Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (3 класс, УМК под ред. Б. М. Неменского)
Пояснительная записка
к рабочей программе по изобразительному искусству
3 класс
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР)(вариант 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015, рабочей программы. Изобразительное искусство, Москва. «Просвещение» 2015, автор Б. М. Неменский - УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015г.
АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
· умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-
· познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
· усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения в программу не внесены.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими реально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели:
- Восприятие эстетических чувств, интерес к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- Развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно – пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно - творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно – творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
- способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций).
Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы обучающихся:
- более тщательно, пошагово анализировать образцы;
- проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;
- организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
- постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости обучающую помощь;
- соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;
- выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
- создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч, 1 час в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе и в 1 дополнительном - 33 ч в год, во 2 - 4 классах - 34 ч в год (34 учебные недели).
В ходе реализации данной программы применяются следующие
• Формы: урок, групповая работа, работа в парах, коллективная и индивидуальная работа.
• Методы: наглядно-образный, словесный, проблемный, аналитико-синтетический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
· Формы контроля: самостоятельная работа, викторины ,отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
· Ведущей формой обучения является урок.
· Формы организации урока:
· коллективная;
· групповая;
· индивидуальная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ.
Примерное временное распределение учебного материала
По программе: 34 ч
По учебному плану: 34 ч, 1 ч в неделю
1 четверть – 8 учебных недель и 1 день- 9 ч
2 четверть - 8 учебных недель -8 ч
3 четверть - 9 учебных недель и 3 дня - 9 ч
4 четверть – 8 учебных недель и 1 день- 8 ч
Итого: 34 ч.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимание их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Содержание тем учебного предмета
Виды занятий
Рисование с натуры (рисунок, живопись) Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания:
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные темы бесед:
• прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
• родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
• городские и сельские пейзажи;
• художественно-выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
• композиция в изобразительном искусстве;
• художники-сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
• художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
• выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
• главные художественные музеи России;
• русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, Филимоновские глиняные свистульки, Богородская деревянная игрушка, Архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Содержание тем учебного предмета, 3 класс
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно- визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусство и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально – коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой- то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, класических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала.ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Искусство вокруг нас.
Искусство в твоём доме
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина - особый мир. Картина – пейзаж.
Картина – портрет.
Картина – натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Искусство в твоём доме |
8 |
2. |
Искусство на улицах твоего города |
7 |
3. |
Художник и зрелище |
11 |
4. |
Художник и музей |
8 |
Итого: 34ч.
УМК « Школа России»
Литература для учителя
«Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С.Савинов, член-корреспондент; РАОА.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина./
(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г.
Рабочие программы «Школа России». Изобразительное искусство.3 класс (авт.: Б.М. Неменский) . М. : Просвещение, 2015.
Технологические карты по предмету Изобразительное искусство с мультимедийным сопровождением. 3 класс. (авт.: О. В. Павлова), Волгоград: «Учитель», 2014 г.
Литература для учащихся
1.Учебник.Коротеева Е. И.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3класс :учебник для общеобразовательных. учреждений / Н. А. Горяева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013 г.
2. Рабочая тетрадь. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская :рабочая тетрадь : 3 класс / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные )
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития.
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение
обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
· В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
· В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
· В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
· – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
· – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
· – активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
· – обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
· – формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
· – формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
Изобразительное искусство для учащихся с ОВЗ( вариант 7.2):
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно нравственном развитии человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально эстетического отношения к произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
· – усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
· – приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
· – развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
· – развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
· – освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
· – овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
· – приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
· – приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Требования к уровню усвоения учебного предмета начальной школы.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов–Майдан ,Городец), по фарфору
(Гжель; о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектрах в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный , жёлтый , синий)
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый, зелёный, фиолетовый).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства(что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции ,общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную. Поверхность менять направления мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции ,отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удалённых предметов;
- выполнять узоры в полосе ,квадрате, круге из декоративно- обобщённых форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры
- ( чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся с ОВЗ к концу 3 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
● основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
● основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
● имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
● названия наиболее крупных художественных музеев России.
Учащиеся должны уметь:
● узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников
(И. И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Серова);
● сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
● использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, цветная бумага, пластилин);
● уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
● применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
● использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
● делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное мнение).
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по
изобразительному искусству
· Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
· Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
· Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
· Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока;
Устные индивидуальные и фронтальные ответы
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Оценка работ по изобразительному искусству
При оценивании работ учитывается аккуратность выполнения работы. За неряшливо оформленную работу отметка снижается на 1 балл, но не ниже «3».
«5» - без ошибок
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 4 и более негрубых
«2» - 5 и более грубые ошибки
Грубыми ошибками считаются:
- неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе;
- не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов;
- неверная передача цвета;
- выход за линии при нанесении цвета;
-неумение самостоятельно, без помощи учителя, выполнить работу.
Негрубыми ошибками считаются:
- несоблюдение последовательности выполнения рисунка;
- не прорисованы незначительные элементы изображаемого объекта;
- неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
- неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке;
- неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени.
Критерии и система оценки творческой работы.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
1. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
2. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Оценка:
Каждый из критериев оценивается по 0,1,2, 3 балла
средняя арифметическая величина:
77-81 балл - «отлично»
61-76 баллов - «хорошо»
39-60 баллов - «удовлетворительно»
Менее 38 баллов - «неудовлетворительно»
Материально-техническое обеспечение ОБРАЗОВАТеЛЬНОГО процесса
Печатные пособия
- портреты русских и зарубежных художников
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусств;
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений М. «Просвещение»,2012
2. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 3 класс :учебник для общеобразовательных учреждений. Неменская Л.А. Москва, Просвещение, 2011 год.
3. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» М. «Вако» 2011
4. «Юному художнику». Книга для чтения по истории искусства. М., Изд. Академии художеств,2003г.
5. Для обучения используются учебники:
1 класс - Изобразительное искусство/Л.А. Неменская. - М.: Просвещение, 2011
2 класс - Изобразительное искусство/ Е.И. Коротеева./Под ред.Б. М. Неменского– М.: Просвещение, 2012
3 класс –Изобразительное искусство/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская– М.: Просвещение, 2013
4 класс - Изобразительное искусство/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская– М.: Просвещение, 2013
Технические средства обучения
- DVD-проигрыватели
- телевизор
- компьютер
- мультимедиа-проектор
- экран
Экранно-звуковые пособия
- DVD-фильмы: памятники архитектуры, художественные музеи, виды изобразительного искусства, творчество отдельных художников, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, художественные технологии
- презентации на CD или DVD-дисках: по видам изобразительных искусств, по жанрам изобразительных искусств, по памятникам архитектуры России и мира, по стилям и направлениям в искусстве, по народным промыслам, по декоративно-прикладному искусству, по творчеству художников
Учебно-практическое оборудование
- краски акварельные
- краски гуашевые
- бумага А-3, А-4
- бумага цветная
- фломастеры
- кисти
- ёмкости для воды
Модели и натурный фонд
- муляжи фруктов, овощей (комплекты)
- гербарии
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство, 3 класс
Дата |
Факт. проведено.
|
Кол – во уроков
|
Тема урока |
Формируемые УУД |
||
|
|
|
Искусство в твоём доме (8 ч). |
|
||
|
|
1. |
Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
2.
|
«Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
3. |
«Обои и шторы у тебя дома». Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
4. |
Работа с бумагой и красками. Изделие «Мамин платок».
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
5. |
«Твои книжки». Изготовление объемной книги. Работа с бумагой, красками, ножницами.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
6. |
«Твои книжки». Оформление объёмной книги. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
7. |
«Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
8. |
Обобщающий урок. Труд художника для твоего дома. Выставка творческих работ. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч). |
|
||
|
|
9(1). |
«Памятники архитектуры». Составление облика зданий из бумажных заготовок. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
10(2). |
«Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике – рисование, аппликация. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
11(3). |
«Ажурные ограды». Работа в смешанной технике- объёмная аппликация, рисование. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
12(4). |
«Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
13(5). |
«Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
14(6). |
«Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
15(7). |
Обобщающий урок «Искусство на улицах твоего города». Выставка творческих работ. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
|
Художник и зрелище (11 ч). |
|
||
|
|
16(1). |
«Художник в цирке». Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
17(2). |
«Художник в цирке». Фрагмент циркового представления в аппликации. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
18(3). |
«Художник в театре». Оформление объёмного макета театральной постановки. Работа в смешанной технике. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
19(4). |
« Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
20(5). |
«Художник в театре». Работа над объёмным макетом театральной постановки и кукольными персонажами. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
21(6). |
«Театр кукол». Работа с тканью. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
22(7). |
«Театральные маски». Искусство масок разных актеров. Создание маски бумажной и комбинированной. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
23(8). |
«Театральные маски». Оформление маски бумажной и комбинированной. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
24(9). |
«Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
25(10). |
«Праздник в городе». Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой Родине. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
26(11). |
«Школьный карнавал». Обобщающий урок «Художник и зрелище». Демонстрация лучших работ, выполненных в течение четверти. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
|
Художник и музей (8 ч). |
|
||
|
|
27(1). |
«Музей в жизни города». Рисование на свободную тему. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
28(2). |
«Картина – особый мир. Картина – пейзаж». Защита проектов. Рисование картины-пейзажа (краски, карандаши). |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
29(3). |
«Картина – портрет». Рисование картины – портрета (карандаши). |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
30(4). |
«Картина – портрет». Рисование картины – портрета (краски). |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
31(5). |
«Картина – натюрморт». Рисование картины- натюрморта (краски, карандаши). |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
32(6). |
«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
33(7). |
«Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||
|
|
34(8). |
Обобщающий урок «Художник и музей». Художественная выставка детских работ. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
||