12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Маннапова Гузалия Алиевна137
2

Рабочая программа по литературе. 8 класс. В соответствии с ФГОС.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы в 8 классе на базовом уровне и составлена на основе:

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе ФГОС основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта второго поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом второго поколения. Рабочая программа является составной частью учебного плана лицея, реализующей программы общего образования ,и отражают методику реализации программ учебных курсов, предметов, дисциплин с учетом:

Закона «Об образовании в РФ»;

Федерального государственного образовательного стандарта ООО;

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;

4. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5—9 классы: рабочая программа / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М.: Дрофа, 2017. — 115 с.

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Плодовая СШ

6. Устав МБОУ Плодовая СШ;

7. Положение МБОУ Плодовая СШ о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 8 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература» являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).


 

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты по литературе выпускников основной школы состоят в следующем:


 

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

воспринимать литературу как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

обеспечивать культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развивать способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, очерки, и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


 


 


 

 


 


 

  


 


 


 


 

 


 


 

Содержание учебного предмета

Литература и время. Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен. «К а л о ш и с ч а с т ь я» как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев. «Ц и ц е р о н». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.

Фольклор

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г о р о д е» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я. Историческая народная песня.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я. Народная драма.

История на страницах произведений эпохи Возрождения

М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».

История на страницах произведений древнерусской литературы

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Н а ч а л ь н а я л е т о п и с ь», «П о в е с т ь в р е м е н н ы х л е т». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я. Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к о г о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «П р е п о д о б н ы й С е р г е й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.

Литература эпохи Просвещения

Ж. Б. Мольер. «М е щ а н и н в о д в о р я н с т в е» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я. Классицизм. Комедия.

История на страницах произведений XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия

Историческое прошлое в литературе XIX века

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н». Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я. Былина и баллада.

Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я. Песнь как жанр.

В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я. Исторический роман.

И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«Б о р и с Г о д у н о в»

«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов. «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я. Историческая поэма.

Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е р н и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я. Авантюрно исторический роман.

А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Т е о р и я. Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в литературе XX века

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в я т о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я. Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п о р у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а , м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я. Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я. Символика названия пьесы.

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов. «Т е н и п р о ш л о г о», «В е к з а в е к о м»; З. Н. Гиппиус. «14  д е к а б р я»; Н. С. Гумилев. «С т а р и н а», «П р а п а м я т ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т е р о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


 

Курс рассчитан на 68 часов, 2 ч/нед


 

Планирование курса


 

Введение (1 час)


 

Устное народное творчество (3 часа)


 

Древнерусская литература (5 часов)


 

Литература XVIII века (3 часа)

Литература XIX века (35 часов)

Литература XX века (21 час)


 


 

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:


 

1. Рабочей программы по литературе и программы для 5–9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, составитель Т.Ф. Курдюмовой – М.: Дрофа, 2017 .

2. Литература. 8 класс: в 2 ч. Ч.1: учебник-хрестоматия: / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016.

3. Литература. 8 класс: в 2 ч. Ч.2: учебник-хрестоматия: / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 8 КЛАСС.

№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Планируемые результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Приемы преподавания

Оборудование

Система контроля

Дата
проведения

п

л

а

н

ф

а

к

т

предметные

метапредметные

личностные

       

п

л

а

н

ф

а

к

т

Введение (1 час)

1

Литература

и время

1

 

Объяснение нового материала

Понимание литературы как искусства слова, представление

об образности

как отличительном признаке художественной литературы,

Умение пользоваться различными справочными изданиями

Формирование в человеке понятие добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности

Фронтальная.

Лекция с элементами беседы

словесный, наглядный

Учебник

Пересказ статьи учебника

   

Устное народное творчество (3 часа)

2

Русские исторические песни. Отражение жизни народа в произведениях фольклора

1

 

Объяснение нового материала

Знать исторические
жанры, особенности художественной формы произведений устного народного творчества (УНТ),жанры исторической 
тематики в фольклоре сюжеты и герои исторических произведений фольклора –

Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлекать информацию из различных источников

Понимать необходимость бережного, сознательного отношения к фольклору как к национальной ценности

Фронтальная.

