Рабочая программа по ИЗО во 2 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1-А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Л.В. Демидович «___»___________2018г |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2018г |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Класс: 2--Б
Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 ч/год, 1 ч/неделю
Планирование составлено:
1. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (раздел III, п. 19.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов)
(Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.А. Неменская, Е.И. Горяева и др. (под ред. Б.М. Неменского) – М.: Просвещение, 2014.)
2. Изобразительное искусство. 2 класс учеб. для общеобразоват. организаций [Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского] М. Просвещение, 2014. – 144 с.
Рабочую программу составил учитель начальных классов: Лобанова О.П.
п. Гвардейское 2018г.
Введение
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федеральных образовательных стандартов начального общего образования.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во втором классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов по рабочей программе |
Количество часов по авторской программе Б. Неменского |
1 |
Чем и как работают художники |
8 |
8 |
2 |
Реальность и фантазия |
8 |
7 |
3 |
О чём говорит искусство |
10 |
11 |
4 |
Как говорит искусство |
8 |
8 |
ИТОГО |
34 часа |
34 часа |
Содержание предмета, курса
Чем и как работают художники – 8ч.
Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 8ч.
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство – 10ч.
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 8ч.
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 2 классе
ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)
№ п/п |
Дата по: |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Универсальные учебные действия |
||||
плану |
факту |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Раздел 1. Чем и как работают художники? (8 часов) |
||||||||
1 |
Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна |
Фронтальная работа - рассматривание репродукций картин, беседа «Как художник и поэт чувствуют красоту». Индивидуальная работа - работа гуашью в тетради, изображение цветов или бабочки (по выбору ученика). Практическая работа - смешение гуашевых красок |
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. |
|||
2 |
Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия |
Фронтальная работа - рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа гуашью: 1) изображение солнечного дня; изображение бури, грозы |
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Различное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: различать и сравнивать, анализировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы. Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин; анализировать выполнение работы. |
|||
3 |
Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени (Золотая рыбка) |
Фронтальная работа - рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа восковыми мелками и акварелью в альбоме. Изображение осеннего букета |
Яркость восковых и масляных мелков. Текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения. |
|||
4 |
Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев (по замыслу ученика) |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа с природным материалом на цветном картоне. Составление композиций из листьев (по желанию детей возможна парная работа) |
Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержаниями средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи) |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. |
|||
5 |
Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ, рассматривание репродукций картин известных художников. Индивидуальная работа — работа тушью, пером. Превращение пятен в птиц, зверей и разные волшебные существа |
Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой, сравнивать выразительные возможности графики и живописи; участвовать в обсуждении репродукций картин; дорисовывать линии и пятна. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. |
|||
6 |
Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ, рассматривание репродукций картин известных художников. Индивидуальная работа - работа тушью, пером, палочкой и акварелью в альбоме. Изображение волшебного леса |
Выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть), тонирования бумаги. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы работы с пером и палочкой для решения учебной задачи; участвовать в обсуждении репродукций картин художников-графиков; приводить примеры в качестве доказательства своей мысли; изображать, используя графические материалы, волшебный лес. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. |
|||
7 |
Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ, практикум. Индивидуальная работа - работа с пластилином и стеками. Лепка пингвина |
Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор. Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия; обсуждать и анализировать выполненные работы. |
|||
8 |
Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение родного города с помощью неожиданных материалов. Обобщающий урок |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа гуашью, акварелью, мелками, неожиданными материалами. Изображение родного города |
Красота различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники, неожиданные материалы. Вид искусства коллаж. Отличие коллажа и аппликации. Художественные материалы и их выразительные возможности. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) |
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; обсуждать и анализировать работы с позиций творческих задач темы. |
|||
Раздел 2. Реальность и фантазия (8 часов)
|
||||||||
9 |
Изображение и реальность. Павлин |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа гуашью. Изображение павлина |
Реальность, анималистика. Строение птиц. Пропорции частей тела птиц. Характер выбранной птицы в изображении. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. |
|||
10 |
Изображение и фантазия. Сказочная птица
|
Фронтальная работа - беседа, рассматривание иллюстраций, изделий художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, обсуждение работ. Индивидуальная работа - гуашь. Изображение жар- птицы |
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы акварелью. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать выполненные работы. |
|||
11 |
Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание иллюстраций с изображениями паутины в природе, обсуждение работ. Индивидуальная работа (по выбору учащихся): 1) изображение морозного узора на стекле; 2) рисование полета снежинок на черном или синем картоне; 3) изображение паутины в альбоме гуашевыми красками |
Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий. Правила безопасности на занятиях |
Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать друг их, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения. |
|||
12 |
Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан
|
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ, рассматривание иллюстраций женской одежды. Индивидуальная работа - работа гуашью и акварелью в тетради, украшение кокошника, сарафана и блузки |
Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента |
Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; анализировать работы. |
|||
13 |
Постройка и реальность. Подводный мир
|
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Парная работа - работа с цветной бумагой на формате А4, конструирование природных форм (рыбка, водоросли, черепаха, медуза, улитка, ракушка) |
Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Приемы тонирования бумаги. Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе |
Познавательные: участвовать в беседе, которая поможет собрать информацию для самостоятельного решения учебной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) |
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; обсуждать и анализировать выполненные работы. |
|||
14 15 |
Постройка и фантазия. Сказочный город (индивидуально- групповой проект) |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Групповая работа - конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, создание сказочного города |
Природные формы и архитектурные постройки. Приемы работы с бумагой. Разнообразные конструкции. Макеты фантастических зданий, фантастического города |
Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) |
овладевают навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. |
|||
16 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщающий урок |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Групповая работа - конструирование ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения (взаимодействие трёх видов художественной деятельности). Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, маленькие кисти. |
Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Приемы работы с бумагой. Разнообразные конструкции. |
Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) |
овладевают навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. |
|||
Раздел 3. О чем говорит искусство? (7часов) |
||||||||
17 |
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море
|
Фронтальная работа — беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа гуашью, акварелью. Изображение моря с передачей настроения природы |
Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения в природе. Изображение разного по характеру моря. Природа в различных состояниях. Живописные материалы при изображении контрастных состояний природы. Колористические навыки работы гуашью |
Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно- творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать выполнение работы. |
|||
18 |
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин В. Ватагина, сравнение, анализ, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа простым карандашом, гуашью и черным фломастером. Изображение животного с передачей характера |
Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре. Животные в различных состояниях. Устная зарисовка - характеристика зверей. Животное с ярко выраженным характером и настроением. Приемы работы простым карандашом. Рисунки Е. Чарушина |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать работы. |
|||
19 20 |
Образ человека и его характер (женский образ) |
Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа цветными карандашами. Изображение положительного и отрицательного женского образа |
Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна Лебедь, добрая и злая волшебницы). Портретное изображение |
Познавательные: участвовать в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализируя репродукции картин и иллюстрации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
|||
21 |
Образ человека и его характер (в объеме мужской образ) |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа с пластилином. Лепка сказочного героя |
Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Создание образов из целого куска пластилина. Приемы работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Передача пластики движений. Объем сказочных образов с ярко выраженным характером. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Обсуждение мужских качеств характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. д. |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности объемного изображения мужского образа, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
|||
22 |
Выражение характера человека через украшение |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа - аппликация из бумаги. Украшение готовых форм доспехов и кокошников |
Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Обсуждение мужских качеств характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. д. - и влияние этих качеств на внешний вид человека. Приемы работы с цветной бумагой |
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания |
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; обсуждать и анализировать выполненные творческие работы |
|||
23 24
|
Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Коллективная работа Изображение «злых и добрых» кораблей, украшение паруса |
Украшения, имеющие разный характер. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество. Декор. Декоративные композиции заданной формы. Приемы работы с гуашью. Возможности цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно- творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; овладевают навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; обсуждать и анализировать работы; проявлять эстетические потребности |
|||
25 26 |
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев. Обобщающий урок |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа с разными материалами. Изображение дома доброй феи и сказочной колдуньи |
Художественный образ в архитектуре. Восприятие архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Опыт творческой работы. Техники и приемы работы с разными изобразительными материалами |
Познавательные: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный; участвовать в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи, в ходе самостоятельной деятельности выбирать наиболее эффективные способы и приемы работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия; обсуждать и анализировать, выполненные творческие работы. |
|||
Раздел 4. Как говорит искусство? (8 часов) |
||||||||
27 |
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо-коврик |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа - работа гуашью в альбоме. Изображение чудо-коврика |
Средства художественной выразительности. Цветовой круг, теплые и холодные цвета. Эмоциональная выразительность теплых и холодных Цветов. Борьба и взаимовлияние цвета в природе. Колористические навыки работы гуашью |
Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать выполненные работы. |
|||
28 |
Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа (в альбоме): 1-й вариант. Рисование букета цветов с использованием холодных и теплых оттенков (акварель, кисти, трубочка). 2-й вариант. Рисование пейзажа с использованием теплых и холодных оттенков (гуашь) |
Тихие (глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоциональная выразительность цвета - глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна и праздника. Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Состояние, настроение в природе, переданное с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Цвет в природе, на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») |
Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; анализировать выполненные творческие работы. |
|||
29 |
Пятно как средство выражения. Силуэт |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа (в альбоме) - работа с гуашью и черной бумагой. Изображение силуэтных композиций |
Средства художественной выразительности. Силуэт. Навыки работы с гуашью (подготовка фона) и бумагой |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы. % Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
|||
30 |
Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри |
Фронтальная работа - беседа, 'рассматривание иллюстраций, репродукций картин, обсуждение работ. Индивидуальная работа - изображение летящих мыльных пузырей восковыми мелками или пастелью |
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы с восковыми мелками и пастелью |
Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия; обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
|||
31 |
Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание иллюстраций, графических картин, обсуждение работ. Индивидуальная работа (на альбомном листе) - создание фона акварелью, тушью. Изображение весенней поляны |
Выразительные возможности линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой |
Познавательные: применять имеющиеся знания в ходе беседы и в ходе творческой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать работы. |
|||
32 |
Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево |
Фронтальная работа - беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа Дорисовывание деревьев, разных по характеру |
Линии в окружающей действительности. Весенние ветви различных деревьев (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художественного образа при помощи определенного материала. Простой карандаш или черная гелевая ручка в работе. Ветви деревьев с определенным характером и настроением |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей: рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
формируются эстетические потребности: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; анализировать выполненные работы. |
|||
33 |
Ритм линий и пятен, композиция - средства выразительности. Весна идет |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Коллективная работа с разными материалами (гуашь, пастель, бумага). Изображение весеннего леса и птиц |
Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции составляют основы образного языка. Роль различных средств художественной выразительности для создания того или много образа. Навыки работы с разными материалами |
Познавательные: использовать полученные знания в ходе творческой работы, выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить необходимые дополнения и коррективы по ходу работы; адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Коммуникативные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли |
владеть навыками коллективной деятельности, сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; анализировать работы. |
|||
34 |
В музее у веселого художника Обобщающий урок |
Фронтальная работа - беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа (материалы по выбору учащихся): 1-й вариант. Принести самую хорошую работу и уметь ее представить. 2-й вариант. Украшение заготовки закладки. Работа с конструктором (по замыслу ученика) |
Роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи, опираясь на полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
Критерии оценивания
Отметки выставляются исходя из следующих критериев:
«5» - отлично - выставляют обучающемуся, чьи знания, ответы и работы в полной мере соответствуют всем требованиям учебной программы;
«4» – хорошо - получают школьники, чьи знания работы в целом соответствуют требованиям, однако являются неполными или в них имеются негрубые ошибки;
«3» – удовлетворительно – ставят ученикам, владеющим базовым материалом по предмету, но допускающим ошибки и недочеты;
«2» – неудовлетворительно – могут получить ученики, чьи знания соответствуют требованиям программы обучения лишь частично;
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Критерии оценивания по изобразительному искусству.
«5» - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении более характерное.
«4» - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении более характерное.
«3» - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» - допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
«Изобразительное искусство. Каждый народ – художник» 4 класс учеб. для общеобразоват. организаций. Л.А. Неменская. М. Просвещение, 2014. – 160 с.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы:
- Портреты русских и зарубежных художников.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска.
- Магнитная доска.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкаф-стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.