Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе (УМК под ред. Б.М. Неменского)
02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы: педагогического совета Калюжная К.К.______ школы. Приказ №
Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Изобразительное искусство»
(УМК «Школа России)
4 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Радченкова Тамара Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2016
Структура документа
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
пояснительную записку;
учебно-тематический план изучения предмета;
содержание программы;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
планируемых результатов освоения предмета;
описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.; Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 класс» под руководством Б.М.Неменского: М.: Просвещение.
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.22.2012г. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»
Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»
Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год
Цели и задачи курса:
Цель учебного предмета «Искусство» (изобразительное искусство) — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Предмет реализует цели:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика предмета
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль Мастеров Изображения, Украшения, Постройки в создании среды жизни человека.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой темы должны строиться на основе вопроса: «А что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира (дома, улицы и т. д.)?» Понимание огромной роли искусства в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов, постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приемов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Учебно-методический комплект
1.Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
2.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
3.Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
4.Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс :.рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Из них 4 урока обобщения и контроля в виде тестов.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
2.Учебно – тематический план изучения предмета
№ |
Тема урока |
Часы |
1 |
Истоки родного искусства |
8 ч. |
2 |
Древние города нашей земли |
7 ч. |
3 |
Каждый народ - художник |
11 ч. |
4 |
Искусство объединяет народы. |
8 ч. |
Итого |
34 ч. |
3.Содержание программы
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс -34 часа.
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критерии оценивания
работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),
техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения),
техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Система и этапы оценивания детского рисунка:
- Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
-Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
-Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 15-20мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Формы контроля знаний обучающихся:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум.
Тестирование №1 по теме: Истоки народного искусства – 8 ч.
Тестирование №2 по теме: Древние города нашей земли – 7 ч.
Тестирование №3 по теме: Каждый народ – художник – 11 ч.
Тестирование №4 по теме: Искусство объединяет народы – 8 ч.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля: итоговый контроль; формы контроля: тестирование. Итоговый контроль выполняется в конце каждого раздела в форме тестирования учащихся за изученный период.
Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по изобразительному искусству
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
6. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в четвёртом классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Четвероклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции
Личностными результатами является формирование следующих умений:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами
изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
Ф – комплект для фронтальной работы.Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необхо димое кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1. |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241. |
Д |
2. |
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014. |
Д |
3. |
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014. |
Д |
4. |
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. |
Д |
5. |
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4класс :рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014. |
Д |
Печатные пособия |
||
1. |
Портреты русских и зарубежных художников. |
Д |
2. |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. |
Д |
3. |
Серия таблиц «Стили архитектуры, одежды, предметов быта». |
Д |
4. |
Серия схем « Правила рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека». |
Д |
5. |
Серия таблиц « Народные промыслы, русский костюм, декоративно-прикладное искусство». |
Д |
Технические средства обучения (ТСО) |
||
1. |
Ноутбук. |
Д |
2. |
Мультимедиа проектор. |
Д |
3. |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. |
Д |
4. |
Интерактивная доска. |
Д |
5. |
Фотоаппарат. |
Д |
Учебно-практическое оборудование |
||
1. |
Краски акварельные. |
К |
2. |
Краски гуашевые. |
К |
3. |
Тушь. |
К |
4. |
Бумага А3, А4. |
К |
5. |
Бумага цветная. |
К |
6. |
Фломастеры. |
К |
7. |
Восковые мелки. |
К |
8. |
Пастель. |
Ф |
9. |
Уголь. |
К |
10. |
Кисти беличьи № 5, 10, 20. |
К |
11. |
Кисти щетина № 3, 10, 13. |
К |
12. |
Емкости для воды. |
К |
13. |
Пластилин / глина. |
К |
14. |
Клей. |
Ф |
15. |
Ножницы. |
К |
Модели и натурный фонд |
