Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Акварель» для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Акварель» для 6 класса составлена на основе:
Федерального Закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.13 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.11 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
СанПин 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Программы развития МБОУ «СОШ №120» г. Казани на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Акварель» (6 класс) составлена на основе авторской программы художественно - эстетического направления
«Смотрю на мир глазами художника». Автор - Е.А. Коротеева (Сборник программ внеурочной деятельности. под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2011, в соответствии с требованиями ФГОС).
Цель: дать дополнительные знания учащимся о видах изобразительного искусства, показать использование разнообразных средств в искусстве.
Задачи:
развивать способности, помогающие достижению
развивать творческое мышление;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в искусстве;
учебные задачи:
освоение поэтапных правил изображения;
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
стремление и желание узнавать о новых стилях и направлениях в искусстве;
воспитательные задачи:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения работать в коллективе ;
формирование чувства радости от результатов деятельности;
творческие задачи:
умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
желание знакомиться с творчеством художников родного края;
желание посещать выставки и музеи.
Программа «Акварель» рассчитана на учащихся 6 класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, продолжительность занятия 1 час.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
основа художественно-творческой деятельности;;
интерес к новым видам изобразительного искусства, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Регулятивные универсальные учебные действия :
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
изучать этапы работы;
планировать свои действия;
контролировать и осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
видеть разницу между способом и результатом действия;
исправлять ошибки, вносить коррективы в действия на основе их оценки;
придерживаться учебных действий в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать высказывания различных точек зрения относительно выполнения поставленной творческой задачи;
уметь формулировать собственное мнение;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
учиться задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнера;
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей; часть из целого);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Содержание курса
№ | Название раздела | Основные вопросы раздела (темы) | Кол-во часов |
| (темы) | | |
1 | Живопись | Углубление знаний об основных и о составных цветах, о | 14 |
| | тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. | |
| | Расширение опыта получения эмоционального изменения | |
| | цвета путём насыщения его ахроматической шкалой | |
| | (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается | |
| | способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с | |
| | эмоциональной выразительностью глухих цветов. | |
| | Практическая работа: изображение пейзажей, | |
| | выразительных объектов природы, цветов, камней, | |
| | сказочных персонажей. | |
| | | |
2 | Графика | Продолжение освоения выразительности графической | 17 |
| | неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение | |
| | пластичных, свободных линий). | |
| | Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой | |
| | линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий | |
| | графический материал (карандаш) с целью получения | |
| | тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими | |
| | графическими материалами — углём, сангиной, мелом и | |
| | спецификой работы с ними в различных сочетаниях. | |
| | Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. | |
| | Закрепление представлений о значении ритма, контраста | |
| | тёмного и светлого пятен в создании графического образа. | |
| | Практическая работа: изображение животных и птиц, | |
| | портрета человека, предметов быта. | |
| | | |
3 | Организация и | При организации выставки педагог активизирует общение | 4 |
| обсуждение выставки | детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и | |
| работ учащихся | вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. | |
| | | |
Форма курса внеурочной деятельности «Акварель» - творческая мастерская. Занятия проводятся в виде активных форм организации учебного процесса: презентации, экскурсии, игры, выставки рисунков и поделок и т.д.
Курс внеурочной деятельности по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
В творческой среде сверстников развивается и решается: проблемность, диалогичность, индивидуализация, сбережение здоровья. С этой целью в программу курса вводятся коллективные задания. такие занятия используются при оформлении школьных интерьеров, совместных проектов.
Теоретическая деятельность учащихся связана с уроками истории, литературы и музыки.
Практическая деятельность (в дизайне, декоративно-прикладном искусстве) – с уроками трудового обучения.
Учащиеся получают и расширяют свои знания, полученные на занятиях, учатся правильно относиться к
окружающей действительности.
