрелецкого войска. Характеристика роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Формирование русского, украинского, белорусского народов. Расширение русской территории в XVI веке. Главные направления и итоги внешнеполитической деятельности Ивана IV.

 

26.

   

Урок 2. Опричнина.

Установление церковной власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Введение Опричнины. Причины, сущность и последствия опричнины. Опричный террор. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Исторический портрет Ивана IV. Итоги правления Ивана IV Грозного.

 

27.

   

Урок 3. Смутное время.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-политических противоречий. Периодизация и основные черты XVIIXVIII вв.: от Смутного времени до укрепления основ русской государственности и становления абсолютизма. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия, Василия Шуйского. Иван Болотников.

Презентация «Смута»

28.

   

Урок 4. Восстановление независимости страны.

Внешняя политика в конце XVI в.: Россия и Швеция. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Перемирие с Речью Посполитой. Борьба со Швецией. Внешняя торговля. Лжедмитрий II и его окружение. Поход на Москву. Тушинский лагерь. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского. Вступление поляков в Москву. «Семибоярщина». Первое и Второе ополчения: состав, причины, неудачи. Земской собор 1613 г. Вступление Михаила Романова на российский трон.

 

29.

   

Урок 5. Возрождение страны после Смуты. Политика первых Романовых.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Экономическое развитие России в XVII в. Изменения в социальной структуре российского общества. Политическое устройство государства, процесс закрепощения крестьян. Функции органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. Исторический портрет Алексея Михайловича. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в. Главные направления и итоги внешней политики. Народные выступления XVII в.

 

30.

   

Урок 6. Русская культура в XVI-XVII вв.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XVXVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Основные тенденции развития культуры рассматриваемого периода. Памятники культуры. Новые явления в отечественной культуре XVII в.

 

31.

 

Россия в эпоху Петра Великого. (3 часа)

Урок 1. Начало правления Петра I.

Реформы Петра I.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Предпосылки петровских преобразований. Политические и социальные преобразования Петра I. Особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I. Итоги социальной политики Петра I.

Презентация «Реформы Петра I»

32.

   

Урок 2. Внешняя политика Петра I.

Главные направления и итоги внешней политики. Причины, этапы, основных событий и итогов Северной войны. Оценка внешнеполитической деятельности Петра I.

 

33.

   

Урок 3. «Культурная революция» в России в начале XVIII в.

Основные достижения и направления духовной жизни русского народа Петровской эпохи. Нравы и быт Петровской эпохи.

 

34.

 

Россия в середине и во второй половине XVIII века. (6 часов)

Урок 1. Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов.

Россия в период дворцовых переворотов. Упрочнение сословного общества. Дворцовые перевороты и правители данного периода. Причины и последствия дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Участие России в Семилетней войне, важнейшие сражения и итоги войны.

Презентация «Дворцовые перевороты»

35.

   

Урок 2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Сущность понятия просвещенный абсолютизм. Основные мероприятия и особенности политики просвещенного абсолютизма в России. Исторический портрет Екатерины II.

 

36.

   

Урок 3. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Характеристика личности Е. Пугачева. Жалованная грамота дворянству и городам. Права и привилегии дворянства и высших слоев городского населения. Особенности положения отдельных сословий российского общества. Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевского восстания.

 

37.

   

Урок 4. Внешняя политика России в XVIII веке.

Цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в. Места сражений в русско-турецких войнах. Победа русских войск. Искусство русского военного оружия. Исторический портрет А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

 

38.

   

Урок 5. Царствование Павла I.

Реформы государственной системы в первой половине XIX века. Исторический портрет Павла I.Основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Дворцовый переворот. Последние дни императоров.

 

39.

   

Урок 6. Культура России XVIII в.

Основные тенденции развития культуры рассматриваемого периода. Памятники культуры. Взгляды Новикова, Щербатова, Радищева на российскую действительность.

 

40.

 

Новое время. (13 часов)

Урок 1. Новое время: эпоха перемен.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Понятие о Новом времени. Человек Нового времени. Новое время во всемирной истории. Мир техники. Новые изобретения и усовершенствования. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Португальцы на пути в Индию. Открытие Америки Колумбом.

Первое кругосветное путешествие. Новые поиски, новые открытия. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка. Первое кругосветное путешествие. Причины Великих географических открытий. Причины и признаки модернизации. Причины и результаты Великих географических открытий. Формирование нового пространственного восприятия мира.

 

41.