||
1. |
Муляжи фруктов (комплект). |
Д |
2. |
Муляжи овощей (комплект). |
Д |
3. |
Гербарии. |
Ф |
4. |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. |
Д |
5. |
Гипсовые геометрические тела. |
Д |
6. |
Гипсовые орнаменты. |
Д |
7. |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.). |
Д |
8. |
Предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.). |
Д |
Единые образовательные ресурсы |
||
1. |
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф |
|
2. |
Федеральный портал «Российское образование».http://www.edu.ru |
|
3. |
Федеральный центр информационно –образовательных ресурсов.http://fcior.edu.ru |
|
4. |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.http://window.edu.ru/window |
|
5. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru |
|
6. |
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=202421 |
|
Специализированная учебная мебель |
||
1. |
Столы ученические. |
К |
2. |
Стулья. |
К |
3. |
Стеллажи для книг и оборудования. |
Д |
4. |
Мебель для проекционного оборудования. |
Д |
5. |
Мебель для хранения таблиц и плакатов. |
Д |
8. календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты усвоения материала в соответствии с ФГОС |
|||||||
план |
факт |
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||||
Истоки родного искусства (8 ч) |
||||||||||||
1 |
Пейзаж родной земли. |
НМ |
Характеризовать красоту природы родного края, разных климатических зон. Изображать характер ные особенности пей зажа родной приро ды. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж) |
Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
Регулятивные: Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей. Познавательные: Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Коммуникативные:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
Анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. |
||||||
2 |
Пейзаж родной земли. Урок – путешествие. |
КУ |
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж) |
Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи. Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представ лять изменчивость природы в разное время года и в течении дня. |
Регулятивные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Познавательные: Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Коммуникативные: Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям |
Проявлять эстетические чувства |
||||||
3-4 |
Деревня – деревянный мир. |
НМ |
Рассуждать о роли природных условий в характере традицион ной культуры народа. Рассказывать о вопло щении в конструкции и декоре избы. Объяс нять конструкцию избы и назначение ее частей.Понимать единство красоты и пользы. Рассказывать об украшениях избы и их пользе, храмо вой архитектуре. Изображать избу или моделировать ее на бумаге.Создавать образ традицион ной деревни. |
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
Регулятивные: Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром. Познавательные: Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных инструментов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования. Коммуникативные: Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении. |
Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. |
||||||
5 |
Красота человека. |
НМ |
Объяснять представ ление народа о красо те человека, связан ное с его традициями жизни и труда. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиции онного народного костюма. Размыш лять о традиционной одежде. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах |
Овладевать навыками изображения фигуры человека. |
Регулятивные: Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Познавательные: Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Коммуникативные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять поиск информации. |
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. |
||||||
6 |
Красота человека. Урок – игра. |
КУ |
Характеризовать и эстетически оцени вать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразитель ности для решения поставлен ной учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставлен ной задачей Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников |
Проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы. |
||||||
7 |
Народные праздники. |
НМ |
Рассказывать о празд нике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индиви дуально-композицион ные работы и коллек тивные панно на тему народного праздника, осваивать алгоритм выполнений коллек тивного панно на тему народного праздника. |
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы на тему народного праздника. |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения |
Личностные: проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. |
||||||
8 |
Народные праздники (обобщение темы).Тест. |
КУ |
||||||||||
Древние города нашей земли (7 ч) |
||||||||||||
9 |
Родной угол. Урок – фантазия. |
НМ |
Характеризовать образ древнего рус ского города. Объяс нять значение выбора места для постройки города. Описывать крепостные стены и башни. Знакомиться с картинами русских художников. Созда вать макет древнерус ского города. |
Понимать и объяс нять роль и значение древне-русской архитектуры. Знать конструкцию вну треннего пространст ва древнерусского города,анализировать роль пропорций в архитектуре. Пони мать значение слов «вертикаль», «горизонталь». |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении. |
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
||||||
10 |
Древние соборы. |
НМ |
Составлять рассказ о соборах как о святы ни города, воплоще нии красоты,могущес тва и силы государст ва. Раскрывать особенности констру ирования и символи ки древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Создавать макет города с помощью лепки. |
