12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | 2106198148 |
Рабочая программа по литературе.10 класс
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы, истории Протокол от 31.08.2020 г. №______ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________ Е.В.Лозовая (подпись) (ФИО) «31» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор _________ В.В.Кумановская (подпись) (ФИО) Приказ от «31»августа 2020 г. №358 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА
(название учебного предмета)
Базовый уровень
10 класс
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
Пономаренко М.Г.
учитель русского языка и литературы
Место составления программы:
МОУ «Школа 93 им. Н.П.Жердева г. Донецка»
Донецк – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3 - 6 |
2 | Тематическое планирование | 7 - 16 |
| 10 класс | 7 - 16 |
3 | Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Литература » | 17 - 21 |
4 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | 22-23 |
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное обеспечение изучения предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» в 10 классе составлена
на основании
- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
- Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,
в соответствии с требованиями
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года,
- Примерной программы по учебному предмету «Литература. 10-11 классы» (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 137 с.
- Рабочей программы по литературе в 10-11 классе, утверждённой на заседании педагогического совета МОУ «ШКОЛА № 77 Г.ДОНЕЦКА» 28.08.2020, протокол № 7.
с учетом учебно-методического комплекса
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобраз. Орг-й. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.
2. Общая характеристика предмета
Литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов: становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений; литературно-художественное и литературно-критическое творчество.
Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.
Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:
принцип «читателецентричности», или читательской направленности обучения;
принцип направленности на понимание текста;
принцип коммуникативного контекста обучения;
принцип деятельностного контекста обучения;
принцип диалогичности.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы второй половины XIX века.
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения обучающихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе, возможно, увиденной в театре.
Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.); особое внимание важно обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу с обучающимися на уроках литературы и связанных с ними уроках развития речи.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к теме (модулю). На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приёмами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта.
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений обучающихся» сформулированы результаты обучения в определенном классе, собственно – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты обучения обучающихся. Система планируемых результатов описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Цели обучения
Цель учебного предмета «Литература» – формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета «Литература» в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
получение опыта медленного чтения1 произведений русской и мировой литературы, литературы родного края;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Календарно-тематическое планирование литературы в 10 классе
(4 часа в неделю; за год – 136 часов)
Распределение учебного материала
Класс | Всего часов | Урок развития речи | Урок внеклассного чтения | Контрольная тестовая работа | Контрольное сочинение | Литература родного края | Текстуальное изучение произведений | Резерв |
10 класс | 136 | 10 | 4 | 4 | 4 | 2 | 78 | 3 |
№ ур | № в теме | Дата | Содержание урока | Примечание | |
план | факт | ||||
Тема 1 ВВЕДЕНИЕ(1ч.) Тема 2 . ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА(15 ч) | |||||
1 | 1 | 01.09. | | ВВЕДЕНИЕ Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX в. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в | |
2 | 2 | 02.09. | | Ф.И.ТЮТЧЕВ (1803 – 1873) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. | наиз. |
3 | 3 | 03.09. | | Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...» | |
4 | 4 | 04.09. | | Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.: «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...» | |
5 | 5 | 09.09. | | А.А.ФЕТ (1820-1892) Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...» | |
6 | 6 | 10.09. | | А.А.ФЕТ Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. | наиз. |
7 | 7 | 11.09. | | Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике. Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. | наиз. |
8 | 8 | 15.09. | | А.К.ТОЛСТОЙ (1817-1875) Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…" | наиз. |
9 | 9 | 16.09. | | Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Теория литературы. Композиция лирического произведения | |
10 | 10 | 17.09 | | УРР №1 Урок-исследование. Стиховедческий анализ. | |
11 | 11 | 18.09 | | Н.А.НЕКРАСОВ (1821-1877) Общая характеристика. Лирика Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова. | наиз. |
12 | 12 | 22.09 | | Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. | наиз. |
13 | 13 | 23.09. | | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и прин-ципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация УНТ. Особенности композиции. | |
14 | 14 | 24.09. | | УРР №2 Урок-исследование. Проблема счастья, смысла жизни, совести в поэме. | |
15 | 15 | 29.09. | | Контрольная тестовая работа №1 | |
