Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 в классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
во 2 в классе
Учителя начальных классов Прошивалко Марины Викторовны
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя школа»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);
концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.;
авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М.Просвещение 2007 г
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Интегрированно изучается программа «Омское Прииртышье» раздел «Культура Омского Прииртышья» ( 7 часов)
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
В программу по изобразительному искусству во 2 классе введен региональный компонент «Омское Прииртышье», изучаемый интегрированно в объёме 7 тем, что отражено в КТП.
Программа «Омское Прииртышье» призвана содействовать достижению такого образовательного результата как формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование. Кроме этого, реализация программы будет способствовать межпредметной интеграции, обобщению и систематизации предметных знаний обучающихся, достижению нового качества специальных и общеучебных умений и навыков, формированию у школьников Омской области ключевых компетентностей
Учебно-тематический план
№ |
тема |
Количество часов |
Количество итегрированных тем по программе «Омское Прииртышье» |
1 |
Чем и как работает художник? |
8 ч. |
1 |
2 |
Реальность и фантазия |
7 ч. |
3 |
3 |
О чём говорит искусство? |
11 ч. |
3 |
4 |
Как говорит искусство? |
8ч. |
|
Итого |
34 |
7 |
Содержание учебного предмета Изобразительное искусство
Как и чем работает художник (8ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой
гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски (1ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации(2ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов(1ч).
Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги(1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-
зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие ма-
териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая
выставка работ. О.П. Музеи города Омска. Сибирский культурный центр
Реальность и фантазия (8ч)
Изображение и реальность(1ч).
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма-
триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия(1ч).
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-
тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность(1ч).
Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,
морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). О.П. Художники и художественные объекты: Либеров (пейзаж),
Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия(1ч).
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта. О.П. Краеведческие музеи г. Омска и с. Знаменское
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с
помощью фантазии.
Постройка и реальность(1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их
функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия(2ч).
Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,
необходимые для жизни человека. О.П. Архитектурные памятники г. Омска: ворота Омской крепости (Тарские, Тобольские)
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе»(1ч).
Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки.
Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство(11ч).
Изображение природы в разных состояниях(2ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных(1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные прои-
зведения В.Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства. О.П. Шакенов (портрет)
Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для
передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре(1ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. О.П. Мастерские художников, скульпторов. Городские скульптуры г. Омска
Человек и его украшения(1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения(1ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания(2ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий О.П. Памятники деревянного зодчества (дом Белова, дом купца Кабалкина
Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Как говорит искусство(8ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и
холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета(1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий?(1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий(1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен(1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается
на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер(1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч).
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года «Искусство и ты»(2ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все
основные темы года.
Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного,
декоративного и конструктивного искусства.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока п/п |
Дата проведения по учебному плану |
Фактическая дата проведения |
Название раздела. Тема. Тема урока. |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности учащихся |
Система оценки |
|||||
№ урока в теме |
предметные |
УУД |
||||||||||
обучаемый научится
|
обучаемый получит возможность научиться
|
метапредметные
|
личностные
|
|||||||||
1.Как и чем работает художник (8 ч) |
||||||||||||
1 |
Три основных цвета - жёлтый, красный, синий |
1.1 |
УОНЗ (урок открытия нового знания) |
Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска» |
Овладеть первичными живописными навыками |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению |
У. с 6-15 24-27 Изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа) |
|||
2 |
Белая и чёрная краски |
1.2 |
УОНЗ |
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. |
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита |
У. с 28-35 Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман) |
|||
3 |
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности |
1.3 |
УОНЗ |
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели; передавать различное эмоциональное состояние природы |
Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше) |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Расширять знания о художественных материалах; изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов |
У. с 14-21 36-39 Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) |
|||
4 |
Выразительные возможности аппликации |
1.4 |
УОНЗ |
Овладевать техникой и способами аппликации |
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе- 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению) |
У. с 50-53 Создание коврика на тему осенней земли, опавших листьев |
|||
5 |
Выразительные возможности графических материалов |
