Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» (5 класс)
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» на заседании кафедры (МО) _________________________ Зав. кафедрой (МО) ________________________ ___________________ (ФИО) Протокол № ___ от «____»___________201__ г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________ /ФИО/ «____»____________201 г. |
«Утверждаю» Директор БОУ «Тарская гимназия №1» ____________ А.А. Горчаков Приказ № ___ от «___»____________201__ г. |
Рабочая программа
По предмету «Всеобщей истории. Истории Древнего мира»
Класс 5 Б
Учитель Долженко Елена Владимировна
Количество часов по программе 70
Рассмотрено на заседании
педагогического совета гимназии
протокол № ____ от «__»______201_ г
Тара – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа адресована: учащимся 5-х классов гимназии общеобразовательного типа
Образовательная область – общественные дисциплины.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 5—9 классах отводится 2 ч в учебную неделю, т. е. 70 ч за учебный год, включая часы на итоговый контроль. На изучение истории в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов - из расчета 2 ч в неделю.
1четверть -16 ч, 2 четверть – 16 ч, 3 четверть -20; 4 четверть – 18 ч.
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе:
Нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО),
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
Авторская программа: Михайловский Ф.А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Программа курса. 5 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС» 2013
Основная образовательная программа основного общего образования БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Данная параграмма изучается на основе следующего учебно-методического комплекса (УМК):
Всеобщая история. История древнего мира. Михайловский Ф.М. Учебник для 5 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС» 2013
общая характеристика учебного процесса:
Форма организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникативные, здоровьесбережения , методы обучения по уровню познавательной деятельности: частично – поисковые, дискуссионные, проблемные, репродуктивные; фронтальные, групповые и индивидуальные работы.
Главная цель курса «История Древнего мира» состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной итоговой аттестации: тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Всеобщая история. История древнего мира.»
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
Будут сформированы
Формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;
Развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
Получат возможность для формирования
Воспитание эмоционально- ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и ихраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Будут сформированы:
Умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Получат возможность для формирования:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать , наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы,
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
Умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения , аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
Будут сформированы:
Знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально- экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;
Усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий , явлений и процессов;
Умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывать при этом собственные суждения;
Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век- с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимся к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;
Получат возможность для формирования:
Умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
Способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
Содержание учебного предмета Всеобщая история. История Древнего мира
Введение 1 ч.
Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н.э. и н.э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
ЧАСТЬ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ(6 часов+1)
РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА (3 часа)
Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.
Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.
Учебное оборудование: карта полушарий.
Тема 1. Первые люди на земле
Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».
Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников
Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.
Тема 3. Искусство и религия первобытных людей
Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫИ СКОТОВОДЫ (2 часа)
Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.
Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.
Учебное оборудование: карта полушарий.
Тема 4. Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства
Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.
Тема 5. От первобытности к цивилизации
Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.
Тема 6. Счет лет в истории (1 час)
Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток».
ЧАСТЬ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК(19 часов)
РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (4 часа+1)
Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Раздел логически связан с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.
Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. — III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности».
Тема 7. Египет — дар Нила
Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства.
Тема 8. Страна двух рек
Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись, Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.
Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи — важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.
Тема 10. Индия и Китай в древности
Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ - «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток».
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (4 часа+1)
В разделе изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.
Опорные понятия и термины; восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Тема 11. Фараоны и пирамиды
Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса, Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — повелитель Египта, Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы.
Налоговое обложение.
Тема 12. Жизнь в Древнем Египте
Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.
Тема 13. Завоевания фараонов
Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.
Тема 14. Культура Древнего Египта
Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура».
Повторение и проверка знаний (1 час)
Понятия «история» и «культура» (на материале Египта).
РАЗДЕЛ V. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. (4 часа+1)
В разделе дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.
Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Тема 15. Финикийские мореплаватели
Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.
Тема 16. Древняя Палестина
Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иеруслимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.
Тема 17. Ассирийская военная держава
Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.
Тема 18. Победители Ассирии
Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.
Повторение и проверка знаний (1 час)
К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.
РАЗДЕЛ VI. ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (3 часа+1)
В разделе показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Раздел завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».
Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии
Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.
