12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Недодаева Евгения Александровна234

Филиал кадетская школа (Мариинская гимназия) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

в р. п. Шолоховском

«Утверждена» Директор филиала

_________ / Войнова Н. А./

Приказ от ________№ ____

М. П.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование 8 класса

Количество часов 35

Учитель Недодаева Евгения_Александровна

Программа разработана на основе:

Примерной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы» авторы Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина В. М. – Москва: Дрофа, 2013 г.

2018 год

р.п. Шолоховский

Нормативная основа программы.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2012 №1897 «требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС основного общего образования;

Приказ Министерства образования и науки от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Ломов, С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5- 9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013.

Учебный план филиала кадетской школы (Мариинской гимназии) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса в р.п. Шолоховском»

Образовательная программа основного общего образования филиала кадетской школы (Мариинской гимназии) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса в р.п. Шолоховском».

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2014.

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Л. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. - У: Дрофа, 2015.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебники, обеспечивающие процесс обучения.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 – 9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно – эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.

Цели и задачи курса

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе программы:

- эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

- Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма. Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

- Формирование художественных знаний, умений и навыков:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;

-понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;

- формирование художественно-творческой активности.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; обучение декоративной работе; лепка; аппликация; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Общая характеристика учебного курса

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, пастель, кисть, перо, гелиевые ручки и др.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, по представлению, по памяти, иллюстрирование – живопись, рисунок).

Декоративно - прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликация, лепка, изобразительные техники).

Наблюдение за видимым миром (беседа).

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Лепка развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержание раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти, и по представлению; лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта труда человека, на темы литературных произведений и исторических событий.

Аппликация - это составление изображения на основе склеивания его элементов из кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.д. В содержание раздела входит составление с натуры цветных аппликаций: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций, декоративных работ.

Наблюдение за видимым миром (беседы). Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в начале или в конце урока в течении 8-10 минут; в одной беседе показываются, как правило, до восьми произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.

Дети знакомятся с различными (доступными по возрасту) видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить меж предметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно- творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников, как к индивидуальным, так и коллективным формам работы.

В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:

- анализ актуальности проводимой работы;

- выбор цели, формулирование задач;

- выбор средств и методов для реализации целей и задач;

- планирование, определение последовательности и сроков работы;

- проведение проектных работ;

- оформление и представление результатов.

Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создаваемых на занятиях изобразительного искусства в школе, могут быть разработка и изготовление декоративных или дизайнерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т.п.). В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и в первую очередь на личностное развитие школьников.

Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог, и многое другие.


 


 

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с графиком работы филиала кадетской школы (Мариинской гимназии) ГБОУ РО «БККК», расписанием учебных занятий на 2018-2019 учебный год, производственным календарем РФ на 2018-2019 год в расписании работы филиала кадетской школы (Мариинской гимназии) ГБОУ РО «БККК» в 8 классе получается 35 часов, все темы курса пройдены.

Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

осознание ценности труда, науки и творчества;

осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;

осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Требования ФГОС к планируемым результатам изучения учебного материала по изобразительному искусству в 8 классе

В результате изучения изобразительного искусства ученица 8 класса к концу учебного года должна знать/понимать:

- виды и жанры изобразительного искусства;

- прикладное искусство и дизайн;

- ведущие музеи мира и России;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности – по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Воспитанницы должны уметь:

- самостоятельно проводить развёрнутый анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно- выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т.п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.


 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— внутренняя позиция обучающегося, основанная на поиске и установлении личностного смысла («значения для себя») учения;

— способность к самооценке, самоконтролю;

— владение познавательной и личной рефлексией;

— мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

— умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

— умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

— умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения курса

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

— виды и жанры изобразительного искусства;

— прикладное искусство и дизайн;

— ведущие музеи мира и России;

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Обучающиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

— активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.


 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Виды художественной деятельности

Универсальные учебные действия

Рисование с натуры

 

Регулятивные:

-определять последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

-учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

-учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.

Рисование на темы

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-определять последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;

выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка;

-слушать и понимать речь других;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации деятельность

Декоративно-прикладная деятельность

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

-определять последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе деятельность работы с иллюстрацией, картиной;

-учиться работать по предложенному учителем плану (или самостоятельно), схеме, инструкции;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; изделия. -слушать и понимать речь других;

Наблюдение за видимым миром (беседы)

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

- учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе наблюдений за миром природы;

Познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание учебного материала предмета «Изобразительное искусство»

в 8 классе (35 часов)

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Рисунок.