Сообщения учащихся, беседа

словесный, наглядный

Учебник

Работа с текстом, выразительное чтение

   

3–4

Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»

2

 

Объяснение нового материала

Знать особенности содержания народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими

Использовать материала с уроков ИЗО, МХК

Уметь  перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью

Фронтальная.

Беседа

словесный, наглядный

Учебник

Пересказ пьесы

   
 

Древнерусская литература (5 часов)

5

История

на страницах произведений Древней Руси. Русская 
летопись.«Смерть
Олега от 
своего коня»
(«Повесть

1

 

Систематизация ЗУН

Иметь представление об идейно-художественных особенностях летописи, нравственной проблематике стихотворения: тема судьбы и пророчества, об особенностях отражения исторического прошлого

в литературе Средних веков

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Развивать интерес к истории, знать историческую 
основу стихотворения.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст; использовать различные формы изученных художественных произведений исторической тематики

Фронтальная.

Беседа

словесный, наглядный

Учебник, «Повесть временных лет»

Задания 1, 2, с. 34

   
 

временных лет»)

                       

6

Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

 

Объяснение нового материала

Знать особенности повествования художественного произведения, сходство повествования с русскими былинами.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить 
доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической

речью

 Воспринимать 
и анализировать текст; определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времен – как отображенного

в произведении, так и соответствующего моменту прочтения

Фронтальная.

Беседа

словесный, наглядный

Учебник, «Повесть временных лет»

Вопросы к тексту пересказ

   

7

Житийная

литература

как особый жанр. «Житие князя Александра Невского»
(фрагменты)

1

 

Объяснение нового материала

Знать особенности повествования

житийной литературы,

о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской. Жития святых как исторические повествования

Пользоваться справочными изданиями, связанными с исторической тематикой

Уметь воспринимать и анализировать текст;

Фронтальная.

Беседа, лекция

словесный, наглядный

Учебник

Вопросы к тексту пересказ

   

8

«Житие преподобного Сергия

1

 

Объяснение нового материала

Знать идейно-художественные особенности произведений житийного

Пользоваться справочными изданиями, связанными с исторической тематикой

Уметь воспринимать и анализировать текст; развивать в себе чувство прекрасного.

Фронтальная.

Беседа

словесный, наглядный

Учебник

Вопросы к тексту,

анализ эпизода

   
 

Радонежско-го»

     

жанра; нравственный 
и духовный подвиг 
преподобного Сергия Радонежского

             

9

Р/р.Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

1

 

Комбиниро-ванный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. 
Выбор жанра сочинения, составление плана, подбор цитатного материала

Уметь составлять план, сформулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное

Уметь воспринимать и анализировать текст; развивать в себе чувство прекрасного.

Индивидуальная.Монологический

ответ

словесный, наглядный

Раздаточный материал, плакат, учебник

Сочинение

   
 

Литература XVIII века (3 часа)

10

История

на страницах произведений XVIII 
века. Общий обзор драматургии века. Характерис-
тика «Истории государства Российского»

1

 

Объяснение нового мате-риала

Знать основные этапы жизненного пути 
Н. М. Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести.

Воспринимать
и анализировать текст; 
формулировать идею текста

Расширить кругозор учащихся, развитие умения грамотно излагать свои мысли

Фронтальная. Индивидуальная.

Беседа, лекция, сообщения учащихся

словесный, наглядный

Учебник, презентация

Работа с текстом

   

.

11–

12

Н. М. Карамзин. «Мар-
фа-посадница…»

2

 

Комбиниро-ванный

Знать основные этапы жизненного пути 
Н. М. Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести, уметь формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Извлечение 
необходимой информации 
из справочной литературы. Формирование умения развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный 
материал

Расширить кругозор учащихся, развитие умения грамотно излагать свои мысли

Фронтальная. Индивидуальная.

словесный, наглядный

Учебник

Художественный пересказ эпизода

   
 

Литература XIX века (35 часов)

   

13

Историческое прошлое

в литературе XIX века.

