12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
2

Рабочая программа по трудовому обучению в 1- 4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пояснительная записка.

Рабочая программа по трудовому обучению в 1- 4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители С. Л. Мирский под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Кузнецова Л. А. Технология: ручной труд: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СП.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012., 122с.; « Технология»: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида- СПб.: филиал издательства «Просвещение» , под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2012.-110с.: ил.; Кузнецовой Л.А., Симаковой Я. С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012. Трудовое обучение в 4 классе является завершающим этапом начальной подготовки учащихся и переходным этапом к профессиональной работе. Трудовая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет важное значение в социальной адаптации этих детей. Успешную социализацию обеспечивает способность самостоятельно трудиться в условиях трудового коллектива, быть членом коллектива. Трудовое обучение рассматривают как учебный предмет, содержащий в себе большие коррекционные возможности в познавательной деятельности и двигательной сфере. Происходит коррекция дефектов умственного и физического развития, формирование у детей интеллектуальных трудовых умений, развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук, развитие образного мышления, воображения, творческих способностей и творческой активности. Развиваются положительные качества личности: целенаправленность, умение до конца довести начатое дело, самостоятельность, чувство коллективизма и т. д.

Общая характеристика курса трудового обучения в 1-4 классах

Во 2 классе на уроках трудового обучения изучаются следующие виды работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».

Работа с глиной и пластилином. В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы).

Работа с природными материалами. Во втором классе содержание учебного материала данного вида работы направлена на ознакомление школьников с новыми видами природных материалов, их свойствами и применением (еловые шишки, скорлупа грецкого ореха и др.). практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило).

Работа с бумагой и картоном. Новым для учащихся 2 класса на уроках труда является освоение приемов разметки бумаги с помощью линейки. Содержание программы предусматривает работу по разметки бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур и форм сложной конфигурации.

Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги.

Работа с текстильными материалами. Во 2 классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая веревка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении.

Каждый урок труда имеет сои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приемы обработки поделочных материалов, подводят итоги.

В курсе трудового обучения 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: работа с природными материалами, с бумагой и картоном, с проволокой, с металлоконструктором, с текстильными материалами, с древесиной.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству школьников.

В 3 классе на уроках трудового обучения школьники знакомятся с изготовлением многодетальных объемных изделий. Учатся изготавливать по образцу жирафа, паука с применением различного природного материала.

Программой предусмотрено обучение по следующим видам труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

На уроках трудового обучения школьники изучают свойства различных материалов, которые применяют при изготовлении разных изделий; знакомятся на практике с рациональным использованием случайных материалов.

Данный учебный материал на уроках позволяет практически познакомиться с основными приемами работы с различными материалами, самостоятельно ориентироваться в задании, составлять план работы по изготовлению изделия, подобрать нужные материалы и инструменты для работы; и после выполнения изделия дать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий , употребляя в речи технические термины.

Практический материал подготовит школьников в дальнейшем для использования индивидуальных трудовых способностей в самостоятельной жизни.

В курсе трудового обучения 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: работа с бумагой и картоном, работа с тканью, работа с металлом и древесиной, работа с пластическими материалами и растворами. Трудовое обучение в младших классах включает в себя изучение свойств материала легко поддающегося ручной обработке (ткань, бумага, природный материал, инструменты). Дети учатся размечать заготовки по шаблонам и заданным размерам, собирать и склеивать изделия; вдевать нитку в иголку, завязывать узелки, обрабатывать срезы, размечать и выполнять отделочные строчки на лицевой стороне изделия, стачивать боковые срезы ручным стежком, пришивать петельки и пуговицы; подготовка пластичных материалов к работе; отмеривать заготовки из проволоки по заданным размерам, изгибать проволоку в руках по рисунку, навивать спирали на оправке, откусывать кольца для цепочки и соединять их.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение математики в 1 - 4 классах отводит 2 часа в неделю, всего 66 уроков в 1 классе, 68 уроков во 2 – 4 классах.

Академические, жизненные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

1 класс

академические:

- использовать различные виды материалов для изготовления изделий;

- усвоить правила работы и технику безопасности с ножницами, клеем, иголками;

- использовать приемы раскатывания, скатывания пластилина для изготовления деталей;

- рациональное использование бумаги;

- овладеть навыками приемами работы с бумагой (сгибание, разрезание, склеивание);

- овладение элементарными навыками шитья.

жизненные:

- выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;

- изготавливать поздравительные открытки;

- применять навыки шитья в жизни;

- уметь планировать свою деятельность, строить план действий.

2 класс

академические:

-самостоятельная ориентировка в задании;

-самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

-самостоятельное составление планов работы над изделием;

-выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно;

-умение придерживаться плана при выполнении изделий;

-осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя;

-самостоятельный словесный отчет о проделанной работе;

-подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя;

-употребление в речи технической терминологии;

-самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке;

-пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.

жизненные:

-овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-владение элементарными логическими действиями сравнение, анализа, -синтеза, обобщение, классификация по родовидовым признакам;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

-умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

-уметь планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3 класс

академические:

- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования;

- самостоятельно ориентироваться в задании;

-самостоятель­но сравнивать образец с натуральным объектом, чуче­лом, игрушкой;

- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоя­тельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самосто­ятельно;

-придерживаться плана при выполнении из­делия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

жизненные:

-способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебного задания, объективную трудность собственные возможности его решения;

-развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;

-умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-воспитывать отношение к труду, как к первой жизненной потребности посредством развития интересов к предмету;

4 класс

академические:

- самостоятельная ориентировка в задании;

- составление плана работы, осуществление контрольных действий;

- подбор материалов и инструментов для работы;

- отчёт о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий;

- употребление в речи технических терминов.

жизненные:

- подготовка к трудовой профессиональной деятельности;

- способность сделать мелкий ремонт одежды;

- приготовить подарок своими руками и сделать украшения к празднику.

Содержание курса

1 класс

2 класс

Работа с глиной и пластилином.

Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в народном хозяйстве. Глина – строительный материал. Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины. Отделочные работы на изделиях из глины.

Пропорции лепных фигур птиц и зверей. Понятие о динамике в скульптурных изображениях.

Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное изделии.

Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином.

Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала стекой и руками с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задачи.

Работа с бумагой и картоном.

Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания картона бумагой. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначения. Организация рабочего места соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

Разметка бумаги и картона по линейки способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обоих сторон.

Работа с природным материалом.

Технические сведения. Свойство материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Правила составления макета. Свойства и применения материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.

Приклеивание засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку. Составление композиции.

Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.

Работа с текстильными материалами.

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, разрываются; скручиваются, сплетаются. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Виды ручных отделочных стежков: сметочный и «Шнурок». Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание; плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конец нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа на лево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.

Выполнение стежка «шнурок» справа на лево. Соблюдение порядка вышивания.

3 класс

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия) Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного мате­риала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных почат­ков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соедине­ний. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пла­стилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное исполь­зование случайных материалов.

Работа с бумагой и картоном.

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в из­делиях из картона. Материалы, применяемые для окантов­ки, — переплетные ткани: коленкор, ледеринили бумаж­ные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по ли­нейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных поло­сок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

Работа с проволокой.

Практические работы.

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свой­ства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: ку­сачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигие­нических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сги­бание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание прово­локи кусачками.

Работа с природными материалами.

Практические работы.

Изготовление по замыслу объемных изделий из различ­ных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Кле­ящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Компоновка различных деталей с по­мощью клея, проволоки, ниток.

Работа с бумагой и картоном.

Практические работы.

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя.

Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Органи­зация рабочего места и санитарно-гигиенические требова­ния при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаб­лонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесь­мы и других материалов к деталям из картона.

Работа с бумагой и картоном.

Практические работы.

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками.

Технические сведения. Элементарные понятия о про­фессии картонажника-переплетчика. Технологические осо­бенности изделий из бумаги и картона (детали изделий скле­ивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. По­нятие о группах инструментов и их назначении: для размет­ки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначе­нием переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного про­изводства. Организация рабочего места и санитарно-гигие­нические требования при работе с бумагой и картоном. Пра­вила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по линейке. Применение уче­нического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесе­ние рицовки по линейке с фальцем.

Работа с текстильными материалами.

Практические работы.

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражне­ния на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бума­ги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых сре­зов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по са­мостоятельно составленной выкройке из нескольких сложен­ных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инст­рументы, применяемые при работе с текстильными мате­риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильное пользование иглой и на­перстком. Выполнение косого обметочного стежка: введе­ние иглы сверху вниз в вертикальном положении относи­тельно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов ме­шочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

Работа с бумагой и картоном (объемные изделия из картона).

Практические работы.

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Раз­метка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении картона как материала для изготовления различ­ной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробоч­ного картона. Способы изготовления коробок. Правила без­опасной работы.

Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на лини­ях сгиба. Сгибание картона и склеивание по сты­кам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

Работа с текстильными материалами.

Практические работы.

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учите­лем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д.

Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Офор­мление бахромой.

Межпредметные связи.

Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание пря­моугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структу­ры узора (повторение или чередование элементов), распо­ложение элементов оформления по всей поверхности из­делия.

Развитие устной речи на основе изучения яв­лений и предметов окружающей действительнос­ти. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе во­просам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудо­вом процессе. Самостоятельное описание предметов. Ис­пользование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

4 класс

Работа с бумагой и картоном.

Аппликации.

Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).
      Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.
Технические сведения: Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
      Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
Объёмные игрушки из картона и бумаги.

Изделия:1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты.
     Технические сведения: Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение.
      Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.

Пакеты и конверты.

      Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений.
     Технические сведения: Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
      Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
Ёлочные украшения.

      Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков.
      Технические сведения: Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.

Коробки открытые.      

Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
    Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.

Работа с тканью, изготовление ткани.

 Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
     Технические сведения . Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
 

Салфетки прихватки.

 Изделие: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.
      Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Подушечка для игл.

Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Ремонт одежды.

 Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.
      Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.

Мягкие игрушки.

   Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).
      Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.
      Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.
      Эстетические требования к изделиям.

Работа с металлом и древесиной.

Изделия из проволоки.

Изделия. 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). 2. Цепочки в 2 и 3 оборота. 3. Подставки для книг. 4. Головоломки.
      Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.

Изделия из жести и тонколистового металла.

    Изделия. 1. Коробочки из вырезанных по размерам заготовок. 2. Игрушка «летающий пропеллер».
Технические сведения:. Свойства и применение жести, тонколистового металла (кровельной стали). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личневый, оправки, тиски. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами.

Изделия из древесины.

 Изделия. 1. Игрушечная мебель (из выстроганных по ширине и толщине заготовок). 2. Модели транспортных средств: повозка, трактор, грузовой автомобиль (колеса изготавливают учащиеся старших классов), корабль. 3. Поделки из природных материалов.
Технические сведения. Распространенные в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твердость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
 Инструменты: пила-ножовка, драчевый напильник, молоток, клещи, шило, буравчики.
Материалы: гвозди, клей, шкурка. Правила безопасной работы при пилении. Ознакомление учащихся с изделиями из сучков, веток, корней деревьев.

Изделия из фанеры (выпиливание лобзиком и выжигание)

Изделие. 1. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками (сельский дом, грузовая автомашина). 2. Силуэты птиц и зверей.
Технические сведения. Лобзик ручной. Устройство, приемы работы, правила безопасности.
Фанера. Различие фанеры по толщине. Технологические свойства фанеры.

Отделочные материалы: шкурка, бесцветный лак, олифа. Их свойства и применение.
Работа с пластическими материалами и растворами. Изделия из пластилина.

  Изделия.1. Геометрические тела. 2. Посуда. 3. Модели овощей, фруктов.
Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.
Заготовка глины.

 Технические сведения. Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием определения готовности глины к работе.

Изделия из глины.

Изделия. 1. Кирпич уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1 и строения на них). 2. Посуда. 3. Фигуры птиц и зверей.
Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий.

Отливка изделий из алебастра, гипса, цемента.

Изделия. 1. Барельефы. 2. Фигурки животных и птиц.
Технические сведения. Основные свойства алебастра, гипса, цемента. Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения.
 

Тематическое планирование 1 класс

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Работа с глиной и пластилином.

   

1.

Вводное занятие.

1

Использовать приемы «разогрева» пластилина.

Изготавливать предметы овальной и круглой формы.

2.

Изготовление лесенки, забора.

1

3.

Лепка по образцу овощей.

1

4.

