Рабочая программа по ИЗО для 5 класса в соответствии ФГОС на учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия, «Аскизская школа-интернат»
Рекомендована: Утверждена:
Методическим объединением Приказом №________________
коррекционно-развивающего цикла ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»
Протокол №____________________ «______»_____________________2021
от «______»________________2021
Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Чебодаев Э.А.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 №1599, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 года №35850, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида основная школа 5 - 9 классы, (допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В. Воронковой.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание ФГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Изобразительная деятельность», который определен стандартом.
Цель: - осуществление всестороннего развития, обучения и воспитания детей - сенсорного, умственного, физического, эстетического, трудового и нравственного, а также коррекция недостатков их познавательной и двигательной деятельности.
Задачи:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки двигательной сферы;
-дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умения применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-познакомить школьников с отдельными произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать у обучающихся художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Обучение по учебному предмету «Изобразительное искусство» предполагает
овладение школьниками элементарными основами этого вида деятельности: навыками рисования. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, что в дальнейшем помогает социализации в окружающем мире.
Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса. Дети учатся воспринимать предмет с помощью разных средств, в плоскости и объеме. Содержание, объем, и степень сложности каждого урока продумываются в соответствии с возможностями всего класса, но в процессе урока создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в своем темпе, проявить максимальную степень самостоятельности при выполнении задания.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изучение курса по изобразительному искусству призвано воспитывать в детях эстетические чувства, а также прививать обучающимся интерес к архитектуре, скульптуре, живописи и декоративно - прикладному творчеству.
По учебному плану на изучение предметной области «Изобразительное искусство» отводится 68 часов в год (2 ч в неделю).
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования обучающиеся познакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволит детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получат сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, познакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогут в определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию будут предшествовать урокам рисования с натуры, так как они сформируют технические и изобразительные умения обучающихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно будет предшествовать наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающиеся передадут его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Главное - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры у обучающихся будет вырабатываться потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3—6 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Перед тем как передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, обучающиеся должны сосредоточить свои усилия на формировании замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся будут рассказывать, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 4-6 классах для бесед будут выделяться специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, будет проведена работа по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
НРК – народный региональный компонент указан в разделе примечания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения АООП общего образования:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-познавательные: сравнение, обобщение, анализ, синтез; абстрагирование, классификация, систематизация.
-регулятивные: организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование, организация, контроль учебного труда.
- коммуникативные: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Смысловое чтение, усвоение информации с помощью компьютера, видеотехники, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог.
Предметные результаты освоения рабочей программы основаны на освоение обучающимися, воспитанниками знаний и умений, специфичных для образовательной области «Изобразительное искусство», готовность к их применению.
Программа по изобразительному искусству для 5 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по изобразительному искусству на конец обучения в 5 классе:
Минимальный уровень:
- знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ;
- знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;
- знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.
- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
- умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.
Достаточный уровень:
- знание отличительных признаков видов изобразительного искусства; форм произведений изобразительного искусства;
- знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;
- знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание названия крупнейших музеев страны;
- умение находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу.
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Рабочая программа включает оценку планируемых результатов:
Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов будут базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, воспитанниками даже незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
При оценке знаний и умений обучающихся по изобразительному искусству будет учитываться правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы), соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.
Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, если работа выполнена не достаточно аккуратно.
Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда.
