12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Емельянова Анна Александровна443 Россия, Ярославская обл., Ярославль Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373)
Авторская программа по технологии Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. М.: Баласс, 2012г.
ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом №276 от 01.09.2011г.)
Примерная программа начального образования по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки».
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный закон от 20.03.1999г.№ 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов»
На изучение данного курса отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделя составляет 34 часа в год.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Общая характеристика.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет системы дидактических принципов гуманистического воспитания, построенной на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет реализации технологии деятельностного метода (ТДМ) в образовательном пространстве; построения образовательного пространства образовательного учреждения на основе дидактических принципов.
Место курса в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Количество часов |
| Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание | 4часа |
| Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 8 часа |
| Конструирование | 4 часа |
4. | Художественно-творческая деятельность | 10 часа |
5. | Использование информационных технологий | 8 часа |
Всего часов | 34 часа |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | Панно из геометрических фигур. | 2.09 |
2. | Панно из салфеток. | 9.09 |
3. | Панно из листьев и цветов. | 16.09 |
4. | Композиция из природных материалов на картоне. | 23.09 |
5. | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | 30.09 |
6. | Панно из птичьих перьев. | 7.10 |
7. | Панно из пуговиц. | 14.10 |
8. | Объемная композиция. | 21.10 |
9. | Компьюторная графика. | 28.10 |
10. | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 11.11 |
11. | Лепка из солёного теста. | 18.11 |
12. | Мозаика из ватных комочков. | 25.11 |
13. | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 2.12 |
14. | Фотоколлаж на компьютере. | 16.12 |
15. | Объёмные композиции из гофрированной бумаги. | 23.12 |
16. | Создание презентаций работ из различных материалов. | 15.01 |
17. | Коллективные композиции из бумагопластики. | 22.01 |
18. | Треугольный модуль бумагопластики. | 29.01 |
19. | Замыкание модулей в кольцо. | 19.02 |
20. | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | 26.02 |
21. | Игрушки объёмной формы. | 4.03 |
22. | Мозаика из квадратных модулей. | 11.03 |
23. | Компьютерное рисование в цвете. | 18.03 |
24. | Составление презентаций. | 25.03 |
25. | Изготовление панно нитяных коконов. | 1.04 |
26. | Изготовление панно нитяных коконов. | 8.04 |
27. | Оформление композиции из объёмных поделок. | 15.04 |
28. | Оформление композиции из объёмных поделок. | 22.04 |
29. | Вышивка. Крест и полукрест. | 29.04 |
30. | Вышивка салфетки. | 6.05 |
31. | Мягкая игрушка. | 13.05 |
32. | Изготовление деталей мягкой игрушки. | 20.05 |
33. | Соединение деталей. Готовая мягкая игрушка. | 20.05 |
34. | Выставка работ. | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2010
Технические средства
1. Магнитофон.
2. Проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Документ-камера.
5. Ноутбук.
6. Классная магнитная доска.
Электронные сайты
1. Сайт «Страна Мастеров»
2. Сайт «Всё для детей»