Лепка по образцу яблока, апельсина.

1

5.

Лепка предметов овальной формы слив, огурцы.

1

Работа с природным материалом.

   

6.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

1

Использовать приемы работы с природным материалом.

7.

Наклеивание на цветную бумагу засушенных листьев.

1

8.

Составление букв из засушенных цветков.

1

Работа с бумагой.

   

9.

Изготовление книжечки.

1

Иметь представление о изготовлении бумаги.

Применять на практике приемы сгибания, склеивания, вырезания бумаги.

Экономично использовать бумажный материал.

10.

Изготовление наборной линейки.

1

11.

Летающая игрушка (змей).

1

12.

Изготовление шапочки-пилотки.

1

13.

Изготовление стаканчика для семян.

2

14.

Вырезание квадратов.

1

15.

Вырезание прямоугольников.

1

16.

Вырезание кругов.

1

Работа с глиной и пластилином.

   

17.

Лепка по образцу моркови, груши.

1

Использовать приемы скрепления деталей.

Ориентироваться в деталях изделия.

Соблюдать ТБ при работе.

18.

Лепка по образцу грибов.

1

19.

Лепка букв и цифр на подложке.

1

20.

Изготовление по образцу ежа.

1

21.

Изготовление по образцу цветка.

2

22.

Изготовление бабочки.

1

23.

Изготовление рыбки.

1

Работа с бумагой (с применением клея).

   

24.

Изготовление гирлянды (цепочка).

2

Использовать клей при работе с бумагой.

Правильно соединять детали поделки.

Симметрично вырезать детали.

25.

Изготовление гирлянды (змейка).

1

26.

Вырезание овощей и фруктов (симметричное).

1

Работа с пластилином.

   

27.

Лепка по образцу рельефов букв.

1

Уметь работать по образцу.

Самостоятельно планировать ход своей работы.

28.

Лепка по образцу рельефов цифр.

1

Работа с природными материалами (многодетальные изделия).

   

29.

Кораблик из скорлупы грецкого ореха.

1

Применять приемы скрепления деталей из природного материала с помощью пластилина.

30.

Изготовление совы.

1

31.

Изготовление по образцу поросенка.

1

Работа с глиной и пластилином.

   

32.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игры.

1

 

Работа с бумагой.

   

33.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

1

Зрительная ориентировка на плоскости бумаги.

Эстетически оформлять изделие.

Применять правила работы с бумагой.

34.

Составление орнамента в полосе из геометрических фигур.

1

35.

Изготовление орнамента в квадрате.

1

36.

Составление по образцу композиции – лодочка.

1

Работа с нитками.

   

37.

Упражнение в разрывании и резании ниток.

1

Применять правила работы с ножницами, не нарушая ТБ.

38.

Составление коллекции ниток.

1

39.

Витье шнура из толстых ниток.

2

40.

Изготовление кисточки.

2

Работа с пластилином.

   

41.

Лепка макета сказки «Репка».

1

Оформлять коллективную работу.

42.

Лепка макета сказки «Колобок».

1

43.

Лепка макета «За грибами».

1

44.

Растительный орнамент в полосе.

1

Работа с нитками.

   

45.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

1

Уметь работать с иголкой, не нарушая ТБ.

Вышивать геометрические фигуры по готовым шаблонам.

Применять умения работы с иголкой для изготовления салфетки из ткани.

46.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

3

47.

Вышивание по проколам треугольника.

1

48.

Вышивание геометрических фигур.

2

49.

Вышивание контуров овощей.

2

50.

Вышивание контуров фруктов.

2

51.

Вышивание фигуры по рисунку.

2

52.

Изготовление салфетки.

1

53.

Ремонт учебников.

2

54.

Изготовление пригласительных билетов.

1

 

Всего:

66

 


 

Тематическое планирование 2 класс

 

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§1. Работа с глиной и пластилином

   

1

Лепка куба.

1

Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания.

Определение на глаз высоты, длинны и ширины изделия. Нанесение орнамента на изделия стекой, окраска их гуашевыми красками. Уметь расчленять формы изображения на простые геометрические формы. Соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Лепить элементы макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки.

2

Лепка кубика большого, маленького.

1

3

Лепка бруска высокого, низкого.

1

4

Лепка столярных инструментов.

1

5

Лепка по образцу игрушки автобуса.

1

6

Лепка по образцу игрушки грузовика.

1

7

Лепка предметов цилиндрической формы.

1

8

Лепка стакана для карандашей.

1

9

Лепка предметов конической формы: цветочного горшка

1

10

Лепка чайной посуды в форме шара (чайник для заварки)

1

11

Лепка чайной посуды в форме цилиндра (чашка с блюдцем)

1

12

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка, утенка

1

13

Лепка животных: кошки, белки.

1

14

Лепка игрушки медвежонка.

1

15

Лепка с натуры зайца.

1

16

Лепка игрушки лисы.

1

17

Изготовление макета к сказке Маша и медведь.

1

18

Изготовление макета к сказке колобок и лиса.

1

§2. работа с бумагой и картоном.

   

19

Изготовление пакета из бумаги для хранения семян.

1

Делать разметку по шаблону. Смазывать клеем бумагу по всей поверхности при оклеивании картона. Резать картон ножницами по линиям разметки. Размечать бумагу и картон по трафарету и шаблону. Склеивать игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Уметь закреплять нитку – петлю. Делать разметку бумаги и картона по линейки способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромки заготовки и проведения прямой линии между двумя точками. Уметь оклеивать картон бумагой с обеих сторон. Уметь склеивать коробки, наклеивать картонные и бумажные детали.

20

Изготовление счетного материала форме полосок, квадратов, треугольников, кругов.

2

21

Изготовление закладки.

1

22

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, животных.

3

23

Изготовление аппликации грузовика.

1

24

Изготовление из бумаги открытки.

1

25

Изготовление из бумаги картона сувенира.

1

26

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло).

2

27

Изготовление по образцу плоской модели светофора.

1

28

Изготовление по образцу указателя (переход). Игра (переход улицы).

2

§3. работа с природными материалами.

   

29

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

Соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Уметь соблюдать пропорции. Прикрепление засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, меха, зерен, опилок на плотную подложку (наклеивание. пришивание, прикрепление полосками бумаги). Уметь составлять композиции. Уметь соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. Закреплять отдельные детали и фигуры на подставке. Рационально применять материалоотходы.

30

Изготовление по образцу птички и шишек ели.

1

31

Самостоятельное изготовление по образцу зайца.

1

32

Изготовление по образцу черепахи из персиковой косточки.

1

33

Изготовление свиньи из еловой шишки.

1

34

Составление композиции из засушенных листьев «Гуси – лебеди».

1

35

Составление композиции «Ваза с цветами».

1

36

Изготовление макета к сказке «Три поросенка».

2

37

Коллективное изготовление макета к сказке теремок.

2

38

Макет по представлению композиции к сказке «Лиса и журавль»

1

§4. работа с текстильными материалами.

   

39

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.

2

Наматывать нитки на картон, связывать, перевязывать, разрезать, скручивать, плести, вить шнурок. Завязывать узелок на конце нити. Пришивать пуговицу с подкладыванием палочки. Составлять выкройку по заданным размерам под руководством учителя. Раскраивать материал по выкройке. Рационально использовать материалы. Выполнять сметочный стежок справа на лево, поднимать на иглу и пропускать под нее одинаковое число нитей. Выполнять стежок «шнурок» справа на лево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдать порядок вышивания изделия.

40

Изготовление стилизованных фигурок человека из связанных пучков нитей.

1

41

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

1

42

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

43

Раскрой ткани по готовой выкройки форме квадрата.

1

44

Ручной стежок на полосе бумаги в клетку.

1

45

Вышивание закладки из канвы.

2

46

Изготовление игольницы в форме квадрата.

2

47

Выполнение стежка «шнурок».

1

48

Вышивание закладки из канвы.

2

49

Оформление концов закладки кисточками.

1

50

Вышивание салфетки из канвы сметочным и «шнурок» стежками.

3

51

Пришивание вешалки.

2

52

Вышивание салфетки стебельчатым швом.

3

 

Всего

68

 


 

Тематическое планирование 3 класс

Номер пункта.

Содержание материала.

Количе-

ство часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

§1.Работа с природными материалами.

1.

2.

3.

4-5.

6-7.