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела, основной темы | Характеристика раздела, основной темы | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий по разделу, теме | Планируемый результат |
1 | Рисование с натуры | Передача в рисунке формы, строения, пропорций и цвета предметов. Применение средней (осевой) линии, а также использование простейших вспомогательных (дополнительных) линий для проверки правильности рисунка. | Практические работы | - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др. - умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; - умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; - умение изображать с натуры предметы несложной формы и конструкции; - умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета; - умение рисовать с натуры и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
2 | Декоративное рисование | Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге с использованием осевых линий. Соблюдение последовательности при чередовании элементов узора. Передача формы и цвета основных частей декоративного узора. | Практические работы | - умение составлять узор из растительных и геометрических форм (по образцу), намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя; - умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др. |
3 | Рисование на темы | Изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Развитие зрительных представлений. Развитие умений отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов -совершенствовать умения передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного, выбирая наиболее существенное, что можно показать в рисунке. | Практические работы Экскурсии | - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу. - умение изображать по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; - умение рисовать по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
4 | Беседы об изобрази тельном искусстве | Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц. | | - знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ; - знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры; - знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города; - умение рассказывать о содержании художественного произведения. |
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству
в 5 классе
№ уро-ка | Дата проведения | Тема урока | Требования к результату | Виды контроля | |||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | | | | | |||||||||||||||||
По плану | По факту | Знать | Уметь | | | | | | | | | ||||||||||||
I четверть – 18 ч. | | ||||||||||||||||||||||
1 | | | Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство». (Художеств. лаки) | Виды росписи декор.-прикладного искус. | Отличать предметы декор-приклад искусства | Организация рабочего места | Положительное отношение к учению | Инд. раб. | | | | ||||||||||||
2 | | | Рисование узора в полосе (ёлочка, грибочек). Элементы цветоведения. | Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии | Смешивать основные цвета и получать дополнительные | Определение и формулировка цели на уроке | Воспитание эстетических чувств | Инд. раб. | |||||||||||||||
3 | | | Рисование узора в полосе (хакасские узоры) | Как рисовать симметричную фигуру с помощью линий | Смешивать основные цвета | Определение и формулировка цели на уроке | Воспитание эстетических чувств | Инд. Раб. НРК | |||||||||||||||
4 5 | | | Составление в прямоугольнике узора из растительных форм. | Что такое декоративный орнамент | Композиционно правильно наносить элементы узора в прямоугольнике | Отвечать на вопросы на основе своего жизненного опыта | Установка на здоровый образ жизни | Инд. раб. | |||||||||||||||
6 | | | Рисование геометрического орнамента в круге. | Как строить геометр. орнамент в круге | Находить краски холодных тонов | Выражение своих мыслей | Уважительное отношение к культуре русского народа | Инд. раб. | |||||||||||||||
7 | | | Рисование хакасского орнамента в круге | Как строить геометр. орнамент в круге | Находить краски теплых тонов | Выражение своих мыслей | Уважительное отношение к культуре хакасского народа | Инд. раб. НРК | |||||||||||||||
8 | | | Рисование простого натюрморта. | Как передать объем предмета | Передавать цвета и форму предмета | Выполнять инструкции учителя | Знание основных моральных норм | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
9 | | | Рисование симметричного узора по образцу. Рисование листа клена. | Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии | Смешивать основные цвета и получать дополнительны е | Выполнять инструкции учителя | гордость за культуру России | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
10 | | | Экскурсия «Золотая осень». Левитан И. И. | Какого цвета осенняя листва, какие изменения в природе. | Рассказать об увиденном, описать осенние листья | Выполнять инструкции учителя | Осознание ориентации на искусство, как значимую сферу | Инд. раб. | |||||||||||||||
11 | | | Рисование с натуры осеннего букета. | Как передать объем предмета | Передавать цвета и форму предмета | Умение работать в группе | Уважительное отношение к сверстникам | Инд. раб. | |||||||||||||||
12 | | | Рисование иллюстрации к сказке «Теремок». | Виды линий | Наносить линии разных видов | Умение работать в паре, группе. | Готовность к взаимопониманию | Инд. раб. | |||||||||||||||
13 | | | Рисование с иллюстрации сказок хакасского народа | Виды линий | Наносить линии разных видов | Умение работать в паре, группе. | Готовность к взаимопониманию | НРК | |||||||||||||||