Тема 20. Единое государство в Китае
Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания ЦиньШихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.
Тема 21. Великая Персидская держава
Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария 1. Персидская держава при Дарий 1. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (18 часов). РАЗДЕЛ VII
ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (3 часа)
В разделе учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.
Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».
Тема 22. Греция и остров Крит в эпоху бронзы
Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.
Тема 23. Поэмы Гомера
«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.
Тема 24. Боги и герои Эллады
Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.
РАЗДЕЛ VIII. РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА (3 часа+1)
Раздел имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают предстаапение о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом (термины не употребляются), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизациии, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.
Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII - VI веках до н.э.».
Тема 25. Треческие полисы и Великая колонизация
Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации.
Тема 26. Афинский полис
Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.
Тема 27. Древняя Спарта
Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». .Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы.
РАЗДЕЛ IX. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (2 часа)
В разделе изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.
Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.».
Тема 28. Победа греков над персами в Марафонской битве
Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.
Тема 29. Персидское нашествие на Грецию
Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.
РАЗДЕЛ X. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН (3 часа)
В разделе рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии, ее всемирно-историческое значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.
Учебное оборудование; карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»
Тема 30. Расцвет демократии в Афинах
Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.
Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э.
Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли.
Тема 32. Пелопоннесская война
Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир, Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.
РАЗДЕЛ XI. ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа+1)
В разделе углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.
Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гим-насий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.
Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.
Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции
Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.
Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции
Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Вклад древних греков в развитие мировой культуры.
РАЗДЕЛ XII. МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (3 часа+1)
В разделе учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей
завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.
Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».
Тема 35. Возвышение Македонии
Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа П. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.
Тема 36. Завоевания Александра Македонского
Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.
Тема 37. Греческий Восток
Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.
ЧАСТЬ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 час)
РАЗДЕЛ XIII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (3 часа)
Из материалов раздела учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство".
Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.
Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».
Тема 38. Рим под властью царей
Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.
Тема 39. Республика римских граждан
Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.
Тема 40. Рим во главе Италии
Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.
РАЗДЕЛ XIV. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ (3 часа)
В разделе содержится фактический материал о превращении Римской республики в III — II вв. до н, э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.
Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.
Учебное оборудование: карта «Римская республика III — I вв. до н.э.».
Тема 41. Первая война с Карфагеном
Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Зхват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.
Тема 42. Война с Ганнибалом
Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Тема 43. Рим — завоеватель Средиземноморья
Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.
РАЗДЕЛ XV.ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (5 часов+1)
В разделе изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.
Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.
Учебное оборудование: карта «Римская республика в 111 - I вв. до н.э.».
Тема 44. Народные трибуны - братья Гракхи
Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.
Тема 45. Сулла - первый военный диктатор Рима
Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы, Проскрипции.
Тема 46. Восстание Спартака
Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красе во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.
Тема 47. Цезарь — повелитель Рима
Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и
Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Бруга и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.
Тема 48. Падение республики
Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута, Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.
РАЗДЕЛ XVI. РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (3 часа)
В разделе изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры.
Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в 1—111 вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.
Тема 49. Император Октавиан Август
«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобург-ском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».
Тема 50. Цезари Рима
Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.
Тема 51. Жизнь в Римской империи
Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.
РАЗДЕЛ XVII. ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (4 часа+1)
В разделе изучается период заката античной цивилизации и переходный к Средневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.
Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV — V вв. Падение Западной Римской империи».
Тема 52. Кризис Римской империи в III веке
Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан — «восстановитель империи". Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии.
Тема 53. Христианство
Христианство - мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.
Тема 54. Императоры Диоклетиан и Константин
Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).
Тема 55. Падение Западной Римской империи
Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.
Повторение и проверка знаний (1 час)
Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.
