Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК В.Я. Коровиной
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Рабочая программа по литературе
5 класс
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерных программ по учебным предметам (Литература) ФГОС второго поколения, Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014.
На изучение литературы в 5 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 105 часа в год из расчета 3 часа в неделю (на 35 учебных недель).
Количество п/р, сочинений согласно учебным триместрам:
Форма контроля |
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
Контрольная работа (в т.ч. проверочная, тестирование) |
1 |
1 |
1 |
Сочинение (письменный ответ на проблемный вопрос) |
2 |
2 |
4 |
Тематическое планирование включает часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину; сознание свей этнической принадлежности;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей;
– уважение и принятие других народов России и мира, их культуры, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, ответственное отношение к учению.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью;
Познавательные УУД:
– понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– составлять план, таблицу, схему;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Содержание учебного предмета
Введение (2 ч.)
Устное народное творчество (10 ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Из литературы XVIII века (1 ч.)
М. В. Ломоносов. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Из литературы XIX века (37 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Герои баллады.
А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке.
В. М. Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения.
Н. В. Гоголь Повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».
Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим.
А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.
А.П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок).
Из литературы XX века (32 ч.)
И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы.
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.
А, П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла.
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики.
Из зарубежной литературы (21 ч.)
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка.
Тематическое планирование уроков русского языка (105 ч.)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов на изучение |
Дата поведения |
|
По плану |
По факту |
|||
Введение – 2 ч. |
||||
1. |
Книга в духовной жизни человека. |
2 |
||
Устное народное творчество – 10 ч. |
||||
2. |
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. |
2 |
||
3. |
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. |
1 |
||
4. |
«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. |
1 |
||
5. |
Народная мораль в сказке и поступках героев. |
1 |
||
6. |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки. |
1 |
||
7. |
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Нравственное превосходство главного героя. |
2 |
||
8. |
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». |
1 |
||
9. |
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказкам. |
1 |
||
Из древнерусской литературы-2 ч. |
||||
10. |
«Повесть временных лет» как литературный памятник. |
|||
11. |
Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
|||
Из литературы XVIII века-1 ч. |
||||
12. |
М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. |
|||
Из литературы XIX века -37 ч. |
||||
13. |
Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Крылов-баснописец. |
1 |
||
14. |
Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне. |
1 |
||
15. |
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. |
1 |
||
16. |
Р.р. «Мои любимые басни И.А.Крылова» |
1 |
||
17. |
В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» |
1 |
||
18. |
В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» |
1 |
||
19. |
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») |
1 |
||
20. |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». События и герои сказки |
1 |
||
20. |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героев. |
1 |
||
21. |
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по творчеству А.С.Пушкина. |
1 |
||
22. |
Русская литературная сказка. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мораль сказки. |
2 |
||
23. |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Художественные особенности. |
1 |
||
24. |
Проблематика и поэтика стихотворения «Бородино» |
1 |
||
25. |
Н.В. Гоголь. Сюжет и герои повести «Заколдованное место» |
|||
26. |
Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» |
2 |
||
27. |
Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». |
1 |
||
28. |
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Язык стихотворения. |
1 |
||
29. |
И.С. Тургенев. Повесть «Муму» как произведение о крепостном праве. |
1 |
||
30. |
Герасим и его окружение: система образов в повести. |
1 |
||
31. |
Смысл финала рассказа «Муму». |
1 |
||
32. |
Р.р. И.С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа. |
1 |
||
33. |
Анализ стихотворений А. А. Фета: «Весенний дождь», «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…». |
2 |
||
34. |
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе. Историческая основа рассказа. Понятие о сюжете. |
1 |
||
35. |
Жилин и Костылин -два разных характера, две разные судьбы. |
1 |
||
36. |
«Кавказский пленник»: бессмысленность и жестокость национальной вражды. |
1 |
||
37. |
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу «Кавказский пленник». |
1 |
||
38 |
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. |
2 |
||
39. |
А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества в рассказе. |
1 |
||
40. |
Р.р. Составление киносценария по рассказу «Хирургия» |
1 |
||
41. |
Вн.чт. Юмор в рассказах А.П.Чехова. |
1 |
||
42 43. |
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З. Суриков «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок) |
2 2 |
||
Из литературы XX века -32 ч. |
||||
44. |
И.А. Бунин. Эстетическое в рассказе «Косцы» |
1 |
||
45. |
Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы. |
1 |
||
46. |
В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. |
1 |
||
47. |
«В дурном обществе»: семья Тыбурция. |
1 |
||
48. |
«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». |
1 |
||
49. |
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по повести «В дурном обществе». |
1 |
||
50. |
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». |
2 |
||
51. |
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
1 |
||
52. |
«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка |
1 |
||
53. |
К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. |
1 |
||
54. |
К.Г. Паустовский. Нравственные оценки героев рассказа «Заячьи лапы». |
1 |
||
55. |
С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» |
1 |
||
56. |
«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. |
1 |
||
57. |
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказке «Двенадцать месяцев» |
1 |
||
58. |
А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа в рассказе. |
1 |
||
59. |
«Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. |
1 |
||
60. |
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. |
1 |
||
61. |
Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» |
1 |
||
62. |
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу «Васюткино озеро» |
2 |
||
63. |
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»: подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. |
2 |
||
64. |
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». |
1 |
||
65. |
Р.р. Стихи о великой Отечественной войне. Отражение подвига детей в военной лирике. |
2 |
||
66. |
И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Лирические произведения о Родине и родной природе. |
1 |
||
67. |
Образ родины в стихах о природе: Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». |
2 |
||
68. |
Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. |
1 |
||
69. |
Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе. |
1 |
||
Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. |
1 |
|||
Из зарубежной литературы XX века -21 ч. |
||||
70. |
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. |
1 |
||
71. |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. |
2 |
||
72. |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. |
1 |
||
73. |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» как произведение о силе человеческого духа. |
1 |
||
74. |
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика в сказке. |
1 |
||
75. |
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. |
1 |
||
76. |
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление понятий о красоте. |
1 |
||
77. |
Вн.чт. Волшебные сказки Андерсена. Сказки о пред- метах окружающего мира |
2 |
||
78. |
Р.р Подготовка к устному и письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по сказкам Андерсена. |
2 |
||
79. |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. |
1 |
||
80. |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. |
1 |
||
81. |
Р.р Подготовка к письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по роману М.Твена. |
1 |
||
82. |
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
1 |
||
83. |
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. |
1 |
||
84. |
Итоговая контрольная работа по литературе. |
2 |
||
85. |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по итогам года |
2 |