1.5 |
УОНЗ |
Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа |
Читать образный язык графики |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега; изображать, используя графические материалы. |
У. с 40-43 Изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти) |
|||
6 |
Выразительность материалов для работы в объёме |
1.6 |
УОНЗ |
Выделять среди различных изображений - скульптуру |
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.) |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) |
У. с 44-47 Создание объёмного изображения животного родного края с передачей характера |
|||
7 |
Выразительные возможности бумаги |
1.7 |
УОНЗ |
Создавать геометрические формы (конус, цилиндр, прямоугольник) из бумаги, переводить плоский лист в разнообразные объёмные формы |
Моделировать новые формы, создавать новые образы Выделять понятие архитектура, как вид искусства |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Работать с бумагой (сгибать, скручивать, надрезать, склеивать). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами; работа по воображению) |
У. с 48-49 Конструирование из бумаги объектов игровой площадки |
|||
8 |
Неожиданные материалы (обобщение темы) О.П. Музеи города Омска. Сибирский культурный центр |
1.8 |
обобщающий |
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразит. возможностях |
Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры в собственной художественно-творческой деятельности |
Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов; оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников |
У. с 54-56 Изображение ночного праздничного города |
|||
2. Реальность и фантазия (7 ч) |
||||||||||||
9 |
Изображение и реальность |
2.1 |
УОНЗ |
Рассматривать внимательно животных, замечать их красоту, обсуждать особенности различных животных |
Всматриваться в реальный мир, учиться не только смотреть, но и видеть |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела |
У. с 58-61 Изображение любимого животного |
|||
10 |
Изображение и фантазия |
2.2 |
УОНЗ |
Фантазировать. Узнают о роли фантазии в жизни людей Придумывать и изображать выразительные фантастические образы животных |
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений; развивать навыки работы гуашью |
У. с 62-65 Изображение фантастического животного путём соединения элементов разных животных, птиц и растений |
|||
11 |
Украшение и реальность О.П. Художники и художественные объекты: Либеров (пейзаж), |
2.3 |
УОНЗ |
Наблюдать и видеть украшения в природе; эмоционально откликаться на красоту природы |
Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Учиться видеть красоту природы, разнообразие её форм, цвета. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки, иней и т.д.) |
У. с 66-69 Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти) |
|||
12 |
Украшение и фантазия О.П. Краеведческие музеи г. Омска и с. Знаменское. |
2.4 |
УОНЗ |
Преобразовывать природные формы для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта |
Переносить красоту природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование её с помощью фантазии |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Создавать украшения, используя узоры |
У. с 70-73 Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги |
|||
13 |
Постройка и реальность |
2.5 |
УОНЗ |
Рассматривать природные конструкции (соты пчёл, ракушки, коробочки хлопка, орехи), анализировать их формы, пропорции |
Изображать многофигурные композиции в коллективных работах |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе; осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание) |
У. с 74-75 Конструировать из бумаги формы подводного мира (индивидуально-коллективная работа) |
|||
14 |
Постройка и фантазия О.П. Архитектурные памятники г. Омска: ворота Омской крепости (Тарские, Тобольские), |
2.6 |
УОНЗ |
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; придумывать разнообразные конструкции |
Изображать многофигурные композиции в коллективных работах |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Осваивать приёмы работы с бумагой; создавать макеты фантастических зданий; участвовать в создании коллективной работы |
У. с 76-81 Создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению) |
|||
15 |
Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) |
2.7 |
обобщающий |
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания |
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров: изображение, украшение и постройка (их триединство) |
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
Конструировать ёлочные украшения; обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность |
У. с 82-86 Конструирование (моделирование0 и украшение ёлочных игрушек (изображающих людей, зверей, растения. |
3. О чём говорит искусство (11 ч) |
||||||||||||
16 |
Изображение природы в различных состояниях |
3.1 |
УОНЗ |
Понимать красоту как ценность, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством |
Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Наблюдать природу в различных состояниях; изображать живописными материалами контрастные состояния природы |
У. с 88-91 Изображение контрастных состояний природы |
|||
17 |
Изображение природы в различных состояниях |
3.2 |
Применение и закрепление знаний |
Характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны |
Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Изображать разное состояние природы: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное |
У. с 92-95 Изображение моря с разным настроением (нежное и ласковое, бурное и тревожное) |
|||
18 |
Изображение характера животных |
3.3 |
УОНЗ |
Выражать в изображении характер и пластику животного, его состояние и настроение |
Изображать животных, выражая к ним своё отношение |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением |
У. с 96-99 Изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих |
|||
19 |
Изображение характера человека: женский образ О.П. Шакенов (портрет) |
3.4 |
УОНЗ |
Изображать человека, выражая своё отношение к нему, своё понимание этого человека |
Передавать характер и намерения объекта, выражая своё отношение к качествам данного объекта |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства |
У. с 100-103 Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две группы: одни изображают добрых, другие - злых. |
|||
20 |
Изображение характера человека: мужской образ |
3.5 |
УОНЗ |
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов |
Эмоционально и нравственно оценивать образ в его изображении |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Характеризовать доброго и злого сказочных героев; учиться изображать эмоциональное состояние человека |
У. с 104-105 Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок |
|||
21 |