Автор и его позиция 
при изобра-
жении вре-

1

 

Объяснение нового материала

Знать особенности отражения исторического прошлого в литературе XIX века, роли автора и его позиции при 
изображении времени

Знать особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения.

Уметь перефразировать мысль; пересказывать, 
владея монологической 
и диалогической речью; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Фронтальная. Индивидуальная.

словесный, наглядный

Учебник

Анализ текста, выразитель-ное

чтение

   

.

 

мени минувшего

                       

14

Былины и их герои в произведениях

XIX века. 
Былины 
А. Толстого «Илья 
Муромец», «Правда»

1

 

Комбиниро-ванный

Знать: о своеобразии ритмико-мелодической организации былины; сравнение былины со сказкой: сюжет, система образов, герои; выражение в былинах исторического сознания русского народа

Использовать различные формы изучения предмета

Уметь воспринимать художественную красоту речи

Фронтальная.

словесный, наглядный

Учебник

Анализ текста,выра-зительное

чтение

   

15–

16

Г. У. Лонгфелло. «Песнь

о Гайавате»(перевод

И. А. Бунина)

2

 

Объяснение нового материала

Знать своеобразие былин как героических песен эпического характера.

 

Уметь воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа

Фронтальная. Индивидуальная

словесный, наглядный

Учебник

Анализ текста, выра-зительное

чтение

   

17

В. Скотт. 
Слово о писателе. «Айвенго» как исторический 
роман

1

 

Объяснение нового материала

Знать художественные особенности романа.

Извлечение 
необходимой информации 
из справочной литературы

Сформировать социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии народов, культур, религий.

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа

по содержанию отдельных глав романа

словесный, наглядный

Учебник

Анализ текста,выра-зительное

чтение

   

.

18

Исторические басни

И. А. Крыло-

ва «Волк

на псарне»

1

 

Системати-зация ЗУН

Знать связь сюжета и образов с событиями истории, специфику жанра басни; понимать аллегорию.

Уметь определять мораль произведения

Владение навыком объяснения смысла морали

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа

Индивидуальная

словесный, наглядный

Учебник

Анализ текста, выра-зительное

чтение

   

19

А. С. Пушкин. Произведения на историческую тему

в творчестве писателя

1

 

Системати-зация ЗУН

Знать основные факты

жизни и творческого 
пути А. С. Пушкина; 
содержание изучаемого произведения.

Уметь извлекать необходимую информацию из текста

Формирование навыков вести диалог

Фронтальная. Индивидуальная.

 

Учебник

Аналитическая беседа

   

20

«Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с историческим источником («Повесть временных лет»)

1

 

Объяснение нового материала

Знать историческую основу стихотворения, ,проанализировать нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества.

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Формирование навыков анализа и исследования

Фронтальная.. Беседа

словесный, наглядный,практический

Учебник

Аналитическая беседа, чтение

   

.

21

«Полтава»
(фрагменты). Образ Петра 
Первого

1

 

Комбиниро-ванный

Знать основные факты жизни и творческого пути

А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. 

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Умение выстраивать диалог по заданной теме, формирование навыков исследовательской работы

Фронтальная.

словесный, наглядный,практический

Учебник

Аналитическая беседа, чтение

   

22–

23

«Борис Годунов»(сцена

в Чудовом 
монастыре)

2

 

Комбиниро-ванный

Наблюдение за жанровым многообразием
в произведениях
А. С. Пушкина на исторические темы.. Тема власти

и неизбежности расплаты за преступление. Авторская позиция

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Оценивание своих достижений, умение строить монологические высказывания

Фронтальная. Индивидуальная

Беседа, проблемные
задания

словесный, наглядный

Учебник

Чтение наизусть

   

24

Р/р. Подготовка к исполнению

1

 

Урок развития речи

Использование различных видов чтения.

Владение монологичес-

Владение основными видами публичных

Формирование навыков самоконтроля

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа

 

Учебник

Чтение наизусть

   

.