8-9

§2.Работа с бумагой и

картоном

10.

11-12.

 

13.

14.

§3.Работа с природными материалами.

 

15.-16

§4.Работа с проволокой.

 

17.

18.

§5.Работа с бумагой и картоном.

 

19.

20.

21

 

22.

 

23-24.

§6.Работа с металлоконструктором.

 

25-26.

27-28.

29.

30-31.

32-33.

34.

Изготовление сувениров из природного материала.

Аппликация из засушенных листьев.

Изготовление вазочки из пластилина

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха.

Изготовление стрекозы из пластилина , листьев.

Изготовление бабочки из сухих листьев и пластилина .

Окантовка картона полосками бумаги

Изготовление папки с завязками .

Изготовление объемной гирлянды.

Выполнение елочной игрушки (фонарик).

Изготовление карнавальной полумаски .

Экскурсия в швейную мастерскую

Знакомство с косым обмёточным стежком.

Упражнения на полосе тонкого картона

Изготовление закладки.

Пришивание вешалки к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеёнки

Обметывание боковых срезов по готовым проколам.

Изготовление прихватки из нескольких кусочков ткани.

Вышивание рисунка ручными стежками.

Изготовление открытой коробки.

Изготовление доски для игры в шашки.

Изготовление наборного полотна .

Ремонт учебников


 

10

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

Знать ТБ при работе с колющими и режущими предметами, уметь организовать своё рабочее место. Гигиенические правила на уроках при работе с клеем, пластилином и т. д. Знать правила ТБ при сборе природного материала. Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие. Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея. Рационально использовать случайные материалы. Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. Уметь делать отчет о проделанной работе.

Знать назначение окантовки в изделиях из картона. Знать правила ТБ при работе с ножницами, клеем. Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика. Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейке. Вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски. Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Знать правила ТБ при работе с ножницами, клеем. Ориентироваться в задании, составлять план выполнения поделки, придерживаться его при изготовлении объекта, отчитываться о сделанном, оценивать своё изделие.

Знать элементарные сведения о профессии слесаря. Правильно вести себя в слесарной мастерской.

Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жёсткая (упругая).

Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами. Планировать и выполнять работу на основе анализа образца, технического рисунка, контролировать свои действия по предметной технологической карте, давать отчёт о пооперационном выполнении работы.

Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками.

Знать элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги и картона; элементарные свойства и особенности бумаги и картона. Уметь выполнять разметку бумаги и картона по шаблонам. Резать картон по кривым и прямым линиям. Прорезать отверстия в картоне. Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. Размещать аппликацию на заготовке. Знать элементарные сведения о профессии слесаря. Знать названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Названия инструментов: ключ, отвёртка Уметь подбирать планки по счёту отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструмент.

Знать элементарные сведения о профессии швеи.

Уметь вести себя в швейной мастерской.

Уметь слушать объяснения и рассказ учителя.

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Назначение косого обмёточного стежка.

Знать назначение, свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются, могут окрашиваться в разные цвета.

Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей.

Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо.

Знать сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары.

Свойства коробочного картона: более толстый и прочный. Способы изготовления коробок. Правила ТБ при работе с ножницами, ножом. Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке, наносить рицовку по линейке с фальцем. Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. Виды вышивок.

Знать виды стежков, применяемых для вышивки. Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой. Уметь вышивать по линиям рисунка ручными стежками. Уметь оформить вышитый кусок ткани бахромой.

Уметь оформить вышитый кусок ткани бахромой. Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком.

Знать элементарные сведения о профессии столяра. Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон. Уметь забивать гвоздь в древесину и извлекать его. Знать правила ТБ. Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.

 

Всего

34

 

Тематическое планирование 4 класс

Номер

пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

§1. Работа с бумагой и картоном

32

Составлять словесный план изготовления изделия. Анализировать объект и условия работы. Размечать детали по шаблонам и заданным размерам. Вырезать заготовки ножницами. Рассказывать технику безопасности при работе с ножницами и с клеем. Планировать свою работу и сравнивать каждый этап работы с образцом. Рассказывать о назначении выполняемых изделий. Составлять аппликацию и правильно располагать детали на подложке. Следить за порядком на рабочем месте. Украшать готовые изделия.

 

Аппликация – орнамент (коврик).

