Рабочая программа по литературе в 7 классе (УМК Коровина В.Я.)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждаю. Директор школы (____) Васильева К.В.
Протокол № .08.2020года. Приказ № .08.2020года.
Рабочая программа
по литературе в 7 классе
Количество часов (68часов). Уровень (базовый).
Учитель: ШаринскаяЕ.В.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература», 2014год.
Учебник: Коровина В.Я. Литература 7 класс: учебник в 2-х частях. М. «Просвещение», 2018год.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе проекта федерального компонента государственного стандарта для школ с родным языком обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Программа 5-9 классов включает пять разделов: устное народное творчество (изучается в 5,6,7 классах); русская литература 19 века, русская литература 20 века, зарубежная литература.
В 7 классе в контексте «Диалога культур» изучаются русские народные исторические и лирические песни.
Произведения в 7 классе сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности.
Художественные произведения в 7 классе распределяются по 3 рубрикам: 1) для чтения изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися. Учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателем (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классический литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. (Темы уроков: «Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы», «Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», ««Калевала» - карело-финский мифологический эпос», ««Песнь о Роланде» - французский героический эпос», ««Повесть временных лет»: «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха», «А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок)», Н.А.Некрасов Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая», Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя», О.Генри «Дары волхвов» Сила любви и преданности».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-тематический план.
Содержание |
Кол. часов |
Внекл. чтение |
Развитие речи |
Введение |
2 |
|
|
Устное народное творчество |
6 |
2 |
|
Из Древнерусской литературы |
3 |
|
|
Из литературы XVIII века |
2 |
|
|
Из русской литературы XIX века |
25 |
4 |
3 |
Родная природа в стих-х русских поэтов XIX века |
1 |
|
1 |
Из русской литературы XX века |
21 |
3 |
2 |
Родная природа в поэзии XX века |
1 |
|
|
Песни на слова русских поэтов 20 века |
1 |
|
1 |
Из литературы народов России |
1 |
|
|
Из зарубежной литературы |
5 |
|
|
ИТОГО |
68 |
9 |
8 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.
Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»
Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.
Лирические и исторические песни татарского народа.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.
Теория литературы. Житие.
Для внеклассного чтения. Ю.М.Нагибин «Огненный протопоп».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).
Для внеклассного чтения. Баллады «Рыбак», «Перчатка».
Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист…». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике.
Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.
«Полтава» («Горит восток зарею новой...»). мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.
«Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.
Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений герое, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье»
(«Отворите мне темницу…»), «Парус».
Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда свободы и борьбы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.
Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя.
«Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев.
Теория литературы. Повесть.
Для внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», « в небе тают облака…».
Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера – ненастье…», «Поле зыблется цветами…».
Алексей Константинович Толстой. Биография поэта.»звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…».
Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Композиция произведения.
Для внеклассного чтения. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о писателе.
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».
Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.
Для внеклассного чтения. Н.А.Некрасов «Вчерашний день в часу шестом…», «В дороге» и другие.
Николай Семенович Лесков. Биография писателя.
Для обсуждения. «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Для внеклассного чтения. Н.С.Лесков «Левша».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Приемы сказочного повествования в произведении.
Для внеклассного чтения. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» и другие сказки по выбору учащихся и учителя.
Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе..
«Детство». Главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.
Для внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы)..
Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.
«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон – художественный образ обобщающей силы. Хрюкин и Очумелов. Смешное и грустное в рассказе. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей.
«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения. А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. « Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить….», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!...», «Песенка».
Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.
Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали….».
Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.
Владимир Владимирович Маяковский. Биография писателя.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Андрей Платонович Платонов. Биография писателя.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».
Александр Степанович Грин. Биография писателя.
Для обсуждения. «Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.
Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя….», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».
Любовь поэта к Родине. Поэтическая картина родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…», «Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».
Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.
Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя..
Для обсуждения. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.
Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.
Для обсуждения. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.
Федор Абрамович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Евгений Иванов Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.
Для обсуждения. «Живое пламя».
Для внеклассного чтения. Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».
Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».
Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.
Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» ( в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.
Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джек Лондон. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.
Джеймс Олдридж. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Последний дюйм» ( в сокращении). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.
Для внеклассного чтения.
Марк Твен. «приключение Гекельберри Финна».