13

2

Живопись.

11

3

Композиция.

5

4

Дизайн.

 

6

 

Итого:

35


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание программы 8 класса (35 часов)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности

Живопись

Примерные задания

Этюды натюрморта и пейзажа — рисование с натуры или по представлению (пастель). Этюд городского пейзажа — рисование с натуры или по представлению (любые живописные материалы). Многоплановый пейзаж: в декоративном стиле — рисование по представлению (гуашь). Изображение предметов быта в условиях естественного и искусственного освещения — рисование с натуры (любые живописные материалы). Натюрморт со свечой — рисование с натуры (гуашь)

а) рисование по памяти и представлению натюрморта, городского пейзажа.

б) рисование на тему: «Как прекрасен этот мир», «Движение — это жизнь», «Историческое прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны», «Фантастический город», «Городские бульвары», «Зимнее окно», «Пейзаж в сумерки», «Мир пустыни», «Партизаны», «На привале», «Всадники», «Перед атакой», «Путешествие в другую страну», «В морской пучине», «Вечер на рейде», «Путешествие на автомобиле», «На катке», «Волшебный мир театра», «Мотогонки», «На тренировке», «Мы гимнасты», «На байдарках по реке», «Мой современник», «Наша дискотека», «Родная песня», «Танец моего народа», «Наш оркестр», «Праздник в школе», «В лесной чаще» и др.;

Проекты:

а) «Книжная графика и офорты В. Фаворского»:

— презентация о творчестве В. Фаворского;

— сообщение о создании серии гравюр к «Слову о полку Игореве» В. Фаворского;

б) «Выразительность произведений великих художников»:

— презентация о произведениях известных художников.

Особенности работы пастелью: штриховые и нештриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами. Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж. Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Цветотоновые отношения в натюрморте

Иметь представление о истории развития живописи пейзажа в творчестве выдающихся русских и зарубежных художников-пейзажистов. Создавать живописными или декоративными средствами образ природы, города. Передавать тоном и цветом объем и пространство в пейзаже и натюрморте. Анализировать тональные отношения, цвет изображаемых предметов. Видеть цветовое богатство окружающего мира и использовать свои наблюдения в художественно-творческой деятельности. Владеть различными приемами работы пастелью и другими живописными материалами

Рисунок

Примерные задания

Наброски фигуры человека: лнейные, силуэтные, светотеневые — рисование с натуры или по представлению (любые графические материалы).Иллюстрация к литературному произведению — графическая композиция в технике гратографии (граттаж). Линейная зарисовка интерьера во фронтальной проекции — рисование с натуры или по памяти и представлению (карандаш). Линейно-конструктивная зарисовка интерьера, расположенного под случайным углом зрения, — рисование с натуры (карандаш). Наброски фигуры человека спереди, сбоку, сзади в статичных позах — рисование с натуры (карандаш). Наброски головы человека — рисование с натуры (карандаш) Наброски фигуры человека в различных положениях: сидя, стоя (статичная поза и в движении) — рисование с натуры (карандаш)

Понятие «графика», ее классификация. Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакат и др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра, офорт, литография. Произведения графики в повседневной жизни. Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Правила изображения фигуры человека. Особенности выполнения рисунка фигуры человека в статичной позе. Изображение человека в движении. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести»

Знать виды графики, ее основные средства выразительности, различные графические техники и материалы. Иметь представление о творчестве выдающихся русских и зарубежных художников-графиков. Овладевать приемами работы карандашом, различными графическими техниками. Передавать линией и тоном пространство в интерьере. Иметь элементарные представления об анатомии фигуры человека. Давать пластическую характеристику натуре (при рисовании фигуры человека), ее пропорциональным особенностям, передавать освещенность, ритмическое строение, движение. Выполнять учебные задания по рисунку — краткосрочные (наброски, зарисовки) и длительные (линейно-конструктивный и тоновый рисунки). Создавать графическими средсвами творческие работы

