12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарья Подымова263
Россия, Московская обл., Жуковский

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ ООО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю.А.Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Жуковского Московской области

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ школы № 5

___________Бубнова А.В.

«____» ___________2018 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

По курсу «Друзья природы»

1 класс

2018-2019 учебный год

Составитель: Подымова Д.В.

учитель географии

первой квалификационной категории


 

Пояснительная записка


 

Рабочая программа учебного по курсу «Друзья природы» предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ( ред. от 31.12.2014г., с изм. От 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в 31.03.2015г.);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. №1897;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897»;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения общему образованию под редакцией Горского В.А.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.

Задачи программы:

Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию. Обучать приемам доказательства.

Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.

Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.

Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.

Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.

Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.

Авторская программа рассчитана на 35 часов. По учебному плану школы – 35 часов. В целях реализации учебного плана в полном объеме для обучающихся учебный процесс 20.04 организуется в форме консультаций, проектных практикумов, ориентированных на получение метапредметных результатов с использованием дистанционных образовательных технологий.


 

Результаты освоения курса
 

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных;
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.


 

Содержание рабочей программы
 

Введение. (2 часа)

«Я – и экология!» Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.

Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологическая безопасность. Модели поведения.

Практикумы. Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Пропаганда экологических знаний (7 ч.)

1. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.

2. Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

3. Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований. Анализ полученных результатов.

4. Глобальные экологические проблемы.

Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".

Работа над проектами:

А) «Пути решения экологических проблем села»,

Б) «Переработка и повторное использование бытовых отходов»,

В) «Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде»,

Г) «Правила утилизации бытовых отходов».

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции, сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;

Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;

Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

3. Озеленение школы (5 часов)

1. Роль комнатных растений в жизни человека.

2. Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы, вредные растения».

3. Уход за комнатными растениями.

4. Озеленение классных комнат.

Воздушное и почвенное питание растений. Виды удобрений. Питание и рост проростков. Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Прищипка и пикировка. Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.

Темы работ

Реферативные:

Мои зелёные друзья: растения – индикаторы.

Вредные растения.

Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Практические работы

Уход за комнатными растениями, озеленение классных комнат.

Флора и фауна своего края (21 ч.)

Флора Московской области.

Фауна Московской области

Красная книга растений, животных Московской области.

Составление Красной книги Московской области отдельно для животных, отдельно для растений.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Теоретические знания:

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушений экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.

Возможные темы проектов:

Исследовательские:

Реферативные:

Биоиндикация. Методы исследования.

Итоговое занятие-семинар «Природные богатства Московской области »

Практикум.

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

 

Тематическое планирование 1 класс

 

темы

Название темы

Количество часов

1

Введение.

2

2

Пропаганда экологических знаний

7

3

Озеленение школы

5

4

Флора и фауна своего края

21

 

ИТОГО

35


 

Календарно-тематическое планирование уроков

По курсу «Друзья природы» 1 класс

35 часа

урока.

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Сроки прохождения темы

Скорректированные сроки прохождения темы

Введение. (2 часа)

   

1

Я – и экология

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

04.09

 

2

Экология

Выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

11.09

 
 

Пропаганда экологических знаний (7 ч.)

     

3

Естественные воды и их состав

Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний

18.09

 

4

Виды и характеристика загрязнений водных объектов

Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

25.09

 

5

Методы отбора проб почвы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: рассматривать рисунки-схемы

02.10

 

6

Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

16.10

 

7

Исследование природных вод

Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы,осуществлять самопроверку;

23.10

 

8

Понятие о качестве питьевой воды.

Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; 

30.10

 

9

 Глобальные экологические проблемы.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 

06.11

 
 

Озеленение школы (5 ч)

     

10

Роль комнатных растений в жизни человека.

Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний

13.11

 

11

Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы».

Подготовка проектов

27.11

 

12

Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы, вредные растения».

Защита работ, коллективное обсуждение

04.12

 

13

Уход за комнатными растениями.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: рассматривать рисунки-схемы

11.12

 

14

Озеленение классных комнат.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

18.12

 

Флора и фауна своего края (21 ч.)

   

15

Флора Московской области.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 

25.12

 

16

Составление Красной Книги растений Московской области

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; 

15.01

 

17

Фауна Московской области

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 

22.01

 

18

Составление Красной Книги животных Московской области.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; 

29.01

 

19

Что общего у разных растений?

Практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; 

05.02

 

20

Что растёт на подоконнике?

 Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; 

приводить примеры комнатных растений;  рассказывать об особенностях любимого растения; 

12.02

 

21

Что растёт на клумбе?

 Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; 

практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; 

рассказывать о любимом цветке; 

26.02

 

22

Что такое хвоинки?

Различать лиственные и хвойные деревья; 

практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; 

сравнивать ель и сосну; 

описывать дерево по плану; 

05.03

 

23

Как живут животные?

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; 

практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; 

12.03

 

24

Как зимой помочь птицам?

 Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; 

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; 

практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; 

19.03

 

25

Откуда берётся и куда девается мусор?

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; 

практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; 

26.03

 

26

Откуда в снежках грязь?

Практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; 

 сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; 

02.04

 

27

Почему вода грязная?

Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

09.04

 

28-29

Антропогенная нагрузка на экосистемы города

Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

16.04 -23.04

 

30

Загрязнение воздуха

Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; 

30.04

 

31

Загрязнение воды

Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; 

07.05

 

32

Загрязнение почвы

Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; 

14.05

 

33-35

Оформление стенда «Город, в котором мы живем».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

21.05-28.05

 

Итого: 35 часов

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 

Учебные пособия

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

2. Данилов-Данильян, В. И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М.: МГАДА, 2006. – С. 20-24.

3. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. С. 4–15.

4. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008.

5. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.

6. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

8. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

Техническое обеспечение учебного процесса

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №

Руководитель__________.

«____» _____________ 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР____________ Буланова Н.Н.

«____» _____________ 2018 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.