Рабочая программа по курсу «Математика. Учусь учиться» (1 класс, УМК «Учусь учиться» Л. Г. Петерсон)
Пояснительная записка
Программа по курсу «Математика. Учусь учиться» для 1 _ класса МБОУ «Школа № 21» г. Рязани разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по математике для учащихся 1 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Г. Петерсон, ООО «Баласс», 2014.
Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс. В 3 ч./Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента ,2017.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
• Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год.
Авторская программа по курсу «Математика. Учусь учиться» для 1 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Г. Петерсон подразумевает обучение по предмету «Математика» на повышенном уровне.
Цели и задачи
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование у учащихся основ умения учиться;
· освоение начальных математических знаний;
· развитие интереса к математике.
Задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.На изучение математики в первом классе начальной школы отводится по 5 часа в неделю, всего 165 часов.
Основное содержание курса
Числа и арифметические действия с ними (78 ч)
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…Порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счета предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»).
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (30 ч)
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания.
Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (16 ч)
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др.
Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (15 ч)
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч)
Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы:
а + б = б + а
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с − а = б.
Математический язык и элементы логики (4 ч)
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Математический язык и элементы логики (4 ч)
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (4 ч)
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Свойства предметов (цвет, форма, размер и др.). Сравнение предметов по свойствам. |
4 |
2 |
Группы предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение. Знаки «равно» и «неравно» |
4 |
3 |
Сложение и вычитание групп предметов. Знаки «+» и «–» (4 ч)
|
4 ч |
4 |
Связь между частью и целым (сложением и вычитанием). Пространственно-временные отношения: выше – ниже, спереди – сзади, слева – справа, раньше – позже и др. Порядок. Счет до 10 и обратно |
7 ч |
5 |
Числа и цифры 1–6. Наглядные модели, состав, сложение и вычитание в пределах 6 |
21 ч |
6 |
Точки и линии. Области и границы. Компоненты сложения и вычитания |
9 ч |
7 |
Числа и цифры 7–9. Состав, сложение и вычитание в пределах 9. Отрезок и его части. Ломаная линия, многоугольник.
|
17 ч |
8 |
Сложение, вычитание и сравнение с нулем. Части фигур.
|
4 ч |
9 |
Римские цифры. Алфавитная нумерация. Равные фигуры
|
7 ч |
10 |
Задача. Решение задач на нахождение части и целого. Взаимно обратные задачи. Разностное сравнение чисел.
|
14 ч |
11 |
Величины. Длина, масса, объем. Свойства величин. |
11 ч |
12 |
Уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым (11 ч) |
11 ч |
13 |
Укрупнения единиц счета. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. |
13 ч |
14 |
Счет десятками и единицами. Названия и запись чисел до 20. Нумерация двузначных чисел. |
6 ч |
15 |
Счет десятками и единицами. Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100) |
6 ч |
16 |
«Квадратная таблица» сложения. Решение уравнений и составных задач в 2–3 действия |
27 ч |
|
ИТОГО |
165 |
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах и парах на уроках и во внеурочное время над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу. Ученики решают творческие задачи, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Результаты освоения учебного предмета
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
ü называть последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
ü называть и обозначать операции сложения и вычитания;
ü таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
ü сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
ü читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
ü находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
ü решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение;
ü распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Обучающие получат возможность научиться:
ü выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал;
ü выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основе общего признака (родовое отличие);
ü производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
ü находить значения выражений, содержащих два действия (сложение и/или вычитание) без скобок;
ü сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
ü решать уравнения видаа ± х = b; х – а = b;
ü решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
ü узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
ü определять длину данного отрезка;
ü читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
ü заполнять таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
ü решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
ü таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
ü название компонент и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
ü переместительное свойство сложения;
ü единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения математике в первом классе.
Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня его превышение.
Качественная оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых первоклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Это математические (арифметические) диктанты, записи решения учебных познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и в устной форме.
Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль в виде контрольных работ проводится по разделам, полугодиям.
Основанием для оценивания знаний первоклассников служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых работ.
В первом классе осуществляется качественное оценивание результатов освоения первоклассниками программы по математике (в условиях безотметочного обучения). Для этого используются следующие методики: шкала успеха, лесенка достижений, светофор, портфель достижений школьника.