Поисковая работа находит выражение
в коллекционировании репродукций по выбранным темам;
в создании презентаций в программе «Power Point»;
в подготовке рефератов и докладов;
в устройстве выставок;
в чтении литературы по искусству;
рассматривание альбомов по видам искусства;
посещение выставок и музеев.
Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников.
Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер.
Учащиеся 6 классов изучают такие сложные понятия, как художественный образ, идеал, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Это позволяет вывести подростков на качественно новую ступень понимания искусства и окружающей действительности.
Тематическое планирование курса 6 класс
Название курса: «Акварель»
Количество часов за год: 35
№ | Название темы | Кол-во | Дата проведения занятий | |
Планируемая | Фактическая | |||
| | часов | | |
| | | | |
1 | Вводное занятие «Как стать художником? | 1 | 1 неделя сентября | |
| Человек в живописи, графике, скульптуре. | | | |
2 | Художественный приём «заливка». | 1 | 2 неделя сентября | |
| Рисование неба. | | | |
3 | Рисование по - сырому. Пейзаж. | 1 | 3 неделя сентября | |
| | | | |
4 | «Монотипия пейзажная» – нетрадиционная техника рисования. | 1 | 4 неделя сентября | |
5 | Туманное утро. Техника по мокрой бумаге. | 1 | 1 неделя октября | |
6 | Дождливый день. Техника по мокрой бумаге. | 1 | 2 неделя октября | |
7 | Натюрморт из пятен | 1 | 3 неделя октября | |
8 | Оформление работ к школьной выставке. «Прекрасная пора! Очей очарование…» | 1 | 4 неделя октября | |
9 | Хрупкие цветы. Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа. | 1 | 1 неделя ноября | |
10 | Кисти и краски, мы шагнули в сказку. Сказки о добрых делах. | 1 | 2 неделя ноября | |
11 | Кляксография трубочкой. | 1 | 3 неделя ноября | |
| | | | |
12 | Узор и орнамент. Роспись посуды | 1 | 4 неделя ноября | |
| хохломской росписью. | | | |
13 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование | 1 | 1 неделя декабря | |
| любимой сказки. | | | |
14 | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, | 1 | 2 неделя декабря | |
| разделочной доски. | | | |
15 | Зимний пейзаж | 1 | 3 неделя декабря | |
16 | Оформление школьной выставки. «Увлекательный мир!» | 1 | 4 неделя декабря | |
17 | Линейная и воздушная перспектива. | 1 | 2 неделя января | |
18 | Рисование улицы. | 1 | 3 неделя января | |
19 | «Город мастеров» - работа в технике - граттаж | 1 | 4 неделя января | |
20 | Использование карандашей в рисовании цветов. | 1 | 1 неделя февраля | |
21 | Натюрморт «Всё к столу» | 1 | 2 неделя февраля | |
22 | «Мы – строители!»- (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур). | 1 | 3 неделя февраля | |
23 | «Мы – строители!»- (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур).Заключение. | 1 | 4 неделя февраля | |
24 | Наброски животных. | 1 | 1 неделя марта | |
25 | Композиция «Кот Казанский» | 1 | 2 неделя марта | |
26 | «Подводное царство» - рисование рыбок. | 1 | 3 неделя марта | |
27 | Оформление работ к школьной выставке. «Весна идёт. Весне дорогу!» | 1 | 4 неделя марта | |
28 | Фруктовый натюрморт. | 1 | 1 неделя апреля | |
29 | Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов | 1 | 2 неделя апреля | |
30 | Наброски людей с натуры. | 1 | 3 неделя апреля | |
31 | Контраст толстой и тонкой линии. Портрет человека. | 1 | 4 неделя апреля | |
32 | С натуры. Деревья, кустарники. | 1 | 1 неделя мая | |
| | | | |
33 | Рисование с натуры «Мой город» | 1 | 2 неделя мая | |
34 | Рисование с натуры. «Мой город». Заключение. | 1 | 3 неделя мая | |
35 | Оформление работ к школьной выставке. «Здравствуй, лето!» | 1 | 4 неделя мая | |