12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беласик Людмила Николаевна7662
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5-8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации".

Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

3. С использованием Примерной программы основного общего образования. «Изобразительное искусство». – М.: Просвещение, 2015

4. С использованием авторской программы - С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, «Искусство. Изобразительное искусство 5-9кл.» М.: Дрофа, 2014г.

5.Учебный план МБОУ «СОШ № 5».

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется

5 -8 класс

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Количество часов за год

5 класс

1

34

34

6 класс

1

34

34

7 класс

1

34

34

8 класс

1

34

34

     

136

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты

–эмоционально - ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

– уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в познавательной сфере:

– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;

– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;

– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

– диалогически подходить к освоению произведения искусства;

– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

в трудовой сфере:

– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

Метапредметные результаты

– формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

– обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

– умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

– готовность к осознанному выбору;

в познавательной сфере:

– развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

– формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

– развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

– получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Личностные результаты

- в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие картины современного мира;

- в трудовой сфере:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной сфере:

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

 

Содержание курса

5класс (34ч)

Рисунок (7 ч)

Рисование с натуры

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.

Примерные задания:

а) рисование с натуры: посуда, утварь, предметы быта, геометрические тела, предметы спортивной атрибутики, цветы, фрукты, овощи, игрушечные машины, куклы и др., а также натюрморты с этими предметами;

б) наброски, зарисовки фигуры человека, чучел птиц, зверей с передачей движения.

Рисование на темы, по памяти и представлению(5 ч)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

Примерные задания:

а) рисование по памяти и представлению: предметы быта, транспорт, растения, животные, люди, интерьер комнаты, пейзаж;

б) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник «Масленица», «Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под Сталинградом», «9 Мая — День Победы», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибами», «Поливаем огород», «Гроза в поле», «Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Русский танец», «Школьный хор» и др.;

в) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных сказов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;

г) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы), П.П.Ершов «Конек-горбунок».

Живопись (6 ч)

Цвет как средство выразительности живописного образа. Свойства цвета. Собственный цвет предмета. Свет и цвет. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живописные материалы: акварель и гуашь, их отличия, особенности работы. Живописный натюрморт. Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в пейзаже. Различные живописные техники, применяемые в этюдах и набросках

Композиция (5 ч)

Понятие «композиция» в изобразительном искусстве. Особенности и этапы работы над тематической композицией. Основные законы и закономерности тематической композиции.

Жанр изобразительного искусства — тема картины. Жанры: исторический, батальный и бытовой.

Темы исторического прошлого нашей Родины. Героизм в произведениях художников. Темы современной жизни. Тема труда в произведениях художников. Образ праздника в картинах художников. Иллюстрирование литературных произведений.

Архитектура. Скульптура (3 ч)

Самобытность древнерусской архитектуры. Изба, ее основные элементы: сруб, кровля, крыльцо. Декор избы. Архитектура древнего мира: египетские пирамиды, греческие храмы, римские постройки. Классицизм в архитектуре. Архитектурные направления: готика, барокко и др.

Скульптура как летопись истории. Монументальная скульптура и архитектурная среда. Садово-парковая скульптура

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (4ч)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Эскизное решение интерьеров школьных помещений (юбилей школы, праздники, памятные даты) как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели).

Примерные задания:

а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия — фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного народного творчества); предметы деревянной «сказочной» мебели;

б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

в) выполнение эскиза пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок;

г) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на темы «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;

д) выполнение эскиза фигур для фонтанов в детском парке.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Примерные темы бесед:

- ведущие художественные музеи России и мира;

- героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

- Великая Отечественная война в произведениях художников;

- мирный труд людей в изобразительном искусстве;

- образ праздника в произведениях художников;

- виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное-прикладное искусство, дизайн;

- жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой;

- русская сказка в произведениях художников;

- художественный язык народного искусства;

- самобытность древнерусской архитектуры;

- искусство народов России;

- роль дизайна в организации предметно-пространственной среды.

6 класс (34 ч)

Рисунок (12 ч)

Рисование с натуры

Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приемы передачи освещенности в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов.

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.

Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно-образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.

Примерные задания:

а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты, скрипки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, цветов в вазах, комнатных цветов в горшках, овощей, фруктов, натюрмортов с ними;

б) рисование с натуры фигуры человека, зверей, птиц в статичных позах и в движении;

в) выполнение набросков разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов, технических деталей;

г) выполнение графических и живописных упражнений.

Живопись. Композиция (14 ч)

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.

Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).

Примерные задания:

а) рисование по памяти и представлению: ветки деревьев, предметы быта, люди, животные, пейзаж;

б) рисование на темы: «В школьном кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет на реке», «Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Пора сенокоса», «Раздолье», «Туристский поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования яхтсменов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «Мы бегаем», «Праздничный концерт», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Экспедиция в Антарктиду», «Старинные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Купание в реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;

в) иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Садко»; А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», К. Булычев «Непоседа», Ю. Олеша «Три толстяка», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; стихотворения русских поэтов-классиков XIX в. Н. А. Некрасова, А. Кольцова, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова и др.; произведения зарубежных писателей Р. Стивенсона (перевод С. Маршака) «Вересковый мед», Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», X. К. Андерсена «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (6ч)

Народное декоративно-прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность и красота изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Народное и современное в декоративно-прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская. Принципы и приемы воплощения художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности. Орнаментальная композиция.

Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных общественных сооружений. Художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки эскизов печатной продукции: открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения.

Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка, концовка).

Геральдика. История появления гербов, их символическое толкование. Использование геральдических правил в изображении герба.

Примерные задания:

а) выполнение эскизов орнаментов;

б) выполнение эскизов художественных изделий по мотивам русских народных промыслов;

в) выполнение эскизов костюмов по мотивам национальных костюмов разных народов России;

г) выполнение эскиза декоративно-прикладного изделия (предмета быта, мебели и т. д.) с декором;

д) декоративная стилизация растения, животного, создание декоративной композиции;

е) выполнение эскизов печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.), согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции;

ж) выполнение эскизов обложки, концовки, заставки и других элементов графического оформления книг;

з) выполнение эскиза личного или фамильного герба;

и) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;

к) выполнение эскизов приглашения, поздравительной открытки ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда;

л) выполнение эскизов оформления альбома, посвященного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (2ч)

Примерные темы бесед:

— картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;

— значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и других замечательных русских художников;

— образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова и М.Врубеля;

— красота пейзажа в русской живописи;

— натюрморт в русской и советской живописи;

— скульптура Древнего мира;

— каменное зодчество в Москве;

— Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — величайшие достижения русских зодчих;

— зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана;

—отечественные музеи и галереи.

7 класс (34ч)

Рисунок (11ч)

Трехмерное восприятие картины мира. Законы линейной перспективы. Перспектива прямоугольника и круга. Обратная перспектива в средневековом изобразительном искусстве. Явление световой перспективы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней. Светотеневые характеристики предметов. Длина и направление падающих теней. Изменение восприятия объемной формы. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения.

Передача в рисунках конструкции, пропорций, пространственного расположения, перспективного сокращения, объема, тональных отношений изображаемых объектов, а также художественной образности предметов. Цвет как средство выражения переживания от встречи с прекрасным. Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения предметов первого и второго плана. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Особенности выполнения рисунка мягкими художественными материалами (уголь, сангина).

Изображение с натуры предметов быта, природы, гипсовых моделей орнаментов, деталей архитектуры, натюрмортов, развитие умения видеть их красоту. Особенности построения предметов сложной формы. Изображение головы человека: пропорции, характерные черты, мимика. Наброски и зарисовки фигуры человека. Особенности работы художника над образом изображаемого человека.

Примерные задания:

а) рисование с натуры отдельных предметов быта (кувшин, кофейник, ваза), орудий и предметов труда, техники (приборы, столярные и слесарные инструменты, модели машин, игрушки и др.), гипсовые модели орнаментов, архитектурных деталей;

б) выполнение натюрмортов, составленных из предметов быта, школьных принадлежностей, искусства, техники, спорта, природы (например, гипсовый орнамент и ваза с цветами, этюдник; ваза и яблоки на фоне драпировки);

в) изображение головы и фигуры человека;

г) выполнение графических и живописных упражнений.

Живопись и композиция (11ч)

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия, сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Композиционные закономерности (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.). Многофигурная композиция в закрытом и открытом пространстве. Сравнительная характеристика двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Условности передачи пространства в книжной иллюстрации. Создание художественного образа. Творчество ведущих художников-иллюстраторов.

Примерные задания:

а) рисование по памяти и представлению: предметы быта, пейзаж, зарисовки деталей архитектуры, зарисовки головы и фигуры человека;

б) рисование на темы: «Путешествие по железной дороге», «Сказ об Урале», «Осень в средней полосе России», «Природа Средней Азии», «На далеком Севере», «Наш край», «Ритмы города», «Трудовые будни», «На заводе», «В кузнице», «Будни почтальона», «На птицеферме», «У колодца», «Наши новостройки», «Шахтерский поселок», «Животные нашего края», «В метро», «Транспорт будущего», «Юные художники на этюдах», «Речная прохлада», «Сосновый бор на закате», «Розовый рассвет», «Лунная ночь», «Лесное озеро», «Морские просторы», «Современный морской флот», «Защита окружающей среды», «Наш двор», «Вид из окна», «Дружная семья», «Чаепитие», «Пробуждение», «Дельтапланеристы», «По местам боевой славы», «Старый солдат», «Народный праздник», «В ритме национальных мелодий», «Если бы я был волшебником», «Мы в театре», «В мире литературных героев», «Покорение космоса» и др.;

в) иллюстрирование литературных произведений: М. Горький «Детство» (избранные главы), Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В. П. Катаев «Сын полка», А. Грин «Алые паруса», М. Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак», Ф. Купер «Последний из могикан», «Следопыт», «Зверобой», Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»; «Легенды и мифы Древней Греции» и др.; сказки зарубежных писателей по выбору.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (9ч)

Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство икебаны: стили и основные художественные приемы.

Интерьеры общественных и жилых зданий. Рукотворная красота, созданная архитекторами, дизайнерами, художниками. Красота монументальной декоративной живописи — мозаики, фрески, витражи. Задачи и принципы монументального искусства. Качества монументального искусства: строгие обобщенные формы, соразмерная содержанию динамика, долговечность используемых материалов.

Древнейшие украшения интерьеров— настенные росписи. Фреска — одна из техник стенных росписей. Техника мозаики, история возникновения и развития. Античная, византийская, современная мозаики.

Средневековый витраж. Витражные окна романского и готического стилей. Витражные геральдические композиции. Современное витражное искусство. Витражи станций московского метро. Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.

Примерные задания:

а) выполнение эскизов росписи для интерьера классной комнаты;

б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов зданий;

в) выполнение эскизов витражей, панно, мозаик;

г) выполнение творческих работ в технике гобелен, батик.

Проекты:

а) «Аранжировка цветов»:

— презентация, посвященная одному из стилей аранжировки цветов;

— цветочная композиция, сделанная с учетом правил аранжировки (искусства икебаны);

б) «Монументальная живопись»:

— презентация о творчестве мексиканских художников-монументалистов;

— презентация о сюжетах и художественных достоинствах фресок из русских храмов;

— презентация о современном искусстве мозаики и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3ч)

Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи мира и России.

Примерные темы бесед:

— музеи мира и России;

— изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;

— произведения искусства родного края; местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

8 класс (34ч)

Рисунок (12ч)

Изображение натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; гипсовых орнаментов. Линейная и воздушная перспектива. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью.

Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его функциональному предназначению. Элементарные сведения об анатомии человека. Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры человека. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».

Примерные задания:

а) рисование натюрмортов из бытовых предметов сложной формы с драпировкой (с освещением);

б) рисование гипсового орнамента;

в) наброски фигуры человека.

Живопись и композиция (12ч)

Особенности работы пастелью: штриховые и нештриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами. Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж. Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др. Разработка сюжетной композиции на историческую или современную тему с выполнением поисковых композиционных эскизов.

Примерные задания:

а) рисование по памяти и представлению натюрморта, городского пейзажа.

б) рисование на тему: «Как прекрасен этот мир», «Движение — это жизнь», «Историческое прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны», «Фантастический город», «Городские бульвары», «Зимнее окно», «Пейзаж в сумерки», «Мир пустыни», «Партизаны», «На привале», «Всадники», «Перед атакой», «Путешествие в другую страну», «В морской пучине», «Вечер на рейде», «Путешествие на автомобиле», «На катке», «Волшебный мир театра», «Мотогонки», «На тренировке», «Мы гимнасты», «На байдарках по реке», «Мой современник», «Наша дискотека», «Родная песня», «Танец моего народа», «Наш оркестр», «Праздник в школе», «В лесной чаще» и др.;

Проекты:

а) «Книжная графика и офорты В. Фаворского»:

— презентация о творчестве В. Фаворского;

— сообщение о создании серии гравюр к «Слову о полку Игореве» В. Фаворского;

б) «Выразительность произведений великих художников»:

— презентация о произведениях известных художников.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10ч)

Монументальная роспись в стиле византийской мозаики (эскиз интерьера, композиционные решения мозаичного изображения, имитация композиции в технике аппликации). Возможности использования средств компьютерной графики для изображения интерьера, мозаичного панно.