   

Урок 2. Западная Европа: новый этап развития.

Изменение роли техногенных факторов и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Развитие мировой торговли. Банки и биржи. Мануфактура – предприятия нового типа. Рождение капитализма. Торговый и мануфактурный капитализм. Крестьянин и рынок. Деловые люди. Изменения в обществе. Основные признаки торгового и мануфактурного капитализма. Буржуазия Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа.

 

42.

   

Урок 3. Абсолютизм в Западной Европе.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Армия и налоговая система на службе короля. Причины перехода к абсолютизму и его установление в Западной Европе. Обострение противоречий в начале XVII века. Тридцатилетняя война. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение идеологических и правовых основ государственности.

 

43.

   

Урок 4. Первые буржуазные революции.

Буржуазные революции XVIIXIX вв. Нидерланды под властью Испании. Начало освободительной борьбы. Герцог Альба против «гёзов». Противоречия обостряются. Время террора. Лесные и морские «гёзы». Победа восстания на севере страны. Расцвет Голландии. Предпосылки и итоги буржуазных революций. Революция в Нидерландах, Англии. Диктатура Кромвеля. Англия в начале XVII века. Обострение общественных противоречий. Англия накануне революции. Причины революции. Оливер Кромвель. Война с Шотландией. Начальный период войны. Перелом в ходе войны. Обострение борьбы индепендентов и пресвитериан. Завершение гражданской войны и ее итоги. Движения протеста. Левеллеры и диггеры. Протекторат Кромвеля и реставрация Стюартов. Период кромвелевской республики. Англия в период реставрации Стюартов. «Славная революция и ее итоги».

 

44.

   

Урок 5. Война за независимость в Северной Америке.

Начало колониального периода. Новые английские колонии на американской земле. Раннее американское общество. Социальные противоречия и конфликты. «Американский феномен». Патриотический подъем в колониях. Обострение конфликта между Англией и колонистами. В преддверии войны за независимость. Первые колонии и их жители. Колониальное общество. Конфликт метрополий. Колонии Северной Америки. Конституция 1787г. Начальный этап войны. Провозглашение независимости США. Перелом в войне и ее завершение. Начало войны за независимость. Принятие Декларации независимости. Конституция 1787 года. Итоги Войны за независимость.

 

45.

   

Урок 6. Великая французская революция.

Кризис французской монархии и созыв Генеральных штатов. Национальное собрание. Начало революции. Крушение старого порядка. Состояние промышленности и торговли в стране. Сословия во Франции. Падение Бастилии – начало революции. Кризис абсолютизма во Франции. Итоги и значение революции, её влияние на страны Европы. Обострение положения в стране. Расстановка социально-политических сил. Падение монархии и созыв Конвента. Жирондисты и монтаньяры. Казнь короля Людовика XVI. Якобинская диктатура. Республика в период термидорианского порядка. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии провозглашение республики. Террор.

 

46.

   

Урок 7. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

Идеология Просвещения и конституционализм. Войны Директории. Политика Директории. Падение режима Директории и Учреждение консульства. Раскол среди якобинцев. Термидорианская реакция. Войны Директории. Государственный переворот. Значение революции. Наполеон Бонапарт – полководец и политик. Идеология Просвещения. Особенности Просвещения во Франции. Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху».

 

47.

   

Урок 8. Промышленный переворот в Англии и его последствия.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Внутреннее положение страны. Политическая борьба в стране. Начало промышленного переворота и его первые итоги. Аграрная революция. Промышленный переворот. Фабрика. Луддизм. Последствия переворота. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Предпосылки, особенности и значение промышленного переворота. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в Европейских странах.

 

48.

   

Урок 9. Европа: противоречия промышленной эпохи.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Промышленный переворот в странах Западной и Центральной Европы. Новый характер и требования рабочего движения.

 

49.

   

Урок 10. Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX века.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Идеология социальных и политических движений. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. Либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

 

50.

 

.

Урок 11. Встреча миров: Запад и Восток в Новое время.

Традиционные общества Востока в условиях Европейской колониальной экспансии. Последствия европейкой колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма.

 

51.

   

Урок 12. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.

Восточный вопрос и Крымская война. Завершение покорения Индии. «Опиумные войны» в Китае и его подчинение индустриальным державам. Реставрация Мейдзи в Японии.

 

52.

   

Урок 13. Эволюция системы международных отношений в Новое время.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Старое и новое в международных отношениях. Система «политического равновесия». Рождение современной дипломатии. Тридцатилетняя война. Ход войны. Тяжёлые последствия войны. Вестфальский мир. Войны и дипломатические отношения во второй половине XVII века.

