12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
2106198148

t1605810636aa.png

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»


РАССМОТРЕНО:

на заседании методического

объединения учителей русского языка и литературы, истории

Протокол от 31.08.2020 г. №______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

_________ Е.В.Лозовая

(подпись) (ФИО)

«31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

_________ В.В.Кумановская

(подпись) (ФИО)

Приказ от «31»августа 2020 г. №358



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

ЛИТЕРАТУРА

(название учебного предмета)

Базовый уровень


10 класс

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Составитель программы:

Пономаренко М.Г.

учитель русского языка и литературы

Место составления программы:

МОУ «Школа 93 им. Н.П.Жердева г. Донецка»



Донецк – 2020



СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела

Страницы

1

Пояснительная записка

3 - 6

2

Тематическое планирование

7 - 16


10 класс

7 - 16

3

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Литература »

17 - 21

4

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

22-23










І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативное обеспечение изучения предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» в 10 классе составлена

на основании

- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

- Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,

в соответствии с требованиями

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года,

- Примерной программы по учебному предмету «Литература. 10-11 классы» (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 137 с.

- Рабочей программы по литературе в 10-11 классе, утверждённой на заседании педагогического совета МОУ «ШКОЛА № 77 Г.ДОНЕЦКА» 28.08.2020, протокол № 7.

с учетом учебно-методического комплекса

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобраз. Орг-й. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.


2. Общая характеристика предмета

Литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов: становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений; литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.

Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:

принцип «читателецентричности», или читательской направленности обучения;

принцип направленности на понимание текста;

принцип коммуникативного контекста обучения;

принцип деятельностного контекста обучения;

принцип диалогичности.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы второй половины XIX века.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения обучающихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе, возможно, увиденной в театре.

Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.); особое внимание важно обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу с обучающимися на уроках литературы и связанных с ними уроках развития речи.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.


Анализ художественного текста

Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.

Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.

Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания

Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).

Самостоятельное чтение

Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к теме (модулю). На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приёмами и методами анализа текста).

Создание собственного текста

В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта.

Использование ресурса

Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).

В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений обучающихся» сформулированы результаты обучения в определенном классе, собственно – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты обучения обучающихся. Система планируемых результатов описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Цели обучения

Цель учебного предмета «Литература» – формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета «Литература» в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

получение опыта медленного чтения1 произведений русской и мировой литературы, литературы родного края;

овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

овладение умением определять стратегию своего чтения;

овладение умением делать читательский выбор;

формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).







Календарно-тематическое планирование литературы в 10 классе

(4 часа в неделю; за год 136 часов)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок

развития речи


Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Контрольное сочинение

Литература родного края

Текстуальное

изучение произведений

Резерв

10 класс

136

10

4

4

4

2

78

3



ур

в теме

Дата

Содержание урока

Примечание

план

факт

Тема 1 ВВЕДЕНИЕ(1ч.)

Тема 2 . ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА(15 ч)

1

1

01.09.


ВВЕДЕНИЕ Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX в. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в



2

2

02.09.


Ф.И.ТЮТЧЕВ (1803 – 1873) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.


наиз.

3

3

03.09.


Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...»


4

4

04.09.


Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.:

«К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...»


5

5

09.09.


А.А.ФЕТ (1820-1892) Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...»


6

6

10.09.


А.А.ФЕТ Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа.


наиз.

7

7

11.09.


Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике. Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

наиз.

8

8

15.09.


А.К.ТОЛСТОЙ (1817-1875) Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…"

наиз.

9

9

16.09.


Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Теория литературы. Композиция лирического произведения


10

10

17.09


УРР №1 Урок-исследование. Стиховедческий анализ.



11

11

18.09


Н.А.НЕКРАСОВ (1821-1877) Общая характеристика. Лирика Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова.

наиз.

12

12

22.09


Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.


наиз.

13

13

23.09.


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и прин-ципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация УНТ. Особенности композиции.


14

14

24.09.


УРР №2 Урок-исследование. Проблема счастья, смысла жизни, совести в поэме.



15

15

29.09.


