Рабочая программа по курсу «Учусь принимать решения» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 3 November 2017 в группе

Рабочая программа курса «Учусь принимать решения»

Рабочая программа курса «Учусь принимать решения» является частью плана внеурочной деятельности, реализующейся в МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапула Удмуртской Республики. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Н. Н. Титаренко, С. В. Пинженой «Учусь принимать решения», УМК которой состоит из:

Н. Н. Титаренко, С. В. Пинженина «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для младших школьников. Учебно- методическое пособие. – г. Екатеринбург: АНО «Центр развития молодежи».

Учусь принимать решения. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие. Н.Н.Титаренко, С.В.Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2012 г.

Курс «Учусь принимать решения» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий и относится к общеинтеллектуальному направлению.

Цель курса: формирования у младших школьников метапредметных результатов образования. Выполняя задания, ребята учатся быть инициативными и творческими, практичными и самостоятельными.

Данная программа используется для преподавания курса «Учусь принимать решения» в МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» в 4 классе и рассчитана на 34 учебных часа в год: 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения курса:

В соответствии с ФГОС НОО данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов курса «Учусь принимать решения» в 4 классе:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

2. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

3. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

4. понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

5. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

2. участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Содержание курса:

Курс состоит из 16 комплексных мини-работ для учеников четвертых классов. Структура комплексной работы включает один источник информации и три-четыре задания к нему на формирование метапредметных результатов.

Комплексная работа № 1 «Озеро Смолино»

План комплексной работы № 1

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Определять проблему, заявленную в тексте экологического содержания

во

Регулятивные

2

Формулировать вопрос к приведённому суждению

во

Коммуникативные

3

Устанавливать причинно-следственные связи

во

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 2 «Учреждения для детского досуга»

План комплексной работы № 2

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

ко

Смысловое чтение

2

Учитывать правило в планировании

ко

Регулятивные

3

Владеть диалогической формой речи

во

Коммуникативные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 3 «Встреча на автовокзале»

План комплексной работы № 3

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Интерпретировать и обобщать информацию

ко

Смысловое чтение

2

Учитывать правило в планировании

ко

Регулятивные

3

Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде

ко

Смысловое чтение

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 4 «Интернет-связь с Прагой»

План комплексной работы № 4

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Учитывать правило в планировании

ко

Регулятивные

2

Интерпретировать и обобщать информацию

ко

Смысловое чтение

3

Интерпретировать и обобщать информацию

во

Смысловое чтение

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 5 «Асфальтовая и песчаная дорожки»

План комплексной работы № 5

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Устанавливать причинно-следственные связи

во

Познавательные

2

Устанавливать причинно-следственные связи

ро

Познавательные

3

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

во

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 6 «Питомник ездовых собак»

План комплексной работы № 6

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Учитывать правило в планировании

ко

Регулятивные

2

Понимать информацию, представленную в неявном виде

во

Смысловое чтение

3

Ориентироваться на разнообразные способы решения задач

во

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 7 «Горнолыжные центры»

План комплексной работы № 7

задания

Виды деятельности

Тип задания

Группа УУД

1

Интерпретировать и обобщать информацию

во, ко

Смысловое чтение

2

Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде

ко

Смысловое чтение

3

Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст

ко

Смысловое чтение

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 8 «Друзья и враги на грядке»

План комплексной работы № 8

задания

Виды деятельности

Тип задания

Группа УУД

1

Ориентироваться на разнообразные способы решения задач

во

Познавательные

2

Определять последовательность выполнения действий

во

Регулятивные

3

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

во

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 9 «Схема метро»

План комплексной работы №9

задания

Виды деятельности

Тип задания

Группа УУД

1

Определять последовательность выполнения действий

ко

Регулятивные

2

Интерпретировать и обобщать информацию

ко

Смысловое чтение

3

Интерпретировать и обобщать информацию

ко

Смысловое чтение

4

Интерпретировать и обобщать информацию

ко

Смысловое чтение

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 10 «Цирк»

