12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Клюева Татьяна Юрьевна158 Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург |
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
Изобразительная деятельность
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
Целью обучения по предмету «Изобразительная деятельность» является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно творческих способностей.
Программа по предмету «Изобразительная деятельность» включает разделы: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Темы уроков по предмету «Изобразительная деятельность» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Речь и альтернативная коммуникация», «Ручной труд», «Математические представления», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1,2 | Диагностика. | 2 | Рисование акварельными красками «Летние каникулы». Аппликация «Морское дно». | |
3 | Аппликация. Бумага. Свойства бумаги: мнется, рвется, промокает. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: бумага, мять, рвать, намачивать. Ученик обследует пальцами рук бумагу. Ученик пробует с помощью учителя смять лист бумаги в комочек, растянуть его обратно, оторвать кусочек бумаги. Ученик с помощью учителя намачивает сухой лист бумаги и исследует пальцами рук промокший лист бумаги. Аппликация из нарванных кусочков бумаги «Облака». Прослушивание детской песни «Облака». |
4 | Аппликация. Узнавание разных видов бумаги: бумага для рисования, картон, салфетка | 1 | Изучение нового материала | Понятие: бумага для рисования, картон, салфетка. Ученик обследует пальцами рук бумагу для рисования, картон, салфетку. Ученик пробует с помощью учителя смять бумагу для рисования, картон, салфетку – фиксируем внимание на разнице ощущений. Ученик пробует с помощью учителя оторвать кусочек от бумаги для рисования, картона, салфетки – фиксируем внимание на разнице ощущений. Аппликация из смятых в комочки кусочков салфетки «Ежик». Прослушивание детских песенок. |
5 | Рисование. Предметы для рисования: акварельные краски, кисточка, емкость для воды | 1 | Изучение нового материала | Понятие: краски, кисточка, емкость для воды. Ученик обследует пальцами рук краски. Кисточку, емкость для воды, знакомится с их функциональным назначением. Ученик пробует с помощью учителя смочить кисточку в воде, «набрать» краску на кисточку. Рисование вертикальных линий красками. Слушание потешек. |
6 | Рисование. Рисование акварельными красками «Осень» | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя рисует красками картину на осеннюю тематику. Ученик рассматривает репродукцию картины художника на осеннюю тематику. Чтение сказки. Слушание детских песенок. Повторение изменений, происходящих в природе осенью. |
7 | Лепка. Пластилин. Свойства пластилина: мнется. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: пластилин, мять. Ученик обследует пальцами рук пластилин. Ученик пробует с помощью учителя «разогреть» пластилин, мять его. Ученик с помощью учителя лепит «Грибы». Чтение сказки. Прослушивание детских песенок. |
8 | Резервный урок | 1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Лепка. Отщипывание пластилина. Капли дождя. | 1 | Комбинированный | Понятие: пластилин. Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя пробует отщипывать кусочки пластилина. Картина из кусочков нащипанного пластилина «Капли дождя». Слушание потешек. Пальчиковая гимнастика. |
2 | Лепка. Размазывание пластилина. Кленовый лист. | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых деталей рисунка. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Прослушивание детских песенок. Работа с рельефным изображением кленового листа. |
3 | Рисование. Закрашивание цветными карандашами внутри контура «Дерево». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя закрашивает пространство внутри контура (общая фигура - дерево). Работа с рельефным изображением дерева. Слушание потешек. Чтение детских стихотворений. |
4 | Рисование. Рисование акварельными красками «Зимний пейзаж». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя рисует красками картину на зимнюю тематику. Ученик рассматривает репродукцию картины художника на зимнюю тематику. Чтение сказки. Слушание детских песенок. Повторение изменений, происходящих в природе зимой. |
5 | Аппликация. Работа с бумагой. «Снегопад». | 1 | Комбинированный | Работа с бумагой. Аппликация из смятых в комочки кусочков бумаги «Снегопад». Прослушивание детских песенок. Чтение сказки |