 

53.

 

Россия в первой половине XIX века. (8 часов)

Урок 1. Экономическое развитие в конце XVIII-первой половине XIX века.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Территория и геополитическое положение Российской империи к началу XIX века. Крепостная и вольнонаемная мануфактура. Изменения в социальной структуре российского общества.

 

54.

   

Урок 2. Реформы Александра I.

Существенные черты внутренней политики Александра I. Реформы Негласного комитета. Оценку деятельности Александра I в первый период его правления. Суть проекта государственного управления М.М. Сперанского.

Презентация «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806»

55.

   

Урок 3. Борьба с Наполеоном.

Превращение России в мировую державу в XVIII веке. Отечественная война 1812 года. Имперская внешняя политика России. Цели, задачи и итоги внешней политики России. Основные события войны 1812 г.

Территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса. Герои войны 1812 г. Народный Отечественный характер войны 1812 г., последствия Отечественной войны для российского общества.

 

56.

 

.

Урок 4. Период реакции. Декабристы.

Движение декабристов. Направления внутренней и внешней политики после Отечественной войны. Причины изменений политики. Предпосылки и цели движения декабристов. Программные документы декабристов: основные положения, общее и различия. Выступление декабристов и причины неудач. Оценка движения декабристов. «Русская» Правда» П. Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева.

 

57.

   

Урок 5. Внутренняя политика Николая I.

Основные направления внутренней политики Николая I. Основные положения теории «официальной народности». Оценка вклада Николая I в усовершенствование государственного управления, просвещения, решения крестьянского вопроса.

Презентация «Внутренняя политика Николая I»

58.

   

Урок 6. Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война.

Крымская война. Цели, задачи и итоги внешней политики России. Территориальные и военно-политические изменения после подписания мирных договоров. Причины Крымской и Кавказской войн. Герои Крымской войны.

 

59.

   

Урок 7. Общественное движение в годы царствования Николая I.

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Консервативное, либеральное, революционное движения общественной жизни. Основные положения взглядов западников и славянофилов.

 

60.

   

Урок 8. Культура России в первой половине XIX века.

Русское просвещение. Основные тенденции развития культуры рассматриваемого периода. Памятники культуры. Развитие науки. Развитие системы просвещения при Александре I и Николае I.

 

61.

 

Россия во второй половине XIX века. (8 часов)

Урок 1. Начало правления Александра II. Крестьянская реформа.

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Предпосылки отмены крепостного права. Основные положения Крестьянской реформы. Роль реформы в истории страны. Отношение крестьян к отмене крепостного права. Оценка характера и значения Крестьянской реформы.

Презентация «Отмена крепостного права»

62.

   

Урок 2. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Экономическое развитие России в пореформенное десятилетие. Изменения в социальной структуре российского общества. Буржуазия и пролетариат, процесс урбанизации. Общественная сторона промышленного переворота. Исторический портрет Александра II.

 

63.

   

Урок 3. Реформы 60-70-х гг. XIX века.

Причинно-следственные связи между отменой крепостного права и либеральными реформами. Роль земств в обществе, нововведения в суде. Военная и городская реформы. Преобразования в сфере просвещения. Государственные судебные органы местного самоуправления. Оценки характера и значения реформ 1860-1870-х гг.

 

64.

   

Урок 4. Общественное движение середины 50-х-начала 80-х гг. XIX в.

Черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Эволюция революционного движения в конце 1850-х-1860-х гг. Особенности отдельных течений в революционном народничестве. Революционные организации. Оценка значения революционного народничества.

 

65.

   

Урок 5. Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III.

Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Внутренняя политика Александра III. Оценка деятельности императора Александра III. Цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Народничество и марксизм. Причины распространения марксизма в России. Исторический портрет Александра III.

Презентация «Внутренняя политика Александра III»

66.

   

Урок 6. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Цели и направления внешней политики России. Причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза. Значительные военные кампании. Территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Сан-Стефанский и Берлинский конгресс.

 

67.

   

Урок 7. Культура России второй половины XIX в.

Основные тенденции развития культуры рассматриваемого периода. Памятники культуры. Развитие науки. Творчество известных архитекторов, композиторов, актеров второй половины XIX века.

 

68.

 

.

Урок 8. Итоговое обобщение

Подведение итогов пройденного материала по теме Россия во второй половине XIX века. Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.