Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шаги к успешности» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 29 October 2018 в группе

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаги к успешности» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Алендеевой О.М. «Шаги к успешности» 1 класс.Чебоксары, 2015г.

Цель программы: развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».

Задачи.

Создание положительного эмоционального фона.

Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание,

память, мышление, речь.

Формирование (доступного на данном этапе развития) и совершенствование

внутреннего плана действий.

Формирование универсальных учебных действий (необходимых и доступных

детям на данном этапе развития).

Место учебного курса в учебном плане

Учебный план рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю)

Содержание программы

Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные занимательные упражнения и задания, направленные:

-на развитие познавательных процессов, которые формируют информационную базу, ориентировочную основу психики;

-на формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, умение контролировать образец; умение слушать и слышать учителя.

Каждое занятие включает задания, в процессе выполнения которых развиваются все познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном из них.

                                              Развитие восприятия

Восприятие цвета, размера и формы предметов. Восприятие пространства, времени. Осмысленность восприятия. Зрительный анализ. Развитие чувства времени.

          Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие точности в координации движения руки и глаза. Совершенствование зрительно-моторной координации в системе "глаз - рука", развитие навыка точного копирования образца.

                   Развитие пространственного и творческого воображения

Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие умения мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

         Развитие комбинированных способностей, пространственного мышления

Воссоздание фигур по контурным образцам. Развитие умения анализировать форму плоскостной фигуры по ее контурному изображению. Формирование умения выполнять действие по заданному алгоритму. Решение комбинированных задач.

                                         Развитие внимания

Устойчивость внимания. Избирательность внимания. Концентрация внимания. Переключение внимания. Распределение и объем внимания во внутреннем плане.

Развитие устойчивости внимания. Тренировка избирательности внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие объема внимания. Формирование навыков произвольности.

                                             Развитие памяти

Запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Развитие произвольности процессов запоминания и воспроизведения. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, образной. Развитие объема памяти. Развитие смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

Развитие логического мышления. Определение закономерностей

Развитие умения находить закономерность, обобщать и делать выводы. Развитие способности анализировать простые закономерности.

                 Развитие речи и умения работать с информацией

Развитие речи. Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации, определять учебную задачу. Обогащения словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

                                   Задачи поискового характера

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода

Решения задач на комбинирование: выполнение элементарных комбинированных конфигураций (сочетания, размещения и перестановки) в соответствии с заданными правилами.

Решение нестандартных задач, решение логических задач с нетрадиционно поставленными вопросами, требующими построения цепочки логических рассуждений, логического обоснования предполагаемого результата.

Особую группу в рабочей тетради составляют задания на развитие знаково-символических действий.

                   Формирование внутреннего плана действий

Формирование способности правильно и быстро преобразовывать в уме, без всяких внешних опор, материал, состоящий из значительного числа отдельных элементов. Ориентировка в цифровом и словесном материале. Повышения интереса к умственной деятельности и учебе.

                Планируемые результаты освоения программы

Систематическое проведение занятий содействует формированию личностных результатов:

- формирование положительной мотивации;

- развитию любознательности;

-развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;

-целостному восприятию окружающего мира;

-формированию адекватной позитивной самооценки;

-формированию рефлексивной самооценки, умению анализировать свои действия и управлять ими;

-формированию самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления и умения преодолевать трудности.

В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся:

- анализировать и оценивать свое эмоциональное состояние;

- понимать причины своего успеха или неуспеха, связывая успех со старанием;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности;

- понимать чувства других людей;

- положительно относится к себе и другим;

- определять, принимать и соблюдать правила поведения при сотрудничестве;

- в ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступать, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:

-строить речевые высказывания в устной форме;

-извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения заданий;

-создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определенных заданий;

-использовать знаково-символические средства;

-строить логическую цепь рассуждений;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

-быть открытым и способным выражать собственные мысли;

-высказывать и аргументировать свое предложение;

-слушать своих сверстников, убеждать и уступать;

-с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

-брать на себя инициативу, работая в группах;

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации взаимопроверки;

-сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

-учиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

-работать в парах и малых группах.