Элементарные основы компьютерной графики. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные (трехмерные) изображения. Художественная и рекламная графика.

Примерные задания:

а) эскиз интерьера;

б) эскиз панно, мозаики или витража;

в) эскиз рекламного плаката.


 

Тематическое планирование

Классы

Разделы, темы

Количество часов

5 класс

Рисунок

7 часов

Рисование на темы, по памяти и представлению

5 часов

Живопись. Композиция

11 часов

Архитектура. Скульптура

3 часов

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

4 часов

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4 часов

6 класс

Рисунок

12 часов

Живопись. Композиция

14часов

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

6 часов

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

2 часа

7 класс

Рисунок

11 часов

Живопись и композиция

11 часов

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

9 часов

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

3 часа

8 класс

Рисунок

12 часов

Живопись и композиция

12 часов

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10 часов


 

Приложение 1.

Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-8 класс

№п/п

Дата

ТЕМА УРОКА

Особые пометы

   

1

     

Рисунок и виды графического искусства.

 

2

     

Линейная перспектива. Мы изображаем пространство улицы

 

3

     

Мы рисуем автомобиль

 

4.

     

Мы сочиняем интерьер комнаты.

 

5.

     

Натюрморт Свет и тень. Мы рисуем натюрморт.

 

6.

     

Рисуем людей

 

7.

     

Рисуем животных.

 

8.

     

Живопись Цветоведение. Что такое цвет. Цветовой контраст.

 

9

     

Живописные материалы.

 

10

     

Цвет предмета. Свет и цвет.

 

11

     

Натюрморт Цветовые отношения.

 

12

     

Мы пишем пейзаж.

 

13

     

Мы делаем живописные наброски и этюды

 

14

     

Композиция основы композиции. Как создаётся композиция.

 

15

     

Законы, правила и средства тематической композиции.

 

16

     

Сюжетная композиция. Тема подвига.

 

17

     

Сюжетная композиция. Образ праздника.

 

18

     

Иллюстрирование литературных произведений.

 

19

     

Архитектура Древнего мира

 

20

     

Архитектурные направления: готика и барокко, классицизм.

 

21

     

Деревянное зодчество. Русская изба.

 

22

     

Скульптура – летопись истории. Виды скульптуры.

 

23

     

Лепка животных.

 

24

     

Основные виды дизайна

 

25

     

Декоративная композиция Художественный язык декоративно- прикладного искусства

 

26

     

Роспись по дереву. Росписи Северной Двины и Мезени.

 

27

     

Искусство матрешки

 

28

     

Керамика. Скопинская керамика.

 

29

     

Контрольная работа за курс 5 класса

ПА

30

     

Каргопольская, Филимоновская игрушки.

 

31

     

История создания музеев. Лувр. Метрополитен-музей.

 

32

     

Художественные музеи Москвы Оружейная палата,

 

33

     

Третьяковской галереей музеем изобразительных искусств им.А.С.Пушкина.

 

34

     

Музеи Санкт- Петербурга Эрмитаж, Государственный русский музей.

 

ИТОГО 34 часа

Приложение 2.

Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

п/п,

Дата

ТЕМА УРОКА

Особые пометы

1

     

Тематическое рисование «Красота вокруг нас»

 

2

     

Выразительные возможности линейного рисунка. Создание иллюзии пространства

 

3

     

Приёмы передачи освещённости в линейном рисунке

 

4

     

Фактура и материальность в рисунке

 

5

     

Выразительные возможности тонового рисунка.

 

6

     

Свет и тень в рисунке.

 

7

     

Изображение объёма предметов. Тоновые отношения в рисунке натюрморта

 

8

     

Перспектива.

 

9

     

Художественно-образное восприятие формы предметов. Воздушная перспектива.

 

10

     

Изображение объема предметов

 

11

     

Изображение пейзажа по литературному описанию

 

12

     

Цвет как средство передачи настроения

 

13

     

Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира

 

14

     

Графические разработки эскизов печатной продукции

 

15

     

Рисование на тему «Снежный городок»

 

16

     

Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — величайшие достижения русских зодчих

 

17

     

Рисование птиц в статичных позах и в движении

 

18

     

Декоративная стилизация растения

 

19

     

Рисование по памяти «Экспедиция в Антарктиду»

 

20

     

Выполнение эскизов орнаментов

 

21

     

Цвет как средство передачи настроения

   

22

     

Выполнение эскиза личного или фамильного герба

     

23

     

Иллюстрирование сказки «Каменный цветок»

     

24

     

Выполнение набросков цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов

   

25

     

Скульптура Древнего мира

 

26

     

Орнаментальная композиция.