Композиция

Примерные задания

Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир» — рисование на тему. Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение — это жизнь» — рисование на тему. Многофигурная композиция на историческую или современную тему с выполнением поисковых композиционных эскизов («Историческое прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны», «В мастерской художника», «Школьный урок» и др.) — рисование на тему

Композиция как важнейший организующий компонент художественной формы, придающий единство и цельность произведению, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных и динамичных композиций

Знать последовательность работы над тематической композицией. Овладевать системой ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение). Применять наиболее подходящие для воплощения замысла художественновыразительные средства. Знать закономерности, приемы создания статичных и динамичных композици

Декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование и дизайн

Примерные задания

Примерные задания Эскиз интерьера (графические материалы или компьютерная графика). Эскиз панно, мозаики или витража (компьютерная графика).Эскиз рекламного плаката (компьютерная графика)

Современное декоративно-прикладное искусство. Элементарные основы компьютерной графики. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные(трехмерные) изображения. Художественная и рекламная графика

Знать особенности художественной, конструкторской и рекламной графики. Иметь элементарные представления о компьютерной графике и использовать ее в практической деятельности. Выполнять эскизное решение пространства интерьера согласно его функциональному предназначению. Разрабатывать эскизы печатной продукции. Выполнять творческие мульти-медиапроекты

Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» в 8 классе

п/п

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

ИКТ

Формы контроля

Дата

Освоение предметных знаний и умений

Метапредметные и личностные (УУД)

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

РИСУНОК

1-2

Особенности графики. Входная диагностическая контрольная работа.

2

1- Урок усвоения новых знаний 2-Урок

закрепления

знаний

Понятие «графика», ее особенности.

Знать основные средства выразительности графики, различные графические техники и материалы. Иметь представление о творчестве выдающихся русских и зарубежных художников – графиков. Овладевать приемами работы карандашом, различными материалами.

Выполнить наброски фигуры человека: линейные, силуэтные, светотеневые – рисование с натуры или по представлению (любые графические материалы)

Формирование представления об особенностях графики, ее изобразительных средствах, умения находить их работах известных мастеров; освоение умения использовать в работах основные изобразительные средства графики; овладение навыками выполнения набросков фигуры человека с использованием различных художественных средств графики, умением быстро передавать общую форму в набросках, характер натуры, пластику, подметить характерные черты в фигуре человека.

Познавательные УУД: освоение метода сравнительного анализа; совершенствование умения отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя; освоение творческого вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности: контролировать учебные действия и оценивать результат; развитие умения проводить анализ художественных произведений, натуры, выполнять работу в пределах отведенного времени;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность

Личностные УУД: развитие аналитического восприятия реального мира, интереса к изобразительному искусству, наблюдательности, креативности мышления, координации глаза и руки (умение быстро передать в наброске характер натуры), творческого воображения, аккуратности при выполнении работы, умения адекватно оценивать себя и свои достижения.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

06.09,13.09

 

3-5

Виды печатной графики

3

1- Урок усвоения новых знаний 2-3- Урок

закрепления

знаний

Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакат и др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линографюра, офорт, литография. Произведения графики в повседневной жизни.

Знать виды графики.

Овладевать приемами техники гратографии.

Выполнить графическую композицию в технике гратографии на тему «Мое любимое животное» или иллюстрацию к литературному произведению.

Формирование представления об особенностях видов графики по технике исполнения и назначению; анализ графических работ, выполненных знаменитыми художниками4 формирование умения различать виды графических работ и воссоздавать литературный образ в графическом произведении; овладение навыками выполнения работ в технике гратографии

Познавательные УУД: Умение проводить сравнительный анализ натуры. Делать на основе наблюдения самостоятельные выводы, применяя полученные ранее знания. Умение видеть

логику в рассуждениях и действиях учителя и следовать ей в самостоятельной работе, освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Умение планировать свою деятельность,

последовательно построение предметов. Умение прогнозировать результат, анализировать результаты своей работы, сохранять то, что получилось, и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность

Личностные УУД: развитие интереса к разным видам изобразительного искусства, наблюдательности (в ходе изучения повадок животных), креативности мышления, координации глаза и руки, творческого воображения, аккуратности при выполнении работы; формирование технологических навыков.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

20.09, 27.09,04.10

 

ДИЗАЙН

6-7

Шрифтовая композиция

2

1- Урок усвоения новых знаний 2- Урок

закрепления

знаний

Искусство оформления текста. Ассиметричные и симметричные шрифтовые композиции. Флаговая и ступенчатые формы.