14 | | | Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). | Как передать объём предмета светотень | Передавать цвета и форму предмета | Умение работать в паре, группе | Уважительное отношение к сверстникам | Инд. раб. | |||||||||||||||
15 | | | Рисование на свободную тему | Как передать свою мысль | Уметь выражать свою мысль | Умение работать в паре, группе | Готовность к взаимопониманию | Инд. раб. | |||||||||||||||
16 | | | Беседа по картинам хакасских художников (Ултургашев А.Л.) | Техника живописи художника | Отличать техники рисования живописи | Организация рабочего места | Положительное отношение к учению | Инд. раб. | |||||||||||||||
17 | | | Рисование геометрических узоров в квадрате. | Как рисовать узоры с помощью осевой линии | Композиционно правильно наносить элементы узора в квадрате | Определение и формулировка цели на уроке | Воспитание эстетических чувств | Инд. раб. | |||||||||||||||
18 | | | Итоговый урок | Что узнали за первую четверть | Чему научились | Умение работать в паре, группе | Положительное отношение к учению | Итог. Раб. | |||||||||||||||
II четверть-15 ч. | II четверть – 15ч. | ||||||||||||||||||||||
19 | | | Беседа по картине Васнецова «Алёнушка». | Название картин и фамилии художников | Рассказывать по картине | Уметь добывать новые знания | Интерес к учебной деятельности | Инд. раб. | | | | ||||||||||||
20 21 | | | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы. | Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии | Смешивать основные цвета и получать дополнительные | Оценивание правильности выполненных действий на уроке | Сопереживание, понимание чувств других людей | Инд. раб. | |||||||||||||||
22 | | | Рисование с натуры игрушечной пирамиды. | Как исправить замечаемые в рисунке ошибки | Пользоваться дополнительными линиями для проверки рисунка | Планировать свои действия в соответствии с пост-й задачей | Уважительное отношение к культуре своего народа | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
23 | | | Рисование мяча с натуры. | Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии | Смешивать основные цвета и получать дополнительные | Устанавливать причинно- следственные связи | Учебно- познавательная мотивация учения | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
24 25 | | | Рисование на тему: «Зимний сад» (гуашь). | Как композиционно правильно распол. предметы | Подбирать цвет и пользоваться красками | Вступать в диалог | Бережное отношение к художественным произведениям | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
26 27 | | | Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Золотая рыбка». | Как правильно определить величину предмета | Композ. правильно расположить предметы на листе бумаги | Соблюдать простейшие нормы этикета | Осознание ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
28 | | | Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки»). | Виды декоративно прикладного искусства | Отличать предметы декор-приклад искусства | Организация рабочего места | Положительное отношение к учению | Инд. раб. | |||||||||||||||
29 30 | | | Рисование пейзажа Зимний лес Хакасии | Как композиционно правильно располагать предметы | Подбирать цвет и пользоваться красками | Соблюдать простейшие нормы этикета | Учебно- познавательная мотивация учения | Инд. раб | |||||||||||||||
31 | | | Рисование новогодней открытки | Как правильно определить величину предмета | Композ. правильно расположить предметы на листе бумаги | Организация рабочего места | Положительное отношение к учению | Инд. Раб. | |||||||||||||||
32 | | | Рисование новогодней карнавальной полумаски. | Как композиционно правильно располагать элементы рисунка | Передавать объемную форму предмета светотенью | Соблюдать нормы этикета | Уважительное отношение к культуре своего народа | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
33 | | | Итоговый урок | Что узнали за первую четверть | Чему научились | Умение работать в паре, группе | Положительное отношение к учению | Итог. Раб. | |||||||||||||||
III четверть-19ч. | | III четверть -19 ч. | |||||||||||||||||||||
34 | | | Беседа об искусстве на тему: картины художников о школе, о товарищах, о семье. | Название картин и фамилии художников | Рассказывать по картине | Организация рабочего места | Положительное отношение к учению | Инд. раб. | | | | ||||||||||||
35 36 | | | Рисование на тему «Зимние развлечения» | Как композиционно правильно расположить предметы | Подбирать цвет и пользоваться красками | Определение и формулировка цели на уроке | Воспитание эстетических чувств | Инд. раб. | |||||||||||||||
37 | | | Рисование в квадрате узора из растительных форм | Построить в квадрате узор из растительных форм | Уметь пользоваться осевыми и дополнительны ми линиями | Отвечать на вопросы на основе своего жизненного опыта | Установка на здоровый образ жизни | Инд. раб. | |||||||||||||||
38 | | | Рисование с натуры цветочного горшка | Как передать формуй пропорции предмета | Передать форму и цвет предмета в соответствии с предметом | Выражение своих мыслей | Бережное отношение к растительному миру | Инд. раб. | |||||||||||||||
39 | | | Рисование с Натуры предмета прямоугольной формы (телевизор) | Как передать формуй пропорции предмета | Передать форму и цвет предмета в соответствии с предметом | Выполнять инструкции учителя | Знание основных моральных норм | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
40 | | | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» | Знать художников картин | Рассказывать по картине | Умение работать в паре, группе | Воспитание эстетических чувств | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
41 | | | Рисование хакасской юрты | Как рисовать юрту | Передавать цвета и объемную форму предмета | Выполнять инструкции учителя | Готовность к взаимодействию | Инд. раб. | |||||||||||||||
