12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шаповалова Маргарита Егоровна22 |
Рабочая программа по ИЗО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнеикорецкая средняя общеобразовательная школа
«Принято» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
______Е.И.Кулешова по УВР ________Ю. В. Панченко
________М. В. Рубахина
Протокол № 1 Приказ № 43/7
от « 29 » августа 2018 г. « 01 » сентября 2018 г. от «01» сентября 2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
4 класс
Базовый уровень
Шаповалова Маргарита Егоровна,
учитель начальных классов
2018-2019
учебный год
Количество часов в неделю –1.
Количество часов в год – 34.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», с изменениями от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31 декабря 2015 года №1576 г.;
- методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012. №01-03/06332);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993), с изменениями от 24.11.2015 г. N 81;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями от 08.06.2015г. №576, от 28.12.2015 г. №1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 05.07.2017 № 629;
- Устава МКОУ Верхнеикорецкая СОШ,
- учебного плана МКОУ Верхнеикорецкая СОШ на 2018 – 2019 учебный год;
- Основной образовательной программы НОО МКОУ Верхнеикорецкая СОШ на 2015-2019 г.г.,
-годового календарного учебного графика МКОУ Верхнеикорецкая СОШ на 2018 – 2019 учебный год;
- авторской программы Б.Неменского УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2014 г.,
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
По завершении изучения курса «Изобразительное искусство» 4 класса выпускник научится:
различать основные виды и жанры изобразительных искусств;
понимать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиции);
правильно называть выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
узнавать наиболее крупные художественные музеи России и мира;
понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
свободно заполнять лист цветовым пятном;
смешивать цвет, получать желаемые оттенки;
сочетать объемы для создания выразительности образа;
творчески работать в группе, паре, коллективе;
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Содержание учебного предмета
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа Украшения избы и их значение. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. Календарные праздники. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки Народные праздники (обобщение темы).
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ –
Родной угол. Древние соборы. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья. Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.
Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Направления проектной деятельности обучающихся
Курс «Изобразительное искусство» в 4 классе предусматривает выполнение следующих краткосрочных проектных работ: «Народные праздники», «Древний город России», «Каждый народ-художник»
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Учебно – тематический план
№ | Разделы и темы курса | Кол-во часов |
1 | Истоки искусства твоего народа | 9 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ-художник | 10 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б.Пейзаж родной земли | |||
2 | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | |||
3 | Образ традиционного русского дома. | |||
4 | Украшение деревянных построек и их значение. | |||
5 | Образ красоты человека. Изображение женских образов в народных костюмах | |||
6 | Образ красоты человека. Изображение мужских образов в народных костюмах | |||
7 | Изображение сцен труда из крестьянской жизни | |||
8 | Коллективное панно Народные праздники. | |||
9 | Обобщение темы четверти «Русские обычаи и традиции». Выставка работ. | |||
10 | Родной угол (старинные русские города). | |||
11 | Древние соборы. | |||
12 | Города земли Русской. Макет древнего города. | |||
13 | Древнерусские воины-защитники. | |||
14 | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | |||
15 | Узорочье теремов. | |||
16 | Пир в теремных палатах. (Обобщение темы). | |||
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | |||
18 | Изображение японок в национальной одежде. | |||
19 | Народы гор и степей. | |||
20 | Города в пустыне. Макет азиатского города. | |||
21 | Древняя Эллада. Греческий пейзаж. Аппликация: изображение греческих ваз. | |||
22 | Аппликация: изображение греческих ваз. | |||
23 | Древнегреческий праздник Олимпиада. | |||
24 | Европейские города Средневековья. | |||
25 | Портрет средневекового жителя. | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | |||
27 | Материнство. Мать и дитя. | |||
28 | Материнство. Мать и дитя. | |||
29 | Мудрость старости. | |||
30 | Сопереживание | |||
31 | Герои-защитники. | |||
32 | Юность и надежды. | |||
33 | Искусство народов мира. (Обобщение темы) | |||
34 | Каждый народ-художник. Итоговый урок. Выставка работ. |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса.
Учебно – методический комплект для учителя:
Л.А.Неменская и др. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014
Технологические карты уроков. Пособие для учителя. –М.: Просвещение,2014.
Наборы раздаточного материала.
Учебно – методический комплект для учащихся:
Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014
Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014
Технические средства обучения:
Компьютерная техника, экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Информационное сопровождение (сайты):
Сайт «Начальная школа»