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дядюшки Тома».
А.Дюма. «Три мушкетера».
Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
Э.Войнич. «Овод».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Лирические песни. «Вдоль по улице метелица метет…».
А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок)., «И.И.Пущину»
М.Ю.Лермонтов. «Парус».
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.К.Толстой. «То было раннею весной…»
И.С.Тургенев «Русский язык».
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»( отрывок),
С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые».
А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью..», «Ива» (по выбору).
Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».
А.Т.Твардовский. «Памяти матери».
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».
.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2010.
Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.
Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004.
Для учителя:
Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.
13.Учебник: Коровина В.Я. Литература 7 класс: учебник в 2-х частях. М. «Просвещение», 2016год.
№ п./п. |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Основные виды деятельности |
Дата |
||||||
План |
Факт |
|||||||||
1 |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы |
П: научиться определять идейно-нравст. проблемы литературы УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Л: Формирование мотивации к обучению
|
Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом, работа в группах – составление устного рассказа, выразительное чтение отрывков, проектирование д/з |
|
|
|||||
2 |
Входная контрольная работа |
П: научиться оперировать полученными литературоведческими знаниями за 6 класс УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Л: Формирование мотивации к обучению. |
Контроль и самоконтроль |
|
|
|||||
3 |
Устное народное творчество. Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». |
П: научиться различать произведения жанров фольклора. УУД: П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. К: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи. Л: формирование целостного взгляда на мир. |
Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, составление таблицы «Предания», работа с учебником, составление тезисного плана – конспекта, обсуждение преданий, коллективное проектирование выполнения д/з, комментированное выставление оценок |
|
|
|||||
4 |
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» |
П: научиться владеть изученной терминологией по теме УУД: П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Р: применять метод информационного поиска К: устанавливать рабочие отношения Л: формирование внутренней позиции школьника |
Чтение и обсуждение статей учебника, выразительное чтение былины, работа со словарем, составление тезисного плана, работа в парах, проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
П: научиться владеть изученной терминологией по теме УУД: П: уметь выделять и формулировать познавательную цель Р: уметь оценивать и формулировать то, что усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание Л: формирование навыков исследования текста
|
Комплексное повторение, работа в парах, устный монологический ответ, выразительное чтение с последующим рецензированием, сопоставительный анализ, , беседа по вопросам, проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||||
5 |
Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Садко» |
|
|
|||||||
6 |
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос |
П: научиться проектировать маршрут выполнения заданий. УУД: П: искать необходимую информацию. Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь определять общую цель и пути ее достижения Л: формирование навыков исследовательской деятельности |
Чтение и обсуждение статьи учебника, групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой, выступление групп с пересказами, , практическая работа: составление таблиц, проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок
|
|
|
|||||
7 |
«Песнь о Роланде» - французский героический эпос |
П: научиться проектировать маршрут выполнения заданий. УУД: П: искать необходимую информацию. Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь определять общую цель и пути ее достижения Л: формирование навыков исследовательской деятельности |
Чтение и обсуждение статьи учебника, выразительное чтение фрагментов, устное рецензирование, составление комментариев, работа со словарем, сравнение стихотворного и прозаического перевода текстов песен, комментирование выставленных оценок
|
|
|
|||||
8 |
Пословицы и поговорки |
П: научиться проектировать маршрут выполнения заданий. УУД: П: искать необходимую информацию. Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь определять общую цель и пути ее достижения Л: формирование навыков исследовательской деятельности |
Чтение и обсуждение статьи учебника, устные рассказы о собирателях, сопоставительный анализ, работа по карточкам, беседа, работа со словарем в группах, индивидуальное проектирование д/з, выставление оценок
|
|
|
|||||
9 |
«Повесть временных лет»: «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха» |
П: Научиться понимать смысл произведения древнерусской литр-ры УУД: П: уметь извлекать необходимую информацию Р: уметь анализировать текст К: устанавливать рабочие отношения Л: формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности. |
Коллективная работа: изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом, рассказ учителя, групповая практическая работа, выразительное чтение, устные ответы на вопросы, проектирование д/з, выставление оценок
|
|
|
|||||
10 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
П: Научить владеть изученной терминологией УУД: П: уметь формулировать познавательную цель Р: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: уметь моделировать монологическое высказывание Л: формирование эстетических чувств.
|
Проверка д/з, выразительное чтение повести, работа в парах сильный-слабый с последующей самопроверкой, работа в группах по алгоритму выполнения задания, выполнение творческого задания, выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
11 |
Контрольная работа по теме «Древнерусская литература» |
П: научиться самодиагностики УУД: П: научиться извлекать необходимую информацию. Р: применять метод информационного поиска К: уметь читать текст и понимать прочитанное Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания |
|
|
|||||
12
13 |
М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»
|
П: научиться анализировать текст стихотворения УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию. Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Л: формирование навыков самоанализа
П: научиться анализировать текст стихотворения УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию. Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Л: формирование навыков самоанализа |
Изучение содержания параграфа учебника, коллективная работа, фронтальная беседа, выразительное чтение, устные ответы на вопросы с цитированием, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Чтение и обсуждение статьи учебника, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа, беседа по вопросам, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок
|
|
|
|||||
14 |
А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок) |
П: научиться аргументировать свою точку зрения УУД: П: выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Л: формирование навыков взаимодействия в группе |
Изучение содержания параграфа учебника, работа с литературоведческим материалом, комментированное чтение отрывка, групповая работа, работа в парах сильный – слабый, взаимопроверка по алгоритму проведения взаимопроверки, проектирование выполнения д\з |
|
|
|||||
15 |
А.С.Пушкин «Медный всадник» |
П: уметь синтезировать полученную информацию УУД: П: выделять и формулировать познавательную цель. Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливать рабочие отношения Л: формировании нравственной ориентации. |
Фронтальная устная работа по учебнику, выразительное чтение фрагмента, составление плана, работа в парах, работа с репродукциями картин, пооектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
16 |
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» |
П: научиться самодиагностики УУД: П: научиться извлекать необходимую информацию. Р: применять метод информационного поиска К: уметь читать текст и понимать прочитанное Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Чтение и обсуждение статьи учебника, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа, групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания |
|
|
|||||
17 |
А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре |
П: учиться анализировать текст УУД: П: уметь извлекать необходимую информацию. Р: уметь анализировать стихот. текст К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Л: формирование навыков самоанализа |
Чтение и обсуждение статьи учебника, словарная работа, практическая групповая работа, коллективное проектирование выполнение д/з, комментирование выставленных оценок
|
|
||||||
18 |
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» |
П: учиться правильно давать ответы УУД: П: уметь владеть и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологические высказывания. Л: формирование навыков самоанализа |
Слово учителя, беседа по прочитанному, устная характеристика героя, работа с иллюстрациями, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
19 |
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов |
П: научиться определять значение картин быта 16 века УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К: уметь определять общую цель и пути ее достижения Л: формирование навыков взаимодействия в группе |
Проверка д/з, обсуждение статьи учебника, выразительное чтение фрагментов, групповая работа по тексту, практическая работа по памятке, участие в коллективном диалоге, составление цитатной таблицы, коллективное проектирование д/з |
|
|
|||||
20 |
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика |
П: научиться сопоставлять литературных героев УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текста Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы). К: уметь строить монологические высказывания Л: формирование навыков самоанализа |
Комплексное повторение, парная работа с дидактическим материалом, поиск цитатных примеров, коллективное проектирование способов д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
21 |
М.Ю.Лермонтов Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва» |
П: научиться анализировать поэтический текст УУД: П: уметь читать и объяснять прочитанное Р: выполнять учебные действия К: строить монологические высказывания Л: формировать навыки творческой деятельности |
Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом, конспектирование презентации учителя, выразительное чтение стихотворений, участие в коллективном диалоге, беседа по вопросам, проектирование выполнения д/з, |
|
|
|||||
22 |
Контрольная работа по произведениям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова |
П: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут УУД: П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь формулировать собственное мнение Л: формирование навыков индивид. выполнения диагностических заданий |
Выполнение заданий контрольной работы |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
23 |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы |
П: научиться выявлять характерные худож-е приемы повествования УУД: П: уметь строить сообщения Р: формировать ситуацию рефлексии К: уметь проявлять активность для решения познавательной задачи Л: формировать мотивацию к обучению |
Чтение и обсуждение статьи учебника, составление тезисов, выразительное чтение фрагментов, составление комментариев, составление плана характеристики Тараса Бульбы, проектирование д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
24 |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий |
П: научиться проектировать индивидуальный маршрут
УУД: П: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р: применять метод информационного поиска К: устанавливать рабочие отношения Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Слово учителя, различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, составление плана сравнительной характеристики, устный сопоставительный анализ, проектирование д\з, комментированное выставление оценок |
|
|
|||||
25 |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: подготовка к сочинению |
П: научить анализировать прочитанное УУД: П: уметь самостоятельно делать выводы Р: уметь планировать алгоритм ответа К: устанавливать рабочие отношения Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Работа со словарем литературоведческих терминов, составление плана и письменного ответа по теме сочинения проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
26 |
И.С.Тургенев «Бирюк». Автор и герой |
П: научиться определять авторское отношение к героям УУД: П: уметь выделять и формулировать познавательную цедь Р: уметь осознавать усвоенный материал К: ставить вопросы, обращаться за помощью Л: формирование навыков взаимодействия в группе |
Слово учителя, составление тезисов, участие в коллективном диалоге, групповая работа: составление плана с последующей взаимопроверкой, составление тезисного плана для пересказа отрывков, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
27 |
И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» |
П: учиться понимать смысл произведения УУД: П: уметь извлекать необходимую информацию Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Выразительное чтение стихотворений в прозе, составление лирических комментариев, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, проектирование д/з |
|
|
|||||
28 |
Н.А.Некрасов Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» |
П: учиться полнять индивид. задания УУД: П: называть объекты в соответствии с их содержанием Р; формировать ситуацию саморегуляции К: уметь читать вслух, понимать прочитанное Л: формирование мотивации к коллективной творческой деятельности |
Практическая работа с теоретическим материалом учебника, составление тезисного плана, выразительное чтение фрагментов, соствление комментариев, анализ поэмы, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
29 |
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения Некрасова |
П: обобщить и систематизировать знания УУД: П: уметь искать и выделять необходимую информацию Р: уметь осознавать усвоенный материал К: ставить вопросы, обращаться за помощью Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Комплексное повторение, взаимопроверка д/з, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, чтение и обсуждение текста, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
30 |
А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» как исторические баллады |
П: научиться анализировать текст баллады УУД: П: уметь извлекать необходимую информацию Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Л: формирование навыков индивид. и коллективной работы |
Чтение статьи учебника, устный рассказ о поэте, выразительное чтение баллад, словарная работа, участие в коллективном диалоге, практическая работа: поиск в балладах эпитетов и сравнений, подготовка выразительного чтения, проектирование д/з, комментированное выставление оценок |
|
|
|||||
31
|
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
П: научиться характеризовать средства выразительности в сказке УУД: П: уметь осмысленно читать и понимать прочитанное Р: выполнять учебные действия К: строить монологические высказывания Л: формирование познавательного интереса |
Чтение и обсуждение статьи учебника, составление тезисов, выразительное чтение сказки, составление лексических комментариев, участие в коллективном диалоге, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
32 |
М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» |
П: учиться выявлять авторское отношение к герою сказки УУД: П: уметь производить поиск и выделение необходимой информации. Р: формировать ситуацию саморегуляции (формировать операционный опыт). К: навыки выразительного чтения Л: : формировать мотивацию к самосовершенствованию |
Выразительное чтение сказки, различные виды пересказов, устные ответы на вопросы, поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», 2гротеск», проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
33 |
Контрольная работа «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина» |
П: правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы УУД: П: уметь синтезировать полученную информацию Р: уметь определять меры усвоения изученного материала К: уметь делать анализ текста Л: формирование навыков исследовательской деятельности |
Групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения, комментирование выставленных оценок. |
|
|
|||||
34 |
Л.Н.Толстой «Детство» (главы) Автобиографический характер повести |