Тема 3 РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО А.ОСТРОВСКОГО, И.ГОНЧАРОВА. (15ч.) | |||||
16 | 1 | 30.09. | | А.Н.ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. | |
17 | 2 | 01.10. | | Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Жанровое своеобразие. | |
18 | 3 | 02.10. | | Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах. Непреходящее значение созданных А.Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры. | |
19 | 4 | 06.10. | | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. | наиз. |
20 | 5 | 07.10 | | «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. | |
21 | 6 | 08.10. | | «Бесприданница». Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. | |
22 | 7 | 09.10. | | И.А.ГОНЧАРОВ (1812-1891) Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. | |
23 | 8 | 13.10 | | «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. | |
24 | 9 | 14.10. | | «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе | |
25 | 10 | 15.10. | | . Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения. | |
26 | 11 | 16.10. | | Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). Переосмысление проблемы люб-ви. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. Символика. | |
27 | 12 | 20.10 | | Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть. Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина, Лермонтова. Объективность повествовательной манеры. | |
28 | 13 | 21.10 | | Монографический характер повествования. Материализация психологического состояния героев. Функция пейзажа. | |
29 | 14 | 22.10. | | УРР №3 Контрольное сочинение № 1 | |
30 | 15 | 23.10. | | Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики. Авторский лиризм. | |
Тема 3 .1 РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО И.С.ТУРГЕНЕВА(12ч.) | |||||
31 | 1 2 | 03.11 04.11 | | И.С.ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике. | |
32 33 | 3 4 | 05.11. | | Герой и эпоха в романах. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская («Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами. «Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Новый тип «героя времени» в романе «Накануне», широта интересов и осознанность жизненной цели. | |
34 | 4 | 06.11. | | «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. | |
35 | 5 | 10.11. | | Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. | |
36 | 6 | 11.11. | | Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. | |
37 | 7 | 12.11. | | Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Портретные характеристики персонажей. | |
38 | 8 | 13.11. | | Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). | |
39 | 9 | 17.11. | | УРР №4 Сочинение-рассуждение публицистического характера (с привлечением литературного материала) | |
40 | 10 | 18.11. | | Контрольная тестовая работа №2 | |
41 | 11 | 19..11. | | УВЧ №1 Г.Успенский «Нравы Растеряевой улицы» | |
42 | 12 | 20.11 | | ЛРК №1 Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя. | наиз.ЛРК |
Тема 3.2. РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО (12ч.) | |||||
43 | 1 | 24.11. | | Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений. | |
44 | 2 | 25.11 | | Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. | |
45 | 3 | 26.11 | | «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика. | |
46 | 4 | 27.11 | | Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | |
47 | 5 | 01.12. | | Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе. Аллегорическая функция снов. | |
48 | 6 | 02.12. | | Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского. | |
49 | 7 | 03.12. | | Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. | |
50 | 8 | 04.12. | | «Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. | |
51 | 9 | 08.12. | | Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. | |
52 | 10 | 09.12 | | «Подросток» – один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия». | |
53 | 11 | 10.12. | | Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века. | |
54 | 12 | 11.12. | | УРР №5 Контрольное сочинение №2 | |
Тема 4 РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в. ( 8ч.) | |||||
55 | 1 | 15.12 | | А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903) "Свадьба Кречинского". Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии. | |
56 | 2 | 16.12. | | В.М.ГАРШИН (1855-1888) «Красный цветок» –о непримиримой борьбе человека со злом. "Attalea princeps". Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | |
57 | 3 | 17.12. | | Д.В.ГРИГОРОВИЧ (1822-1900) Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его произведениях. "Гуттаперчевый мальчик" | |
58 | 4 | 18.12. | | "Гуттаперчевый мальчик" Проблематика и специфика композиции. | |
59 | 5 | 22.12 | | Г.И.УСПЕНСКИЙ (1843-1902) Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. | |
60 | 6 | 23.01. | | Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. | |
61 | 7 | 24.12. | | УРР №6 Аналитическое комментирование текста | |
62 | 8 | 25.12. | | Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек». | |
Тема 4.1. РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в. ( 11 ч.) | |||||
63 | 1 | 12.01. | | М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Общий очерк творчества. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. | |
64 | 2 | 13.01. | | Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос. | |
65 | 3 | 14.01. | | "История одного города" Проблема народа в произведениях писателя. О народе историческом и народе как носителе идеи демократизма. | |
66 | 4 | 15.01. | | "Господа Головлевы". Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя. | |
67 | 5 | 19.01. | | Проблема совести и нравственного возрождения человека. Современное звучание его пр-й. | |
68 | 6 | 20.01. | | Н.С.ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир. Художественное своеобразие творчества писателя. | |
