Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс, УМК под ред. Б. М. Неменского)
Ростовская область
г. Зерноград
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа г. Зернограда
Утверждена
приказом МБОУ ООШ г. Зернограда
от 28 .08.2020 г. № 177-од
Директор _________З.Н. Федорущенко
Рабочая программа
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Начальное общее образование, 4 класс
Кол-во часов: 33 часа
Учитель: Пустоветова Галина Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 1-4 класс 2016 год.
Учебник Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» Неменская Л.А., 2015г. ФГОС НОО «Просвещение»
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
Выпускник научится / получит возможность научиться:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы
В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;
- эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
уважение к иному мнению и культуре других народов.
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;
- отношение к учёбе как творческой деятельности.
- первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников;
вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки о допущенных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.
понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.
использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.
использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния на плоскости;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам изобразительного искусства (цвет, тень, динамика, стиль);
строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме , компьютерной презентации.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение об изобразительном искусстве, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа художественного произведения.
Содержание учебного предмета.
№ |
Название раздела |
Содержание учебного предмета, курса. |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Истоки искусства твоего народа |
Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В содержании занятий внесены также особенности родной для ребенка культуры, культуры донских казаков. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи. Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков. |
Фронтальная форма обучения Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Коллективная форма организации обучения |
Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций куреня. Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Приобретать представления об особенностях казачьего мужского и женского образа. |
2 |
Древние города твоей земли |
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства. Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой. Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов. Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры. |
Фронтальная форма обучения Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Коллективная форма организации обучения |
Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину). Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров.. Подготовить фон теремных палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. |
3 |
Каждый народ – художник |
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы. |
Фронтальная форма обучения Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Коллективная форма организации обучения |
Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. Изображение жизни людей в степи и горах. Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации. Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов. Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах. Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно. Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Работать в группе. Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» |
4 |
Искусство объединяет народы |
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения на эту тему. понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим |
Фронтальная форма обучения Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Коллективная форма организации обучения |
Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. Выполнение портрета пожилого человека. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам. Выполнение памятника героям войны в графике. Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии. Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» |
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата план |
Дата факт |
Название раздела (с указанием кол-ва часов) Тема урока |
Кол-во часов |
Коррекционная работа с детьми инвалидами, учащимися с ОВЗ |
|
|
|
|
истоки родного искусства (8 часов) |
|
|
|
1 |
1.09 |
|
Пейзаж родной земли РС |
1 |
развитие пространственных представлений и ориентации; |
|
2 |
8.09 |
|
Гармония жилья и природы. РС |
1 |
формирование навыков наблюдения; |
|
3 |
15.09 |
|
Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. |
1 |
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); |
|
4 |
22.09 |
|
Образ традиционного казачьего куреня. РС |
1 |
совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; |
|
5 |
29. 09 |
|
Образ красоты человека. Женский портрет. РС |
1 |
развитие зрительной памяти; |
|
6 |
6.10 |
|
Образ красоты человека. Мужской портрет. РС |
1 |
развитие зрительной памяти; |
|
7 |
13.10 |
|
Народные праздники. Коллективное панно РС |
1 |
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; |
|
8 |
20.10 |
|
Народные праздники. Обобщение темы четверти. |
1 |
формирование полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира; |
|
|
|
|
Древние города нашей земли (8 часов) |
|
|
|
9-10 |
3.11 10.11 |
|
Древнерусский город-крепость. |
2 |
развитие пространственных представлений и ориентации; |
|
11 |
17.11 |
|
Древние соборы. РС |
1 |
формирование навыков наблюдения; |
|
12 |
24.11 |
|
Древний город и его жители.
|
1 |
совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; |
|
13 |
1.12 |
|
Древнерусские воины-защитники. |
1 |
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); |
|
14 |
8.12 |
|
Города Русской земли |
1 |
формирование навыков наблюдения; |
|
15 |
15.12 |
|
Узорочье теремов. |
1 |
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; |
|
16 |
22.12 |
|
Праздничный пир в теремных палатах. |
1 |
формирование навыков наблюдения; |
|
|
|
|
Каждый народ – художник (9 часов)
|
|
|
|
17 |
12.01 |
|
Образ художественной культуры Древней Греции
|
1 |
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; |
|
18 |
19.01 |
|
Древнегреческие праздники. |
1 |
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; |
|
19 |
26.01 |
|
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. |
1 |
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); |
|
20 |
2.02 |
|
Портрет средневекового жителя. |
1 |
формирование навыков наблюдения; |
|
21 |
9.02 |
|
Искусство народов гор и степей |
1 |
развитие пространственных представлений и ориентации; |
|
22
|
16.02 |
|
Города в пустыне. |
1 |
формирование навыков наблюдения |
|
23 |
2.03 |
|
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
1 |
развитие пространственных представлений и ориентации; |
|
24
|
9.03 |
|
Изображение японок в национальной одежде. |
1 |
совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; |
|
25 |
16.03
|
|
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.
|
1 |
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); |
|
|
|
|
Искусство объединяет народы (7 часов)
|
|
|
|
26 |
30.03 |
|
Материнство РС |
1 |
развитие пространственных представлений и ориентации; |
|
27 |
6.04
|
|
Мудрость старости. РС |
1 |
совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; |
|
28 |
13.04 |
|
Сопереживание РС |
1 |
формирование навыков наблюдения |
|
29 30
|
20.04 27.04
|
|
Герои- защитники. РС |
1 |
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; |
|
31 32
|
4.05 18.05
|
|
Юность и надежды. РС |
1 |
развитие пространственных представлений и ориентации; |
|
33
|
25.05 |
|
Искусство народов мира. Обобщение темы |
2 |
совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; |
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по
методического совета учебно-воспитательной работе
МБОУ ООШ г. Зернограда __________С.Г. Захарова
от 27.08.2020г. №__5____ 27 .08.2020года
председатель МС_______