П: научиться владеть изученной терминологией УУД: П: выделять и формулировать познавательную цель Р: уметь выполнять учебные действия К: устанавливать рабочие отношения Л: формирование навыков взаимодействия в группе |
Чтение и обсуждение статьи учебника, составление тезисов, участие в коллективном диалоге, составление плана анализа эпизода, работа со словрем, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
35 |
Л.Н.Толстой «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир |
П: научиться анализировать текст УУД: П: уметь синтезировать полученную информацию Р: уметь вполнять учебные действия К: уметь строить монологическое высказывание Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Комплексное повторение, работа с литературоведческим портфолио, групповая работа по учебнику, обсуждение прочитанного, аналитическая беседа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
36 |
А.П.Чехов «Хамелеон»: проблематика рассказа |
П: научиться анализировать текст УУД: П: уметь выделять нужную информацию из текста Р: выбирать действия с поставленной задачей К: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы Л: формирование познавательного интереса |
Изучение параграфа учебника, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом , выразительное чтение рассказа, словарная работа, участие в коллективном диалоге, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
37 |
А.П.Чехов «Злоумышленник»: многогранность комического в рассказе |
П: научиться составлять литературный портрет поэта УУД: П: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Р: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста Л: формирование познавательного интереса |
Работа с материалом учебника, чтение рассказа, аналитическая беседа, работа в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок
|
|
|
|||||
38 |
Смех и слезы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня» |
П: научиться анализировать текст рассказа УУД: П: уметь производить поиск информации Р: формировать ситуацию саморегуляции. К: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы Л: формирование навыков самодиагностики |
Групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок
|
|
|
|||||
39
|
Край ты мой, родимый край! |
П: научиться выразительно читать тексты УУД: П: уметь строить сообщение Р: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К: уметь проявлять активность Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Комплексное повторение, конкурс презентаций, выразительное чтение стихотворений, составление плана анализа, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
40 |
И.А.Бунин «Цифры» Сложность взаимоотношений детей и взрослых |
П: научиться выявлять особенности повествования УУД: П: уметь синтезировать полученную информацию Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К: уметь высказывать собственное мнение Л: формирование навыков анализа текста |
Изучение содержания параграфа, участие в коллективном диалоге, работа в парах сильный – слабый, коллективное обсуждение вопросов, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
41 |
И.А.Бунин «Лапти» |
П: научиться анализировать текст УУД: П: выделять познавательную цель Р: применять метод информационного поиска. К: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Л: формирование навыков анализа текста |
Различные виды пересказов, работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи с последующей взаимопроверкой, составление плана ответа на проблемный вопрос, групповая лабораторная работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
42 |
М.Горький «Детство» Автобиографический характер повести |
П: научиться анализировать текст повести УУД: П: уметь выделять в тексте главное. Р: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста Л: формирование навыков анализа текста |
Групповая работа с теоретическим материалом по теме урока, устный рассказ о писателе, чтение фрагментов, составление устного ответа на проблемный вопрос, комментирование выставленных оценок комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
43 |
М.Горький «Детство»: обучение анализу эпизода |
П: научиться выполнять индивидуальные задания УУД: П: уметь искать необходимую информацию Р: формировать ситуацию саморегуляции. К: формировать навыки работы в группе Л: формирование познавательного интереса |
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций, составление плана анализ эпизода, составление плана, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
44 |
М.Горький «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко» |
П: учиться определять тему романтического рассказа УУД: П: уметь осмысленно читать Р: уметь выполнять учебные действия К: формировать навыки работы в группе Л: формирование навыков анализа романтического произведения |
Выразительное чтение легенды, устный ответ на вопрос, аналитическая беседа с цитатным высказыванием, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
45 |
Л.Н.Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим |
П: научиться определять особенности повествования УУД: П: искать необходимую информацию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: уметь ставить вопросы Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Чтение и обсуждение статьи учебника, устный рассказ о писателе, выразительное чтение рассказа, участие в коллективном диалоге, индивидуальное проектирование выполнения д/з |
|
|
|||||
46
|
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
П: научиться определять языковые и композиционные особенности стих-я УУД: П: узнавать объекты в соответствии с содержанием Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь читать вслух и понимать прочтанное Л: формирование мотивации к исследовательской деятельности |
