12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аушева Елена Васильевна6975
Я учитель начальных классов и учитель математики. Высшая категория, стаж работы 20 лет.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Илнлгтнлглш

урока

Дата

Тема

Программное содержание

Характеристика деятельности

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

 

 

Наблюдаем за природой: форма, фактура, цвет, динамика, настроение. Композиция «Заколдованный лес»

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

Формирование у детей интереса к разным искусствам путем наблюдения.

Работа на плоскости
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур

 

 

Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Композиция «Ковёр-самолёт»

Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму.

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества.

Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения.

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения

 

 

Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Композиции: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне».

Зависимость цветовой гаммы от темы

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

 

 

Пропорции изображаемых предметов (размер, форма, материал, фактура, рефлекс). Композиция «Два кувшина».

Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе

 

 

Интерьер и его музыка. Интерьер комнаты. Композиция «В моей комнате».

Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер

 

 

 

Открытое пространство. Композиция «Маршрут моего путешествия».

 Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

Рассуждение об открытом и закрытом пространстве.

Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями.

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

 

 

Выражаем в живописи чувства и настроение через цвет. Пейзаж днём и вечером.

 Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)

 

 

Архитектура в открытом природном пространстве. Композиция «Дом и окружающий его мир природы».

Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры

 

 

Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Композиция «Я собираюсь в школу».

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создает проект на бумаге.

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека

 

 

Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа

Композиция «Дождь».

 Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)

 

 

Предмет и герой. Интерьер для сказочного героя «Дом, где живёт черепаха Тортилла»

Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

Комната и ее художественное решение.

Работа в объёме и пространстве

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты

 

 

 

Архитектурный проект в объёмно-пространственной композиции «Детская площадка».

 Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.

Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте

 

 

Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция «Наша улица».

 Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция

Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала.

Замечать и передавать своеобразие 
и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику

 

 

Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Композиция «Аленький цветочек».

Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве.

Работа с литературными текстами (сказками)

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования

 

 

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции.

Р.с. Композиция «Самое красивое в море».

Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладная деятельность
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.

Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация

 

 

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. Композиция «Волшебный сундук».

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

Выполнение симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания.

Создание рисунка для изразца – яркий, веселый образ птицы или зверя

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна)

 

 

Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

Композиция «Клоун».

Форма, цвет, фактура предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

Создание предметов декоративно- прикладного искусства.

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

 

 

Создаём композицию по описанию. Композиция «Для кого сшито платье».

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения

Работа на плоскости
Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями

 

 

Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Композиция «Сказочный герой».

Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца, звезд, о жизни планет в космосе.

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях

 

 

Передача настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы. Композиция «Дюймовочка».

Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Передавать в работе волшебство сказки

 

 

Создаём свой фантастический мир. Композиция «Затерянный мир».

 Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира.

Работа в объёме и пространстве
Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола

 

 

Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов.

Композиция «День рождения».

Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты.

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе

 

 

Создаём икебаны с использованием природных материалов. Композиция «Волшебный букет».

Создание икебаны с использованием природных материалов

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах

 

 

Работаем с природным материалом. Композиция «Сад в моей сказке».

Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев

 

 

Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. Композиция «Город мечты».

 Освоение бумажной пластики и работа с готовыми и реальными формами при создании объемной композиции.

Декоративно-прикладная деятельность Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении

 

 

Стилизация и обобщение. Музыкальные и литературные образы. Композиция «Мой любимый герой».

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.

Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки.

Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок.

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы

 

 

Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

Создание карты местности. Композиция «Заветные тропинки».

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.
Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом

 

 

Упражнения на цветовое восприятие звука. Композиция «Рисуем музыку разными цветами».

Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Понимать и передавать свои впечатления  (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

 

 

Искусство и человек. Знакомимся с архитектурой своего города.

Р.с. Коллективный проект «Архитектура моего города».

Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира

 

 

Средства художественной выразительности. Наблюдаем за работой художника.

 Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. 
Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни

 

 

Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета.

 Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

 

 

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Иллюстрация к сказке «Федорино горе».

Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам

 

 

Красота произведений декоративно-прикладного искусства.

Р.с. «Архангельский пряник»

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России

Наблюдать ихарактеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки

 

 

Единство разных видов художественной деятельности.

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности.

Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий.

Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр).

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.

Уметь объяснять различия в деятельности разных художников, находить общее в их работе.

Размышлять на тему «стилизация в работе театрального художника»

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.