Знать особенности искусства оформления текста.

Разрабатывать шрифтовые композиции.

Выполнить шрифтовые надписи разного содержания.

Формирование представления об особенностях различных шрифтов, шрифтовых композициях; освоение умения компоновать шрифтовые композиции; формирование навыка выполнения отдельных букв и шрифтовых композиций тушью и пером.

Познавательные УУД: формирование умения анализировать произведения графического дизайна, отмечать выразительные средства изображения, их соответствие назначению; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: уметь строить понятное монологическое высказывание; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы

Личностные УУД: развитие интереса к дизайну, наблюдательности, креативности мышления, координации глаза и руки, творческого воображения, умения соединять в работе красоту и практическую целесообразность, аккуратности при выполнении работы; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок). Теоретический.

11.10, 18.10

 

ЖИВОПИСЬ

8-9

Сочиняем интерьер комнаты.

2

1- Урок усвоения новых знаний 2- Урок

закрепления

знаний

Особенности работы пастелью: штриховые и не штриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами.

Знать основные приемы работы пастелью, штриховые и не штриховые способы.

Иметь представление о произведениях, выполненных пастелью известными художниками.

Овладевать различными приемами работы пастелью и другими живописными материалами.

Выполнить этюды натюрморта и пейзажа- рисование с натуры или по представлению (пастель).

Формирование представления об основных приемах работы пастелью; освоение умения использовать различные приемы работы пастелью; овладение навыками работы пастелью разными способами.

Познавательные УУД: умение выбирать способы и приемы работы, соблюдать последовательность работы, сравнивать выразительные средства изображения, их соответствие назначению; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Навыки самообучения, освоение метода

информационного поиска.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к новому художественному материалу и способам нового решения знакомых задач; развитие наблюдательности, креативности мышления, координации глаза и руки, творческого воображения, умения соединять в работе красоту и практическую целесообразность, аккуратности при выполнении работы; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

25.10, 08.11

 

10-11

Свет и цвет

2

Уроки

усвоения

новых

знаний,

комплексно

го

применение

знаний и

умений

Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предмета.

Анализировать влияние характера света на цвет предметов.

Передавать живописными средствами характер освещения.

Выполнить изображение предметов быта в условиях естественного и искусственного освещения – рисование с натуры (любые живописные материалы)

Углубление представления об основных видах освещения; освоение умения учитывать вид освещения при написании цветов предметов; формирование умения видеть влияние освещения на цвет предметов.

Познавательные УУД: формирование умений наблюдать и сравнивать выразительные средства изображения, их соответствие натуре; освоение творческого, вариативного подхода к выполению практических заданий; развитие умения представлять информацию в табличном виде.

Регулятивные УУД: Умение анализировать собственную работу, находить в ней ошибки и исправлять их. Умение проводить анализ содержания произведений изобразительного искусства, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на зрителя.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к углублению имеющихся знаний, нового подхода к знакомым понятиям; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

15.11, 22.11

 

12-14

Цвето-тоновые отношения

3

Уроки

усвоения

новых

знаний,

комплексно

го

применение

знаний и

умений

Цвето - тоновые отношения в натюрморте.

Анализировать тоновые отношения, цвет изображаемых предметов.

Видеть цветовое богатство окружающего мира и использовать свои наблюдения в художественно-творческой деятельности.

Выполнить изображение натюрморта со свечой – рисование с натуры (гуашь)

Углубление представления о цвето-тоновых отношениях; овладение навыками определения цвето-тоновых отношений в натюрмортах с учетом вида освещения, его местоположения и удаленности, т.е. световой перспективы.

Познавательные УУД: развитие умения наблюдать и сравнивать изображение с натурой, анализировать все факторы цвето-тоновых отношений и создавать обобщающий образ.

Регулятивные УУД: Умение сравнивать между собой натуру и изображение, художественные учебные работы,

последовательно выполнять работу, пользоваться информационными технологиями.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные УУД: развитие пространственных представлений, цветовосприятия, наблюдательности и точности при выполнении работы; формирование умения адекватно оценивать свои работы, осознавать пути исправления ошибок.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

29.11, 06.12, 13.12

 

15-16

Цветовые иллюзии

2

Уроки

усвоения

новых

знаний,

комплексно

го

применение

знаний и

умений

Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др.

