Рабочая программа курса «Брелки из фетра» для 5-6 классов на учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 61»
г. Перми
________Н.И. Арамилева
«____»___________2016 г
Рабочая программа
Краткосрочного курса «Брелки из фетра»
для 5-6 классов
на 2016/2017 учебный год
Составитель:
Колесниковой Анны Владимировны
Учитель физической культуры
Пояснительная записка
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»- так сказал Василий Сухомлинский много лет назад. Процесс воспитания детей через творчество давно используется в педагогике. И поэтому мы заняты поиском тех искорок, которые способны зажечь в детских сердцах желание творить. Тем более что в процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные действия: умение планировать, представить результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную деятельность, диалог с педагогом и обучающимися разных возрастов. Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привел к созданию программы по работе с фетр — высший сорт войлока. Это красивый материал, приятный на ощупь и очень простой в работе. Фетр легко режется, а его края не нуждаются в обработке, так как этот материал не сыплется.
Актуальность и особенность программы в том, что характер фетра совсем иной: покладистый, доброжелательный. Он не мешает рукодельнице, а наоборот, всячески стремится помочь ей. У вас нет швейной машины? Фетр не требователен в этом отношении: достаточно, чтобы у вас были иголка с ниткой, и вы сможете шить изделия из фетра. Вы не слишком искусны в прокладывании разного рода декоративных швов? Не беда: освойте обычный шов-наметку (шов «вперед иголку»). Пунктирная линия стежков тоже способна украсить фетр. У вас не получается пришить деталь, вырезанную из фетра? И это не проблема: наклейте ее! Фетр не будет возражать, он любит, когда его используют для тканевых аппликаций. С этим материалом могут работать и дети, и взрослые.
Работа над изготовлением изделий из фетра открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно не только решить проблему занятости ребёнка в свободное время, не только научить различным методам работы с фетр, но, главное, через творчески-созидательный характер деятельности влиять на механизм преобразования культуры в мир личности ребенка.
История и уникальные свойства фетра.
Точное время изобретения фетра неизвестно. Однако ученые установили, что этот материал существовал уже в XVIII в. Остатки фетра были найдены в захоронениях кочевников в горах Алтая и Сибири. Этот материал использовался для шитья и украшения одежды и различных предметов.
В настоящее время существует множество видов фетра: он может быть гладкий и ворсовой, различный по толщине и формату листов. Для нас предлагается широчайшая гамма цветов. Изделия получаются яркими, красочными.
У фетра высокая технологичность – он легко пришивается, приклеивается и режется. При вырезании деталей из фетра, по краю не образуется бахрома. У фетра нет «лица» и изнанки, как на обычной ткани. При раскрое игрушек из ткани приходится делать припуски на швы прибавлять 0,5 -1 см. Увеличивается расход ткани – добавляется работа. С фетром таких проблем не возникает – мы экономим материал, нет необходимости обрабатывать края изделия - поэтому простейшие изделия из фетра способен сделать любой, кто освоил шов «вперед иголку».
Чтобы достичь хороших результатов в этом виде творчества, необходимо с первых шагов приучить себя к аккуратности, дисциплине, быть внимательным и запастись терпением.
Цели и задачи программы.
Цель – обучить приемам работы с фетром; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки. В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
расширить знания детей об уникальных качествах фетра;
научить основным технологическим приемам изготовления игрушек и изделий из фетра.
научить приемам безопасной работы;
научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно-развивающие:
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, моторика рук;
воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
соединение обучения с воспитательным процессом;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов, занятия проходят на базе МАОУ «СОШ № 61» - (1 час в неделю). Основной формой организации учебной деятельности являются занятия групповые. Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Программа дает возможность каждому ученику открыть для себя интересный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, 5 сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Результативность обучения детей по краткосрочному курсу общеразвивающей программе «Брелки из фетра» может оцениваться в виде устного опроса, наблюдения педагога за работой детей, конкурса на лучшую мастерицу, самостоятельных работ, выставок, оформления портфолио, самопрезинтации.
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны: -выполнять выкройки по схемам; -выполнять простейшие швы; -владеть приемами работы с фетром; -выполнить игрушку и оформить ее самостоятельно; -уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе; -совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Тематическое планирование 8 часов
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. ТБ при работе. Знакомство с выкройками и эскизами игрушек. |
0.5 |
0.5 |
1 |
2. |
Основные приемы работы с фетром. Цветоведение. Основные ручные швы. Способы закрепления нити. |
0.5 |
0.5 |
1 |
3. |
Выполнение эскиза игрушки в альбоме. Раскройка игрушки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
4-7. |
Выполнение игрушки из фетра. |
0.5 |
3.5 |
4 |
8. |
Выставка работ. Представление опыта. |
1 |
1 |
|
Итого |
8 |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. ТБ при работе. Знакомство с выкройками и эскизами игрушек. Знакомство преподавателя с учащимися. Рассказ о работе курса, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем, Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Цветоведение. Основные приемы работы с фетром. Основные ручные швы. Способы закрепления нити.
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.
Практическая работа: закрепление нити несколькими способами; подбор необходимых для работы цветовых сочетаний на примере одного из объектов труда.
Тема 3. Выполнение эскиза игрушки в альбоме. Раскройка игрушки.
Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов игрушек. Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра по цвету, подбор ниток.
Тема 4-7. Выполнение игрушки из фетра.
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра, сметывание и пошив, набивка деталей, соединение их, оформление игрушки. Самостоятельное выполнение игрушки. Подведение итогов.
Тема 8. Выставка работ. Представление опыта.
Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов.
Методическое обеспечение программы.
В программе используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Материалы и инструменты.
альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
фетр;
нитки катушечные разных цветов;
тесьма, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
поролон, синтепон, вата;
ножницы, иголки;
мел, клей ПВА;
Техника безопасности труда.
На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности.
При работе ножницами, иголками, булавками.
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
2. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
4. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Ручные швейные иголки и булавки.
Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот. Булавки используются для скалывания отдельных деталей для примерки и подгонки.
Портновский мел и карандаши.
Мел понадобится для рисования выкройки на ткани, для обведения контура лекала. Вместо мела можно использовать обмылок предварительно хорошо высушенный. Есть также специальные карандаши и маркеры для нанесения линий на ткани, следы которых, исчезают через некоторое время. Чтобы начертить эскиз, шаблон, нанести линии ручного шва или строчки на ткань, Вам понадобится простой графитный карандаш, а также белый или желтый карандаши для темных тканей. Карандаши должны быть остро заточены. Хорошо заточенный карандаш позволит вычертить выкройку наиболее точно. От точности проведенных линий зависит качество всей дальнейшей работы. Нитки - Катушечные нитки различных цветов №10 – 40 потребуются для пошива игрушек.
- Катушечные нитки различных цветов №50 – 100 для пошива кукольной одежды.
- Шерстяные нитки различных цветов потребуются для изготовления вязаных игрушек спицами и крючком, аппликаций, вышивки панно. Шерстяные нитки подойдут для оформления игрушек.
Из них можно сделать волосы для куклы, хвосты для зверушек, ими можно вышить отдельные детали мордочки: глаза, нос, рот.
- Мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ, вышивки деталей одежды и оформления мордочек зверушек.
Полезный совет: Нитки нужно подбирать по толщине в зависимости от толщины ткани и номера иглы. Правильно подобранные игла и нитки, позволят сделать швы более аккуратными.
Набивочные материалы.
Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы - синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так 11 как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата - синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.
Список литературы.
1. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
2. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
3. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
4. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.
6. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.