Рабочая программа по курсу «Учусь принимать решения» (4 класс)
Рабочая программа курса «Учусь принимать решения»
Рабочая программа курса «Учусь принимать решения» является частью плана внеурочной деятельности, реализующейся в МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапула Удмуртской Республики. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Н. Н. Титаренко, С. В. Пинженой «Учусь принимать решения», УМК которой состоит из:
Н. Н. Титаренко, С. В. Пинженина «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для младших школьников. Учебно- методическое пособие. – г. Екатеринбург: АНО «Центр развития молодежи».
Учусь принимать решения. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие. Н.Н.Титаренко, С.В.Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2012 г.
Курс «Учусь принимать решения» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий и относится к общеинтеллектуальному направлению.
Цель курса: формирования у младших школьников метапредметных результатов образования. Выполняя задания, ребята учатся быть инициативными и творческими, практичными и самостоятельными.
Данная программа используется для преподавания курса «Учусь принимать решения» в МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» в 4 классе и рассчитана на 34 учебных часа в год: 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса:
В соответствии с ФГОС НОО данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов курса «Учусь принимать решения» в 4 классе:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
3. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
4. понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
5. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
2. участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Содержание курса:
Курс состоит из 16 комплексных мини-работ для учеников четвертых классов. Структура комплексной работы включает один источник информации и три-четыре задания к нему на формирование метапредметных результатов.
Комплексная работа № 1 «Озеро Смолино»
План комплексной работы № 1
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Определять проблему, заявленную в тексте экологического содержания |
во |
Регулятивные |
2 |
Формулировать вопрос к приведённому суждению |
во |
Коммуникативные |
3 |
Устанавливать причинно-следственные связи |
во |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 2 «Учреждения для детского досуга»
План комплексной работы № 2
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию |
ко |
Смысловое чтение |
2 |
Учитывать правило в планировании |
ко |
Регулятивные |
3 |
Владеть диалогической формой речи |
во |
Коммуникативные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 3 «Встреча на автовокзале»
План комплексной работы № 3
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
ко |
Смысловое чтение |
2 |
Учитывать правило в планировании |
ко |
Регулятивные |
3 |
Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде |
ко |
Смысловое чтение |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 4 «Интернет-связь с Прагой»
План комплексной работы № 4
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Учитывать правило в планировании |
ко |
Регулятивные |
2 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
ко |
Смысловое чтение |
3 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
во |
Смысловое чтение |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 5 «Асфальтовая и песчаная дорожки»
План комплексной работы № 5
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Устанавливать причинно-следственные связи |
во |
Познавательные |
2 |
Устанавливать причинно-следственные связи |
ро |
Познавательные |
3 |
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям |
во |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 6 «Питомник ездовых собак»
План комплексной работы № 6
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Учитывать правило в планировании |
ко |
Регулятивные |
2 |
Понимать информацию, представленную в неявном виде |
во |
Смысловое чтение |
3 |
Ориентироваться на разнообразные способы решения задач |
во |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 7 «Горнолыжные центры»
План комплексной работы № 7
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
во, ко |
Смысловое чтение |
2 |
Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде |
ко |
Смысловое чтение |
3 |
Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст |
ко |
Смысловое чтение |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 8 «Друзья и враги на грядке»
План комплексной работы № 8
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Ориентироваться на разнообразные способы решения задач |
во |
Познавательные |
2 |
Определять последовательность выполнения действий |
во |
Регулятивные |
3 |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
во |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 9 «Схема метро»
План комплексной работы №9
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Определять последовательность выполнения действий |
ко |
Регулятивные |
2 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
ко |
Смысловое чтение |
3 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
ко |
Смысловое чтение |
4 |
Интерпретировать и обобщать информацию |
ко |
Смысловое чтение |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 10 «Цирк»
План комплексной работы №10
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
ко |
Регулятивные |
2 |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
ко |
Регулятивные |
3 |
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
ко |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 11 «Лента Мёбиуса»
План комплексной работы №11
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод |
во |
Смысловое чтение |
2 |
Понимать информацию, представленную в неявном виде |
во |
Смысловое чтение |
3 |
Различать способ и результат действия |
во |
Регулятивные |
4 |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
во |
Регулятивные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 12 «Печём печенье»
План комплексной работы №12
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; проводить сравнение по заданным критериям |
ко |
Смысловое чтение |
2 |
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
во |
Смысловое чтение |
3 |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
ко |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 13 «В аэропорту»
План комплексной работы №13
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию |
ко |
Смысловое чтение |
2 |
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию |
ко |
Смысловое чтение |
3 |
Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде |
ко |
Смысловое чтение |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 14 «Детское меню»
План комплексной работы №14
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Понимать информацию, представленную в виде таблицы |
ко |
Смысловое чтение |
2 |
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде |
ко |
Смысловое чтение |
3 |
Ориентироваться на разнообразные способы решения задач |
ко |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 15 «Каша»
План комплексной работы №15
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде |
во |
Смысловое чтение |
2 |
Проводить сравнение по заданным критериям |
ко |
Познавательные |
3 |
Самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале |
ко |
Регулятивные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Комплексная работа № 16 «Опыты с яйцом»
План комплексной работы №16
№ задания |
Виды деятельности |
Тип задания |
Группа УУД |
1 |
Устанавливать причинно-следственные связи |
во |
Познавательные |
2 |
Осуществлять выведение общности для целого ряда единичных объектов |
во |
Познавательные |
3 |
Проводить сравнение по заданным критериям |
ко |
Познавательные |
Р |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
во |
Регулятивные |
Содержание текстов и заданий компетентностно-ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.
Практически все предлагаемые задания делятся на три группы по форме требуемого ответа:
- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).
Кроме выполнения заданий самой работы, ученику предлагается выполнить самооценку собственной работы и определить самое трудное задание. Эти простейшие оценочные и рефлексивные умения имеют большое значение для дальнейшего обучения.
Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Тематическое планирование:
№ занятия |
Дата проведения |
Тема занятия |
1 |
«Озеро Смолино» |
|
2 |
Разбор заданий «Озеро Смолино» |
|
3 |
«Учреждение для детского досуга» |
|
4 |
Разбор заданий «Учреждение для детского досуга» |
|
5 |
«Встреча на автовокзале» |
|
6 |
Разбор заданий «Встреча на автовокзале» |
|
7 |
«Интернет – связь с Прагой» |
|
8 |
Разбор заданий «Интернет связь с Прагой» |
|
9 |
«Асфальтовая и песчаная дорожки» |
|
10 |
Разбор заданий «Асфальтовая и песчаная дорожки» |
|
11 |
«Питомник ездовых собак» |
|
12 |
Разбор заданий «Питомник ездовых собак» |
|
13 |
«Горнолыжные центры» |
|
14 |
Разбор заданий «Горнолыжные центры» |
|
15 |
«Друзья и враги на грядке» |
|
16 |
Разбор заданий «Друзья и враги на грядке» |
|
17 |
«Схема метро» |
|
18 |
Разбор заданий «Схема метро» |
|
19 |
«Цирк» |
|
20 |
Разбор заданий «Цирк» |
|
21 |
«Лента Мебиуса» |
|
22 |
Разбор заданий «Лента Мебиуса» |
|
23 |
«Печем печенье» |
|
24 |
Разбор заданий «Печем печенье» |
|
25 |
«В аэропорту» |
|
26 |
Разбор заданий «В аэропорту» |
|
27 |
«Детское меню» |
|
28 |
Разбор заданий «Детское меню» |
|
29 |
«Каша» |
|
30 |
Разбор заданий «Каша» |
|
31 |
«Опыты с яйцом» |
|
32 |
Разбор заданий «Опыты с яйцом» |
|
33-34 |
Итоговая работа |
Литература:
Для обучающихся (тетрадь):
Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности. – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2012 г.
Для учителя:
Методические рекомендации по оценке выполнения заданий на сайте www.cerm.ru.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2009
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Ворнцова.– 2изд. – М.: Просвещение, 2010.
Цифровые ресурсы
http://school-collection.edu.ru/;