Наименование раздела. |
Характеристика основной содержательной линии |
Планируемые результаты |
Система оценки |
||
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
Вид контроля |
Показатель успешности |
||
Числа и арифметические действия с ними |
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы. Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … Порядок. Число как результат счета предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, ¹, >, <. Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 |
- сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, назначению, материалу; - выделять общие признаки из совокупности предметов; - выделять признаки сходства и различия предметов; - располагать предметы слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар. -различать понятия «цифра» и «число»; - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10; - находить значение выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание); - распознавать геометрические фигуры; - строить натуральный ряд чисел; - чертить, определять длину, обозначать буквами отрезок; - сравнивать отрезки по длине; - пользоваться циркулем для измерения отрезков; - выделять прямые углы путём сравнивания с моделью прямого угла.
|
- выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя; - ориентироваться в учебнике. - использовать математическую терминологию при записи и выполнения арифметического действия (сложения, вычитания при изучении компонентов); - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия при изучении сложения и вычитания в пределах 10; |
Контрольная работа
Математический диктант |
Лесенка достижений Портфолио ученика
Светофор |
Работа с текстовыми задачами |
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9. Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.). Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам. Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач. |
-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; - оценивать правильность выполнения действий с помощью учителя; - моделирование задач на разностное сравнение по теме «Задачи на разностное сравнение»; - работа со схемами при анализе содержания задач; - выполнение индивидуальных заданий по нахождению целого или части; - работа с информационными источниками: таблицы, схемы; - работа с предметными моделями «Задача и ее структура»; - работа в парах при выполнении совместных заданий, раскрывающих смысл действий «сложение» и «вычитание».
|
- моделировать изученные зависимости; - установление взаимосвязей между объектами задачи, построение наиболее целесообразной схемы решения задачи; - формировать собственное мнение; - задавать вопросы.
|
Контрольная работа
Математический диктант |
Лесенка достижений
Портфолио ученика
Светофор |
Геометрические фигуры и величины |
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально). Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны. Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объединение и пересечение геометрических фигур. |
- описывать явления и события с использованием величин; -выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия. - определять длину данного отрезка; - выражать числом результат измерения длины, массы, объёма; - читать, записывать именованные числа; - сравнивать, складывать и вычитать именованные числа. |
- моделировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить величины; - исследовать ситуации, требующие сравнения величин; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при сравнении, сложении и вычитании величин. |
Контрольная работа |
Лесенкам достижений Портфолио ученика |
Величины и зависимости между ними |
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин. Измерение массы. Единица массы: килограмм. Измерение вместимости. Единица вместимости: литр. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонента- ми и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи. Числовой отрезок. |
- способы измерения длины, массы, объёма; - единицы измерения длины, массы, объёма (сантиметр, дециметр, литр, килограмм) - соотношения между величинами; - выполнять чертёж отрезка с помощью линейки; - определять длину данного отрезка; - выражать числом результат измерения длины, массы, объёма; - читать, записывать именованные числа; - сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.
|
- моделировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить величины; - исследовать ситуации, требующие сравнения величин; - описывать явления и события с использованием величин; -выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия. |
Математический диктант
Контрольная работа |
Светофор
Лесенка достижений Портфолио ученика |
Алгебраические представления |
Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = . Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + б = б + а. Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с − а = б. |
- решать уравнения видаа+х=b; х-а= b; - выполнять проверку решения уравнений; - оформлять решение уравнения; - находить результат сложения и вычитания в зависимости от изменения компонента; - решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме.
