Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для обучающихся 1 класса
по обще-интеллектуальному направлению
срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа кружка «Умелые руки» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана для занятий с учащимися 1 класса и реализуется в 2018-2019 учебном году.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность изучаемой деятельности:
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
-развивать пространственное воображение;
-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
-учить самостоятельно, оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция.
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Общая характеристика курса
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, пластилином. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделий до моделирования и конструирования новых.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности.
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Место кружка в учебном плане
Кружок «Умелые ручки» реализуется в 1 классе 1 час в неделю, то есть 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы.
Раздел учебного курса |
Количество часов |
Вводное занятие |
1 час |
Работа с бумагой и картоном |
6 часов |
Работа с природным материалом |
4 часа |
Изонить |
16 часов |
Работа с пластилином |
6 часов |
Итого |
33 часа |
Тематическое планирование – 1класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во час |
Содержание урока |
Изделие |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Вводное занятие (1 час) |
||||||
1 |
Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. |
1 |
Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом). Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание. |
Подкладной лист для работы с клеем. Закладка. |
Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами |
|
Работа с бумагой и картоном (6 часов) |
||||||
2/1 |
Первые шаги в мастерской. «Из истории бумаги». |
1
|
Понятие «развертка», разметка, сгибание, склеивание. |
Канарейка |
Правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием. |
|
3/2 |
Обработка бумаги. Оригами. |
1 |
Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Возможность творческой работы. Обучение работе по схеме-чертежу. |
Лебедь. |
Правила работы ножницами, разметки деталей и сгибание. |
|
4 /3 |
Обработка бумаги. Оригами. |
1 |
Разметка квадрата, получение заготовки, декорирование изделия. |
Лягушка. |
Использовать правила работы с бумагой, ножницами, правила сгибания бумаги, работа по образцу. |
|
5/4 |
Композиция. Оригами. |
1
|
Понятие «композиция», способы избежание ошибок при составлении композиций, приемы крепления и декора. |
Гномик |
||
6/5 7/6 |
Симметричное вырезание из бумаги |
2 |
Понятие «симметричные фигуры». Симметрия в природе. Правила вырезания симметричной фигуры по шаблону. Составление композиции из симметричных фигур. Творческая работа. |
« Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук). |
Выполнять симметричную аппликацию по заданному образцу. |
|
Работа с природным материалом (4 часа) |
||||||
8/1 |
Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. |
1 |
Понятие «композиция», «аппликация», способы избежание ошибок при составлении композиций, присоединение к основе при помощи клея. Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, клеем).
|
Композиция |
Определять цель работы на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения данного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы. |
|
9/2 |
Панно из семян. |
1 |
Панно |
|||
10/3 |
Объемные композиции из природных материалов |
1 |
Композиция |
|||
11/4 |
Аппликация из иголок хвойных деревьев |
1 |
Аппликация |
|||
Изонить(16 часов) |
||||||
12/1 |
Схема выполнения углов. Подготовка к работе - разметка угла. |
1
|
Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иглой) Изучение правил работы с иглой. Вышивать угол и круг в технике «Изонить».
|
Разметка |
Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы. Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осуществлять выбор ниток для изготовления изделия по контрасту. Планировать и осуществлять свою работу. Отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания из различных источников; делать выводы в результате сравнения и группировки предметов. |
|
13/2 |
Правила работы с иглой. Выполнение острого угла в технике «Изонить». |
1 |
Угол |
|||
14/3 15/4 |
Узор снежинки, состоящей из разных углов |
2 |
«Снежинка» |
|||
16/5 17/6 |
Выполнение снеговика. |
2 |
«Снеговик» Круг |
|||
18/7 19/8 20/9 21/10 |
Подарок для мамы |
4 |
«Бекет» |
|||
22/11 23/12 24/13 25/14 |
Составление картины из углов, окружностей на зимнюю тему |
4 |
«Зимняя сказка» |
|||
26/15 27/16 |
Выполнение птицы. |
2 |
«Птица» |
|||
Работа с пластилином (6 часов) |
||||||
28/1 |
Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурка птицы. |
1 |
Понятия «скульптура», «трехмерное изображение». Обучение лепке фигур животных из целого куска пластилина. |
Птица |
Использовать приёмы работы с пластилином. Применять изученные способы и приёмы работы для работы с пластилином. Анализировать правила работы. Действовать в соответствии с заданными правилами. Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. |
|
29/2 |
Лепка сказочных персонажей «Чебурашка» |
1 |
Понятие «плоскостная лепка». Знание правил работы с пластилином. |
Чебурашка |
||
30/3 31/4 32/5 |
Лепка из пластилина. Тропический остров. |
3
|
Понятие «барельеф». Этапы создания барельефа. Способы создания объема. |
Барельеф льва. |
||
33/6 |
Выставка поделок. |
1 |
Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей. |
Поделки. |
|
|
Литература
1.Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.
2.Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)
3.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 2000.
4. «Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
5.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.