Рабочая программа по литературе (5 класс, УМК В.Я. Коровиной)
1. Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
5 класс
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2. Содержание тем учебного предмета «Литература»
5 класс
Введение – 1 ч.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 7 ч.
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ -9ч.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М.Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений).
Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Прети - на». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 2 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. ж., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского изведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения,
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения, произведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения:) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их Характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», ... Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 30 ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла,
смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете» , А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. (Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 15 ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена, Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальное представления).
Жорж Саид. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
3. Тематическое планирование
Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объёме 102 часов. Согласно календарно-учебному графику школы на 2016-17 год планирование составлено на 98 часов. Количество учебных часов в неделю -2.
УМК: Литература. 5 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина – М.: Просвещение, 2014.
Тема раздела |
Кол-во часов |
Введение |
1 |
Устное народное творчество |
9 |
Древнерусская литература |
2 |
Из русской литературы 18 века |
1 |
Из русской литературы 19 века |
5 |
Литературные сказки |
62 |
Писатели улыбаются |
2 |
Зарубежная литература |
21 |
Итого: |
98 |
4. Календарно- тематическое планирование по русской литературе/ 5 класс
№ урока |
Наименование раздела. Тема урока |
Кол. часов |
к/р |
р/р |
Дата проведения |
Примечание |
||
План |
Факт |
|||||||
1 |
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся |
1 |
5.09 |
|||||
Устное народное творчество (9ч.) |
||||||||
2 |
УНТ. Загадка как один из жанров УНТ, пословицы и поговорки |
1 |
7.09 |
|||||
3 |
Русские народные сказки: Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой |
1 |
8.09 |
|||||
4 |
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика |
1 |
||||||
5 |
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. |
1 |
||||||
6 |
Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа |
1 |
||||||
7 |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. |
1 |
||||||
8 |
Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках |
1 |
||||||
9 |
Вн. чт. Сказки народов России. |
1 |
||||||
10 |
Вн. чт. Сказки народов России. |
1 |
||||||
Древнерусская литература (2ч.) |
||||||||
11 |
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. |
1 |
||||||
12 |
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи |
1 |
||||||
Из русской литературы 18 века (1ч.) |
||||||||
13 |
М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы |
1 |
||||||
Из русской литературы 19 века ( 5ч.) |
||||||||
14 |
И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне». Понятие об аллегории и морали. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. |
1 |
||||||
15 |
Конкурс инсценированной басни И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали |
1 |
||||||
16 |
Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки |
1 |
||||||
17 |
А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады |
1 |
||||||
18 |
А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны |
1 |
||||||
19 |
А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок «У лукоморья дуб зеленый…». Язык сказки. |
1 |
||||||
20 |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные герои. |
1 |
||||||
21 |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные герои. |
1 |
||||||
22 |
Язык сказок А.С.Пушкина. |
1 |
||||||
23 |
Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». |
1 |
||||||
24 |
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. |
1 |
||||||
25 |
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. |
1 |
||||||
26 |
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке |
1 |
||||||
27 |
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. |
1 |
||||||
28 |
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения |
1 |
||||||
29 |
В.ч Прославление любви и верности в сказке М.Ю.Лермонтова «Ашик – Кериб» |
1 |
||||||
30 |
Р.Р. Конкурс на лучшего рассказчика сказок |
1 |
||||||
31 |
В.ч П.Ершов «Конек – Горбунок» |
1 |
||||||
32 |
Р.р. Об эпитете |
1 |
||||||
33 |
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» |
1 |
||||||
34 |
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» |
1 |
||||||
35 |
Р.Р. Сочинение – описание внешности Оксаны |
1 |
№1 |
|||||
36 |
Высмеивание жадности и глупости в повести «Ночь перед Рождеством» |
1 |
||||||
37 |
Поэтизация картин народной жизни в повести |
1 |
||||||
38 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Поэтика волшебной сказки |
1 |
||||||
39 |
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей |
1 |
||||||
40 |
Жизнь крестьян в изображении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» |
1 |
||||||
41 |
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна |
1 |
||||||
42 |
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества |
1 |
||||||
43 |
Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?» |
1 |
№2 |
|||||
44 |
Русская природа в стихотворении А.А.Фета «Чудная картина» |
1 |
||||||
45 |
Очарование картинами природы в стихотворениях А.Фета «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая» |
1 |
||||||
46 |
Р.Р. Устное сочинение «Русская природа в изображении поэтов |
1 |
||||||
47 |
Р.Р. Устное сочинение «Русская природа в изображении поэтов |
1 |
||||||
48 |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы |
1 |
||||||
49-50 |
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"» |
2 |
||||||
51 |
Изображение красоты осенней природы в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Пейзаж в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды…» «Как весел грохот летних бурь |
1 |
||||||
52 |
Картины наступающей весны в стихотворении А.Н. Плещеева «Весна» Изображение природы в стихотворении И.С. Никитина «Утро» , «Зимняя ночь в деревне» Стихотворение А.Н Майков «Ласточки», И.З. Суриков « Зима» |
1 |
||||||
53 |
Р.р. Выразительное чтение поэтического произведения. |
1 |
||||||
54 |
Человек и природа в рассказе И.Бунина «Косцы». |
1 |
||||||
55 |
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений |
1 |
||||||
56 |
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев |
1 |
||||||
57-59 |
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства» |
3 |
№3 |
|||||
60 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений |
1 |
||||||
61-62 |
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера |
2 |
||||||
63 |
К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» |
1 |
||||||
64 |
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения |
1 |
||||||
65 |
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского |
1 |
||||||
66 |
С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла |
1 |
||||||
67 |
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»:«Падчерица и Королева в пьесе-сказке С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев». «Добро и зло в сказке С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев». «Пьеса С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев" и народные сказки» |
1 |
№4 |
|||||
68-69 |
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира |
2 |
||||||
70-71 |
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в повести. |
2 |
||||||
72-73 |
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении |
2 |
||||||
74 |
Литература о ВОВ 1941-45 гг. К.Симонов «Майор принёс» |
1 |
||||||
75 |
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» |
1 |
||||||
76 |
Р.р О теме и идее художественного произведения |
1 |
||||||
77 |
В.ч. Тема бережного отношения к природе в рассказе М.М.Пришвина «Старый гриб» |
1 |
||||||
78 |
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: |
1 |
||||||
79 |
А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе |
1 |
||||||
Писатели улыбаются (2ч.) |
||||||||
80 |
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». |
1 |
||||||
81 |
Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. Ю.Ч.Ким «Рыба – кит» |
1 |
||||||
Зарубежная литература (21ч.) |
||||||||
82 |
Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер |
1 |
||||||
83 |
Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. |
1 |
||||||
84 |
Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека |
1 |
||||||
85 |
Х. – К. Андерсен «Снежная королева». Тема преданности в любви и дружбе» |
1 |
||||||
86 |
Х. – К. Андерсен «Снежная королева». Тема преданности в любви и дружбе» |
1 |
||||||
87-88 |
Осуждение эгоизма в сказке «Снежная королева» |
2 |
||||||
89 |
В.ч.Х.К.Андерсен.Моя любисмая сказка. |
1 |
||||||
90-91 |
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
2 |
||||||
92-93 |
Вн.ч.Другие главы М.Твена «Приключения Тома Сойера» |
2 |
||||||
94-95 |
Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа |
2 |
||||||
96 |
В.Ч. Дж. Лондон Изображении жизни северного народа |
1 |
||||||
97-98 |
Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». |
2 |
||||||
Итого: |
98 |
4 |