Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от «22» августа 2017 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В.Хлевная « » ________ 2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________Н.В. Гайдаенко Приказ №______ от «___»_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬТНОМУ ИСКУССТВУ
образовательная область «Искусство»
4 а КЛАСС
Разработчик программы:
Смирнова Нина Петровна-
учитель начальных классов
г. Красноперекопск - 2017г.
Содержание
1. |
Введение |
2 |
2. |
Планируемые результаты |
3 |
3. |
Содержание учебного предмета |
6 |
4. |
Календарно-тематическое планирование |
7 |
1.Введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;
- авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 2014г.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи учебного предмета
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2.Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" обучающийся научится:
• основам художественной культуры: получат представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Получит возможность научиться:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
• получит возможность познакомиться с работами художников Крыма,
• познакомятся с предметами быта, национальными костюмами народов Крымского полуострова.
3.Содержание учебного предмета
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) - 4класс (34ч)
Истоки родного искусства – 8ч.
Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 8ч.
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник – 10ч.
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8ч.
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Обучающийся научиться :
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Обучающийся получит возможность научиться:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно0анатомическое строение животных, фигуры человек
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Тема урока |
Кол-во уроков |
Прим |
1 |
Р а з д е л 1. истоки родного искусства (8 часов) Пейзаж родной земли |
8 ч 1 |
|||
2 |
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. |
1 |
|||
3 |
Продолжение работы над коллективным панно «Деревня- деревянный мир» |
1 |
|||
4 |
Образ красоты человека. Праздничный костюм. |
1 |
|||
5 |
Образ красоты человека. Женский портрет. |
1 |
|||
6 |
Образ красоты человека. Мужской портрет. |
1 |
|||
7 |
Народные праздники. Коллективное панно. Проект. |
1 |
|||
8 |
Обобщение темы. |
1 |
|||
9 |
Р а з д е л 2. Древние города нашей земли (8 часов) Древнерусский город-крепость. |
8ч 1 |
|||
10 |
Древние соборы. |
1 |
|||
11 |
Древний город и его жители. |
1 |
|||
12 |
Древнерусские воины-защитники. |
1 |
|||
13 |
Города Русской земли |
1 |
|||
14 |
Узорочье теремов. |
1 |
|||
15 |
Праздничный пир в теремных палатах. Продолжение работы над проектом. |
1 |
|||
16 |
Обобщение темы. Защита проектов. |
1 |
|||
17 |
Р а з д е л 3. Каждый народ – художник (10 часов) Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Проект. |
10 ч 1 |
|||
18 |
Изображение японок в национальной одежде. Работа над проектом. |
1 |
|||
19 |
Искусство народов гор и степей |
1 |
|||
20 |
Города в пустыне. |
1 |
|||
21 |
Образ художественной культуры Древней Греции |
1 |
|||
22 |
Древнегреческие праздники. |
1 |
|||
23 |
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. |
1 |
|||
24 |
Портрет средневекового жителя. |
1 |
|||
25 |
Портрет средневекового жителя. |
1 |
|||
26 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. |
1 |
|||
27 |
Р а з д е л 4. Искусство объединяет народы (8 часов) Материнство |
8ч 1 |
|||
28 |
Мудрость старости. |
1 |
|||
29 |
Сопереживание. |
1 |
|||
30 |
Герои- защитники. |
1 |
|||
31 |
Юность и надежды. |
1 |
|||
32 |
Искусство народов мира. Обобщение темы |
1 |
|||
33 |
Итоговое занятие, защита проектов. |
1 |
|||
34 |
Итоговое занятие, защита проектов. |
1 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ
№ урока в теме |
Тема урока |
Причина корректировки |
Способ корректировки |