План комплексной работы №10

задания

Виды деятельности

Тип задания

Группа УУД

1

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

ко

Регулятивные

2

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

ко

Регулятивные

3

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

ко

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 11 «Лента Мёбиуса»

План комплексной работы №11

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

во

Смысловое чтение

2

Понимать информацию, представленную в неявном виде

во

Смысловое чтение

3

Различать способ и результат действия

во

Регулятивные

4

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

во

Регулятивные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 12 «Печём печенье»

План комплексной работы №12

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; проводить сравнение по заданным критериям

ко

Смысловое чтение

2

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

во

Смысловое чтение

3

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

ко

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 13 «В аэропорту»

План комплексной работы №13

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

ко

Смысловое чтение

2

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

ко

Смысловое чтение

3

Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде

ко

Смысловое чтение

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 14 «Детское меню»

План комплексной работы №14

задания

Виды деятельности

Тип

задания

Группа УУД

1

Понимать информацию, представленную в виде таблицы

ко

Смысловое чтение

2

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

ко

Смысловое чтение

3

Ориентироваться на разнообразные способы решения задач

ко

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 15 «Каша»

План комплексной работы №15

задания

Виды деятельности

Тип задания

Группа УУД

1

Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде

во

Смысловое чтение

2

Проводить сравнение по заданным критериям

ко

Познавательные

3

Самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале

ко

Регулятивные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Комплексная работа № 16 «Опыты с яйцом»

План комплексной работы №16

задания

Виды деятельности

Тип задания

Группа УУД

1

Устанавливать причинно-следственные связи

во

Познавательные

2

Осуществлять выведение общности для целого ряда единичных объектов

во

Познавательные

3

Проводить сравнение по заданным критериям

ко

Познавательные

Р

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

во

Регулятивные

Содержание текстов и заданий компетентностно-ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.

Практически все предлагаемые задания делятся на три группы по форме требуемого ответа:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

Кроме выполнения заданий самой работы, ученику предлагается выполнить самооценку собственной работы и определить самое трудное задание. Эти простейшие оценочные и рефлексивные умения имеют большое значение для дальнейшего обучения.

Формы занятий:

По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая

По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Тематическое планирование:

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

 

«Озеро Смолино»

2

 

Разбор заданий «Озеро Смолино»

3

 

«Учреждение для детского досуга»

4

 

Разбор заданий «Учреждение для детского досуга»

5

 

«Встреча на автовокзале»

6

 

Разбор заданий «Встреча на автовокзале»

7

 

«Интернет – связь с Прагой»

8

 

Разбор заданий «Интернет связь с Прагой»

9

 

«Асфальтовая и песчаная дорожки»

10

 

Разбор заданий «Асфальтовая и песчаная дорожки»

11

 

«Питомник ездовых собак»

12

 

Разбор заданий «Питомник ездовых собак»

13

 

«Горнолыжные центры»

14

 

Разбор заданий «Горнолыжные центры»

15

 

«Друзья и враги на грядке»

16

 

Разбор заданий «Друзья и враги на грядке»

17

 

«Схема метро»

18

 

Разбор заданий «Схема метро»

19

 

«Цирк»

20

 

Разбор заданий «Цирк»

21

 

«Лента Мебиуса»

22

 

Разбор заданий «Лента Мебиуса»

23

 

«Печем печенье»

24

 

Разбор заданий «Печем печенье»

25

 

«В аэропорту»

26

 

Разбор заданий «В аэропорту»

27

 

«Детское меню»

28

 

Разбор заданий «Детское меню»

29

 

«Каша»

30

 

Разбор заданий «Каша»

31

 

«Опыты с яйцом»

32

 

Разбор заданий «Опыты с яйцом»

33-34

 

Итоговая работа

Литература:

Для обучающихся (тетрадь):

Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности. – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2012 г.

Для учителя:

Методические рекомендации по оценке выполнения заданий на сайте www.cerm.ru.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2009

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Ворнцова.– 2изд. – М.: Просвещение, 2010.

Цифровые ресурсы

http://school-collection.edu.ru/;

http://www.nachalka.com;

http://www.it-n.ru;

http://www.viki.rdf.ru

www.cerm.ru.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.