Контрольная тестовая работа №1



Тема 3

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО А.ОСТРОВСКОГО, И.ГОНЧАРОВА. (15ч.)

16

1

30.09.


А.Н.ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Отражение русской действительности в комедиях драматурга.


17

2

01.10.


Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Жанровое своеобразие.


18

3

02.10.


Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах. Непреходящее значение созданных А.Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры.


19

4

06.10.


Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

наиз.

20

5

07.10


«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта.


21

6

08.10.


«Бесприданница». Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.



22

7

09.10.


И.А.ГОНЧАРОВ (1812-1891) Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека.


23

8

13.10


«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни.



24

9

14.10.


«Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе



25

10

15.10.


. Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения.



26

11

16.10.


Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). Переосмысление проблемы люб-ви. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. Символика.


27

12

20.10


Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть. Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина, Лермонтова. Объективность повествовательной манеры.



28

13

21.10


Монографический характер повествования. Материализация психологического состояния героев. Функция пейзажа.



29

14

22.10.


УРР №3 Контрольное сочинение № 1



30

15

23.10.


Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики. Авторский лиризм.



Тема 3 .1

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО И.С.ТУРГЕНЕВА(12ч.)

31

1

2

03.11

04.11



И.С.ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике.



32

33

3

4

05.11.


Герой и эпоха в романах. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская («Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами. «Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Новый тип «героя времени» в романе «Накануне», широта интересов и осознанность жизненной цели.


34

4

06.11.


«Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен.


35

5

10.11.


Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.



36

6

11.11.


Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора.


37

7

12.11.


Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Портретные характеристики персонажей.


38

8

13.11.


Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева).


39

9

17.11.


УРР №4 Сочинение-рассуждение публицистического характера (с привлечением литературного материала)


40

10

18.11.


Контрольная тестовая работа №2



41

11

19..11.


УВЧ №1 Г.Успенский «Нравы Растеряевой улицы»



42

12

20.11


ЛРК №1 Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя.

наиз.ЛРК

Тема 3.2.

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО (12ч.)

43


1

24.11.


Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений.


44

2

25.11


Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях.


45

3

26.11


«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика.


46

4

27.11


Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.



47

5

01.12.


Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе. Аллегорическая функция снов.



48

6

02.12.


Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского.


49

7

03.12.


Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.


50

8

04.12.


«Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью.


51

9

08.12.


Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе.



52

10

09.12


«Подросток» – один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия».


53

11

10.12.


Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.


54

12

11.12.


УРР №5 Контрольное сочинение №2



Тема 4

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в. ( 8ч.)

55

1

15.12


А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903) "Свадьба Кречинского". Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии.



56

2

16.12.


В.М.ГАРШИН (1855-1888) «Красный цветок» –о непримиримой борьбе человека со злом. "Attalea princeps". Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.


57

3

17.12.


Д.В.ГРИГОРОВИЧ (1822-1900) Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его произведениях. "Гуттаперчевый мальчик"


58

4

18.12.


"Гуттаперчевый мальчик" Проблематика и специфика композиции.



59

5

22.12


Г.И.УСПЕНСКИЙ (1843-1902) Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем.


60

6

23.01.


Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие.


61

7

24.12.


УРР №6 Аналитическое комментирование текста



62

8

25.12.


Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».


Тема 4.1.

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в. ( 11 ч.)

63

1

12.01.


М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Общий очерк творчества. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.


64

2

13.01.


Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос.


65

3

14.01.


"История одного города" Проблема народа в произведениях писателя. О народе историческом и народе как носителе идеи демократизма.


66


4

15.01.


"Господа Головлевы". Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя.


67

5

19.01.


Проблема совести и нравственного возрождения человека. Современное звучание его пр-й.



68

6

20.01.


Н.С.ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир. Художественное своеобразие творчества писателя.



69

7

21.01.


Жанр новеллы как ведущий жанр в творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н.Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя.


70

8

22.01.


Самобытные характеры и необычные судьбы, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке."Человек на часах","Тупейный художник"


71

9

26.01.


Самобытные характеры и необычные судьбы, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке"Тупейный художник","Левша"



72

10

27.01.


