Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс, УМК под ред. Б. М. Неменского)

2
0
Материал опубликован 23 March 2021

Ростовская область

г. Зерноград

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа г. Зернограда

 

 

 

Утверждена

приказом МБОУ ООШ г. Зернограда

от 28 .08.2020 г. № 177-од

Директор _________З.Н. Федорущенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

 

Начальное общее образование, 4 класс

Кол-во часов: 33 часа

Учитель: Пустоветова Галина Николаевна

Программа разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 1-4 класс 2016 год.

Учебник Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» Неменская Л.А., 2015г. ФГОС НОО «Просвещение»

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты:

Выпускник научится / получит возможность научиться:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы

 

В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У обучающегося будут сформированы:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;

- эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

уважение к иному мнению и культуре других народов.

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;

- отношение к учёбе как творческой деятельности.

- первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

различать способ и результат действия;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников;

вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки о допущенных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния на плоскости;

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам изобразительного искусства (цвет, тень, динамика, стиль);

строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме , компьютерной презентации.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Обучающийся научится:

- выражать свое мнение об изобразительном искусстве, используя раз­ные речевые средства (монолог, диалог, сочине­ния), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дис­танционного общения;

- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотно­сить их с действиями других участников и пони­мать важность совместной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприя­тия чувств и мыслей персонажа художественного произведения.

 

Содержание учебного предмета.


 

Название раздела

Содержание учебного предмета, курса.

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Истоки искусства твоего народа

Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В содержании занятий внесены также особенности родной для ребенка культуры, культуры донских казаков. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи. Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков.

Фронтальная форма обучения

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)

Коллективная форма организации обучения

 Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций куреня.

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма.

Приобретать представления об особенностях казачьего мужского и женского образа.

2

Древние города твоей земли

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства. Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой. Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов. Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры.

Фронтальная форма обучения

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)

Коллективная форма организации обучения

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги.

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину).

Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров.. Подготовить фон теремных палат. Создавать изображения на тему праздничного пира.

3

Каждый народ – художник

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы.

Фронтальная форма обучения

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)

Коллективная форма организации обучения

Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Изображение жизни людей в степи и горах. Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов.

Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах.

Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно. Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Работать в группе. Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник»

4

Искусство объединяет народы

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения на эту тему. понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим

Фронтальная форма обучения

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)

Коллективная форма организации обучения

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. Выполнение портрета пожилого человека. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам. Выполнение памятника героям войны в графике.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира»

 

Календарно-тематическое планирование.

 

Дата план

Дата

факт

Название раздела (с указанием кол-ва часов)

Тема урока

Кол-во

часов

Коррекционная работа с детьми инвалидами, учащимися с ОВЗ

 

 

 

истоки родного искусства (8 часов)

 

 

1

1.09

 

Пейзаж родной земли РС

1

развитие пространственных представлений и ориентации;

2

8.09

 

Гармония жилья и природы. РС

1

формирование навыков наблюдения;

3

15.09

 

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

1

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

4

22.09

 

Образ традиционного казачьего куреня. РС

1

совершенствование приемов обследования изображаемого объекта;

5

29. 09

 

Образ красоты человека. Женский портрет. РС

1

развитие зрительной памяти;

6

6.10

 

Образ красоты человека. Мужской портрет. РС

1

развитие зрительной памяти;

7

13.10

 

Народные праздники.

Коллективное панно РС

1

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

8

20.10

 

Народные праздники.

Обобщение темы четверти.

1

формирование полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

 

 

 

Древние города нашей земли (8 часов)

 

 

9-10

3.11

10.11

 

Древнерусский город-крепость.

2

развитие пространственных представлений и ориентации;

11

17.11

 

Древние соборы. РС

1

формирование навыков наблюдения;

12

24.11

 

Древний город и его жители.

 

1

совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; 

13

1.12

 

Древнерусские воины-защитники.

1

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

14

8.12

 

Города Русской земли

1

формирование навыков наблюдения;

15

15.12

 

Узорочье теремов.

1

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

16

22.12

 

Праздничный пир в теремных палатах.

1

формирование навыков наблюдения;

 

 

 

Каждый народ – художник (9 часов)

 

 

 

17

12.01

 

Образ художественной культуры Древней Греции

 

1

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

18

19.01

 

Древнегреческие праздники.

1

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

19

26.01

 

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.

1

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

20

2.02

 

Портрет средневекового жителя.

1

формирование навыков наблюдения;

21

9.02

 

Искусство народов гор и степей

1

развитие пространственных представлений и ориентации;

22

 

16.02

 

Города в пустыне.

1

формирование навыков наблюдения

23

2.03

 

Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

1

развитие пространственных представлений и ориентации;

24

 

9.03

 

Изображение японок в национальной одежде.

1

совершенствование приемов обследования изображаемого объекта;

25

16.03

 

 

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

 

1

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

 

 

 

Искусство объединяет народы (7 часов)

 

 

 

26

30.03

 

Материнство РС

1

развитие пространственных представлений и ориентации;

27

6.04

 

 

Мудрость старости. РС

1

совершенствование приемов обследования изображаемого объекта;

28

13.04

 

Сопереживание РС

1

формирование навыков наблюдения

29

30

 

20.04

27.04

 

 

Герои- защитники. РС

1

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

31

32

 

4.05

18.05

 

 

Юность и надежды. РС

1

развитие пространственных представлений и ориентации;

33

 

25.05

 

Искусство народов мира. Обобщение темы

2

совершенствование приемов обследования изображаемого объекта;

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания Заместитель директора по

методического совета учебно-воспитательной работе

МБОУ ООШ г. Зернограда __________С.Г. Захарова

от 27.08.2020г. №__5____ 27 .08.2020года

председатель МС_______


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации