Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» (2 класс)
====================================================
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
для обучающихся 2А класса
на 2022-2023 учебный год
Санкт-Петербург
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет Изобразительная деятельность в начальной школе является базовым предметом. Изобразительная деятельность направлена в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ТНР.
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для 2 класса ГБОУ школы №34 Невского района Санкт-Петербурга составлена на основе:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрен решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) – 2 класс;
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) ГБОУ школы №34 Невского района Санкт-Петербурга;
Авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. 2020, 304 стр .
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительная деятельность»
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках. Это позволяет расширить знания обучающихся об окружающей действительности, обогатить и расширить словарь, воспитать у детей чуткое и внимательное отношение к искусству, познакомить обучающихся с художественным творчеством мастеров прикладного творчества и художников родного края (национальные, региональные, этнокультурные особенности).
Используемый УМК
Используется Учебник Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник. 2 кл. – М.: Просвещение, 2020,144стр.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 2 класса с ТНР.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность» «Изобразительная деятельность» как систематический курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т. д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на первом дополнительномчеловека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Курс «Изобразительная деятельность» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа курса «Изобразительная деятельность» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках. Это позволяет расширить знания обучающихся об окружающей действительности, обогатить и расширить словарь, воспитать у детей чуткое и внимательное отношение к прекрасному, познакомить обучающихся с художественным творчеством художников и мастеров прикладного творчества нашего края (национальные, региональные, этнокультурные особенности).
Основной целью начального обучения по изобразительной деятельности
являются:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
задачи курса:
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета «Изобразительная деятельность» в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».
На изучение предмета во2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).
Годы обучения | Количество часов в неделю | Всего часов за учебный год |
2 класс | 1 | 34 часа |
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы для 2-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:
сформированы эстетические потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
Сформировано уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия.
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках, художественных промыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу);
проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами);
подчинении дисциплинарным требованиям;
стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам художественного искусства;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с вопросом, просьбой);
описывать результат своей изобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в отношении объектов художественного творчества, наблюдаемых объектов;
способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь при выполнении коллективной работы.
уважительном отношении к результатам художественного творчества;
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
различении красивого и некрасивого,
проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи, красот природы и предметного мир;
стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку, пр.)
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
стремлении получить одобряемый результат своего изобразительного творчества,
Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
организовывать рабочее место
пользоваться инструментами и приспособлениями для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения учебной программы для 2-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты, могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
самостоятельно выполнять творческие задания;
различать цвета, формы при рисовании
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия
проявляются в умении: работать по предложенному учителем плану;
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками;
определять цель выполнения заданий под руководством учителя;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу;
контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по плану, составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, инструментов);
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им;
высказывать свое мнение при обсуждении объектов и алгоритмов рисования;
выполнять основные правила этикета при работе в группе и парах (обращаться за помощью, обсуждать, договариваться).
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:
владение первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
проявление эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);
умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, проявлять к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
- умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь, акварель), палитрой, фломастерами, карандашами, пластилином, бумагой, ножницами;
умение аргументированно высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства;
умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
умение различать основные и составные, холодные и тёплые цвета.
умение экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен.
умение наблюдать, изображать природные стихии
владение названиями оттенков цветов
умение работать крупными кистями, сгибать, разрезать и склеивать бумагу разными способами (Конус, цилиндр, гармошка), использовать различные техники (мозаика, аппликация)
умение использовать для изображения замысла различные материалы: серпантин, конфетти, семена, нитки, траву.
умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры, формы.
умение отражать контрастные по характеру образы
умение анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
участие в групповой работе по созданию панно и коллажей.
умение свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
умение использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
умение рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
- умение различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- умение узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
называть ведущие художественные музеи России
- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- умение создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- умение передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Обучающиеся научатся:
приемам и технике рисования цветными карандашами (штриховать в одном направлении и с передачей объема предмета с помощью светотени);
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
работой гуашевыми красками.
Обучающиеся получать возможность научиться:
видам художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства).
основным видам и жанрам пространственно-визуальных искусств.
понимать образ природы искусства.
применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ.
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
применять в художественно -творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
Содержание учебного предмета Изобразительная деятельность
Основная форма организации учебных занятий по изобразительному искусству – комбинированный урок.
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объём — основа языка скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
Декоративно-прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Азбука искусства. Как говорит искусство? (8 часов)
Цвет. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов)
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России.
Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта.
Опыт художественно-творческой деятельности. (8 часов)
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». 34 часа.
Чем и как работают художники? (8 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти.
Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий.
Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти.
Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика.
Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса.
Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных.
Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки.
Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение)
Ты изображаешь, украшаешь, строишь(7часов)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных.
Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных.
Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника.
Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок.
Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира.
Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки
О чем говорит искусство (11 часов)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером.
Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа.
Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа.
Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных).
Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия.
Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация).
Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.
Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев.
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером.
Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц.
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ.
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли
Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Как и чем работает художник? | 8ч. | |
Реальность и фантазия | 7ч. | |
О чём говорит искусство | 11ч. | |
Как говорит искусство | 8ч. | |
Итого | 34 |
Электронные образовательные ресурсы к рабочей программы учебного предмета изобразительнаядеятельность (учебного курса)
Название ЭОР | Режим доступа | Номер темы |
Основная поисковая систем сет Интернет | 1 – 34 | |
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru | 1 – 34 |
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой учебников комплекта «Школа России» 1-4 классы. | | 1 – 34 |
учительский портал – по предметам – уроки, презентации | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/groups/148 | 1 – 34 |
учительский портал – по предметам – уроки, презентации | http://www.uchportal.ru/ | 1 – 34 |
Библиотека видео уроков по школьной программе | https://infourok.ru/biblioteka/doshkolnoe-obrazovanie/klass | 1 – 34 |
Материально-технические ресурсы
Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 |
Проектор | 1 |
Экран | 1 |
17