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного собора. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или изобразительное решение) |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии ную деятельность и работу одноклассников |
Учебно-познава тельный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
||||||
11 |
Города русской земли. |
НМ |
Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Рассказывать о разме щении и характере жилых построек, о монастырях как произведении архи тектуры и их роли в жизни древних горо дов. Выполнять кол лективную работу |
Называть основные структуры города, их функции и назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. |
Познавательные: рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи. Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения |
Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. |
||||||
12 |
Древнерусские воины – защитники. |
НМ |
Рассказывать о князе и его дружине, о торговом люде. Определять значение цвета в одежде. Изображать русских воинов, княжескую дружину. |
Называть картины художников, изображающих древнерусских воинов-защитников Родины, овладевать навыками изображения человека. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении. |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятель ности, на само анализ и само контроль резуль тата |
||||||
13 |
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. |
НМ |
Воспринимать и эстетически пережи вать красоту городов, сохранивших истории ческий облик, свиде телей нашей истории. Рассказывать о хра мах – памятниках этих городов. Графи чески изображать древне русский город, используя материалы: тушь, кисти, бумагу или мелки. |
Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры, воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранив ших исторический облик, - свидетелей нашей истории. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии ную деятельность и работу одноклассников |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
||||||
14 |
Узорочье теремов. Урок – викторина. |
НМ |
Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. |
Иметь представление о развитии декора городских архитек турных построек и декоративном укра шении интерьеров. Различать деятель ность каждого из Братьев – Мастеров при создании тере мов и палат. Пони мать значение слова «изразцы» |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения |
Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. |
||||||
15 |
Пир в теремных палатах (обобщение по теме).Тест. |
КУ |
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей. |
Понимать роль постройки, изображения и украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте |
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
||||||
Каждый народ – художник (11 ч) |
||||||||||||
16 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
НМ |
Воспринимать эсте тический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традицион ных японских постро ек и конструкции здания храма (паго ды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства. |
Обрести знания о многообразии предс тавлений народов ми ра о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Восприни мать эстетический характер традицион ного для Японии понимания красоты природы. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников |
Анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. |
||||||
17 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
КУ |
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характер ных черт лица, прически, волнообраз ного движения фигу ры Создавать женс кий образ в национа льной одежде в тради циях японского искус ства, приобретать навыки в изображе нии человека. |
Передавать конструктивно-анатомическое строение людей. Сопоставить традиционные представления о красоте русской и японской женщины. |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: признавать возможность существования различных точек зрения |
Проявлять эстетические чувства |
||||||
18 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
КУ |
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. |
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. |
Регулятивные: Давать эстетические характеристики различных пейзажей. Познавательные: Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности Коммуникативные:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. |
||||||
19 |
Народы гор и степей. Урок – конкурс. |
НМ |
Рассказывать об изобретательности человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента. Изобра жать жизнь в степи и красоты пустых пространств. |
Изображать сцены жизни людей в степи и горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе самостоятельной работы. |
Познавательные: рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи. Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения |
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. |
||||||
20 |
Народы гор и степей. |
КУ |
Понимать и объяс нять разнообразие и красоту природы раз личных регионов на шей страны, способ ность человека, живя в разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Создавать элементарные компо зиции на заданную тему |
Изображать сцены жизни людей в степи и горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе самостоятельной работы. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: планировать действие в соответствии |
Проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы. |
||||||
21 |
Города в пустыни. |
НМ |
Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаменталь ный характер культу ры. Создавать образ древнегосреднеазиатс кого города. Исполь зовать материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки. |