Тематическое планирование
№ параграфа |
Тема |
Количество часов |
|
Введение. Увлекательный мир истории |
1 |
||
Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей (7 ч) |
|||
Глава I. Собиратели и охотники каменного века (3 ч) |
|||
1 |
Первые люди на земле |
1 |
|
2 |
Открытия и изобретения древних охотников |
1 |
|
3 |
Искусство и религия первобытных людей |
1 |
|
Глава 2. У истоков цивилизации (4 ч) |
|||
4 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
|
5 |
От первобытности к цивилизации |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Собиратели и охотники каменного века» |
1 |
||
6 |
Счет лет в истории |
1 |
|
Раздел II. Древний Восток |
|||
Глава 3. Цивилизации речных долин (5 ч) |
|||
7 |
Египет — дар Нила |
1 |
|
8 |
Страна двух рек |
1 |
|
9 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
|
10 |
Древнейшие цивилизации Индии и Китая |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Цивилизации речных долин» |
1 |
||
Глава 4. Древний Египет (5 ч) |
|||
11 |
Фараоны и пирамиды |
1 |
|
12 |
Жизнь в Древнем Египте |
1 |
|
13 |
Завоевания фараонов |
1 |
|
14 |
Культура Древнего Египта |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Древний Египет» |
1 |
||
Глава 5. Западная Азия в век железа (5 ч) |
|||
15 |
Финикийские мореплаватели |
1 |
|
16 |
Древняя Палестина |
1 |
|
17 |
Ассирийская военная держава |
1 |
|
18 |
Победители Ассирии |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Западная Азия в век железа» |
1 |
||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4 ч) |
|||
19 |
Образование державы Маурьев в Индии |
1 |
|
20 |
Единое государство в Китае |
1 |
|
21 |
Великая Персидская держава |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Великие державы Древнего Востока» |
1 |
||
Глава 7. Древнейшая Греция (3 ч) |
1 |
||
22 |
Греция и Крит в эпоху бронзы |
1 |
|
23 |
Поэмы Гомера |
1 |
|
24 |
Боги и герои Эллады |
1 |
|
Глава 8. Рождение античного мира (3 ч) |
|||
25 |
Греческие полисы и Великая греческая колонизация |
1 |
|
26 |
Афинский полис |
1 |
|
27 |
Древняя Спарта |
1 |
|
Обобщение по теме Древнейшая Греция |
|||
Глава 9. Греко-персидские войны (2 ч) |
|||
28 |
Герои Марафонской битвы |
1 |
|
29 |
Персидское вторжение в Грецию |
1 |
|
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 ч) |
|||
30 |
Расцвет демократии в Афинах |
1 |
|
31 |
Хозяйственное развитие Греции в V в. До н.э. |
||
32 |
Пелопонесская война |
||
Глава 11. Древнегреческая культура (2 ч) |
|||
33 |
Граждане, ученые и атлеты Греции |
1 |
|
34 |
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции |
1 |
|
Глава 12. Македонские завоевания |
|||
35 |
Возвышение Македонии |
1 |
|
36 |
Завоевания Александра Македонского |
1 |
|
37 |
Греческий Восток |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Великие державы Древнего Востока» |
1 |
||
Раздел IV. Древний Рим |
|||
Глава 13. Образование Римской республики |
|||
38 |
Начало Римской истории |
||
39 |
Республика римских граждан |
||
40 |
Завоевание Римом Италии |
||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье |
|||
41 |
Первая война с Карфагеном |
1 |
|
42 |
Война с Ганнибалом |
1 |
|
43 |
Рим - завоеватель Средиземноморья |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Римская республика» |
1 |
||
Глава 15. Гражданские войны в период Римской республики |
|||
44 |
Народные трибуны - братья Гракхи |
1 |
|
45 |
Сулла — первый военный диктатор Рима |
1 |
|
46 |
Восстание Спартака |
1 |
|
47 |
Цезарь — повелитель Рима |
1 |
|
48 |
Падение республики |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Гражданские войны в период Римской республики» |
1 |
||
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи |
|||
49 |
Император Октавиан Август |
1 |
|
50 |
Цезари Рима |
1 |
|
51 |
Жизнь в Римской империи |
1 |
|
Глава 17. Закат античной цивилизации |
|||
52 |
Кризис Римской империи в 111 веке |
1 |
|
53 |
Христианство |
1 |
|
54 |
Императоры Диоклетиан и Константин |
1 |
|
55 |
Падение Западной Римской империи |
1 |
|
Обобщение и проверка знаний по теме «Расцвет и закат Римской империи» |
1 |
||
Итоговое повторение курса «История Древнего мира» |
2 |
||
Всего |
68 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата проведения (план/ факт) |
Цель |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Д.з. |
|||||
Введение (1ч) |
Формирование представлений об истории как науке, изучающей жизнь и деятельность людей в прошлом, ее общественном значении, а также об исторических источниках как основе исторических знаний |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ исторических источников |
Стр. 6-10 |
|||||||
1 |
Увлекательный мир истории |
|||||||||
Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей 7 часов |
||||||||||
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века 3 часа |
||||||||||
2 |
Первые люди на Земле |
Формирование представлений об этапах эволюции человека и значении трудовой деятельности в выделении человека из мира животных |
Формирование у учащихся умений построения и и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§1 Атлас с. к/к с. |
||||||
3 |
Открытия и изобретения древних охотников |
Формирование представлений о расселении людей на земле, об условиях жизни, основных занятиях и орудийной деятельности «человека разумного» в условиях резкого изменения климата на планете |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрацией учебника, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§ 2 Атлас с. к/к с. |
||||||
4 |
Искусство и религия первобытных людей |
Формирование представлений о духовном развитии первобытного человека, о начальной связи искусства и религии |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрацией учебника, комплексное повторение, исследовательская работа, проектирование выполнения домашнего задания |
§3 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 2. У истоков цивилизации 4 часа |
||||||||||
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Формирование представлений о возникновении скотоводства и земледелия как грандиозном скачке в истории первобытного общества |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; Самостоятельная работа с текстом и иллюстрацией учебника, комплексное повторение, исследовательская работа, проектирование выполнения домашнего задания |
§4 Атлас с. к/к с. |
||||||
6 |
От первобытности к цивилизации |
Формирование первоначальных представлений о цивилизации и ее основных признаках |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: анализ текста, составление схемы, работа в парах при решении творческих задач |
§5 Атлас с. к/к с. |
||||||
7 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию изученного материала; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом |
Подготовиться к тесту |
||||||
8 |
Счет лет в истории |
Формирование представлений о хронологических датах как части исторических знаний, а также изучение счета лет в истории |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрацией учебника, лентой времени, решение задач |
§6 Атлас с. к/к с. |
||||||
Раздел II. Древний восток 19 часов |
||||||||||
Глава 3. Цивилизации речных долин 5 часов |
||||||||||
9 |
Египет — дар Нила |
Формирование представлений о причинах и условиях возникновения цивилизации в Древнем Египте |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, работа в малых группах |
§7 Атлас с. к/к с. |
||||||
10 |
Страна двух рек |
Формирование представлений об условиях и причинах возникновения второй древнейшей цивилизации в Междуречье |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрацией учебника, и исторической картой исследовательская работа в группах. |
§8 Атлас с. к/к с. |
||||||
11 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Формирование представлений об истории Древневавилонского царства, а также о законах Хаммурапи как важнейшем историческом источнике. Приобщение учащихся к интерпретации исторического источника |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с первоисточниками законов Хаммурапи, исследовательская деятельность, ролевая игра, мини-дискуссия |
§9 Атлас с. к/к с. |
||||||
12 |
Древнейшие цивилизации Индии и Китая |
Формирование представлений об истории ранних цивилизаций Индии и Китая |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок, исследовательская работа в группах |
§10 Атлас с. к/к с. |
||||||
13 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Почему в развитии древних государств Египта, Междуречья, Индии, Китая существует много общих черт? |
§10 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 4. Древний Египет 5 часов |
||||||||||
14 |
Фараоны и пирамиды |
Формирование представлений об исторических источниках древнеегипетской истории, о государственной власти и управлении в Древнем Египте |
Формирование у учащихся умений построения и реализацииновых знаний: групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника, художественными источниками, проектная деятельность |
§11 Атлас с. к/к с. |
||||||
15 |
Жизнь в Древнем Египте |
Формирование представлений о жизни разных слоев населения Древнего Египта, быте и занятиях египтян |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрацией учебника, комплексное повторение, исследовательская работа, проектирование выполнения домашнего задания |
§12 Атлас с. к/к с. |
||||||
16 |
Завоевания фараонов |
Формирование представлений о периоде египетских завоеваний и роли жречества. Углубление знаний учащихся по истории древнеегипетской религии |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение творческих заданий, инсценирование |
§13 Атлас с. к/к с. |
||||||
17 |
Культура Древнего Египта |
Формирование первичных представлений о понятии «культура», об изобразительном искусстве, религии и научных знаниях египтян |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания |
§14 Атлас с. к/к с. |
||||||
18 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания |
Подготовиться к тесту Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 5. Западная Азия в век железа 5 часов |
||||||||||
19 |
Финикийские мореплаватели |