Регулятивные УУД:

-прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

-принимать задачу, сохранять и выполнять ее с интересом;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

-оценивать правильность выполнения своих действий;

-оценивать правильность выполнения действий другого;

-контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатом своего труда;

-развивать способность к рефлексии;

-развивать внутренний план действий.

Критерии и методы оценки эффективности работы по программе

Формы оценивания

-прогностический (оценка предстоящей работы);

-ретроспективная (оценка выполненной работы);

-самооценка;

-взаимопроверка.

Формы контроля

-получение обратной связи от учащихся на занятиях;

-анализ работ учащихся в рабочей тетради;

-практические работы;

-сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий.

 

Тематическое планирование занятий

п/п

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1-2.

Восприятие цвета и формы.

2

 

3-4.

Восприятие. Восприятие формы и величины. Целостность восприятия.

2

 

5-6.

Восприятие. Восприятие пространства. Пространственные отношения: над, под, справа, слева, между, рядом, посередине, внутри, снаружи.

2

 

7-8.

Восприятие и умозаключение.

2

 

9-10.

Восприятие зрительно-пространственный анализ и синтез. Внутренний план действий.

2

 

11-12.

Восприятие. Восприятие времени. Ориентировка во времени. Временные отношения: раньше, позже.

2

 

13-14.

Восприятие. Восприятие направления и расстояния.

2

 

15-16.

Восприятие. Осмысленность и обобщенность восприятия.

2

 

17-18.

Восприятие. Устойчивость образов восприятия.

2

 

19-20.

Восприятие. Слуховое восприятие. Внутренний план действий.

2

 

21-22.

Восприятие. Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез.

2

 

23-24.

Восприятие. Взаимоотношение целого и части в восприятии. Внутренний план действий.

2

 

25-26.

Восприятие. Зрительно-двигательная координация. Комбинаторные способности.

2

 

27-28.

Зрительное восприятие. Зрительно-двигательная координация.

2

 

29-30.

Произвольность восприятия, произвольное внимание. Пространственное воображение, комбинаторные способности.

2

 

31-32.

Произвольность восприятия, произвольное внимание. Пространственное воображение, комбинаторные способности

2

 

33-34.

Зрительно-двигательная координация. Восприятие формы на плоскости: выделение части из целого.

2

 

35-36.

Внимание. Устойчивость внимания. Восприятие формы на плоскости: разделение целого на его составные части.

2

 

37-38.

Внимание. Распределения внимания. Внутренний план действий.

2

 

39-40.

Внимание. Распределения внимания. Внутренний план действий.

2

 

41-42.

Внимание. Умственная работоспособность и устойчивость внимания.

2

 

43-44.

Внимание. Произвольное внимание.

2

 

45-46.

Внимание. Переключаемость внимания.

2

 

47-48.

Внимание. Объем внимания.

2

 

49-50.

Внимание. Концентрация внимания. Внутренний план действий.

2

 

51-52.

Внимание. Тренировка внимания. Определение устойчивости внимания.

2

 

53-54.

Внимание. Устойчивость внимания. Моделирование - перевод текста на знаково-символический язык.

2

 

55-56.

Произвольное внимание.

2

 

57-58.

Память. Опосредованная зрительная память. Творческое мышление.

2

 

59-60.

Память. Зрительная память. Конструктивное мышление.

2

 

61-62.

Память. Слуховая память. Логическая задача.

2

 

63-64.

Память. Слуховая память. Внутренний план действий.

2

 

65-66.

Закономерности. Внутренний план действий.

2

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования ( см.: Приказ Минюста России от 22.12.2009 г. № 15785

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования»)

2. Примерная образовательная программа начального общего образования

3.Алендеева О.М. Шаги к успешности. 1 класс. Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. -Чебоксары: Перфектум, 2015.

4. Алендеева О.М. Шаги к успешности. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий: учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных учреждений. - Чебоксары:Перфектум, 2015.

Рабочая программа составляется в соответствии с положением о рабочей программе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации