Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» для 4 класса

4
0
Материал опубликован 16 August 2016 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373)

Авторская программа по технологии Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. М.: Баласс, 2012г.

ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом №276 от 01.09.2011г.)

Примерная программа начального образования по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки».

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный закон от 20.03.1999г.№ 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов»

На изучение данного курса отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделя составляет 34 часа в год.

 

Цель программы:

Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Общая характеристика.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет системы дидактических принципов гуманистического воспитания, построенной на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет реализации технологии деятельностного метода (ТДМ) в образовательном пространстве; построения образовательного пространства образовательного учреждения на основе дидактических принципов.

Место курса в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Тематическое планирование.

Тема раздела

Количество часов

 

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

4часа

 

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8 часа

 

Конструирование

4 часа

4.

Художественно-творческая деятельность

10 часа

5.

Использование информационных технологий

8 часа

 

Всего часов

34 часа

Поурочное планирование

п/п

Тема занятия

Дата

1.

Панно из геометрических фигур.

2.09

2.

Панно из салфеток.

9.09

3.

Панно из листьев и цветов.

16.09

4.

Композиция из природных материалов на картоне.

23.09

5.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

30.09

6.

Панно из птичьих перьев.

7.10

7.

Панно из пуговиц.

14.10

8.

Объемная композиция.

21.10

9.

Компьюторная графика.

28.10

10.

Обратная мозаика на прозрачной основе.

11.11

11.

Лепка из солёного теста.

18.11

12.

Мозаика из ватных комочков.

25.11

13.

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

2.12

14.

Фотоколлаж на компьютере.

16.12

15.

Объёмные композиции из гофрированной бумаги.

23.12

16.

Создание презентаций работ из различных материалов.

15.01

17.

Коллективные композиции из бумагопластики.

22.01

18.

Треугольный модуль бумагопластики.

29.01

19.

Замыкание модулей в кольцо.

19.02

20.

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

26.02

21.

Игрушки объёмной формы.

4.03

22.

Мозаика из квадратных модулей.

11.03

23.

Компьютерное рисование в цвете.

18.03

24.

Составление презентаций.

25.03

25.

Изготовление панно нитяных коконов.

1.04

26.

Изготовление панно нитяных коконов.

8.04

27.

Оформление композиции из объёмных поделок.

15.04

28.

Оформление композиции из объёмных поделок.

22.04

29.

Вышивка. Крест и полукрест.

29.04

30.

Вышивка салфетки.

6.05

31.

Мягкая игрушка.

13.05

32.

Изготовление деталей мягкой игрушки.

20.05

33.

Соединение деталей. Готовая мягкая игрушка.

20.05

34.

Выставка работ.

 27.05

Материально-техническое обеспечение

Дидактическое и методическое обеспечение

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2010

Технические средства

1. Магнитофон.

2. Проектор.

3. Интерактивная доска.

4. Документ-камера.

5. Ноутбук.

6. Классная магнитная доска.

Электронные сайты

1. Сайт «Страна Мастеров»

http://stranamasterov.ru

2. Сайт «Всё для детей»

http://allforchildren.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.