1

 

Предметная аппликация (дом).

1

 

Предметная аппликация (автомобиль).

1

 

Предметная аппликация (жилая комната).

1

 

Модель парашют.

1

 

Изготовление игрушки модели планера.

1

 

Изготовление макета комнаты.

1

 

Изготовление пакета для семян.

1

 

Изготовление карманов для библиотечных формуляров.

1

 

Конверты для почтовых отправлений (изготовление).

1

 

Изготовление открытой коробки прямоугольной формы.

1

 

Изготовление коробки квадратной формы.

1

 

Елочные украшения. Изготовление фонариков.

1

 

Изготовление гирлянд.

1

 

Изготовление снежинок.

2

 

Изготовление полумасок.

2

 

Изготовление корзиночки.

1

 

Изготовление коробочки для новогодних подарков.

2

 

Изготовление коробки маленького размера, квадратной формы из квадрата.

2

 

Изготовление коробки большого размера прямоугольной формы.

2

 

Макет полотняного переплетения нитей из полос цветной бумаги.

2

 

Оригами «Тюльпан».

1

 

Оригами «Рыбка».

1

 

Аппликация «Пасхальная открытка».

1

 

Изготовление корзиночки для сувенира.

1

 

Аппликация «Растительный орнамент в полосе»

1

§2. Работа с тканью

22

Техника безопасности при работе с иголкой и ножницами. Вдевание нитки в иголку, завязывание узла. Обработка срезов. Разметка и выполнение отделочных строчек на лицевой детали изделия. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка изделий ватой. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Правильный подбор ниток к изделиям.

 

Изготовление полотняного переплетения нитей в ткани.

1

 

Изготовление салфетки – прихватки из двух слоёв ткани.

1

 

Украшение и обработка изделия.

1

 

Изготовление подушечки для игл.

2

 

Пришивание пуговиц.

2

 

Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

2

 

Стачивание распоровшегося шва.

1

 

Изготовление салфеток – прихваток из двух слоёв ткани.

2

 

Изготовление простейших салфеток.

1

 

Подушечки для игл 10*10. Украшение поделки.

2

 

Изготовление игрушки из готового края (гриб).

2

 

Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз».

1

 

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур.

1

 

Вышивание по готовым проколам овощей и фруктов.

1

 

Вышивание на тему: «Цветик – семицветик».

2

§3. Работа с пластичными материалами

4

Подготовка пластилина к работе. Подбор цветового решения изделия. Лепка моделей посуды, геометрических тел и овощей и фруктов. Техника безопасности при работе со стеками и с пластилином.

 

Лепка из пластилина геометрических тел.

1

 

Лепка посуды из пластилина.

1

 

Лепка моделей овощей, фруктов.

2

§4. Работа с древесиной

3

Сборка готовых изделий по образцу. Техника безопасности при работе с инструментами. Шлифовка изделий шкуркой. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.

 

Экскурсия в столярную мастерскую.

1

 

Изготовление игрушечной мебели из заготовок.

1

 

Изготовление моделей транспортных средств:

повозка, трактор, автомобиль.

1

§5. Работа с металлом

3

Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец. Техника безопасности при работе с инструментами.

 

Экскурсия в слесарную мастерскую.

1

 

Гибка проволоки по контору рисунка (фигурки

зверей и птиц)

1

 

Изготовление цепочки в два и три оборота

1

 

Всего

64

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

«Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.

Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Кузнецова Л. А. Технология: ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СП.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012., 122с.

Кузнецова Л. А. Технология: ручной труд: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СП.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012., 122с.

« Технология»: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных

( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида- СПб.: филиал издательства «Просвещение» , под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2012.-110с.: ил..

Кузнецова Л.А., Симукова Я. С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. Учреждений VIII вида. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», - 2012.

Кузнецова Л. А. Технология: Ручной труд: 4 класс: Методические рекомендации. – Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», - 2012.

Дополнительная литература

Л. А. Кузнецова. Технология: ручной труд: 2 класс: методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СП: филиал изд-ва «Просвещение», 2012., 31с.

Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. М., 2006, 76с.

Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.

«Технология» : Ручной труд: 3 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида и родителей, СПб. : филиал издательства «Просвещение», под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2012.- 29с..

Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.