УВЧ №2 Н.Лесков "Очарованный странник"



73

11

28.01


Контрольная тестовая работа №3



Тема 5

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО( 14 ч.)

74

1

29.01.


Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828-1910) Характеристика творчества.Религиозные и нравственные искания писателя. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства.


75

2

02.02.


Взгляды и настроения писателя в 70-80-е гг. Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»).


76

3

03.02.


"Война и мир". Творческая история. Жанр и стиль. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.


77

4

04.02.


Соединение народа как «тела» нации с её «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя,


78

5

05.02.


Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Толстовская мысль об истории. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».


79

6


09.02.



Духовные искания героев. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.

наиз.

80

7

10.02.


Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.



81

8

11.02.


Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.


82

9

12.02..


Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».


83

10

16.02


«Смерть Ивана Ильича». Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н. Толстого. Понимание Л.Н. Толстым цели и назначения человека на земле.


84

11

17.02


Роль сюжета, композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы. Основная идея новеллы.


85

12

18.02


«Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя.


86

13

19.02


УРР №7 Контрольное сочинение 3



87

14

24.02


УВЧ №3 Л.Н. Толстой «Казаки», «Хаджи-Мурат» № 3



Тема 6

РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО А.П.ЧЕХОВА, В.А.ГИЛЯРОВСКОГО(11 ч.)

88

1

25..02


А.П.ЧЕХОВ (1860-1904) Общая характеристика творчества, своеобразие воспроизведения русской действительности. Рассказы. Жанровое своеобразие малой формы . «Мелочи жизни» в изображении писателя.


89

2

26.02


Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор, способы создания комического эффекта.



90

3

02.03.


Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. Проблема истинных и ложных ценностей.


91

4

03.03.


Драматургия А.П. Чехова. Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного действия.


92

5

04.03.


«Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Несостоявшиеся судьбы» героев.


93

6

05.03


Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы. «



94

7

09.03


Проблема соотношения старых и нового владельцев сада.



95

8

10.03


Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Современные трактовки чеховских пьес.


96

9

11.03.


УРР №8 Контрольное сочинение № 4



97

10

12.03.


В.А.ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935) Книга "Москва и москвичи".



98

11

16.04.


ЛРК № 2 Современная поэзия о Вов


наиз.

Тема 7

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч.)

99

1

17.03.


Мировое значение русской литературы. Русская литература как составная часть мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с литературами других народов.


100

2

18.03


О.де БАЛЬЗАК (1799-1850) Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака.



101

3

19.03


Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.


102

4

30.03.


Романы "Гобсек". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей.


103

5

31.03


Роман"Шагреневая кожа". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей.


104

6

01.04


Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.


105

7

02.04.


Ч.ДИККЕНС (1812-1870) — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка древностей». Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение оптимизма писателя.


106

8

06.04.


Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа.


107

9

07.04


Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе.



108

10

08.04.


Г. ИБСЕН (1828-1906) — основоположник европейской «новой драматургии». Три этапа его творчества: романтический, реалистический и символический.


109

11

09.04.


Пьеса «Нора». Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе


110

13

13.04


МЕТЕРЛИ́НК (1862-1949) — бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые»


111.

14

14.04


Система образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые»



112.

15

15.04


УВЧ №4 Метерлинк «Синяя птица» Тестирование .



Тема 7.1.

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (9ч.)

113.

1

16.04.


Г.де МОПАССАН (1850-1893) Слово о писателе. «Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета.


114.

2

20.04


«Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета.


115.

3

21.04


Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.


116.

4

22.05.


Ф.СТЕНДАЛЬ (1783-1842) Жизненный путь и личность. Становление писателя, активное участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве.


117

5

23.04


Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа..


118

6

27.04


Роман «Пармская обитель». Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Ф. Стендаля.


119

7

28.04


Роман «Пармская обитель». Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа



120

8

29.04


Роман «Пармская обитель . Ренессансные реминисценции и колорит в произведении.

Теория литературы. Понятие о реминисценциях. Психологизм (углубление понятия).



121

9

30.04.


УРР № 9 Рецензия на прочитанную книгу



Тема 7.2.

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч.)