Формирование представлений об истории и культуре Финикии |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом учебника и фрагментами Библии, исследовательская работа в группах |
§15 Атлас с. к/к с. |
||||||
20 |
Древняя Палестина |
Формирование представлений об истории и культуре Древней Палестины. Углубление знаний о Библии как историческом источнике и памятнике мировой культуры |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, 1 комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
§16 Атлас с. к/к с. |
||||||
21 |
Ассирийская военная держава |
Формирование представлений о причинах возвышения Ассирии как военной державы, ее завоеваниях и причинах гибели |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схемы, индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская работа, работа в группах |
§17 Атлас с. к/к с. |
||||||
22 |
Победители Ассирии |
Формирование представлений о развитии государств Западной Азии после падения Ассирийской военной державы. Изучение истории и культуры Нововавилонского и Мидийского царств |
Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная ин парная работа с дидактическим материалом |
§18 Атлас с. к/к с. |
||||||
23 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Подготовиться к тесту Атлас с. к/к с. |
|||||||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока 4 часа |
||||||||||
24 |
Образование державы Маурьев в Индии |
Формирование представлений о развитии Древней Индии в железном веке и образовании державы Маурьев |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок, исследовательская работа в группах |
§19 Атлас с. к/к с. |
||||||
25 |
Единое государство в Китае |
Формирование представлений о развитии Древнего Китая в железном веке и об образовании Циньской империи, а также о достижениях древнекитайской культуры |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом учебника с последующей взаимопроверкой; составление алгоритма развёрнутого ответа, ролевая игра |
§20 Атлас с. к/к с. |
||||||
26 |
Великая Персидская держава |
Формирование представлений о политической истории создания Персидской державы и ее государственно-административном устройстве |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схемы, индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская работа, работа в группах |
§21 Атлас с. к/к с. |
||||||
27 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок; работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах, группах |
Подготовиться к тесту Атлас с. к/к с. |
||||||
Раздел III. Древняя Греция 18 часов |
||||||||||
Глава 7 Древнейшая Греция 3 часа |
||||||||||
28 |
Греция и Крит в эпоху бронзы |
Формирование представлений о географическом положении и природных условиях Древней Греции. Изучить древнейший период греческой истории |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий с текстом литературных источников группой школьников, решение проблемных задач, исследовательская работа, проектная деятельность |
§22 Атлас с. к/к с. |
||||||
29 |
Поэмы Гомера |
Формирование представлений о поэмах Гомера как памятниках мировой культуры и важных исторических источниках |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с учебником, составление схемы, таблицы, решение проблемных заданий |
§23 Атлас с. к/к с. |
||||||
30 |
Боги и герои Эллады |
Формирование представлений об основных древнегреческих богах и героях, а также о связанных с ними мифах |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с отрывками литературных произведений, исследовательская деятельность |
§24 Атлас с. к/к с. |
||||||
§25 Атлас с. к/к с. |
||||||||||
Глава 8. Рождение античного мира 3 часа |
||||||||||
31 |
Греческие полисы и Великая греческая колонизация |
Формирование представлений о греческих полисах, причинах и условиях их возникновения, а также об основных направлениях греческой колонизации |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий. Решение проблемных ситуаций |
§26 Атлас с. к/к с. |
||||||
32 |
Афинский полис |
Формирование представлений об Афинской полисной демократии и о процессе ее возникновения |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность |
§27 Атлас с. к/к с. |
||||||
33 |
Древняя Спарта |
Формирование представлений об общественном и государственном устройстве Спарты |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций |
§28 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 9. Греко-персидские войны 2 часа |
||||||||||
34 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации изученного материала; исследовательская деятельность |
§29 Атлас с. к/к с. |
||||||
35 |
Герои Марафонской битвы |
Формирование представлений о причинах греко-персидских войн и героической борьбе греков против персидской агрессии |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций |
§28 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 10. Могущество и упадок Афин 3 часа |
||||||||||
36 |
Персидское вторжение в Грецию |
Формирование представлений о кульминационном периоде греко-персидских войн, связанном с вторжением в Грецию войск Ксеркса |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций |
§29 Атлас с. к/к с. |
||||||
37 |
Расцвет демократии в Афинах |
Формирование представлений о расцвете демократии в Афинах в правление Перикла и о создании Афинской морской державы |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуации |
§30 Атлас с. к/к с. |
||||||
38 |
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э. |
Формирование представлений об античной экономике и античном рабстве |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуации |
§31 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 11. Древнегреческая культура 3 часа |
||||||||||
39 |
Пелопоннесская война |
Формирование представлений о причинах, ходе, результатах и значении Пелопоннесской войны |
§32 Атлас с. к/к с. |
|||||||
40 |
Граждане, ученые и атлеты Греции |
Формирование представлений о единстве древнегреческой культуры, развивавшейся в независимых полисах. Изучение особенностей древнегреческого воспитания и образования, а также развития науки и физической культуры |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций |
§33 Атлас с. к/к с. |
||||||
41 |
Архитекторы, скульпторы и поэты Греции |
Формирование представлений об архитектуре, изобразительном искусстве и театре Древней Греции |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций |
§34 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 12. Возвышение Македонии 4 часа |
||||||||||
42 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения Домашнего задания, комментирование выставленных оценок; исследовательская работа |
Подготовиться к тесту Атлас с. к/к с. |
||||||
43 |
Возвышение Македонии |
Формирование представлений о возвышении Македонского царства и реформах царя Филиппа II |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом учебника с последующей самопроверкой, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций |
§35 Атлас с. к/к с. |
||||||
44 |
Завоевания Александра Македонского |
Формирование представлений о завоеваниях греко-македонских войск и образовании державы Александра Македонского |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия |
§36 Атлас с. к/к с. |
||||||
45 |
Греческий Восток |
Формирование представлений о распаде державы Александра Македонского и распространении греческой культуры в странах Древнего Востока |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия |
§37 Атлас с. к/к с. |
||||||
Раздел III. Древний Рим 23 часа |
||||||||||
Глава 13. Образование Римской республики 3 часа |
||||||||||
46 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок, исследовательская работа |
Подготовиться к тесту Атлас с. к/к с. |
||||||
47 |
Начало Римской истории |
Формирование представлений о географическом положении и природных условиях Италии, истории возникновения Рима и его развитии в царский период |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская и проектная деятельность |
§38 Атлас с. к/к с. |
||||||
48 |
Республика римских граждан |
Формирование представлений о причинах борьбы плебеев с патрициями и об историческом значении победы плебеев. Изучение устройства и аристократического характера Римской республики |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность фронтальная беседа комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§39 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье 4 часа |
||||||||||
49 |
Завоевание Римом Италии |
Формирование представлений об истории завоевания римлянами Италии и организации ее управления Римом |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление плана, исследовательская и проектная деятельность |
§40 Атлас с. к/к с. |
||||||
50 |
Первая война с Карфагеном |
Формирование представлений о причинах, характере, ходе и результатах Первой Пунической войны |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность фронтальная беседа комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§41 Атлас с. к/к с. |
||||||
51 |
Война с Ганнибалом |
Формирование представлений о причинах, характере, ходе и результатах Второй Пунической войны |
Формирование у учащихся умений построения и реализаций новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§42 Атлас с. к/к с. |
||||||
52 |
Рим — завоеватель Средиземноморья |
Формирование представлений о завоеваниях римлян в Восточном и Западном Средиземноморье и об исторических последствиях римских завоеваний |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа,комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§43 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава15. Гражданские войны в период Римской республики 6 часов |
||||||||||
53 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
Подготовиться к тесту |
||||||
54 |
Народные трибуны — братья Гракхи |
Формирование представлений о борьбе римских крестьян за землю под руководством Гракхов |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания;комментирование выставленных оценок |
§44 Атлас с. к/к с. |
||||||
55 |
Сулла — первый военный диктатор Рима |