 

лирических
и драматических произведений

     

кой и диалогической
речью

выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

             

25

А. С. Пушкин и история. Творческая история романа «Капитанская дочка»

1

 

Комбиниро-ванный

Знать основные факты жизни и творческого 
пути А. С. Пушкина; 
исторические источники; содержание изучаемого произведения, причины проявления интереса Пушкина к истории.

Определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой информации.

Освоение личностного смысла учиться

Фронтальная. ИндивидуальнаяАналитическая
беседа

словесный, наглядный,практический

Учебник, текст «Капитанская дочка»

Пересказ

   

26–

27

Гринёв: жизненный путь героя. Анализ глав 1–5. Гринёв и Швабрин

2

 

Комбиниро-ванный

Знать содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

Определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой информации

Осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам.

 

Групповая

 

Учебник, текст «Капитанская дочка»

Анализ эпизодов

   

.

28

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

 

Комбиниро-ванный

Знание содержания
изучаемых глав в тексте; системы художественных образов.

Раскрытие смысла названия повести. Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа 
Маши

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Принятие общепринятых морально-этических норм

Фронтальная.

словесный, наглядный

Учебник, текст «Капитанская дочка»

Анализ эпизодов, чтение

   

29

Образ Пуга-
чёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне

1

 

Комбиниро-ванный

Понимание и раскрытие образа главного героя – Пугачева; формирование представления учащихся о народной войне в анализируемых главах.

Создание письменных высказываний.

Умение характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Беседа

словесный, наглядный

Учебник, текст «Капитанская дочка»

Анализ эпизодов,чтение

   

30–

31

Завершение работы с текстом повести. Художественное своеоб-

2

 

Системати-зация ЗУН

Знание содержания и проблематики повести. Оценка основных понятий и проблем, поднятых автором в повести, путем

Выбор

и использование выразительных средств 
языка в соответствии с коммуникативной задачей

Умение глубоко анализировать художественный текст; сопоставлять эпи

Фронтальная.

Беседа

словесный, наглядный,практический

Учебник, текст «Капитанская дочка»

Анализ эпизодов, чтение

   

.

 

разие и приёмы изобразительности в исторической повести

     

сравнения и сопоставления изображения событий в художественном произведении

 

зоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; использовать различные виды пересказа

           

32

Р/р. Подготов-ка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская 
дочка»

1

 

Комбини-рованный

Совершенствование навыка написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; выражение своего отношения к предложенным темам. Составление плана, подбор цитатного материала

Поиск нужной информации

по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения

Умение аргументировать свою точку зрения; формирование навыков исследования текста

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа

словесный, наглядный

Учебник, текст «Капитанская дочка»

Сочинение

   

33

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Историческая

1

 

Комбини-рованный

Представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; знакомство

Проведение информационно-смыслового анализа текста

Соблюдение нормы литературного произношения; выражение своего отношения к прочитанному

Фронтальная. Индивидуальная

словесный, наглядный

Учебник

Сообщения учащихся

   
 

тема в творчестве Лермонтова

     

с лирикой, символическими образами. Исторический сюжет художественного произведения

               

34

Поэма «Песнь про купца Калашников Герои поэмы

и их судьбы. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы

1

 

Комбиниро-ванный

Знать особенности сюжета поэмы, его историческую основу.

Знакомство с содержанием и нравственной проблематикой поэмы. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Связь поэмы с устным народным творчеством

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств 
языка в соответствии с коммуникативной задачей

Формирование навыков взаимодействия в группе

Фронтальная. Индивидуальная.

Беседа

словесный, наглядный

Учебник

Анализ эпизодов, чтение

   

35

Н. В. Гоголь. повесть «Тарас Бульба». Сюжет повести

1

 

Комбиниро-ванный

Знать сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя; содержании и нравственной проблематики исторической повести

Свободная работа с текстами

Формирование навыков взаимодействия в группе

Фронтальная.