122

1

04.05


Г.ФЛОБЕР (1821-1880) Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в раскрытии характеров героев.


123

2

05.05


Роман «Мадам Бовари». Эмма, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действии-тельностью. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев.


124

3

06.05.


Д.Б.ШОУ (1856-1950) Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования.


125

4

07.05.


«Пигмалион». Проблема духовного потенциала личности и его реализации.


126

5

11.05.


Символизм — литературное течение конца XIX в. Э.Верхарн. Музыкальность поэзии символистов, передача тончайших оттенков настроений и чувств, впечатлений.


127

6

12.05.


Ш.Бодлер — родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях.


128

7

13.05.


Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные». Выявление соответствий между звуками и цветом, сопоставление их с возникающими в памяти видениями и образами.


129

8

14.05.


Р. Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


130

9

18.05


Р. Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


131

10

19.05


Контрольная тестовая работа №4



132

11

20.05


УРР № 10 Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций).



133

12

21.05


Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций).



134

13

25.05


Повторение сведений по теории литературы.



135

136

14

15

26.05

27.05


Подведение итогов за курс 10 - 11 класса




ІІІ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10 класс

Для заучивания наизусть

Ф. Тютчев. Два стихотворения.

А.А. Фет. Одно-два стихотворения.

А.К. Толстой. Одно стихотворение.

Н.А. Некрасов. Два стихотворения.

А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одного из главных героев).

Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»).

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение поэта-современника о родном крае или отрывок из прозаического произведения (по выбору обучающихся).


Обучающиеся должны знать:

имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX века;

ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX века;

выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;

основные художественные направления (реализм, критический реализм);

основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);

основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;

тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.

Обучающиеся должны уметь:

анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения;

отличать эпос от лирики и драмы;

отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи;

характеризовать героев произведения;

формулировать и обосновывать свою оценку произведения;

связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;

подготовить доклад, реферат на литературную тему.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»


В результате изучения учебного предмета «Литература»

на уровне среднего общего образования:

Об учающийся на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской и мировой литературы, литературы родного края, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

= анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- сравнивать художественные произведения по определённым критериям (по сходству рода, жанра, сюжета, композиции и т. д.);

- отбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Обучающийся на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX века;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

имена ведущих писателей-представителей литературы родного края, значимые факты их творческой биографии, названия, героев и содержание ключевых произведений;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.


ІV. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ. Художественное время и пространство.

Содержание и форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

Деталь. Символ. Подтекст.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.

Кодификатор умений читательской грамотности

1. Находить и извлекать информацию.

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию.

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому.

















V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты электронных библиотек:

http://www.rsl.ru

Российская Государственная Библиотека

http://www.klassika.ru

Библиотека русской литературы «Классика.ру»

http://www.ayguo.com

Классика русской литературы в аудиозаписи

http://www.countries.ru/library.htm

Библиотека по культурологии

http://www.rvb.ru/index.html

«Детская электронная библиотека»

http://www.deti-book.info

«Детская электронная библиотека»

http://www.stihi-rus.ru/page3.htm

«Антология русской поэзии»

http://www.e-kniga.ru

«Электронная библиотека художественной литературы»

http://www.klassika.ru

«Библиотека классической литературы»

http://school-collection.edu.ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://znanium.com/bookread.php

История русского и зарубежного литературоведения

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0

Классический словарь литературоведческих терминов

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm

Литературная энциклопедия

http://lib.ru/

Библиотека Максима Мошкова

http://ilibrary.ru/index.html

Библиотека Алексея Комарова

http://lib.aldebaran.ru/

Библиотека Альдебаран

http://www.rvb.ru/index.html

Русская виртуальная библиотека

http://www.feb-web.ru/

Библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.mythology.ru/

Энциклопедия мифологии

http://www.a4format.ru/

Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям

Виртуальные аудиокниги:


http://gold.stihophone.ru

Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»

http://www.audiopedia.su/

Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др.




РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, – М.: Просвещение, 2008.

Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.

Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.

Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.

Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.

Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.

Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 192 с.

Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 в. – М.: Материк Альфа. 2006.

Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.

Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

1

23



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.