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенно стями природы и природных материа лов. Создавать образ древнего азиатского города. Овладевать навыками конструи рования из бумаги |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении. |
Личностные: проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. |
||||||
22 |
Древняя Эллада. Урок – викторина |
НМ |
Образ греческой при роды. Мифологичес кие представления древних греков. Во площение в представ лениях о богах образа прекрасного челове ка: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегречес кий храм и его сораз мерность, гармония с природой. Храм как совершенное произве дение разума человека |
Уметь отличать древ негреческие скульп турные и архитектур ные произведения, характеризовать отли чительные черты и конструктивные элементы древнегре ческого храма. Моде лировать из бумаги конструкцию древне греческих храмов, изображать олимпий ских спортсменов и участников празднич ного шествия.Созда вать коллективные панно на тему древне греческих праздник. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии |
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
||||||
23 |
Древняя Эллада. |
ЗП |
||||||||||
24 |
Европейские города средневековья. |
НМ |
Знакомиться с образом готических городов средневе ковой Европы: узкие улицы, сплошные фасады каменных домов.Видеть красоту готического храма. Изучать архитектуру, одежду человека и его окружение. Создавать коллектив ные панно на тему древнегреческих праздников. |
Использовать вырази тельные возможнос ти пропорций в творческой деятель ности. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной сис темы. Понимать зна чение выражения «готический стиль» Создавать коллектив ное панно. Использо вать и развивать навыки конструиро вания из бумаги. |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставлен ной задачи, опираться на имеющиеся знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
||||||
25 |
Европейские города средневековья. Урок – путешествие. |
КУ |
||||||||||
26 |
Многообразие художественных культур в мире. (обобщающий урок).Тест. |
ЗП |
Рассуждать о много образии и богатстве художественных культур народов мира. Объяснять влияние особеннос тей природы на характер традицион ных построек, образ красоты человека, на народные праздники. Участвовать в выставке работ на тему «Каждый народ – художник» |
Узнавать по предъяв ляемым произведе ниям художествен ные культуры, с которыми знакоми лись на уроках. Соот носить особенности традиционной культуры народов мира в высказыва ниях, эмоциональных оценках, в собствен ной художественно-творческой деятельности. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии ную деятельность и работу одноклассников |
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
||||||
Искусство объединяет народы (8 ч) |
||||||||||||
27-28 |
Материнство. |
НМ |
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведе ниями искусства, изображающими образ матери и дитя. Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу. |
Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Изображать образ материнства |
Регулятивные:Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей. Познавательные: Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Коммуникативные:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
Анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. |
||||||
29 |
Мудрость старости. Урок – конференция. |
ЗП |
Наблюдать проявле ние духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искус ства. Создавать изоб ражение любимого пожилого человека, стараясь выразить его внутренний мир. Использовать гуашь или мелки. |
Создавать в процессе творческой работы образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений.) |
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: признавать возможность существования различных точек зрения |
Проявлять эстетические чувства |
||||||
30 |
Сопереживание. |
НМ |
Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Создавать рисунок с драматическим сюжетом. Использовать материалы: гуашь, кисти. |
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выража ется печальное и трагическое содержа ние, участвовать в обсуждении содержа ния и выразительных средств. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении. |
Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. |
||||||
31 |
Герои – защитники. |
НМ |
Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою. |
Приобретать творческий и композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приоб ретать опыт в создании памятника героям в объеме |
Познавательные: рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения |
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. |
||||||
32 |
Юность и надежды Урок – игра. |
НМ |
Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выпол нять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешест виях, открытиях. |
Приводить приме ры произведений изобразительного искусства, посвя щенных теме детс тва, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художе ственными средст вами радость при изображении те мы детства, юнос ти, светлой мечты |
Регулятивные:Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей. Познавательные: Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Коммуникативные:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
Проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы. |
||||||
33-34 |
Искусство народов мира (обобщение темы).Тест. |
НМ |
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и цен ностью всего мира. |
Объяснять и оцени вать свои впечатле ния от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценнос тью всего мира. |
Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников |
Личностные: проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. |