словесный, наглядный

Текст повести, учебник

Чтение ,пересказ

   

36

Тарас и его сыновья – Остап и Андрий. 
Сопоставительная характеристика двух братьев

1

 

Объяснение нового материала

Уметь выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; определять связь литературного произведения со временем

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Проявление интереса и уважения к другим народам, признание общепринятых этических норм

Групповая

Организация совместной деятельности

словесный, наглядный,практический

Текст повести

Чтение, пересказ, анализ эпизодов

   

37

Пафос произведения о защите родины. Худо-
жественное мастерство описания в повести

1

 

Объяснение нового мате-риала

Умение  выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать
героев

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-
этические темы, выявлять
авторскую 
позицию

Умение ориентироваться в многообразии способов решения задач

Фронтальная. Индивидуальная

словесный,

Текст повести

Чтение, пересказ, анализ эпизодов

   

38

Р/р. Подготов-ка к сочинению 
по повести Н. В. Гоголя

1

 

Комбиниро-ванный

Совершенствование
навыка написания 
сочинения на заданную тему; соблюдение 
признаков выбранного

Создание письменных высказываний

Ориентироваться в потоке информации, выделять важное

Фронтальная. Индивидуальная.

практический

Текст повести, записи в тетради

Сообщения учащихся, анализ текста

   

.

 

«Тарас 
Бульба»

     

жанра сочинения. Составление плана сочинения, подбор цитатного материала

Выбор и использование выразительных средств языка 
в соответствии с коммуникативной задачей

вить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

           

39

Творчество

А. Дюма. Авантюрно-исторические романы писателя. «Три мушкетёра»: сюжет, герои, позиция 
автора

1

 

Объяснение нового материала

Знание содержания романа и нравственной проблематики произведения, уметь пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем

Свободно работать с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Уметь устанавливать аналогии, формирование навыков анализа

Фронтальная. Индивидуальная Беседа

с привлечением текста

словесный, наглядный,

Текст романа

Сообщения учащихся

   

40

А. К. Толстой. Слово 
о писателе. Родная история в лирике и прозе писателя. Баллада «Василий Шибанов»: сюжет, герои

1

 

Объяснение нового материала

Уметь определять проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; знать содержание романа, определить проблематику романа

Свободно работать с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Фронтальная. Индивидуальная Беседа

с привлечением текста

словесный, наглядный

Учебник

Подробный пересказ фрагментов текста

   

41

Роман «Князь Серебряный». Сюжет и герои романа. Образ Ивана Грозного. Исторические лица

в романе

1

 

Комбини-рованный

Знать содержание художественного произведения; основные теоретические понятия, уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественного произведения исторической 
тематики

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: мысль 
о взаимосвязи тирании и покорности

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Фронтальная. Аналитическая
беседа

словесный, наглядный

Текст романа

Пересказ, сообщение учащихся

   

42–

43

Вымышленные герои: князь Серебряный, Иван Кольцо, Митька и др. Нравственные идеалы автора. Историческая достоверность описаний

2

 

Комбини-рованный

Знать содержание
художественного произведения,

уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; сопоставлять изображение одних и тех же событий

Самостоятельно делать выводы

Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задач

Фронтальная. ИндивидуальнаяАналитическая
беседа

словесный, наглядный

Текст романа

Пересказ близко

к тексту

   

.

44

Историческое прошлое в русской лирике XIX века. Пафос и лирическое чувство

в стихах 
В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, 
Д. В. Давыдова и др.

1

 

Комбини-рованный

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст; составлять письменное высказывание; использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных видов искусств об одной эпохе

Владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме

Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задач

Фронтальная. Лекция с элементами беседы

 

Сборники стихов, учебник

Выразительное чтение, комментирование

   

45

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравствен-

ные проблемы в рассказе «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1

 

Объяснение нового материала

Знать основные факты жизни и творческого пути

Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения

Свободно работать с текстами

Формирование навыков взаимодействия в группе

Фронтальная. Аналитическая
беседа

 

Текст рассказа

Пересказ

   

.

46

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее

1

 

Комбини-рованный

Знать  прием контраста.

