№ урока
|
Дата
|
Тема
|
Программное содержание
|
Характеристика деятельности
|
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)
|
|
|
Наблюдаем за природой: форма, фактура, цвет, динамика, настроение. Композиция «Заколдованный лес»
|
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
Формирование у детей интереса к разным искусствам путем наблюдения.
|
Работа на плоскости
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.
Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).
Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.
Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур
|
|
|
Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Композиция «Ковёр-самолёт»
|
Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму.
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества.
Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения.
|
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.
Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.
Иметь представление о художественных средствах изображения
|
|
|
Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Композиции: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне».
|
Зависимость цветовой гаммы от темы
|
Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению
|
|
|
Пропорции изображаемых предметов (размер, форма, материал, фактура, рефлекс). Композиция «Два кувшина».
|
Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
|
Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе
|
|
|
Интерьер и его музыка. Интерьер комнаты. Композиция «В моей комнате».
|
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни
|
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.
Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер
|
|
|
Открытое пространство. Композиция «Маршрут моего путешествия».
|
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
Рассуждение об открытом и закрытом пространстве.
Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями.
|
Передавать наглядную перспективу.
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание
|
|
|
Выражаем в живописи чувства и настроение через цвет. Пейзаж днём и вечером.
|
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет
|
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)
|
|
|
Архитектура в открытом природном пространстве. Композиция «Дом и окружающий его мир природы».
|
Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы
|
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Участвовать в беседах, исследованиях.
Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.
Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры
|
|
|
Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Композиция «Я собираюсь в школу».
|
Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создает проект на бумаге.
|
Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.
Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.
Создавать композиции с изображением человека
|
|
|
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа
Композиция «Дождь».
|
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа
|
Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.
Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).
Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)
|
|
|
Предмет и герой. Интерьер для сказочного героя «Дом, где живёт черепаха Тортилла»
|
Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
Комната и ее художественное решение.
|
Работа в объёме и пространстве
Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.
Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты
|
|
|
Архитектурный проект в объёмно-пространственной композиции «Детская площадка».
|
Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм
|
Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.
Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.
Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте
|
|
|
Равновесие в композиции.
Объёмно-пространственная композиция «Наша улица».
|
Равновесие в композиции.
Объёмно-пространственная композиция
Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала.
|
Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.
Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.
Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику
|
|
|
Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Композиция «Аленький цветочек».
|
Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.
Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве.
Работа с литературными текстами (сказками)
|
Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.
Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).
Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.
Уметь проводить коллективные исследования
|
|
|
Стилизация форм и цвета в декоративной композиции.
Р.с. Композиция «Самое красивое в море».
|
Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства
|
Декоративно-прикладная деятельность
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.
Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация
|
|
|
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. Композиция «Волшебный сундук».
|
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
Выполнение симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания.
Создание рисунка для изразца – яркий, веселый образ птицы или зверя
|
Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.
Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна)
|
|
|
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
Композиция «Клоун».
|
Форма, цвет, фактура предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
Создание предметов декоративно- прикладного искусства.
|
Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики.
Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок
|
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
|
|
|
Создаём композицию по описанию. Композиция «Для кого сшито платье».
|
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения
|
Работа на плоскости
Создавать зрительные художественные образы.
Уметь работать с литературными произведениями
|
|
|
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Композиция «Сказочный герой».
|
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца, звезд, о жизни планет в космосе.
|
Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.
Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях
|
|
|
Передача настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы. Композиция «Дюймовочка».
|
Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы
|
Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.
Передавать в работе волшебство сказки
|
|
|
Создаём свой фантастический мир. Композиция «Затерянный мир».
|
Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира.
|
Работа в объёме и пространстве
Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.
Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола
|
|
|
Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов.
Композиция «День рождения».
|
Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты.
|
Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.
Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе
|
|
|
Создаём икебаны с использованием природных материалов. Композиция «Волшебный букет».
|
Создание икебаны с использованием природных материалов
|
Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах
|
|
|
Работаем с природным материалом. Композиция «Сад в моей сказке».
|
Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции
|
Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев
|
|
|
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. Композиция «Город мечты».
|
Освоение бумажной пластики и работа с готовыми и реальными формами при создании объемной композиции.
|
Декоративно-прикладная деятельность Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.
Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении
|
|
|
Стилизация и обобщение. Музыкальные и литературные образы. Композиция «Мой любимый герой».
|
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.
Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки.
Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок.
|
Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы
|
|
|
Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
Создание карты местности. Композиция «Заветные тропинки».
|
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция
|
Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.
Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.
Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом
|
|
|
Упражнения на цветовое восприятие звука. Композиция «Рисуем музыку разными цветами».
|
Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
|
Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.
Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
|
|
|
Искусство и человек. Знакомимся с архитектурой своего города.
Р.с. Коллективный проект «Архитектура моего города».
|
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства
|
Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».
Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира
|
|
|
Средства художественной выразительности. Наблюдаем за работой художника.
|
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины
|
Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.
Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).
Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни
|
|
|
Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета.
|
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве
|
Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.
Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)
|
|
|
Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Иллюстрация к сказке «Федорино горе».
|
Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования
|
Иметь представление о работе художника-иллюстратора.
Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».
Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам
|
|
|
Красота произведений декоративно-прикладного искусства.
Р.с. «Архангельский пряник»
|
Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России
|
Наблюдать ихарактеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.
Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки
|
|
|
Единство разных видов художественной деятельности.
|
Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.
Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности.
Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий.
Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр).
|
Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.
Уметь объяснять различия в деятельности разных художников, находить общее в их работе.
Размышлять на тему «стилизация в работе театрального художника»
|