Рабочая программа по литературе, 5 класс, УМК: Коровина В.Я.

2
0
Материал опубликован 16 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

5

Коровина В.Я.

68



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Дуплищевой Л.В. на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной и на основе стандартов среднего (полного) общего образования. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

? приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

? овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

? устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

? научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

? отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

? освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, совпадает с количеством часов в учебном плане с часами имеющейся государственной программы (68) для общеобразовательных учреждений РФ

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

    использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

    определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

    умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

    выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

    умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

    владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

    определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

    умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

    осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

    наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

    основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

    основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

    работать с книгой;

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выявлять авторскую позицию;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

рабочая программа

1.

Введение.

1

1

2.

Устное народное творчество.

6

6

3.

Древнерусская литература.

1

1

4.

Литература XVIII века.

1

1

5.

Литература XIX века

31

31

6.

Литература XX века.

19

19

7.

Зарубежная литература.

9

9

ИТОГО

68

68

Перечень работ по развитию речи, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

плани-руемая

фактическая

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся.

1

4.09

Устное народное творчество (6 часов)

2

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

7.09

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

11.09

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.

1

14.09

5

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» -волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1

18.09

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

21.09

7

Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение сочинению: «Мой любимый герой русской народной сказки».

25.09

Из древнерусской литературы (1 час)

8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1

28.09

Из русской литературы 18 века (1 час).

9

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1

2.10

Русская литература 19 века (31 час).

10

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

1

5.10

11

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне».

1

16.10

12

И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

1

19.10

13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни.

1

23.10

14

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

26.10

15

В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

1

30.10

16

А.С.Пушкин. Детство и Лицей. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

2.11

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

6.11

18

Урок контроля. Письменные ответы, тестирование

1

9.11

19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

1

13.11

20

Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
Обучение сочинению: «В чём превосходство царевны над царицей в « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»

1

16.11

21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

27.11

22

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1

29.11

23

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

1

4.12

24

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

1

6.12

25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

11.12

26

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.
Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

13.12

27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете.

1

18.12

28

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..»-отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

20.12

29

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

25.12

30

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

27.12

31

Р.Р Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?»

1

10.01

32

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М. .Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова (письменные ответы на вопросы)

1

15.01

33

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

17.01

34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

22.01

35

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

1

24.01

36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

29.01

37

Русские поэты XIX в. о Родине и родной природе.Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

1

31.01

38

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

1

5.02

Из русской литературы 20 века (19 часов).

39

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

7.02

40

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

1

12.02

41

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

1

14.02

42

Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения.
Обучение сочинению по повести Короленко «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»

1

26.02

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.

1

43

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения.

1

28.02

44

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

5.03

45

Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

1

7.03

46

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

1

12.03

47

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1

14.03

48

Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1

19.03

49

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.

1

21.03

50

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С. М. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

26.03

51

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

28.03

52

Контрольная работа (тест).

1

2.04

53

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

4.04

54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

16.04

55

Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»

1

18.04

56-57

Русские поэты XXв. о Родине и родной природе.

2

23.04-25.04

58

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.

1

30.04

59

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.

1

2.05

Из зарубежной литературы (9 часов)

60

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

7.05

61

Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя.

1

9.05

62

Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.. Кай и Герда.

1

14.05

63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

16.05

64

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена «Добро и зло в сказках Андерсена», «Какие поступки героев сказок я считаю благородными?»

1

21.05

65

Вн.чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы?». Спор героев о прекрасном.

1

23.05

66

Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе. Внутренний мир героев.

1

28.05

67

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство автора в изображении жизни северного народа.

1

29.05

68

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1

31.05



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература:

    Коровина В. Я. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007

    Коровина В. Я. Литература: 5кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература:

    Учителя:

    Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005

    Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007

    Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007

    Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007

    Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс. – М.:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.