Изображение природы в различных состояниях |
3.6 |
УОНЗ |
Передавать характер и намерения объекта (человека) в скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта |
Создавать разнохарактерных героев в объёме; сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина; овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) |
У. с 106-107 Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба Яга) |
|||
22 |
Человек и его украшения |
3.7 |
УОНЗ |
Передавать характер и намерения объекта (украшение). В украшениях для женщин подчёркивать их красоту и нежность |
Видеть, чувствовать и изображать красоту предмета |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер, вырезать из бумаги кокошники, воротники, украшать их |
У. с 108-109, 112-113 Украшение вырезанных из бумаги кокошников, воротников |
|||
23 |
Человек и его украшения |
3.8 |
Применение и закрепление знаний |
Передавать характер и намерения объекта (украшение). В украшениях для мужчин подчёркивать их силу и мужество |
Видеть, чувствовать и изображать красоту предмета |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Понимать роль украшения в жизни человека; создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, украшать их) |
У. с 110-111 Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов |
|||
24 |
О чём говорят украшения |
3.9 |
УОНЗ |
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека |
Выражать свои цели и намерения с помощью украшений (украшение себя в праздники, в будни) |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно; украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов |
У. с 114-117 Украшение двух флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. |
|||
25 |
Образ здания О.П. Памятники деревянного зодчества (дом Белова, дом купца Кабалкина) |
3.10 |
УОНЗ |
Передавать образ здания, выражающего характер того, кто в нём живёт |
Видеть, чувствовать и изображать красоту зданий |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. |
У. с 118- 119 Создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.) |
|||
26 |
Обобщение по теме «О чём говорит искусство» |
3.11 |
обобщающий |
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания |
Создавать многофигурные композиции, выполненные в разных материалах и техниках |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность |
Формирование эстетических потребностей (в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности) |
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников
|
У. с. 120- 121 |
4. Как говорит искусство?(8 ч.)
27 |
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного |
4.1 |
УОНЗ |
Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»); изображать простые сюжеты с колористическим контрастом |
У. с. 124-129 Изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) |
||
28 |
Тихие и звонкие цвета |
4.2 |
УОНЗ |
Изменять эмоциональную напряжённость цвета с помощью смешивания с белой и чёрной красками |
Использовать полученные цвета для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета; уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе |
У. с. 130-131 Изображение весенней земли, пробуждающейся от зимнего сна (по памяти и впечатлению) |
||
29 |
Что такое ритм линий? Ритмическая организация листа с помощью линий |
4.3 |
УОНЗ |
Использовать ритм для воплощения собственного художественно- творческого замысла |
Пользоваться средствами выразительности языка живописи |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Уметь видеть линии в окружающей действительности; получать представление об эмоциональной выразительности линии; фантазировать и изображать весенние ручьи |
У. с. 136-137 Изображение весенних ручьёв, извивающихся змейками, задумчивых, тихих и стремительных |
||
30 |
Выразительные возможности линий. Характер линий |
4.4 |
УОНЗ |
Видеть многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые в окружающей действительности |
Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев; изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением |
У. с. 138-139 Изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения |
||
31 |
Ритм пятен передаёт движение |
4.5 |
УОНЗ |
Понимать, что такое ритм, ритм пятен передаёт движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция |
Использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа; развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации |
У. с. 132-135 Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа |
||
32 |
Пропорции как соотношение между собой частей одного целого. Пропорции выражают характер |
4.6 |
УОНЗ |
Осознавать, что пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого |
Использовать выразительное средство изобразительного искусства - пропорцию для воплощения собственного художественно-творческого замысла |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Понимать, что такое пропорция; создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций |
Лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост - маленькая головка - большой клюв) |
||
33 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности |
4.7 |
Применение и закрепление знаний |
Использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию, пятно, цвет, пропорцию для воплощения собственного художественно-творческого замысла |
Моделировать новые формы, создавать новые образы природы средствами изобразительного искусства |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа; сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы |
У. с. 140-141 Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц» |
||
34
|
Оформление выставки работ
|
4.8
|
обобщающий |
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников |
Понимать и называть задачи, которые решались в каждой четверти |
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
Оформлять выставку детских работ. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето |
У. с. 142 |
Средства контроля (проверочные работы, игры и упражнения на уроках рисования с натуры, по памяти и по представлению)
Плоды садов и огородов.
Лото проводится в начале урока «Дары осени» .
Задача проверки : закрепить навыки анализа формы предметов с применением системы геометрических образов, совершенствовать зрительную память.
Дидактический материал: карточки с изображениями овощей и фруктов, набор цветных геометрических фигур на каждого учащегося.
Содержание. Учащиеся кладут перед собой карточку лото и достают из конверта набор геометрических фигур. Учащиеся должны определить форму изображения овощей и фруктов и накрыть изображение соответствующим геометрическим образом, выбрав при этом цвет геометрической фигуры, соответствующий «общему» локальному цвету плода.
Правило: Изображения плодов должно быть закрыты учащимися, пока учитель считает (по количеству представленных изображений).
Составь цветок.
Игра проводится на уроке рисования цветов с натуры.
Цель: развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы карточек лото с изображением составных частей различных цветов.
Содержание :Каждому участнику игры выдается пакет с карточками, на которых изображены составные части различных полевых и садовых цветов. У каждого игрока находятся составные части трех или четырех цветов. По команде дети достают из пакетов их содержимое и начинают из карточек – частей составлять целый цветок. Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнил условия игры.
Упражнение «составь натюрморт».
Цель: формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и размеру).
Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила композиции.
Осенний лес.
Цель: совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительную память.
Дидактический материал: стихи, загадки, карточки с изображением различных деревьев.
Содержание : изобразить по памяти или по представлению тот лес, где была экскурсия.
Вопросы:
Какие краски, цвета называют теплыми, а какие – холодными?
Какие художественно – выразительные средства живописи ты можешь назвать?
Расскажи о цвете в живописи как художественно – выразительном средстве. Приведите примеры.
Какие существуют контрасты?
Какие вы знаете графические художественно-выразительные средства?
Что такое силуэт в изобразительном искусстве?
Какой жанр изобразительного искусства посвящен изображению животных?
Как называют художников которые все свое творчество посвящают животным?
С помощью какой геометрической фигуры можно нарисовать кролика или зайца
Проверочные работы игры и упражнения на уроках тематического рисования.
Упражнение «Вспомни сказку»
Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.
Рисунок на тему.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики должны выбрать картину близкую им по духу нарисовать свой пейзаж.
Вопросы:
Что такое композиция в изобразительном искусстве?
Расскажите о последовательности рисования на тему
Что такое иллюстрация к сказке?
Как найти главный сюжет в сказке?
Что значит рисовать на тему?
Проверочные работы игры и упражнения на уроках декоративного рисования.
Упражнение « Цветные зверюшки »
Упражнение выполняется при рисовании орнаментальной полосы «Мои любимые игрушечные животные».
Цепь: воспитывать у учащихся чувство цветовой гармонии и художественный вкус.
Содержание: используем цветовой круг. Учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая на них стрелками в цветовом круге. И при рисовании орнаментальной полосы «Мои любимые игрушечные животные» расписываем контрастными цветами.
Игра «Веселые мастера»
Цель: закрепить знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание: Среди карточек с элементами узоров разных народных промыслов нужно найти те элементы узоров, которые соответствуют заданному народному промыслу.
Игра « дорисуй»
Цель: закрепить знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание: угадать и дорисовать элементы данной росписи.
Вопросы:
Что такое орнамент?
Какие бывают орнаменты?
Какие вы знаете народные промыслы?
Какие изделия гжельских мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для гжельской росписи?
Какие цвета используются в гжельской росписи?
Что вы знаете о дымковской игрушке?
Какие цвета и какие элементы росписи использует художник?
Проверочные работы игры и упражнения во время бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Игра «В музее Осени»
Цель: развивать у детей наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.
Дидактический материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных учащимся.
Содержание: один из учеников выбирает картину и рассказывает про нее другому ученику, а он должен будет ее найти среди других картин.
Игра «Художники и их картины»
Цель: закрепить знания учащихся о картинах известных художников; воспитывать интерес к ИЗО.
Дидактический материал: репродукции с изображениями художников И. И. Левитана, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И. Машкова, Н, Романдин. и их репродукции .
Содержание: Портреты каких художников представлены на классной доске? После того как все художники узнаны рядом ищем и вывешиваем их картины.
Вопросы:
Какие жанры живописи ты знаешь? Подумай и скажи, что такое натюрморт.
Посмотрите на натюрморты художника и скажите его автора
Что изображено на картинах Н. Ромадина?
Как ты думаешь, почему художник назвал одну из своих картин «Розовый вечер»?
Какие чувства вызывают у тебя его пейзажи «Весенний день» и «Последний луч»?
Расскажи о картине А. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Чем, по-твоему, отличается городская улица от сельской? Какие художественные средства используют художники, чтобы выразить своё отношение к избранной ими теме?
Кто такие художники-анималисты?
Назовите знаменитых художников сказочников
Учебно-методический комплект
№ п\п |
Авторы, составители |
Название учебного издания |
Годы издания |
Издательство |
1 |
Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских |
Программа Изобразительное искусство |
2011 г. |
М. Просвещение» |
2 |
Лебедева Н.А |
Рабочая программа |
Интернет- источник |
|
3 |
Неменский Б.М. |
учебник Искусство вокруг нас 2 класс |
2013 |
М. «Просвещение» |
4 |
Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Г.Е. Гуров |
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству |
2011 |
М. «Просвещение» |
5 |
Неменский Б.М. |
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся |
2012 |
М. «Просвещение» |