Уметь находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; пользоваться различными видами пересказа;

Свободно работать с текстами

Формирование способности участвовать в диалоге

Груповая

 

Текст рассказа

Анализ рассказа, характерис-тика героев

   

47

Р/р.Сравни-тельная характеристика полковника и наказываемого

1

 

Комбини-рованный

Знать содержание рассказа; приемы анализа текста.

Уметь сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; 
выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться различными видами пересказа

Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Фронтальная. Индивидуальная

 

Текст рассказа

Сочинение

   
 

Литература XX века (21 час)

48

История 
на страницах художествен-ной литературы 
XX века. Прочность традиций.

1

 

Комбини-рованный

Знать особенности художественной формы.

Уметь перефразировать мысль; пересказывать прочитанное, используя монологическую и диалогическую речь Иметь представление об особенностях отражения исторического прошлого в литературе XX века, роли автора 
и его позиции при изображении времени минувшего

Свободно работать с текстами

Уважение истории, культурных и исторических памятников

Фронтальная.

Лекция с элементами беседы

словесный, наглядный

Учебник

Сообщения учащихся

   

.

49

Былины и их герои на страницах поэзии XX века.

И. А. Бунин, 
К. Д. Бальмонт, Е. М. Винокуров

1

 

Комбини-рованный

Знать: авторов и содержание художественных произведений.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; сопоставлять изображение одних и тех же событий в произведениях разных писателей

Использовать выразительные средства языка

Уважение истории, культурных и исторических памятников

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа

 

Учебник

Комменти-рованное чтение

   

50–51

Ю. Н. Тынянов. Слово

о писателе.
Тема исто-рии на страницах произведений
Ю. Н. Тынянова. «Подпоручик Киже» и тема деспотизма

2

 

Комбинированный

Знать содержание произведения.

Уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: мысль о взаимосвязи деспотизма и покорности

Уважение истории, культурных и исторических памятников

Фронтальная. ИндивидуальнаяАналитическая 
беседа

словесный, наглядный,практический

Текст произведения

Комменти-рованное чтение эпизодов

   

52

Повесть
«Восковая персона». Образ Петра и его окружения. Эпоха на страницах повести

1

 

Комбинированный

Знать содержание произведения. Уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами 
пересказа; использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики

Самостоятельно делать выводы

Формирование навыков исследовательской деятельности

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа, сообщения учащихся

 

Текст произведения

Комменти-рованное чтение эпизодов

   

53–

54

Марк Алданов. Слово о писателе. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель». «Чёртов мост» как один 
из романов

о славе русского оружия

2

 

Комбинированный

Знать содержание произведения,

уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; справочными изданиями, связанными с исторической тематикой Знакомство с содержанием исторического романа и нравственной проблематикой произведения автора русского зарубежья. Циклы исторических романов 
(тетралогия). Образ 
Суворова

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию

Формирование навыков исследовательской деятельности

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа, индивидуальные сообщения учащихся

 

Текст произведения

Комменти-рованное чтение эпизодов

   

55

С. Цвейг. 
Биографические труды и исторические миниатюры писателя. События 
и герои исторических миниатюр

1

 

Комбинированный

Знать содержание произведения, понятие исторической миниатюры

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию

Формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности

Фронтальная.

Беседа

словесный, наглядный

Учебник

Комменти-рованное чтение эпизодов,

пересказ

   

56

Внеклассное чтение. Урок обсуждения самостоятель-но прочитанного произведения

1

1

Комбинированный

Знать содержание литературного произведения.

Уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию

Формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности

Индивидуальная

Самостоятельно выбранное произведение

Сообщение,пересказ

   

57

Б. Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман 
о судьбах властителей и простых 
людей

1

 

Комбинирован-ный

Знать содержание литературного произведения.

Уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: мысль о взаимосвязи тирании и покорности

Формирование навыков работы в группах при консультативной помощи учителя

Фронтальная. ИндивидуальнаяБеседа

Текст произведения

Чтение отрывка из романа,

пересказ,

анализ

   

58

Сюжет и герои повести: семья Олексиных, Иван 
Каляев и др. Проблема трагического на страницах романа

1

 

Комби-нирован-ный

Знать  содержание произведения.

Уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; пользоваться различными справочными изданиями

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую 
позицию и художественную 
концепцию произведения

Формирование навыков работы в группах при консультативной помощи учителя

Фронтальная.

 

Текст произведения

Пересказ,

анализ текста

   

59–

60

Великая Отечественная война в русской лирике

2

 

Комбинированный

Уметь определять род 
и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному иметь представление об основных фактах биографии поэтов эпохи ВОВ и особенностях их поэтической манеры.

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, прове-
дение информационно-смыслового анализа текста

Уважение культуры и истории

   

Сборники стихов

Выразитель-ное чтение наизусть

   

61

Л. М. Леонов. Тема 
Великой 
Отечественной войны 
в послевоенной драматургии. 
Сюжет пьесы «Золотая карета». Композиция пьесы, герои

1

 

Объясне-ние нового материа-ла

Знать содержание литературного произведения.

Уметь определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами 
пересказа; определять связь литературного произведения со временем Знакомство с содержанием пьесы и нравственной проблематикой произведения.

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую 
позицию и ху-дожественную концепцию произведения

Формирование навыков исследовательской работы

Фронтальная. Индивидуальная

словесный, наглядный,практический

Учебник

Чтение, анализ отрывка

   

62

Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы, поставленные в произведении,

их характер

и решения

1

 

Комбинирован-ный

Знать содержание и проблематику пьесы.

Уметь глубоко анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение 
к прочитанному; пользоваться различными видами пересказа. Самостоятельная оценка учащимися основных понятий и проблем, поднятых автором в пьесе, 
путем сравнения и сопоставления

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, способности достигать взаимопонимания в диалоге

Фронтальная.

Групповая

 

Учебник

Доклады учащхся

   

63

Р/р.Подготовка к сочинению по самостоятельно прочитанному историческому произведению

1

 

Комбинированный

Совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; выражать свое отношение к предложенным темам

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств 
языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь аргументировать свою точку зрения;

Фронтальная. Индивидуальная

 

Текст выбранного произведения

Сочинение

   

64

История на страницах поэзии XX века. Общий обзор. 
Лирика 
В. Брюсова, З. Гиппиус, Н. Гумилёва

1

 

Комбинированный

Знать авторов и содержание художественных произведений.

Уметь  определять род

и жанр литературного произведения, связь литературного произведения со временем; использовать различные виды искусства для комментирования 
произведений литературы XX века; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей 
и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста

Уметь аргументировать свою точку зрения;

Фронтальная. Индивидуальная

словесный, наглядный

Записи в тетради, учебник, дополнительная литература, презентации

Доклады учащихся

   

65

Мотивы былого в лирике

М. Кузмина,

М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др.

1

 

Комбинированный

Образ лирического героя в стихах. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста

Уметь аргументировать свою точку зрения;

Фронтальная. Индивидуальная Аналитическая
беседа

 

Записи в тетради, учебник, дополнительная литература, презентации

Доклады учащихся

   

66

Повторение

по теме «Литература
XX века»

1

 

Система-тизация ЗУН

Знать темы, сюжеты, особенности композиции произведений XX века

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Фронтальная.

словесный, наглядный,практический

Записи в тетради, учебник

Проблемные вопросы по теме

   

67

Р/р. Письмен-ные ответы на проблемные вопросы

1

1

Комби-нирован-ный

Совершенствование навыка написания развернутого высказывания на заданную тему. Уметь определять род

и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; 
выразительно читать 
произведения

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей 
и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Индивидуальная

 

Записи в тетради, учебник

Вопросы по теме

   

68

Р/р.Обсужде-ние работ 
учащихся

1

 

Комби-нирова-ный

Поиск нужной информации по заданной теме; использование различных видов чтения. Выявление авторской позиции и художественной концепции произведения: сюжет, система образов

Использование различных видов чтения; умение перефразировать мысль; владение монологической

и диалогической речью, уметь  самостоятельно
делать выводы

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Фронтальная.

словесный

Записи в тетради, учебник

Вопросы по теме

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.