Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса (базовый уровень)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В.И. Чуйкова»
Утверждена
приказом № 299 от 01.09.2017 года
Рабочая программа
по ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
4В класс
базовый уровень
Составитель:
учитель первой кв. категории
Чинарова Елена Владимировна
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению школьным методическим
объединением учителей начальных классов
(28.08.2017, протокол №1).
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________________
«___»___________2017г.
2017 -2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год, авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Адресность: класс 4В
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Контроль знаний осуществляется в форме защиты проектов
проектных работ __2_
Вид программы: авторская
Уровень изучения: базовый
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Ученик научится
-раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
-ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
-на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
-излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали.
Ученик получит возможность научиться
-осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному;
-формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитывать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развивать этические чувства как регуляторы морального поведения;
-работать на результат, бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
-понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,
семьи, общества;
-поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
-ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности и поступать согласно своей совести.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Ученик научится
-работать по предложенному учителем плану;
-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
-понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности;
-адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Ученик получит возможность научиться
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-понимать и проявлять свои чувства посредством слов;
-слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России ,их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
-осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию.
Познавательные результаты
Ученик научится
-выполнять действия по алгоритму;
-искать и отбирать необходимую информацию;
-адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Ученик получит возможность научиться
-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения;
-строить логическую цепь рассуждения;
-акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Коммуникативные результаты
Ученик научится
-выражать свои мысли;
-слышать, слушать и понимать партнера;
-уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;
-согласованно выполнять совместную деятельность;
-сотрудничать в совместном решении проблемы;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-участвовать в диспутах и слушать собеседника.
Ученик получит возможность научиться
-овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-договариваться, вести дискуссию;
-уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;
-признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Предметные результаты
Ученик научится
-ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
-осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
-понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Ученик получит возможность научиться
-развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
-устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
-выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
-акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали.
2. Содержание учебного предмета, курса
Для выполнения всех видов обучающих работ по окружающему миру в 3 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5классы: учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.В. Кураев.- 3-е изд. - М: Просвещение, 2014.-95 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Г.А. Обернихина.- М: Просвещение, 2017г.
Введение в православные духовные традиции (19 часов)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Православие в России (15 часов)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
3. Тематическое планирование
№ темы |
Наименование раздела |
Количество часов |
Проекты |
1 |
Введение в православные духовные традиции |
19 |
1 |
3 |
Православие в России |
15 |
1 |
Итого |
34 |
2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п |
№ темы |
Раздел, количество часов, тема урока, вид контроля |
Дата проведения урока |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1.Введение в православные духовные традиции (19 ч.) проекты-1 |
||||
1. |
1 |
Россия – наша Родина |
||
2. |
2 |
Культура и религия |
||
3. |
3 |
Человек и Бог в православии |
||
4. |
4 |
Православная молитва |
||
5. |
5 |
Библия и Евангелие |
||
6. |
6 |
Проповедь Христа |
||
7. |
7 |
Христос и Его Крест |
||
8. |
8 |
Пасха |
||
9. |
9 |
Православное учение о человеке |
||
10. |
10 |
Совесть и раскаяние |
||
11. 12 |
11. 12 |
Заповеди |
||
13. |
13 |
Милосердие и сострадание |
||
14. |
14 |
Золотое правило этики |
||
15-16. |
15. 16 |
Храм |
||
17. |
17 |
Икона |
||
18 |
18 |
Творческие работы учащихся |
||
19. |
19 |
Подведение итогов |
||
Раздел 2 Православие в России (15 ч) проект - 1 |
||||
20. |
1 |
Как христианство пришло на Русь |
||
21. |
2 |
Подвиг |
||
22. |
3 |
Заповеди блаженств |
||
23- 24. |
4 5 |
Зачем творить добро? |
||
25. |
6 |
Чудо в жизни христианина |
||
26. |
7 |
Православие о Божием суде |
||
27. |
8 |
Таинство Причастия |
||
28. |
9 |
Монастырь |
||
29. |
10 |
Отношение христианина к природе |
||
30. |
11 |
Христианская семья |
||
31. |
12 |
Защита Отечества |
||
32. |
13 |
Христианин в труде |
||
33. |
14 |
Любовь и уважение к Отечеству |
||
34. |
15 |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся |