Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (4 класс, УМК под ред. Б.М. Неменского)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнеикорецкая средняя общеобразовательная школа
«Принято» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
______Е.И.Кулешова по УВР ________Ю. В. Панченко
________М. В. Рубахина
Протокол № 1 Приказ № 43/7
от « 29 » августа 2018 г. « 01 » сентября 2018 г. от «01» сентября 2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
4 класс
Базовый уровень
Шаповалова Маргарита Егоровна,
учитель начальных классов
2018-2019
учебный год
Количество часов в неделю –1.
Количество часов в год – 34.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», с изменениями от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31 декабря 2015 года №1576 г.;
- методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012. №01-03/06332);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993), с изменениями от 24.11.2015 г. N 81;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями от 08.06.2015г. №576, от 28.12.2015 г. №1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 05.07.2017 № 629;
- Устава МКОУ Верхнеикорецкая СОШ,
- учебного плана МКОУ Верхнеикорецкая СОШ на 2018 – 2019 учебный год;
- Основной образовательной программы НОО МКОУ Верхнеикорецкая СОШ на 2015-2019 г.г.,
-годового календарного учебного графика МКОУ Верхнеикорецкая СОШ на 2018 – 2019 учебный год;
- авторской программы Б.Неменского УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2014 г.,
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
По завершении изучения курса «Изобразительное искусство» 4 класса выпускник научится:
различать основные виды и жанры изобразительных искусств;
понимать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиции);
правильно называть выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
узнавать наиболее крупные художественные музеи России и мира;
понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
свободно заполнять лист цветовым пятном;
смешивать цвет, получать желаемые оттенки;
сочетать объемы для создания выразительности образа;
творчески работать в группе, паре, коллективе;
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Содержание учебного предмета
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа Украшения избы и их значение. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. Календарные праздники. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки Народные праздники (обобщение темы).
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ –
Родной угол. Древние соборы. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья. Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.
Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Направления проектной деятельности обучающихся
Курс «Изобразительное искусство» в 4 классе предусматривает выполнение следующих краткосрочных проектных работ: «Народные праздники», «Древний город России», «Каждый народ-художник»
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Учебно – тематический план
№ |
Разделы и темы курса |
Кол-во часов |
1 |
Истоки искусства твоего народа |
9 |
2 |
Древние города нашей земли |
7 |
3 |
Каждый народ-художник |
10 |
4 |
Искусство объединяет народы |
8 |
Итого: |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Тема |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по т/б.Пейзаж родной земли |
|||
2 |
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. |
|||
3 |
Образ традиционного русского дома. |
|||
4 |
Украшение деревянных построек и их значение. |
|||
5 |
Образ красоты человека. Изображение женских образов в народных костюмах |
|||
6 |
Образ красоты человека. Изображение мужских образов в народных костюмах |
|||
7 |
Изображение сцен труда из крестьянской жизни |
|||
8 |
Коллективное панно Народные праздники. |
|||
9 |
Обобщение темы четверти «Русские обычаи и традиции». Выставка работ. |
|||
10 |
Родной угол (старинные русские города). |
|||
11 |
Древние соборы. |
|||
12 |
Города земли Русской. Макет древнего города. |
|||
13 |
Древнерусские воины-защитники. |
|||
14 |
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. |
|||
15 |
Узорочье теремов. |
|||
16 |
Пир в теремных палатах. (Обобщение темы). |
|||
17 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
|||
18 |
Изображение японок в национальной одежде. |
|||
19 |
Народы гор и степей. |
|||
20 |
Города в пустыне. Макет азиатского города. |
|||
21 |
Древняя Эллада. Греческий пейзаж. Аппликация: изображение греческих ваз. |
|||
22 |
Аппликация: изображение греческих ваз. |
|||
23 |
Древнегреческий праздник Олимпиада. |
|||
24 |
Европейские города Средневековья. |
|||
25 |
Портрет средневекового жителя. |
|||
26 |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) |
|||
27 |
Материнство. Мать и дитя. |
|||
28 |
Материнство. Мать и дитя. |
|||
29 |
Мудрость старости. |
|||
30 |
Сопереживание |
|||
31 |
Герои-защитники. |
|||
32 |
Юность и надежды. |
|||
33 |
Искусство народов мира. (Обобщение темы) |
|||
34 |
Каждый народ-художник. Итоговый урок. Выставка работ. |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса.
Учебно – методический комплект для учителя:
Л.А.Неменская и др. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014
Технологические карты уроков. Пособие для учителя. –М.: Просвещение,2014.
Наборы раздаточного материала.
Учебно – методический комплект для учащихся:
Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014
Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014
Технические средства обучения:
Компьютерная техника, экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Информационное сопровождение (сайты):
Сайт «Начальная школа» http://1-4.ru