Рабочая программа по ИЗО для 5-8 классов (УМК Б.А. Неменского)

1
0
Материал опубликован 26 August 2019

Планируемые результаты освоения предмета

«Изобразительное искусство»

5-8 классы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна¬ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на¬рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

класс:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).

класс:

- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;

- уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс:

- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные художественные материалы;

8 класс:

-освоить азбуку фотографирования;

-анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

-осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;

-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

-характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

-раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

-создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

-создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

-определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

-создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

-распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

-различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

-различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

-называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

-объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

-создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

-навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

-создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

-строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

-характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

-передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

-творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

-рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

-применять перспективу в практической творческой работе;

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

-видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

навыкам создания пейзажных зарисовок;

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

-пользоваться правилами работы на пленэре;

-использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

-различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

-определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

-различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

-различать и характеризовать виды портрета;

-понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

-пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

-использовать графические материалы в работе над портретом;

-использовать образные возможности освещения в портрете;

-пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

-называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

-рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

-объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

-узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

-характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

-узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

-характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

-рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

-называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

-называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

-характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

-рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

-описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

-анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

культуре зрительского восприятия;

-характеризовать временные и пространственные искусства;

-понимать разницу между реальностью и художественным образом;

представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

-собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

-систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

-распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

-понимать сочетание различных объемов в здании;

-понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

-иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

-понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

-различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

-характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

-понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

-осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

-применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

-применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

-создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

-получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

-приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

-понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

-называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

-понимать основы краткой истории костюма;

характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

-применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

-использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

-отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

-использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

-узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

-различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

-различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

-характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

-раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

-работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

-различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

-работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

-сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

-рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

-ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

-использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

-выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

характеризовать признаки и особенности московского барокко;

-создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

 

-активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

-владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; -осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

-понимать специфику изображения в полиграфии;

-различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

-различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

-проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

-создавать художественную композицию макета книги, журнала;

называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

-называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

-называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

-называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

-понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

-активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

-определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

-использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

-создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

-узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

-узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

-осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

-применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

-понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

-характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

-работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

-использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

-характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

-получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

-использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

-понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

-понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

-называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

-различать особенности художественной фотографии;

-различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

-понимать изобразительную природу экранных искусств;

-характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

-различать понятия: игровой и документальный фильм;

называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

-понимать основы искусства телевидения;

-понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

-применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

-применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

-добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

-применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

-пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

-понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

-применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

-применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

-использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

-смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

-использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

-реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

 

Содержание курса

5 класс

«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»

Древние корни народного искусства .

Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор - человек, общество, время

Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер.

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.

Моделируя себя – моделируешь мир.

8 класс

«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества. Сценография — искусство и производство.

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство —зритель.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

Жизнь врасплох, или Киноглаз.

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Тематическое планирование

(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)

№№ п/п

Тема

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

1

Древние корни народного искусства

8 ч.

2

Связь времен в народном искусстве

8 ч

3

Декор - человек, общество, время

11 ч.

4

Декоративное искусство в современном мире

7 ч

итого

34

6класс

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8 ч

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8 ч

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10 ч

4

Человек и пространство. Пейзаж

8 ч

итого

34

7 класс

1

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

8 ч.

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

8 ч.

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

11 ч.

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

7 ч.

итого

34

8 класс

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

3

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

10ч

4

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство —зритель.

8 ч

итого

34

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.