Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК В.Я. Коровиной

8
0
Материал опубликован 10 September 2017 в группе

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

Рабочая программа по литературе

5 класс

Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

2017-2018 уч.г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерных программ по учебным предметам (Литература) ФГОС второго поколения, Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014.

На изучение литературы в 5 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 105 часа в год из расчета 3 часа в неделю (на 35 учебных недель).

Количество п/р, сочинений согласно учебным триместрам:

Форма контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Контрольная работа (в т.ч. проверочная, тестирование)

1

1

1

Сочинение (письменный ответ на проблемный вопрос)

2

2

4

Тематическое планирование включает часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества:

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину; сознание свей этнической принадлежности;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей;

–  уважение и принятие других народов России и мира, их культуры, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, ответственное отношение к учению.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Познавательные УУД:

–  понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах;

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– составлять план, таблицу, схему;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.

Коммуникативные УУД:

– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать  прочитанное;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

На повышенном уровне:

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Содержание учебного предмета

Введение (2 ч.)

Устное народное творчество (10 ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Из литературы XVIII века (1 ч.)

М. В. Ломоносов. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Из литературы XIX века (37 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.

И. А. Крылов.  «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета. «Кубок».  Герои баллады.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке.

В. М. Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа сти­хотворения.

Н. В. Гоголь Повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница». 

Н. А. Некрасов. «На Волге».  Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». 

И. С. Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим.

А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.

А.П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок).

Из литературы XX века (32 ч.)

И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести.

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы.

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.

А, П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»;  Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики.

Из зарубежной литературы (21 ч.)

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка.


 

Тематическое планирование уроков русского языка (105 ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов на изучение

Дата поведения

По плану

По факту

Введение – 2 ч.

1.

Книга в духовной жизни человека.

2

   

Устное народное творчество – 10 ч.

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2

   

3.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

как волшебная сказка.

1

   

4.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1

   

5.

Народная мораль в сказке и поступках героев.

1

   

6.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки.

1

   

7.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Нравственное превосходство главного героя.

2

   

8.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1

   

9.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказкам.

1

   

Из древнерусской литературы-2 ч.

10.

«Повесть временных лет» как литературный

памятник.

     

11.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока

киевлянина и хитрость воеводы Претича».

     

Из литературы XVIII века-1 ч.

12.

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

     

Из литературы XIX века -37 ч.

13.

Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Крылов-баснописец.

1

   

14.

Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне.

1

   

15.

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

1

   

16.

Р.р. «Мои любимые басни И.А.Крылова»

1

   

17.

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

   

18.

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

1

   

19.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

   

20.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». События и герои сказки

1

   

20.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героев.

1

   

21.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по творчеству А.С.Пушкина.

1

   

22.

Русская литературная сказка. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мораль сказки.

2

   

23.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Художественные особенности.

1

   

24.

Проблематика и поэтика стихотворения «Бородино»

1

   

25.

Н.В. Гоголь. Сюжет и герои повести «Заколдованное место»

     

26.

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская

ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»,

«Страшная месть»

2

   

27.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

   

28.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Язык стихотворения.

1

   

29.

И.С. Тургенев. Повесть «Муму» как произведение о крепостном праве.

1

   

30.

Герасим и его окружение: система образов в повести.

1

   

31.

Смысл финала рассказа «Муму».

1

   

32.

Р.р. И.С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа.

1

   

33.

Анализ стихотворений А. А. Фета: «Весенний дождь», «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…».

2

   

34.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе. Историческая основа рассказа. Понятие о сюжете.

1

   

35.

Жилин и Костылин -два разных характера, две разные судьбы.

1

   

36.

«Кавказский пленник»: бессмысленность и жестокость национальной вражды.

1

   

37.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу «Кавказский пленник».

1

   

38

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,

И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

2

   

39.

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества в рассказе.

1

   

40.

Р.р. Составление киносценария по рассказу «Хирургия»

1

   

41.

Вн.чт. Юмор в рассказах А.П.Чехова.

1

   

42

43.

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З. Суриков «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок)

2

2

   

Из литературы XX века -32 ч.

44.

И.А. Бунин. Эстетическое в рассказе «Косцы»

1

   

45.

Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы.

1

   

46.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

   

47.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

1

   

48.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

1

   

49.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по повести «В дурном обществе».

1

   

50.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

2

   

51.

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы

Степана и Хозяйки Медной горы.

1

   

52.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка

1

   

53.

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки

и их поступки.

1

   

54.

К.Г. Паустовский. Нравственные оценки героев рассказа «Заячьи лапы».

1

   

55.

С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

1

   

56.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы.

1

   

57.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказке «Двенадцать месяцев»

1

   

58.

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа в рассказе.

1

   

59.

«Никита»: быль и фантастика. Реальность и

фантастика в рассказе.

1

   

60.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой

в экстремальной ситуации.

1

   

61.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

   

62.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу «Васюткино озеро»

2

   

63.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»: подвиги детей

в годы Великой Отечественной войны.

2

   

64.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

1

   

65.

Р.р. Стихи о великой Отечественной войне. Отражение подвига детей в военной лирике.

2

   

66.

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Лирические произведения о Родине и родной природе.

1

   

67.

Образ родины в стихах о природе: Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

2

   

68.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе.

1

   

69.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

1

   
 

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1

   

Из зарубежной литературы XX века -21 ч.

70.

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность

традициям предков.

1

   

71.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные

приключения героя.

2

   

72.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными

обстоятельствами.

1

   

73.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» как произведение о силе человеческого духа.

1

   

74.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика в сказке.

1

   

75.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка

о великой силе любви.

1

   

76.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что

есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление понятий о красоте.

1

   

77.

Вн.чт. Волшебные сказки Андерсена. Сказки о пред-

метах окружающего мира

2

   

78.

Р.р Подготовка к устному и письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по сказкам Андерсена.

2

   

79.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

   

80.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки.

1

   

81.

Р.р Подготовка к письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по роману М.Твена.

1

   

82.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

   

83.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек Лондон — мастер изображения

экстремальных жизненных ситуаций.

1

   

84.

Итоговая контрольная работа по литературе.

2

   

85.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по итогам года

2

   


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.