 

27

     

Дизайн. Формообразование предметов.

 

28

     

Художественное оформление книги.

 

29

     

Контрольная работа за курс 6 класса

ПА

30

     

Гипсовый трилистник

 

31

     

«Русский народный костюм»

 

32

     

Архитектура. Древнее зодчество России.

   

33

     

Дизайн «Геральдика».

 

34

     

Музеи мира.

 

ИТОГО 34 часа

Приложение 3.

Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 7 класс

п/п,

Дата

ТЕМА УРОКА

   
 

Особые пометы

     

1

   

Тематическое рисование «Красота вокруг нас»

 

2

   

Декоративное рисование. Народ-творец прекрасного.

 

3

   

Рисование с натуры

 

4

   

Праздничный натюрморт

 

5

   

Тематическое рисование «Мы юные краеведы и этнографы»

 

6

   

Рисование с натуры «Национальный натюрморт»

 

7

   

Рисование на тему «Народные промыслы»

 

8

   

Рисование на тему «Народный праздник»

 

9

   

Иллюстрация сказок народов России.

 

10

   

Рисование на тему «Красота родного края»

 

11

   

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

 

12

   

Тематическое рисование «Мир Леонардо»

 

13

   

Рисование с натуры

 

14

   

«Красота классической архитектуры»

 

15

   

Изобразительное искусство Западной Европы 17 века. «Европейское искусство

 

16

   

Творчество Рембрандта

 

17

   

Перспектива прямоугольника и круга.

 

18

   

Рисование с натуры отдельных предметов быта (кувшин, кофейник, ваза)

 

19

   

Рисование на тему «Наши новостройки»

 

20

   

Выполнение эскиза панно

 

21

   

Презентация о современном искусстве мозаики

 

22

   

Иллюстрирование литературного произведения А. Грин «Алые паруса»

 

23

   

Декоративное рисование Античная расписная керамика

 

24

   

Произведения искусства родного края

 

25

   

Музеи как объекты научного исследования.

   

26

   

Рисование с натуры

 

27

   

«Трудовые ритмы»

 

28

   

Тематическое рисование

 

29

   

Декоративное рисование «Мы-юные дизайнеры»

 

30

   

Контрольная работа за курс 7 класса

ПА

31

   

Рисунок по представлению «Рисуем лошадей»

 

32

   

Тематическое рисование «Мы охраняем памятники нашей Родины»

 

33

   

Рисование по памяти «Весенний пейзаж»

 

34

   

Рисование с натуры «Цветы весны»

 

Итого 34 часа


 

Приложение 4.

Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 7 класс

п/п,

дата

Дата

ТЕМА УРОКА

 

Особые пометы

     

1

     

Культура – зеркало русской души

 
 

2

     

Великие исторические события в русском искусстве

 

3

     

Русские народные промыслы

 

4

     

Русь деревянная

 

5

     

Поэтическая и музыкальная живопись. Осенний лес

 

6

     

Осенний натюрморт Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина

 

7

     

Русский народный костюм

 

8

     

Деревянные образы в народном искусстве. Символы цвета и формы/

 

9

     

Изображение предметного мира. Натюрморт

 

10

     

В мастерской художника

 

11

     

Интерьер мастерской художника

 

12

     

Человек – мера всех вещей

 

13

     

Предметы быта - результат творчества человека

 

14

     

Изображение предметного мира - натюрморт.

 

15

     

Мир профессий

 

16

     

Волшебный мир театра. Художники театра

 

17

     

Гжельская роспись

 

18

     

Борецкая роспись

 

19

     

Древо жизни

 

20

     

Орнамент в архитектуре

 

21

     

Эскиз архитектурного орнамента в круге

 

22

     

Искусство оформления книги

 

23

     

Иллюстрации к сказкам народов мира

 

24

     

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов

     

25

     

Прикладное искусство и дизайн

   

26

     

В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна

   

27

     

Портрет друга

 

28

     

Искусство зарубежных художников конца XIX – начала XX века

 

29

     

Течения и направления в изобразительном искусстве XX века

 

30

     

Проект «Фантастический город»

 

31

     

Контрольная работа за курс 8 класса

ПА

32

     

Авангардизм в натюрморте настроения

 

33

     

Воздушная перспектива

 

34

     

Природа в изобразительном искусстве

 

Итого 34 часа

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (1)

Буньков Андрей Владимирович, 22.02.19 в 16:33 0Ответить Пожаловаться
Классный ресурс, спасибо!!!!!!!!!!!!!!1
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.