Знать свойства цветовых контрастов.

Применять пространственную иллюзию, иллюзию изменения размера цветового пятна, иллюзию веса в процессе цветового решения картины.

Выполнить изображение многопланового пейзажа: в декоративном стиле – рисование по представлению (гуашь).

Формирование представления о видах цветовых иллюзий; освоение умения учитывать влияние цветовых иллюзий на конечный результат при создании живописных работ; овладение навыками сознательного использования определенных эффектов в живописи.

Познавательные УУД: Умение проводить анализ художественных произведений с точки зрения использования цветовых иллюзий и на этой основе оценивать художественные достоинства; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Развитие умения на основании наблюдения и анализа делать выводы. Умение последовательно вести работу.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные УУД: развитие чувства цветовой гармонии, цветовосприятия, логического и аналитического мышления, умения планировать свою деятельность.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

20.12, 27.12

 

РИСУНОК

17-18

Интерьер, расположенный во фронтальной проекции.

2

Урок

усвоения

новых

знаний,

закрепления,

обобщения

Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения.

Иметь представление о развитии интерьерного жанра в русском и зарубежном изобразительном искусстве.

Знать правила построения интерьера во фронтальной перспективе.

Выполнение линейной зарисовки интерьера во фронтальной проекции – рисование с натуры или по памяти и представлению (карандаш).

Формирование представления о процессе восприятия пространства глазным аппаратом человека; освоение умения изображать интерьер, расположенный во фронтальной проекции, в соответствии с законами линейной перспективы; овладение навыками конструктивного построения интерьера; выработка умения определять тональные отношения и передавать пространство интерьера графическими средствами; формирование умения воспринимать и анализировать изображения интерьеров, выполненные знаменитыми художниками.

Познавательные УУД: Умение проводить анализ художественных произведений с точки зрения использования цветовых иллюзий и на этой основе оценивать художественные достоинства; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Освоение навыков самообучения, метода информационного поиска. Использование компьютерных

технологий в процессе выполнения творческих заданий.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные УУД: развитие пространственного воображения, логики, наблюдательности, креативности мышления, координации глаза и руки, творческого воображения; формирование потребности изучать натуру – наблюдать явления линейной перспективы в окружающей действительности.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

10.01, 17.01

 

ДИЗАЙН

19-20

Проектирование предметов

2

Урок

усвоения

новых

знаний,

закрепления,

обобщения

Сочетание художественной и практической ценности при проектировании предметов.

Знать основы проектирования предметов.

Выполнять проект предмета быта согласно его функциональному предназначению.

Проектирование предмета на основе моделирования с помощью комбинаторики простых геометрических тел.

Формирование представлений о сочетании пользы и красоты в предметах дизайна, эргономике, влиянии прогресса (новых материалов и технологий) на изменение дизайна предметов; освоение умения макетирования из простых геометрических тел.

Познавательные УУД: развитие умения наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения, соответствующие назначению предмета; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Умение выстраивать алгоритм действий, доводить работу до логического конца.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные УУД: Умение видеть прекрасное в обыденном. Развитие аналитических способностей, пространственного мышления, глазомера, наблюдательности, моторики руки,

профессиональных навыков

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

24.01, 31.01

 

РИСУНОК

21-22

Фигура человека в статичных позах

2

Урок

усвоения

новых

знаний,

закрепления,

обобщения

Правила изображения фигуры человека. Особенности выполнения рисунка фигуры человека в статичной позе.

Иметь элементарные представления об анатомии фигуры человека.

Давать пластическую характеристику натуре (при рисовании фигуры человека), ее пропорциональным особенностям.

Наброски фигуры человека спереди, сбоку, сзади с статичных позах (стоя, сидя) - рисование с натуры (карандаш).

Формирование представления об анатомическом строении фигуры человека; освоение умения определять центр тяжести фигуры человека и условия ее равновесия.

Познавательные УУД: формирование умения наблюдать и сравнивать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: вырабатывать способность различать способ и результат действия. эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека. Совершенствование навыков анализа, сравнительного анализа художественных произведений, работ одноклассников и своих работ.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

07.02, 14.02

 

КОМПОЗИЦИЯ

23-24

Статичные композиции

2

Урок

усвоения

новых

знаний,

закрепления,

обобщения

Композиция как важнейший организующий компонент художественной формы, придающий единство и цельность произведению, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Законы, приемы и средства композиции. Способы создания статичных композиций.