Формирование представлений о военной реформе II в. до н.э., превратившей римское гражданское ополчение в профессиональную армию, а также об установлении в Риме военной диктатуры |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§45 Атлас с. к/к с. |
||||||
56 |
Восстание Спартака |
Формирование представлений о положении рабов и крупнейшем восстании рабов в Древнем Риме |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§46 Атлас с. к/к с. |
||||||
57 |
Цезарь — повелитель Рима |
Формирование представлений о государственной деятельности Цезаря как важной вехе на пути Рима к империи |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания |
§47 Атлас с. к/к с. |
||||||
58 |
Падение республики |
Формирование представлений о заключительном этапе гражданских войн, приведшем к установлению империи |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
§48 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 16. Расцвет и могущество Риской империи 3 часа |
||||||||||
59 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
Подготовиться к тесту |
||||||
60 |
Император Октавиан Август |
Формирование представлений о первом римском императоре Августе и особенностях его правления |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
§49 Атлас с. к/к с. |
||||||
61 |
Цезари Рима |
Формирование представлений о характере и усилении императорской власти на примере правлений Нерона и Трояна |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, :комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
§50 Атлас с. к/к с. |
||||||
Глава 17. Закат античной цивилизации 7 часов |
||||||||||
62- 63 |
Жизнь в Римской империи |
Формирование представлений об условиях жизни в Римской империи. Ознакомление со знаменитыми памятниками и сооружениями Древнего Рима |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, :комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
§51 Атлас с. к/к с. |
||||||
64 |
Кризис Римской империи в III в. |
Формирование представлений о кризисе Римской империи в III в. Изучение деятельности по выходу из кризиса императора Аврелиана |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
§52 Атлас с. к/к с. |
||||||
65 |
Христианство |
Формирование представлений о возникновении христианства и образовании христианской церкви |
§53 Атлас с. к/к с. |
|||||||
66 |
Императоры Диоклетиан и Константин |
Формирование представлений о государственной деятельности и реформах императоров Диоклетиана и Константина |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
§54 Атлас с. к/к с. |
||||||
67 |
Падение Западной Римской империи |
Формирование представлений о признаках ослабления и упадка Римской империи и причинах ее распада и падения Западной Римской империи |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных |
§55 Атлас с. к/к с. |
||||||
68 |
Повторение и проверка знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление и решение кроссвордов, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
Подготовиться к тесту |
||||||
69 |
Повторение |
Обобщение и систематизация знаний по курсу «История Древнего мира» |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; комплексное повторение, самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями, комментирование выставленных оценок |
Подготовиться к тесту |
||||||
70 |
Итоговая аттестация |
Осуществление проверки знаний в форме теста |
Оценочные материалы
Осуществление контроля за реализацией образовательной программы
(учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценивания.
Критерии |
5 (ОТЛ.) |
4 (ХОР.) |
3 (УД.) |
2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) |
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы |
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей |
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) |
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями |
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи |
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность |
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности |
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений последовательности |
Не может провестипричинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
-
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
-
85-100% - отлично «5»;
65-84% - хорошо «4»
50-64% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
-
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала
Учебно-методическое обеспечение
Учебник Михайловский Ф.А. История Древнего мира 5 класс М.: Русское слово, 2015
Рабочая тетрадь: С.А. Жукова к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, М.: Русское слово, 2013-2014.
Атлас и контурные карты история Древнего мира 5 класс ФГОС «Дрофа» 2014
Список литературы (основной и дополнительной)
Андреева М., Антонова Л., Дмитриева О. Рассказы о трех искусствах. М., 1975.
Дмитриева Н.А., Акинова Л.И. Античное искусство, М., 1988.
Коровкин Ф.П.. История древнего мира, М.,1988.
Куманецкий К. Культура Древней Греции и Рима. М., 1990.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.
Чиэхолм Дж. Мировая история в датах. М., 1995.
Школьная энциклопедия “Руссика”. История Древнего мира. – М., 2003