12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Медведева Елена Александровна129
Россия, Вологодская обл.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
0

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

 

«Умелые ручки»

для обучающихся 1   класса

по обще-интеллектуальному  направлению

срок реализации: 1 год

 

Пояснительная  записка

   Программа составлена на основе Федерального  государственного стандарта начального общего образования  второго поколения. Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

   Программа кружка «Умелые руки» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана для занятий с учащимися 1 класса и реализуется в 2018-2019 учебном году.

    В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

    Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

    Актуальность изучаемой деятельности:

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

   Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

   Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

-развивать пространственное воображение;

-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; 

-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

-учить самостоятельно, оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция.

-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Общая характеристика курса

    В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

    Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку  и оформление поделок.

    Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, пластилином. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделий до моделирования и конструирования новых.

     Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои  способности.
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

 

 Место кружка в учебном плане

Кружок  «Умелые ручки» реализуется в 1 классе 1 час в неделю, то есть 33 часа в год.

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

 

 Содержание программы.

Раздел учебного курса

Количество часов

Вводное занятие

1 час

Работа с бумагой и картоном

6 часов

Работа с природным материалом

4 часа

Изонить

16 часов

Работа с пластилином

6 часов

Итого

33 часа

 

Тематическое планирование – 1класс

№ урока

Тема урока

Кол-во час

Содержание урока

Изделие

Характеристика деятельности учащихся

Вводное занятие (1 час)

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

1

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).    Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание.

Подкладной лист для работы с клеем.

Закладка.

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами

Работа с бумагой и картоном (6 часов)

2/1

Первые шаги в мастерской.

«Из истории бумаги».

1

 

 

Понятие «развертка», разметка, сгибание, склеивание.

Канарейка

Правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием.

3/2

Обработка бумаги. Оригами.

1

Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Возможность творческой работы. Обучение работе по схеме-чертежу.

Лебедь.

Правила работы ножницами, разметки деталей и сгибание.

4 /3

Обработка бумаги. Оригами.

1

Разметка квадрата, получение заготовки, декорирование изделия.

Лягушка.

Использовать правила работы с бумагой, ножницами, правила сгибания бумаги, работа по образцу.

5/4

Композиция. Оригами.

1

 

Понятие «композиция», способы избежание ошибок при составлении композиций, приемы крепления и декора.

Гномик

6/5

7/6

Симметричное вырезание из бумаги

2

Понятие «симметричные фигуры». Симметрия в природе. Правила вырезания симметричной фигуры по шаблону. Составление композиции из симметричных фигур. Творческая работа.

« Лесная полянка»

(Листья, бабочка, жук).

Выполнять симметричную аппликацию по заданному образцу.

Работа с природным материалом (4 часа)

8/1

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

Понятие «композиция», «аппликация», способы избежание ошибок при составлении композиций, присоединение к основе при помощи клея.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, клеем).

 

Композиция

Определять цель работы на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения данного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы.

9/2

Панно из семян.

1

Панно

10/3

Объемные композиции из природных материалов

1

Композиция

11/4

Аппликация из иголок хвойных деревьев

1

Аппликация

Изонить(16 часов)

12/1

Схема выполнения углов. Подготовка к работе - разметка угла.

1

 

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иглой)

Изучение правил работы с иглой.

Вышивать угол и круг в технике «Изонить».

 

Разметка

Определять инструменты  и приспособления, необходимые для работы.

Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий.

Осуществлять выбор ниток для изготовления изделия по контрасту.

Планировать и осуществлять свою работу.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания из различных источников; делать выводы в результате сравнения и группировки предметов.

13/2

Правила работы с иглой. Выполнение острого угла в технике «Изонить».

1

Угол

14/3

15/4

Узор снежинки, состоящей из разных углов

2

 «Снежинка»

16/5

17/6

Выполнение снеговика.

2

 «Снеговик»

Круг

18/7

19/8

20/9

21/10

Подарок для мамы

4

«Бекет»

22/11

23/12

24/13

25/14

Составление картины из углов, окружностей на зимнюю тему 

4

«Зимняя сказка»

26/15

27/16

Выполнение птицы.
 

2

«Птица»

Работа с пластилином (6 часов)

28/1

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурка птицы.

1

Понятия «скульптура», «трехмерное изображение». Обучение лепке фигур животных из целого куска пластилина.

Птица

Использовать приёмы работы с пластилином.

Применять изученные способы   и приёмы работы для работы с пластилином.

Анализировать правила работы. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.

29/2

Лепка сказочных персонажей «Чебурашка»

1

Понятие «плоскостная лепка». Знание правил работы с пластилином.

Чебурашка

30/3

31/4

32/5

Лепка из пластилина.  Тропический остров.

3

 

Понятие «барельеф». Этапы создания барельефа. Способы создания объема.

Барельеф льва.

33/6

Выставка поделок.

1

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

 

             

  

Литература

1.Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.

2.Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)

3.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 2000.

4. «Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011

5.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.