42 | | | Знакомство и рисование посуды хакасов | Посуду хакасов | Передавать цвета и объемную форму предмета | Уметь добывать новые знания | Воспитание эстетических чувств | Инд. раб. | |||||||||||||||
43 44 | | | Рисование открытки к 23 февраля | Как рисовать флаг России | Правильно располагать предметы на бумаге | Выполнять инструкции учителя | Гордость за армию России | Инд. раб. | |||||||||||||||
45 | | | Рисование спичечной коробки | Как исправить замечаемые в рисунке ошибки | Передавать цвета и объемную форму предмета | Выполнять инструкции учителя | Готовность к взаимодействию | Инд. раб. | |||||||||||||||
46 47 | | | Рисование открытки к 8 марта | Как рисовать цветы | Правильно расположить предметы рисунка | Умение работать в группе | Уважительное отношение к женщинам | Инд. раб. | |||||||||||||||
48 | | | Беседа по Картине Саврасова «Грачи прилетели» | Название картин и фамилии художников | Рассказывать по картине | Умение работать в паре, группе. | Воспитание эстетических чувств | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
49 50 | | | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения «Маша и медведь» | Название картин и фамилии художников | Рассказывать по картине | Уметь добывать новые знания | Интерес к учебной деятельности | Инд. раб. | | | | ||||||||||||
51 | | | Знакомство и рисование одежды хакасов | Знать название одежды хакасов | Уметь нарисовать одежду хакасов | Уметь добывать новые знания | Интерес к учебной деятельности | Инд. раб. | | | | ||||||||||||
52 | | | Итоговый урок | Что узнали за первую четверть | Чему научились | Умение работать в паре, группе | Положительное отношение к учению | Итог. Раб. | |||||||||||||||
IV четверть-18ч. | | IV четверть -18 ч. | |||||||||||||||||||||
53 54 | | | Рисование скворечника | Как передать форму предмета в соответствии с натурой | Правильно передать форму и объем предмета | Оценивание правильности выполненных действий на уроке | Сопереживание, понимание чувств других людей | Инд. раб. | |||||||||||||||
55 | | | Экскурсия «Весна пришла» | Характерные признаки весны | | Планировать свои действия | Уважительное отношение к культуре своего народа | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
56 | | | Рисование с натуры детской игрушки: машины | Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии | Смешивать основные цвета и получать дополнительны е | Устанавливать причинно- следственные связи | Учебно- познавательная мотивация учения | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
57 58 | | | Рисование узора из растительных элементов в геометрической форме | Построить в квадрате узор из растительных элементов | Уметь пользоваться осевыми и дополнительными линиями | Вступать в диалог | Бережное отношение к художественным произведениям | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
59 | | | Беседа об искусстве на тему ВОВ. Пластов «Фашист пролетел» | Название картин и фамилии художников | Рассказывать по картине | Чтить память солдат | Осознание себя, как патриота Родины; ощущение чувства гордости за Победу наших дедов | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
60 61 | | | Рисование симметричных форм: насекомые-стрекоза, жук. | Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий | Подбирать гармоничное сочетание цвета при раскрашивании бабочки | Соблюдать нормы этикета | Отношение к праздникам в России | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
62 63 | | | Рисование с натуры цветов: ромашка, одуванчик | Как передать форму предмета | Правильно передать форму и объем предмета | Выполнять инструкции учителя | Бережное отношение к растительному миру | | |||||||||||||||
64 65 | | | Декоративное рисование узора в ромбе из геометрических фигур | Как передать форму пропорции предмета | Передать форму и цвет предмета в соответствии с предметом | Вступать в диалог | Уважительное отношение к культуре своего народа | НРК | |||||||||||||||
66 67 | | | Весенние ручейки, рисование весеннего пейзажа | Как передать форму предмета в соответствии с натурой | Правильно передать форму и объем предмета | Оценивание правильности выполненных действий на уроке | Сопереживание, понимание чувств других людей | Инд. раб. | |||||||||||||||
68 | | | Беседа о художниках Хакасии | Знать художников Хакасии | Коротко рассказать о двух художников Хакасии | Уметь добывать новые знания | Интерес к учебной деятельности | Инд. раб. | |||||||||||||||
69 | | | Тематическое рисование. Иллюстрация к хакасским народным сказкам | Как правильно определить величину предмета | Композ. правильно расположить предметы на листе бумаги | Соблюдать простейшие нормы этикета | Осознание ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | НРК Инд. раб. | |||||||||||||||
70 | | | Итоговый урок | Что узнали за первую четверть | Чему научились | Умение работать в паре, группе | Положительное отношение к учению | Итог. Раб. |
Библиографический список:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов автор В.В.Воронкова. изд. «ВЛАДОС» 2000 г. 224 стр.
2.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
3.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством. 2005. изд. «Просвещение», Москва.
4.Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. 2006. изд. «Просвещение», Москва.
5.Логвиненко Т.М. Декоративная композиция.2005. изд. «Просвещение», Москва.
6.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.2000. изд. «Просвещение», Москва.
7. Самоучитель по рисованию: учимся рисовать с нуля/Ольга Шматова-2-у издание-М.:Эксмо,2011.-80с.
8. Книжная графика Р.И. Субракова. Каталог.-Спб: «Союз-Дизайн»,2006.-82с.
16