Рабочая программа по ИЗО для 5-8 классов (УМК Б.А. Неменского)
Планируемые результаты освоения предмета
«Изобразительное искусство»
5-8 классы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна¬ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на¬рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
класс:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).
класс:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;
- уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
7 класс:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы;
8 класс:
-освоить азбуку фотографирования;
-анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
-характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; -раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; -создавать эскизы декоративного убранства русской избы; -создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; -определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; -создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; -создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; -умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); -выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; -распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; -различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; -различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; -называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; -объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; -создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; -навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; -создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; -строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; -характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; -передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; -творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; -рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; -применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; -видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; -пользоваться правилами работы на пленэре; -использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; -различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); -определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; -пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; -различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; -различать и характеризовать виды портрета; -понимать и характеризовать основы изображения головы человека; -пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; -использовать графические материалы в работе над портретом; -использовать образные возможности освещения в портрете; -пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; -называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; -рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; -объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; -узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; -характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; -узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; -характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; -рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; -называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; -называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; -характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; -рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; -описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; -анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия; -характеризовать временные и пространственные искусства; -понимать разницу между реальностью и художественным образом; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; -собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; -систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; -распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; -понимать сочетание различных объемов в здании; -понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; -иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; -понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; -различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; -характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; -понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; -осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; -применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; -применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); -создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; -создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; -получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; -приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; -понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; -называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; -понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; -применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; -использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; -отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; -использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; -узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; -различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; -различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; -характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; -раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; -работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; -различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; -создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; -работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; -сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; -рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; -ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; -использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; -выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; характеризовать признаки и особенности московского барокко; -создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
|
-активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); -владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; -осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; -выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; -понимать специфику изображения в полиграфии; -различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); -различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); -проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; -создавать художественную композицию макета книги, журнала; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; -называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; -называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; -называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; -называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; -понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; -активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; -определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; -использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); -создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; -называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; -создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; -узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; -узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; -осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; -применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; -понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; -характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; -создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; -работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); -использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; -характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; -получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; -использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; -понимать основы сценографии как вида художественного творчества; -понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; -называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); -различать особенности художественной фотографии; -различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); -понимать изобразительную природу экранных искусств; -характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; -различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; -понимать основы искусства телевидения; -понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; -применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; -применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; -добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; -использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; -применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; -пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; -понимать и объяснять синтетическую природу фильма; -применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; -применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; -использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; -смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; -использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; -реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
|
Содержание курса
5 класс
«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
Древние корни народного искусства .
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор - человек, общество, время
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека»
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.
Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
Моделируя себя – моделируешь мир.
8 класс
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества. Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство —зритель.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Тематическое планирование
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
№№ п/п |
Тема |
Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
|
5 класс |
|||
1 |
Древние корни народного искусства |
8 ч. |
|
2 |
Связь времен в народном искусстве |
8 ч |
|
3 |
Декор - человек, общество, время |
11 ч. |
|
4 |
Декоративное искусство в современном мире |
7 ч |
|
итого |
34 |
||
6класс |
|||
1 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
8 ч |
|
2 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
8 ч |
|
3 |
Вглядываясь в человека. Портрет |
10 ч |
|
4 |
Человек и пространство. Пейзаж |
8 ч |
|
итого |
34 |
||
7 класс |
|||
1 |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. |
8 ч. |
|
2 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
8 ч. |
|
3 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. |
11 ч. |
|
4 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. |
7 ч. |
|
итого |
34 |
||
8 класс |
|||
1 |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах |
8ч |
|
2 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий |
8ч |
|
3 |
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? |
10ч |
|
4 |
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство —зритель. |
8 ч |
|
итого |
34 |