69 | 7 | 21.01. | | Жанр новеллы как ведущий жанр в творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н.Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя. | |
70 | 8 | 22.01. | | Самобытные характеры и необычные судьбы, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке."Человек на часах","Тупейный художник" | |
71 | 9 | 26.01. | | Самобытные характеры и необычные судьбы, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке"Тупейный художник","Левша" | |
72 | 10 | 27.01. | | УВЧ №2 Н.Лесков "Очарованный странник" | |
73 | 11 | 28.01 | | Контрольная тестовая работа №3 | |
Тема 5 РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО( 14 ч.) | |||||
74 | 1 | 29.01. | | Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828-1910) Характеристика творчества.Религиозные и нравственные искания писателя. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. | |
75 | 2 | 02.02. | | Взгляды и настроения писателя в 70-80-е гг. Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»). | |
76 | 3 | 03.02. | | "Война и мир". Творческая история. Жанр и стиль. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. | |
77 | 4 | 04.02. | | Соединение народа как «тела» нации с её «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, | |
78 | 5 | 05.02. | | Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Толстовская мысль об истории. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». | |
79 | 6 | 09.02. | | Духовные искания героев. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. | наиз. |
80 | 7 | 10.02. | | Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. | |
81 | 8 | 11.02. | | Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. | |
82 | 9 | 12.02.. | | Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». | |
83 | 10 | 16.02 | | «Смерть Ивана Ильича». Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н. Толстого. Понимание Л.Н. Толстым цели и назначения человека на земле. | |
84 | 11 | 17.02 | | Роль сюжета, композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы. Основная идея новеллы. | |
85 | 12 | 18.02 | | «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. | |
86 | 13 | 19.02 | | УРР №7 Контрольное сочинение 3 | |
87 | 14 | 24.02 | | УВЧ №3 Л.Н. Толстой «Казаки», «Хаджи-Мурат» № 3 | |
Тема 6 РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО А.П.ЧЕХОВА, В.А.ГИЛЯРОВСКОГО(11 ч.) | |||||
88 | 1 | 25..02 | | А.П.ЧЕХОВ (1860-1904) Общая характеристика творчества, своеобразие воспроизведения русской действительности. Рассказы. Жанровое своеобразие малой формы . «Мелочи жизни» в изображении писателя. | |
89 | 2 | 26.02 | | Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор, способы создания комического эффекта. | |
90 | 3 | 02.03. | | Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. Проблема истинных и ложных ценностей. | |
91 | 4 | 03.03. | | Драматургия А.П. Чехова. Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного действия. | |
92 | 5 | 04.03. | | «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Несостоявшиеся судьбы» героев. | |
93 | 6 | 05.03 | | Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы. « | |
94 | 7 | 09.03 | | Проблема соотношения старых и нового владельцев сада. | |
95 | 8 | 10.03 | | Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Современные трактовки чеховских пьес. | |
96 | 9 | 11.03. | | УРР №8 Контрольное сочинение № 4 | |
97 | 10 | 12.03. | | В.А.ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935) Книга "Москва и москвичи". | |
98 | 11 | 16.04. | | ЛРК № 2 Современная поэзия о Вов | наиз. |
Тема 7 МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч.) | |||||
99 | 1 | 17.03. | | Мировое значение русской литературы. Русская литература как составная часть мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с литературами других народов. | |
100 | 2 | 18.03 | | О.де БАЛЬЗАК (1799-1850) Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. | |
101 | 3 | 19.03 | | Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. | |
102 | 4 | 30.03. | | Романы "Гобсек". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. | |
103 | 5 | 31.03 | | Роман"Шагреневая кожа". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. | |
104 | 6 | 01.04 | | Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. | |
105 | 7 | 02.04. | | Ч.ДИККЕНС (1812-1870) — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка древностей». Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение оптимизма писателя. | |
106 | 8 | 06.04. | | Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа. | |
107 | 9 | 07.04 | | Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе. | |
108 | 10 | 08.04. | | Г. ИБСЕН (1828-1906) — основоположник европейской «новой драматургии». Три этапа его творчества: романтический, реалистический и символический. | |
109 | 11 | 09.04. | | Пьеса «Нора». Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе | |
110 | 13 | 13.04 | | МЕТЕРЛИ́НК (1862-1949) — бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые» | |
111. | 14 | 14.04 | | Система образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые» | |
112. | 15 | 15.04 | | УВЧ №4 Метерлинк «Синяя птица» Тестирование . | |
Тема 7.1. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (9ч.) | |||||
113. | 1 | 16.04. | | Г.де МОПАССАН (1850-1893) Слово о писателе. «Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. | |
114. | 2 | 20.04 | | «Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. | |
115. | 3 | 21.04 | | Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. | |
116. | 4 | 22.05. | | Ф.СТЕНДАЛЬ (1783-1842) Жизненный путь и личность. Становление писателя, активное участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве. | |
117 | 5 | 23.04 | | Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа.. | |
118 | 6 | 27.04 | | Роман «Пармская обитель». Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Ф. Стендаля. | |
119 | 7 | 28.04 | | Роман «Пармская обитель». Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа | |
120 | 8 | 29.04 | | Роман «Пармская обитель . Ренессансные реминисценции и колорит в произведении. Теория литературы. Понятие о реминисценциях. Психологизм (углубление понятия). | |
121 | 9 | 30.04. | | УРР № 9 Рецензия на прочитанную книгу | |
Тема 7.2. МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч.) | |||||
122 | 1 | 04.05 | | Г.ФЛОБЕР (1821-1880) Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в раскрытии характеров героев. | |
123 | 2 | 05.05 | | Роман «Мадам Бовари». Эмма, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действии-тельностью. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев. | |
124 | 3 | 06.05. | | Д.Б.ШОУ (1856-1950) Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования. | |
125 | 4 | 07.05. | | «Пигмалион». Проблема духовного потенциала личности и его реализации. | |
126 | 5 | 11.05. | | Символизм — литературное течение конца XIX в. Э.Верхарн. Музыкальность поэзии символистов, передача тончайших оттенков настроений и чувств, впечатлений. | |
127 | 6 | 12.05. | | Ш.Бодлер — родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях. | |
128 | 7 | 13.05. | | Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные». Выявление соответствий между звуками и цветом, сопоставление их с возникающими в памяти видениями и образами. | |
129 | 8 | 14.05. | | Р. Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | |
130 | 9 | 18.05 | | Р. Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | |
131 | 10 | 19.05 | | Контрольная тестовая работа №4 | |
132 | 11 | 20.05 | | УРР № 10 Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). | |
133 | 12 | 21.05 | | Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). | |
134 | 13 | 25.05 | | Повторение сведений по теории литературы. | |
135 136 | 14 15 | 26.05 27.05 | | Подведение итогов за курс 10 - 11 класса | |
10 класс
Для заучивания наизусть
Ф. Тютчев. Два стихотворения.
А.А. Фет. Одно-два стихотворения.
А.К. Толстой. Одно стихотворение.
Н.А. Некрасов. Два стихотворения.
А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одного из главных героев).
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»).
Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).
Одно стихотворение поэта-современника о родном крае или отрывок из прозаического произведения (по выбору обучающихся).
Обучающиеся должны знать:
имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX века;
ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX века;
выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;
основные художественные направления (реализм, критический реализм);
основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);
основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;
тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения;
отличать эпос от лирики и драмы;
отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи;
характеризовать героев произведения;
формулировать и обосновывать свою оценку произведения;
связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;
подготовить доклад, реферат на литературную тему.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
В результате изучения учебного предмета «Литература»
на уровне среднего общего образования:
Об учающийся на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской и мировой литературы, литературы родного края, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
= анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- сравнивать художественные произведения по определённым критериям (по сходству рода, жанра, сюжета, композиции и т. д.);
- отбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX века;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
имена ведущих писателей-представителей литературы родного края, значимые факты их творческой биографии, названия, героев и содержание ключевых произведений;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
ІV. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Кодификатор умений читательской грамотности
1. Находить и извлекать информацию.
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
1.3. Определять наличие/отсутствие информации.
2. Интегрировать и интерпретировать информацию.
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Сайты электронных библиотек:
Российская Государственная Библиотека | |
Библиотека русской литературы «Классика.ру» | |
Классика русской литературы в аудиозаписи | |
Библиотека по культурологии | |
«Детская электронная библиотека» | |
«Детская электронная библиотека» | |
«Антология русской поэзии» | |
«Электронная библиотека художественной литературы» | |
«Библиотека классической литературы» | |
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» | |
История русского и зарубежного литературоведения | |
Классический словарь литературоведческих терминов | |
Литературная энциклопедия | |
Библиотека Максима Мошкова | |
Библиотека Алексея Комарова | |
Библиотека Альдебаран | |
Русская виртуальная библиотека | |
Библиотека «Русская литература и фольклор» | |
Энциклопедия мифологии | |
Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям | |
Виртуальные аудиокниги: | |
Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон» | |
Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др. |
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, – М.: Просвещение, 2008.
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.
Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.
Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.
Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 192 с.
Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 в. – М.: Материк Альфа. 2006.
Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.
Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
23