Знать последовательность работы над тематической композицией.

Овладевать системой ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение).

Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир» - рисование на тему.

Формирование представления об условном делении композиций на статичные и динамичные, устойчивых композиционных схемах статичных композиций; освоение умения передавать через статичные композиции определенные эмоции, сюжетные линии; овладение навыками сознательного использования художественно-композиционных приемов при создании статичных композиций.

Познавательные УУД: формирование умения сравнивать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Овладение навыками самоанализа и анализа, сравнительного анализа. Прогнозирование

конечного результата практической работы. Планомерное доведение работы до прогнозируемого результата.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное суждение; учитывать мнение других

Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, способности выразить свои эмоции в художественном произведении; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

21.02,28.02

 

РИСУНОК

25-26

Интерьер, расположенный под случайным углом зрения

2

Урок

усвоения

новых

знаний,

комплексно

го

применения

знаний и

умений

Правила построения интерьера, расположенного под случайным углом зрения.

Передавать линией и тоном пространство в интерьере, расположенном под случайным углом зрения.

Линейно-конструктивная зарисовка интерьера, расположенного под случайным углом зрения, - рисование с натуры (карандаш).

Освоение умения изображать интерьер, расположенный под случайным углом зрения, в соответствии с законами линейной перспективы, определять тоновые отношения и передавать пространство интерьера с натуры; формирование представления об особенности восприятия окружающего мира человеком, умения воспринимать и анализировать изображения интерьеров, выполненные знаменитыми художниками.

Познавательные УУД: развитие умения анализировать художественные произведения, натуру, выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя, последовательно выполнять работу; совершенствование метода обобщения при выполнении практических заданий.

Регулятивные УУД: умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в анализе художественных произведений; отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

Личностные УУД: развитие пространственного воображения, логики, наблюдательности, креативности мышления, координации глаза и руки, творческого воображения; формирование потребности изучать натуру – наблюдать явления линейной перспективы в окружающей действительности.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

07.03, 14.03

 

27-28

Фигура человека в движении

2

Урок

усвоения

новых знаний,

комплексно

го

применения

знаний и

умений

(комбиниро

ванный)

Изображение человека в движении. Равновесие фигуры в пространстве. Понятие площадь опоры, центр тяжести.

Знать и уметь находить центр тяжести и площадь опоры.

Передавать в рисунке движение человека.

Рисование идущего и бегущего человека по представлению.

Формирование представления об анатомическом строении фигуры человека; освоение умения определять центр тяжести фигуры человека и условия ее равновесия во время движения, выполнять наброски фигуры человека в движении.

Познавательные УУД: формирование умения наблюдать и сравнивать особенности натуры и изображения; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха и неуспеха, делать выводы, искать пути исправления ошибок. Формирование умения представлять окончательный вариант работы, варианты решения поставленной задачи. Умение добиваться намеченного результата в практической работе. Развитие умения осознанного применения теории на практике.

Коммуникативные УУД: : уметь формулировать собственное суждение; учитывать мнение других

Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, работе на результат; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы, координации глаза и руки, умения адекватно оценивать себя и свои достижения.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

21.03, 04.04

 

КОМПОЗИЦИЯ

29-30

Динамичные композиции

2

Комбинированный

Художественно-композиционные приемы создания динамичны композиций.

Знать приемы создания динамичных композиции.

Иметь представление о произведениях известных художников с динамичной композицией.

Передавать различными средствами движение в композиции.

Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь» - рисование на тему.

Формирование представления об условном делении композиций на статичные и динамичные, о возможных композиционных схемах динамичных композиций; освоение умения передавать определенные сюжетные линии, напряженные выразительные эмоции с помощью динамичных композиций;

Познавательные УУД: формирование умения сравнивать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению, определять последовательность работы и действовать по алгоритму; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, вариативного подхода к выполнению практических заданий; формирование умения представлять информацию в табличном виде.

Регулятивные УУД: Умение проводить анализ художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на зрителя., определять последовательность действий

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, работе на результат; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы, координации глаза и руки, умения адекватно оценивать себя и свои достижения.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

11.04, 18.04

 

ДИЗАЙН

31-32

Экранный язык в изобразительном искусстве

 

2

Комбинированный

Экранное искусство XX века и современные информационные технологии.