6 | Аппликация. Работа с бумагой. «Новогоднее украшение». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя создает новогоднее украшение «Фонарик». Чтение сказки. Слушание детских песенок. Ученик с помощью учителя размещает новогоднее украшение в своей комнате. |
7 | Лепка. Размазывание пластилина «Новогоднее дерево» | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых деталей рисунка. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Прослушивание детских песенок. Работа с рельефным изображением елки. |
8 | Резервный урок | 1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Рисование. Закрашивание цветными карандашами внутри контура «Новогодняя игрушка». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя закрашивает пространство внутри контура (елочные игрушки в виде геометрических фигур). Работа с рельефным изображением геометрических фигур. Ученик исследует пальцами рук елочные игрушки (шарообразные и кубические). Слушание детских песенок. Чтение детских стихотворений. |
2 | Аппликация. Работа с бумагой и ножницами. «Снежинка». | 1 | Комбинированный | Понятие: ножницы. Техника безопасности при работе с ножницами. Ученик с помощью учителя вырезает из бумаги снежинку. Прослушивание детских песенок. Ученик обследует пальцами рук рельефное изображение снежинки. |
3 | Лепка. Скатывание шариков из пластилина «Снеговик». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя скатывает шарики из пластилина, соединяет их друг с другом. Вспоминаем геометрическую форму шар. Чтение сказки. Слушание детских песенок. |
4 | Аппликация. Работа с картоном «Зимовье зверей». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя наносит клей на изображения животных, прикладывает их к местам зимовки и приклеивает. Работа с рельефными изображениями животных. Чтение сказки о зимовке животных. Техника безопасности при работе с клеем. |
5 | Лепка. Размазывание пластилина. Дубовый лист. | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых деталей рисунка. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Прослушивание детских песенок. Работа с рельефным изображением дубового листа. |
6 | Рисование. Рисование по контуру «Листочки». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя пробует обвести кленовый и дубовый лист. Работа с рельефным изображением кленового и дубового листа. Слушание потешек. Чтение детских стихотворений. |
7 | Рисование. Рисование акварельными красками «Весна». | 1 | Ученик с помощью учителя рисует красками картину на весеннюю тематику. Ученик рассматривает репродукцию картины художника на весеннюю тематику. Чтение сказки. Слушание детских песенок. Повторение изменений, происходящих в природе весной. | |
8 | Аппликация. Работа с бумагой, клеем «Цветочная поляна». | 1 | Комбинированный | Понятие: клей. Знакомство с назначением и свойствами клея. Правила работы с клеем. Ученик выбирает вырезанные фигуры цветочков и место их расположения на «поляне». Ученик с помощью учителя намазывает лист картона клеем и приклеивает к нему цветочки. |
9,10 | Резервный урок | 2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Лепка. Размазывание пластилина. | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых деталей рисунка. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Чтение сказки. Прослушивание детских песенок. |
2 | Рисование. Закрашивание цветными карандашами внутри контура «Черепаха». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя закрашивает пространство внутри контура (квадратики на панцире черепахи). Работа с рельефным изображением черепахи. Ученик исследует пальцами рук игрушку - черепаху. Слушание детских песенок. Чтение детских стихотворений. |
3 | Аппликация. Работа с картоном «Ракета». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя вырезает детали для ракеты, намазывает их клеем, приклеивает к листу бумаги. Работа с рельефным изображением ракеты. Прослушивание детских песенок. Рассказ о космосе и назначении ракеты. |
4 | Лепка. Оттягивание пластилина «Солнечные лучи». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя пробует захватить пластилин и оттянуть его, создавая лучики. Чтение детских стихотворение. Слушание потешек. |
5 | Лепка. Скатывание шариков из пластилина «Гусеница». | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя скатывает шарики из пластилина, соединяет их друг с другом. Работа с рельефным изображением гусеницы. Ученик исследует пальцами рук игрушку - гусеницу. Чтение сказки. Слушание детских песенок. |
6 | Лепка. Размазывание пластилина «Лето». | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых деталей рисунка. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Чтение сказки. Прослушивание детских песенок. |
7,8 | Резервный урок | 1 |