|
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей. - выполнение индивидуальных заданий при решении уравнений вида «а+х= b»; «х-а=b» - работа с графами: таблицы строки, столбцы; - практические работы: задачи на поиск закономерности и классификацию; - работа в парах при выполнении совместных заданий по нахождению результата сложения и вычитания в зависимости от изменения компонента |
Контрольная работа |
Лесенка достижений Портфолио ученика |
Математический язык и элементы логики |
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний. Построение моделей текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения. |
- названия и последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20; - названия и обозначения операций сложения и вычитания; - таблицу сложения и вычитания в пределах 20; - название компонентов и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними; |
- планировать своё действие с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действий с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
|
Математический диктант |
Светофор |
Работа с информацией и анализ данных |
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам. Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице. Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые |
- выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение; - выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака, объединять в группы; - находить значение выражений, содержащих два действия (сложение, вычитание) без скобок; - сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; |
- моделирование задач на разностное сравнение; - выполнение индивидуальных заданий: «Занимательные и нестандартные задачи»; - работа с информационными источниками: дидактический материал, таблицы, схемы; - работа с графами: понятие о взаимно-однозначном соответствии; - работа с предметными моделями на расположен |
Контрольная работа |
Лесенка достижений Портфолио ученика |
Использование контрольно-измерительных материалов при изучении предмета
Название темы урока |
Виды КИМов |
Источник |
|
1 |
Группы предметов |
Самостоятельная работа №1 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
2 |
Группы предметов |
Графический диктант |
|
3 |
Сравнение группы предметов |
Сам. работа №2 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
4 |
Стартовая диагностика |
Пособие «Школьный старт» Т.В. Беглова, М.Р.Битянова |
|
5 |
Сложение |
С.р. №3 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
6 |
Вычитание |
С.р.№4 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
7 |
Раньше, позже |
№5 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
8 |
Общие понятия |
К.р.№1 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
9 |
Числа 1-3 |
С.р.№6 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
10 |
Числовой отрезок |
С.р.№7 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
11 |
Числа от 1 до 5 |
Матем. диктант |
Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
12 |
Сравнение чисел |
С.р.№8 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
13 |
Точки и линии |
Матем. диктант |
Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
14 |
Компоненты вычитания |
С.р.№9 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
15 |
Числа от 1 до 9 |
К.р.№2 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
16 |
Число 7, цифра 7. |
Матем. диктант |
Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
17 |
Ломаная линия. Многоугольник |
С.р.№10 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
18 |
Выражения |
Матем. диктант |
Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
19 |
Выражения |
С.р.№11 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
20 |
Число и цифра 8 |
Матем. диктант |
Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
21 |
Числа 1-8 |
С.р.№12 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
22 |
Компоненты сложения |
С.р.№13 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
23 |
Сложение и вычитание. |
К.р.№3 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
24 |
Взаимосвязь между целой фигурой и её частями. |
С.р.№14 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
25 |
Равные фигуры. |
с.р.№15 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
26 |
Задача и её структура. |
С.р.№16 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
27 |
Задачи на сравнение. |
С.р.№17 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
28 |
Решение задач на сложение и вычитание |
К.р.№4 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
29 |
Длина |
С.р.№18 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
30 |
Величины и их общие свойства. |
С.р.№19 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
31 |
Решение уравнений вида x + a = b |
С.р.№20 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
32 |
Уравнение с неизвестным слагаемым |
С.р.№21 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
33 |
Уравнение. Части и целое |
С.р.№22 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
34 |
Решение уравнений |
К.р.№5 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
35 |
Сложение и вычитание в пределах 10 |
С.р.№23 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
36 |
Решение задач |
С.р.№24 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
37 |
Счёт десятками и единицами |
С.р.№25 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
38 |
Счёт десятками и единицами |
К.р.№6 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
39 |
Сложение и вычитание в пределах 20 |
С.р.№26 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
40 |
Нумерация двузначных чисел |
С.р.№27 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
41 |
Действия с двузначными числами |
С.р.№28 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
42 |
Комплексная работа |
||
43 |
Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 |
С.р.№29 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
44 |
Приёмы сложения и вычитания |
С.р.№30 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
45 |
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток |
С.р.№31 |
«Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
46 |
Итоговая к.р. |
||
47 |
Проверочная работа |
Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов» Мониторинг |
Научно – методическое и материально – техническое обеспечение.
· Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. В 3- частях. – М.: Издательство «Ювента», 2014.
· Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» 1кл. Москва.: Издательство «Ювента», 2014 г.
· Математика. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. - Изд. 2-е, перераб. И доп..- Москва.: Издательство «Ювента», 2014.
Технические средства обучения:
· Компьютер
· Интерактивная доска
· Видеопроектор
· Принтер
Наглядные пособия:
· Комплект таблиц для нач. шк. "Математика. Задачи"
· Демонстрационное пособие "Сказочный счёт".
· Набор цифр от 1 до 10 (для начальной школы)
· Перекидное табло для устного счета (ламинированное)
· Комплект таблиц демонстрационных "Цвет и форма"
· Опорные таблицы по математике 1 класс.
· Лото для детей от 6 до 12 лет.
· Счетная лесенка (ламинированная, с магнит, креплением)
· Часовой циферблат раздаточный
· Счётный материал Математика от 1 до 20.
· Лента измерительная с сантиметровыми делениями
· Модель-аппликация "Числовая прямая".
· Комплект таблиц для нач. шк. "Математика. Арифметические действий»
· Комплект таблиц для нач. шк. "Математика. Математика вокруг нас"
· Комплект наглядных пособий "Изучение чисел I и II десятка".
· Комплект таблиц "Веселая математика".
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.cu
2. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.l september.ru
Рабочая программа
DOCX / 64.45 Кб
Титульный лист
DOCX / 18.74 Кб
КТП
DOCX / 252.58 Кб