Иметь представление о некоторых принципах информационно-коммуникационного языка.

Выполнить сценарий на тему, раскадровка сюжета, фотопробы.

Формирование представления об особенностях экранного языка; освоение умения создавать сценарий, выполнять раскадровку (серию рисунков по воображению) и другие подготовительные работы для съемки фильма.

Познавательные УУД: формирования умения применять известные приемы и навыки в новой ситуации, сравнивать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Умение проводить анализ художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на зрителя, определять последовательность действий

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы, координации глаза и руки, умения адекватно оценивать себя и свои достижения.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

25.04, 02.05

 

ЖИВОПИСЬ

33-34

Развитие пейзажной живописи

2

Комбинированный урок

Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи.

Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.

Иметь представление об истории развития живописи пейзажа в творчестве выдающихся русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Создавать тоном и цветом объем и пространство в пейзаже.

Выполнить этюд городского пейзажа – рисование с натуры или по представлению (любые живописные материалы).

Формирование представления о ключевых моментах развития жанра пейзажа; освоение умения создавать образ понравившегося города или улицы.

Познавательные УУД: Развитие умения выбирать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Регулятивные УУД: Умение последовательно выполнять работу. Освоение метода сравнительного анализа, в том числе художественных произведений. Умение делать самостоятель­ные выводы на основе наблю­дения и полученных ранее знаний. Развитие умения устанавли­вать причинно-следственные связи. Умение воплощать творческий замысел на практике. Освоение навыков самообучения, метода информационного поиска. Умение использовать компьютерные технологии для выполнения творческих зада­ний.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника, вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные УУД: формирование мотивации к творческому труду, работе на результат; развитие наблюдательности и точности при выполнении работы, координации глаза и руки, умения адекватно оценивать себя и свои достижения.

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

16.05, 23.05

 

КОМПОЗИЦИЯ

35

Итоговый контрольный урок

1

Обобщающи й урок

Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;

иметь представления о роли художественного матери­ала в построении художественного образа

Умение сочинять пейзаж-на­строение. Умение передавать настроение композиционными приёмами, ритмом линий, пя­тен, цвета и света, цветовой гаммой, колоритом. Само­стоятельно подбирать средства художественной выразитель­ности с целью раскрытия за­мысла пейзажа

Познавательные УУД: умение добывать и обрабатывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы. Аргументировать свою

позицию.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно опреде­лять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные спосо­бы и пути достижения цели, контролировать учебные дей­ствия и оценивать результат. Личностные УУД: Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат

Учебник по ИЗО, художественные материалы и принадлежности, натурный фонд, печатные пособия, примерные работы учащихся, педагогические рисунки, презентация по теме

Практический (рисунок)

30.05

 


 

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Программой предусмотрено:

устный опрос учащихся;

выполнение практических и творческих работ;

различные викторины, тесты;

выставки творческих работ.

 

Контроль и оценка планируемых образовательных результатов:

Стартовый -1

Текущий контроль – после каждого раздела или темы.

Рубежный контроль - 4

Заключительный контроль -1

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.


 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:  обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий;

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:

Для учителя:

Ломов, С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5- 9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013.

Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие.

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2014.

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2014.

Интернет-ресурсы:

http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

http://festival.1september.ru/ - Викторины 

http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования

http://prezentacii.com/

http://www.zavuch.ru/

http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219

http://www.edu.ru

http://www.mon.gov.ru

http://www.proshkolu.ru

Для ученика:

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2014.

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2014.


 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по искусству.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Научно-популярная литература по искусству.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

4. Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Персональный компьютер.

3. Образовательные ресурсы (диски).

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Тушь.

3. Бумага А4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

9. Пластилин.

10. Клей.

11. Ножницы.

6. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Гипсовые геометрические тела.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта.

7. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

ИКТ и ЦОР:

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ватолина Светлана Анатольевна, 26.02.19 в 15:01 0Ответить Пожаловаться
Евгения Александровна, поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!
Недодаева Евгения Александровна, 27.02.19 в 08:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, было очень интересно участвовать в конкурсе!
Недодаева Евгения Александровна, 27.02.19 в 08:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, было очень интересно участвовать в конкурсе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.