12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Анастасия Леонидовна245
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Примерной программы по учебным предметам (Начальная школа в двух частях. Москва «Просвещение», 2011г.). Образовательной программы начального общего образования школы, общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Изобразительное искусство», 1-4 кл., автор Л.Г.Савенкова/Ермолинская. - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017-2018учебный год, утвержденным приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О

Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» (раздел «Учебный план») и предусматривает на изучение программы «Изобразительное искусство» в первом классе 33 часа в год (1 час в неделю).

Целью уроков изобразительного искусства является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, акти­визация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потреб­ности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмо­циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на­родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся 1 класса будут сформированы:

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов с помощью учителя;

- умение доводить работу до конца;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах под руководством учителя;

- умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа», «семья»;

- умение осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира;

- чувство гордости за своих близких и друзей;

- умения проявлять инициативу, любознательность, интерес к технологии;

- умение оценивать свои возможности, ориентируясь на мнение учителя;

- умение принимать решение с помощью учителя;

- умение выражать свои эмоции в творческих работах.

Учащийся 1класса получит возможность научиться:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного

понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их

благополучия.

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии

с предлагаемой учебной задачей;

умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

умение применять приобретённые знания о одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

умение проводить самостоятельные исследования;

умение проектировать, (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

умение находить нужную информацию в Интернете;

участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер зву­ков, которые «живут» В различных уголках природы,

понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочи­нять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и

жанрах искусства);

умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказ­ках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Регулятивные универсальные учебные действия

У учащегося 1 класса будут сформированы:

умение определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- умение проговаривать выполняемые учебные действия

- умение работать по предложенному плану, выполнять элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя;

- умение выполнять задания по образцу;

- умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- умение обсуждать под руководством учителя успешность или неспешность своих действий;

- умение пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами

Учащийся 1класса получит возможность научиться:

- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца)

- принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

У учащегося 1 класса будут сформированы:

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (разных видах и жанрах искусства);

- участие в диалоге на уроке;

- умение работать в паре под руководством учителя.

Учащийся 1класса получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Познавательные универсальные учебные действия

У учащегося 1 класса будут сформированы:

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне с помощью учителя;

- умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

- способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

- участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства с помощью учителя.

Учащийся 1класса получит возможность научиться:

- умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.

Предметные результаты

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).


 

- К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев своего региона;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, цвет, объём; различать художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике, скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

К концу обучения в 1 классе обучающиеся получат возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведения;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства. 4 практические работы в каждой четверти.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

     Применяются следующие формы контроля:
-   выставки, конкурсы, викторины;
-   творческие задания;
-   открытые занятия;
-   устные опросы.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 часов)

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Формирование представлений о происхож­дении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности

Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции

Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Развитие индивидуального чувства формы Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.

Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

Развитие фантазии и воображения (11часов)

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства

Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). Форма и украшение в народном искусстве. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

(6часов)

Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела

Тема урока

Количество отводимых часов

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

- Какой такой художник?

-Чем и как рисовали люди.

- Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

- Художник живописец. Первые представления о композиции.

- Художник – график. Знакомство с разными художественными материалами.

- Лепка рельефа на свободную тему.

- Времена года. Теплые и холодные цвета.

- Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

- Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. Декоративно – прикладное искусство.

- Художник - прикладник.

- Делаем игрушки сами.

- Какие бывают картины: пейзаж.

- Какие бывают картины: портрет.

- Какие бывают картины: сюжет.

- Какие бывают картины: натюрморт.

- Акварель.

16

часов

Развитие фантазии и воображения

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

- Художник – архитектор. Конструирование замкнутого пространства. Работа в объеме и на плоскости.

-Кляксография. Освоение техники работы «от пятна». Работа на плоскости. Импровизация.

- Иллюстрация: рисунок в книге.

- Природа – великий художник.

-Времена года.

-Сказка с помощью линии.

- Рисование животных из клякс.

- Лепим животных.

- Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдений.

- Разноцветный мир природы.

11 часов

Художественно – образное восприятия изобразительного искусства

- Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусства.

- Идем в музей. Художник – скульптор. Скульптуры в музее и вокруг нас.

- Мастерская художника. Экскурсия в творческую мастерскую художника.

- Идем в музей. Экскурсия или просмотр видеофильма.

-Идем в музей. Жанры изобразительного искусства.

- идем в музей. Времена года.

6 часов

Итого

 

33 часа

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.