Изучение содержания параграфа учебника, групповая работа с текстом: анализ стихотворения по алгоритму, прослушивание фонохрестоматии, индивидуальное проектирование выполнения д/з |
|
|
|||||
47 |
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»: два взгляда на мир |
П: научиться выявлять ритмико-метрические особенности стихотвор-я УУД: П: уметь строить сообщение Р: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. К: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) Л: формирование интереса к культурному наследию нашей страны |
Выразительное чтение стихотворений, участие в коллективном диалоге, составление лексических и историко-культурных комментариев, поиск цитатных примеров, групповое проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
48 |
А.П.Платонов «Юшка» Друзья и враги главного героя |
П: научиться аргументировать свой ответ УУД: П: уметь выделять познавательную цель Р: формировать ситуацию саморегуляции. К: формировать навыки работы в группе Л: формирование навыков исследовательской деятельности |
Работа с материалом учебника, чтение рассказа, аналитическая беседа, работа в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок
|
|
|
|||||
49 |
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» Труд как основа нравственности |
П: научиться анализировать текст УУД: П: искать вариант решения проблемы. Р: уметь строить речевое высказывание – доказательство. К: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Комплексное повторение, самост. работа с портфолио, составление словаря понятий, работа индивидуальная и парная с материалом учебника, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
50 |
Классное контрольное сочинение |
П: научиться аргументировать свое отношение к героям произведения УУД: П: уметь производить поиск информации, составлять план повествования Р: формировать ситуацию саморегуляции. К: уметь отвечать на поставленные вопросы Л: формирование мотивации к творческой деятельности |
Коллективное обсуждение письменного ответа на проблемный вопрос, фронтальная беседа по вопросам , проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
51 |
Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме» Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака |
П: научиться определять тему и идею стихотворений УУД: П: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию. Р: выполнять учебные действия Л: формирование навыков самоанализа |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом учебника, выразительное чтение с последующим его рецензированием (фонохрестоматия), проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
52 |
А.Т.Твардовский Стихотворения поэта. Размышление о взаимосвязи человека и природы |
П: научиться выявлять особенности лирики Твардовского УУД: П: приобретать навыки выразительного чтения. Р: применять метод рефлексии К: формировать ситуацию сотрудничества Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Чтение статьи учебника, выразительное чтение стихотворений, работа с литературоведческим портфолио, составление устного ответа на вопрос, самостоятельное проектирование дифференцированного выполнения д/з |
|
|
|||||
53 |
На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны |
П: научиться выполнять индивидуальные задания УУД: П: уметь извлекать необходимую информацию Р: уметь анализировать текст К: уметь читать вслух, понимать прочитанное Л: формирование мотивации познавательного интереса |
Коллективная работа с использованием алгоритма составления плана, работа в парах , коллективное проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
54 |
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» |
П: научиться характеризовать проблему в рассказе УУД: П: уметь самостоятельно делать выводы Р: уметь планировать алгоритм ответа К: формировать ситуацию сотрудничества Л: формирование мотивации познавательного интереса |
Групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
55 |
Е.И.Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа |
П: научиться четко давать ответы на вопросы УУД: П: уметь синтезировать полученную информацию Р: уметь делать анализ текста К: формировать навыки речевого отображения Л: формирование личностных отношений к происходящим событиям
|
Изучение содержания параграфа учебника, конспектирование статьи с последующей взаимопроверкой, групповая работа с теоретическим материалом, участие в коллективном диалоге, нравственная оценка событий и героев, , проектирование способов выполнения д/з
|
|
|
|||||
56
|
Е.И.Носов «Живое пламя» |
П: устанавливать причинно-следственные связи УУД: П: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Р: уметь строить высказывание. К: формировать навыки речевого отображения Л: формирование личностных отношений к происходящим событиям
|
Комплексное повторение, чтение рассказа, беседа по вопросам учебника, практическая работа: подбор цитатных примеров, работа в парах сильный – слабый , проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
57 |
Ю.П.Казаков «Тихое утро» |
П: уметь отвечать на поставленные вопросы УУД: П: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Р: уметь строить высказывание. К: формировать навыки речевого отображения Л: формирование мотивации познавательного интереса
|
Чтение и обсуждение статьи учебника, выразительное чтение фрагментов по ролям, участие в коллективном диалоге, практическая работа (составление устной и письменной характеристики героев), проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
58 |
Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи |
П: научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики УУД: П: уметь самостоятельно делать выводы Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формировать ситуацию сотрудничества Л: формирование мотивации к самосовершенствованию
|
Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, обсуждение статьи учебника, устный рассказ о писателе, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
59 |
М.М.Зощенко «Беда» Смешное и грустное в рассказе |
П: научиться составлять литературный портрет писателя УУД: П: уметь проводить исследование и определять сущность характеристики изучаемых объектов. Р: применять метод информационного поиска К: уметь формировать ситуацию сотрудничества Л: формирование навыков коллективной деятельности |
Комплексная проверка д/з, поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, групповая работа (чтение по ролям), коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
60 |
«Тихая моя родина» Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого |
П: учиться определять особенности пейзажной лирики УУД: П: уметь выделять в тексте главное. Р: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста Л: формирование мотивации к самосовершенствованию
|
Краткие сообщения о поэтах, выразительное чтение стихотворений, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, участие в коллективном диалоге, работа в парах сильный – слабый, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
61 |
Песни на стихи русских поэтов XX века |
П: : научиться владеть изученной терминологией УУД: П: уметь выделять познавательную цель Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь моделировать монологическое высказывание Л: формирование мотивации к творческой деятельности
|
Выразительное чтение стихотворений, восприятие песен, учпастие в коллективном диалоге, Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, коллективная работа по вопросам (фонохрестоматии), комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
62 |
Контрольная работа по произведения писателей XX века |
П: научиться проектировать индивидуальный маршрут УУД: П: уметь самостоятельно делать выводы Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формулировать свою точку зрения Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Самостоятельное выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания |
|
|
|||||
63 |
Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей родине» |
П: учиться владеть изученной терминологией УУД: П: уметь выделять познавательную цель Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь ставить вопросы Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Чтение и обсуждение статьи учебника, выразительное чтение стихотворений, устные ответы на вопросы, поиск художественных образов, составление цитатной таблицы, дифференцированное проектирование выполнения д/з. |
|
|
|||||
64
|
Р.Бернс «Честная бедность» Представления поэта о справедливости и честности |
П: учиться выразительно читать и анализировать текст УУД: П: уметь выделять в тексте главное. Р: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста Л: формирование познавательного интереса |
Устный рассказ о поэте, выразительное чтение стих-я, коллективная работа по вопросам, составление электронного альбома, комментирование выставленных оценок индивидуальное дифференцированное проектирование выполнения д/з
|
|
|
|||||
65 |
Джордж Гордон Байрон «Душа моя мрачна…» |
П: учиться выразительно читать и анализировать текст УУД: П: уметь выделять в тексте главное. Р: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста Л: формирование познавательного интереса |
Устный рассказ о поэте, выразительное чтение стих-я, коллективная работа по вопросам, комментирование выставленных оценок индивидуальное дифференцированное проектирование выполнения д/з
|
|
|
|||||
66 |
Японские трехстишия (хокку) |
П: научиться определять идейно-художественное своеобразие текста УУД: П: уметь синтезировать полученную информацию Р: уметь выполнять учебные действия К: уметь проявлять активность для решения задач Л: формирование мотивации к самосовершенствованию |
Чтение и обсуждение статьи учебника, выразительное чтение хокку, самостоятельная работа с литер. портфолио, заполнение таблицы, работа в парах по алгоритму выполнения задачи, составление тезисного плана, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
67 |
О.Генри «Дары волхвов» Сила любви и преданности |
П: научиться давать характеристики героям, анализировать текст УУД: П: уметь уметь планировать алгоритм ответа Р: уметь составлять план действий для достижения цели. К: адекватно использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач Л: формирование выстраивания системы личностных отношений |
Устный рассказ о писателе, выразительное чтение рассказа, устный ответ на вопрос, участие в коллективном диалоге, составление таблицы»Черты рождественского рассказа в произведении О.Генри», работа в парах, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок |
|
|
|||||
68 |
Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы» |
П: научиться систематизировать и обобщать теоретический материал УУД: П: уметь систематизировать полученную информацию, Р: уметь выполнять учебные действия К: устанавливать рабочие отношения Л: формирование навыков взаимодействия в группе
|
Комплексное повторение, чтение и обсуждение статьи учебника, самостоятельная работа в группах по алгоритму выполнения задачи, заполнение таблицы «Характеристика идейно-эмоционального содержания», коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок
|
|
|