1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительного искусства
ля учащихся 5класса разработана на основе требований к предметным результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 24» на 2016 -2017год., в соответствии с ФГОС ООО.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для учащихс 5 класса рассчитана
на 34 часа ( 1час в неделю) в соответствии с БУП.
В связи с введением в учебный процесс образовательного модуля ООП ООО для 5 класса МБОУ «СОШ№24» (утверждена приказом №235 от 02.06.2015г.) рабочая программа корректируется.
В октябре, апреле вводится образовательный модуль, на который планируется 2 часа предмета. Итого: 32 часа.
Корректировка программы произошла за счёт сокращения уроков праздничные обряды. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическо значение традиционных образов мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение
к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
«Древние корни народного искусства» (8ч) Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Входная контрольная работа. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Работа с гуашью, рисование древних образов. Работа с гуашью, сюжетно-декоративная композиция «Русская изба» Работа с гуашью, декоративное рисование символов дома. Работа с бумагой, вырезание форм посуды. предметов быта и украшение. Работа с бумагой и акварелью. выполнение эскиза узора вышивки. Работа с бумагой, акварелью. выполнение эскиза народного праздничного костюма. Проверка знаний. |
2 |
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч) Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Скопинской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Работа с пластилином, беседа, лепка игрушек Работа с бумагой, вырезание и украшение гжельской посуды. Работа с гуашью, выполнение росписи Городца Работа с гуашью. выполнение эскиза хохломской посуды. Работа с гуашью, выполнение жостовского подноса. Работа с пластилином. Лепка посуды. Работа с гуашью. выполнение эскиза лубок Беседа. Занимательная викторина. |
3 |
Декор – человек, общество, время. (10ч) Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Тест за 3 четверть. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Беседа, работа с гуашью, украшение выполнение эскиза Работа с бумагой. выполнение эскизов по мотивам Древнего Египта. Работа с гуашью. выполнение эскиза одежды Работа с бумагой коллективная работа Беседа, работа с бумагой, фломастерами. создание проекта собственного герба. Проверка знаний по пройденному материалу. |
4 |
Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) . Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) Итоговая контрольная работа |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Работа с цветными мелками .бумага декоративное панно Работа с разными материалами, разработка эскизов витражей. Работа с цветной бумагой. Выполнение мозаичного панно. Работа с пластилином, лепка вазы. Проверка знаний по пройденному материалу. |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (в Excel)
Календарно тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
часы |
1 |
02.09.2016 |
Древние образы в народном искусстве. |
1 |
2 |
09.09.2016 |
Убранство русской избы. |
1 |
3 |
16.09.2016 |
Внутренний мир русской избы. |
1 |
4 |
23.09.2016 |
Конструкция, декор предметов народного быта. |
1 |
5 |
30.09.2016 |
Русская народная вышивка. |
1 |
6 |
07.10.2016 |
Русская народная вышивка. |
1 |
7 |
14.10.2016 |
Народный празднмчный костюм |
1 |
8 |
21.10.2016 |
Народные праздничные обряды. |
1 |
9 |
28.10.2016 |
Словарная работа.декоративное творчество |
1 |
10 |
11.11.2016 |
Древние образы в современных народных игрушках. |
1 |
11 |
18.11.2016 |
Искусство Гжели. |
1 |
12 |
25.11.2016 |
Городецкая роспись. |
1 |
13 |
02.12.2016 |
Хохлома. |
1 |
14 |
09.12.2016 |
Жостово. Роспись по металлу. |
1 |
15 |
16.12.2016 |
Искусство Скопинской керамики. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
16 |
23.12.2016 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
1 |
17 |
13.01.2017 |
Зачем людям украшения. |
1 |
18 |
20.01.2017 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. |
1 |
19 |
27.01.2017 |
Одежда «говорит» о человеке. |
1 |
20 |
03.02.2017 |
Одежда «говорит» о человеке. |
1 |
21 |
10.02.2017 |
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» |
1 |
22 |
17.02.2017 |
О чём рассказывают нам гербы |
1 |
23 |
24.02.2017 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. |
1 |
24 |
03.03.2017 |
Тест за 3 четверть. |
1 |
25 |
10.03.2017 |
Современное выставочное искусство. |
1 |
26 |
31.03.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства.Витраж |
1 |
27 |
07.04.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства.Матрёшка |
1 |
28 |
14.04.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства. Лубок. |
1 |
29 |
21.04.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства. Тряпичная кукла. |
1 |
30 |
28.04.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства.Кукла закрутка. |
1 |
31 |
05.05.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства.Работа с солёным тестом. |
1 |
32 |
12.05.2017 |
Ты сам мастер декоративно прикладного искусства.Работа с солёным тестом. |
1 |
33 |
19.05.2017 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
34 |
26.05.2017 |
Урок обобщения. |
1 |
Ковалева Галина Валентиновна