Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Примерной программы по учебным предметам (Начальная школа в двух частях. Москва «Просвещение», 2011г.). Образовательной программы начального общего образования школы, общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Изобразительное искусство», 1-4 кл., автор Л.Г.Савенкова/Ермолинская. - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017-2018учебный год, утвержденным приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» (раздел «Учебный план») и предусматривает на изучение программы «Изобразительное искусство» в первом классе 33 часа в год (1 час в неделю).
Целью уроков изобразительного искусства является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся 1 класса будут сформированы:
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов с помощью учителя;
- умение доводить работу до конца;
- адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах под руководством учителя;
- умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа», «семья»;
- умение осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира;
- чувство гордости за своих близких и друзей;
- умения проявлять инициативу, любознательность, интерес к технологии;
- умение оценивать свои возможности, ориентируясь на мнение учителя;
- умение принимать решение с помощью учителя;
- умение выражать свои эмоции в творческих работах.
Учащийся 1класса получит возможность научиться:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного
понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии
с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания о одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать, (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» В различных уголках природы,
понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и
жанрах искусства);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Регулятивные универсальные учебные действия
У учащегося 1 класса будут сформированы:
умение определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- умение проговаривать выполняемые учебные действия
- умение работать по предложенному плану, выполнять элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя;
- умение выполнять задания по образцу;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- умение обсуждать под руководством учителя успешность или неспешность своих действий;
- умение пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами
Учащийся 1класса получит возможность научиться:
- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца)
- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
У учащегося 1 класса будут сформированы:
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (разных видах и жанрах искусства);
- участие в диалоге на уроке;
- умение работать в паре под руководством учителя.
Учащийся 1класса получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Познавательные универсальные учебные действия
У учащегося 1 класса будут сформированы:
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне с помощью учителя;
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
- участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства с помощью учителя.
Учащийся 1класса получит возможность научиться:
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
- К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, цвет, объём; различать художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике, скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведения;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства. 4 практические работы в каждой четверти.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися
Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Применяются следующие формы контроля:
- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- устные опросы.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 часов)
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности
Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции
Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Развитие индивидуального чувства формы Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
Развитие фантазии и воображения (11часов)
Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства
Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). Форма и украшение в народном искусстве. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)
(6часов)
Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тема раздела |
Тема урока |
Количество отводимых часов |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. |
- Какой такой художник? -Чем и как рисовали люди. - Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. - Художник живописец. Первые представления о композиции. - Художник – график. Знакомство с разными художественными материалами. - Лепка рельефа на свободную тему. - Времена года. Теплые и холодные цвета. - Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка. - Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. Декоративно – прикладное искусство. - Художник - прикладник. - Делаем игрушки сами. - Какие бывают картины: пейзаж. - Какие бывают картины: портрет. - Какие бывают картины: сюжет. - Какие бывают картины: натюрморт. - Акварель. |
16 часов |
Развитие фантазии и воображения |
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. - Художник – архитектор. Конструирование замкнутого пространства. Работа в объеме и на плоскости. -Кляксография. Освоение техники работы «от пятна». Работа на плоскости. Импровизация. - Иллюстрация: рисунок в книге. - Природа – великий художник. -Времена года. -Сказка с помощью линии. - Рисование животных из клякс. - Лепим животных. - Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдений. - Разноцветный мир природы. |
11 часов |
Художественно – образное восприятия изобразительного искусства |
- Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусства. - Идем в музей. Художник – скульптор. Скульптуры в музее и вокруг нас. - Мастерская художника. Экскурсия в творческую мастерскую художника. - Идем в музей. Экскурсия или просмотр видеофильма. -Идем в музей. Жанры изобразительного искусства. - идем в музей. Времена года. |
6 часов |
Итого |
33 часа |